Технология развития системы УУД

  • pptx
  • 28.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Занятие 4.5. Технологии развития системы универсальных учебных действий на ступени ООО.pptx

Кафедра педагогики ВИРО Е.А. Никодимова, к.п.н.

Технологии развития системы универсальных учебных действий на ступени основного общего образования

Одно из требований ФГОС ООО

Обязательное включение всех обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельности

Общие характеристики проектной и учебно-исследовательской деятельности

 цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д.

организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

необходимо обеспечить педагогическое сопровождение выполняемого учеником проекта или учебного исследования как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство)

необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту или учебному исследованию с оценкой индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника;
результаты и продукты проектной или исследовательской работы отличны: результат проектной деятельности практико ориентирован; результат исследовательской деятельности имеет форму интеллектуального (теоретического) конструкта. В исследовании возможен отрицательный результат.

Инвариантная структура проектной деятельности обучающихся

Определение проекта (задания, «дела») и диагностично поставленной задачи.
Планирование деятельности.
Защита проекта.
Выполнение деятельности
Рефлексивная оценка результата.
Презентация продукта.







Инвариантная структура учебно-исследовательской деятельности обучающихся

Осознание проблемы
Выдвижение предположений и их обоснование
Планирование исследования
Осуществление исследования
Получение результатов
Оценка и интерпретация результатов исследования

Требования ФГОС к результатам освоения учащимися проектной и исследовательской деятельности: базовый уровень


Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Повышенный уровень

Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Виды УУД

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Система универсальных учебных действий в проектной деятельности

УУД

ЛИЧНОСТНЫЕ УДД
Ценностно-смысловая ориентация учащихся в проектной деятельности
Связь задач, решаемых учеником в проектной деятельности, с практикой повседневной жизни
Выбор ролевых позиций в процессе осуществления проектной деятельности

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Типы коммуникации в проектной деятельности
Организация и планирование совместной работы в группе
Овладение монологической и диалогической формами речи
Овладение способами решения коммуникативных задач в проектной деятельности

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УДД
Диагностичная постановка учебных задач
Планирование действий в учебной работе с объектом изучения
Рефлексия процесса и результатов проектной деятельности
Волевая саморегуляция в процессе осуществления проектной деятельности

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Определение проекта и диагностично поставленной задачи
Планирование деятельности
Защита проекта
Выполнение деятельности
Рефлексивная оценка результата
Презентация продукта

Система универсальных учебных действий в учебно-исследовательской деятельности

УУД

ЛИЧНОСТНЫЕ УДД
Ценностно-смысловая ориентация учащихся в проектной деятельности
Связь задач, решаемых учеником в проектной деятельности, с практикой повседневной жизни
Выбор ролевых позиций в процессе осуществления проектной деятельности

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Типы коммуникации в проектной деятельности
Организация и планирование совместной работы в группе
Овладение монологической и диалогической формами речи
Овладение способами решения коммуникативных задач в проектной деятельности

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УДД
Диагностичная постановка учебных задач
Планирование действий в учебной работе с объектом изучения
Рефлексия процесса и результатов проектной деятельности
Волевая саморегуляция в процессе осуществления проектной деятельности

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Осознание проблемы
Выдвижение предположений и их обоснование
Планирование исследования
Осуществление исследования
Получение результатов
Оценка и интерпретация результатов исследования