Кафедра педагогики ВИРОЕ.А. Никодимова, к.п.н.
Технологии развития системы универсальных учебных действий на ступени основного общего образования
Одно из требований ФГОС ООО
Обязательное включение всех обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельности
Общие характеристики проектной и учебно-исследовательской деятельности
цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д.
организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
необходимо обеспечить педагогическое сопровождение выполняемого учеником проекта или учебного исследования как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство)
необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту или учебному исследованию с оценкой индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника;
результаты и продукты проектной или исследовательской работы отличны: результат проектной деятельности практико ориентирован; результат исследовательской деятельности имеет форму интеллектуального (теоретического) конструкта. В исследовании возможен отрицательный результат.
Инвариантная структура проектной деятельности обучающихся
Определение проекта (задания, «дела») и диагностично поставленной задачи.
Планирование деятельности.
Защита проекта.
Выполнение деятельности
Рефлексивная оценка результата.
Презентация продукта.
Инвариантная структура учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Осознание проблемы
Выдвижение предположений и их обоснование
Планирование исследования
Осуществление исследования
Получение результатов
Оценка и интерпретация результатов исследования
Требования ФГОС к результатам освоения учащимися проектной и исследовательской деятельности: базовый уровень
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Повышенный уровень
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Система универсальных учебных действий в проектной деятельности
УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ УДД
Ценностно-смысловая ориентация учащихся в проектной деятельности
Связь задач, решаемых учеником в проектной деятельности, с практикой повседневной жизни
Выбор ролевых позиций в процессе осуществления проектной деятельности
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Типы коммуникации в проектной деятельности
Организация и планирование совместной работы в группе
Овладение монологической и диалогической формами речи
Овладение способами решения коммуникативных задач в проектной деятельности
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УДД
Диагностичная постановка учебных задач
Планирование действий в учебной работе с объектом изучения
Рефлексия процесса и результатов проектной деятельности
Волевая саморегуляция в процессе осуществления проектной деятельности
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Определение проекта и диагностично поставленной задачи
Планирование деятельности
Защита проекта
Выполнение деятельности
Рефлексивная оценка результата
Презентация продукта
Система универсальных учебных действий в учебно-исследовательской деятельности
УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ УДД
Ценностно-смысловая ориентация учащихся в проектной деятельности
Связь задач, решаемых учеником в проектной деятельности, с практикой повседневной жизни
Выбор ролевых позиций в процессе осуществления проектной деятельности
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Типы коммуникации в проектной деятельности
Организация и планирование совместной работы в группе
Овладение монологической и диалогической формами речи
Овладение способами решения коммуникативных задач в проектной деятельности
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УДД
Диагностичная постановка учебных задач
Планирование действий в учебной работе с объектом изучения
Рефлексия процесса и результатов проектной деятельности
Волевая саморегуляция в процессе осуществления проектной деятельности
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Осознание проблемы
Выдвижение предположений и их обоснование
Планирование исследования
Осуществление исследования
Получение результатов
Оценка и интерпретация результатов исследования
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.