Технология самообразования педагогов.
Оценка 4.8

Технология самообразования педагогов.

Оценка 4.8
doc
07.04.2020
Технология самообразования педагогов.
Технология самообразования педагогов..doc

 

Технологии самообразования педагога.

 

     Учителя являются движущей силой в области усовершенствования педагогического процесса. Именно благодаря им учащиеся могут воспользоваться преимуществами, полученными в результате реализации образовательной политики.

    Основными характерными чертами “настоящих” учителей, т.е. учителей с высочайшими качественными показателями деятельности, являются:

    - преданность своей профессии, что позволяет учителю приобрести все прочие необходимые качества. Эта беззаветная преданность побуждает таких учителей к непрерывным поискам более эффективных методов. Преданность побуждает к сотрудничеству с другими учителями, как в собственной школе, так и в более многочисленном сообществе коллег по профессии;

     - любовь к детям, создание в классе атмосферы сердечности, даже если учащиеся не отвечают им тем же. Чувство искренней привязанности и взаимного доверия между учителем и учениками стимулирует положительное отношение детей к учебе;

     - владение техникой преподавания предмета, знание того, как преподнести учащимся в доступной форме те или иные понятия, навыки и сведения, -вот что отличает настоящего учителя;

     - разнообразие моделей преподавания и обучения, учитель не только имеет в своем распоряжении целый арсенал тактических приемов обучения, но и вырабатывает теоретические и практические представления о различных моделях либо принципах преподавания;

     - сотрудничество с коллегами, кроме обмена идеями и соображениями с целью усовершенствования своей индивидуальной практики преподавания, многие учителя участвуют так же в деятельности групп, которые совместно планируют учебные задания;

     - самоанализ и рефлексия, всегда следует размышлять по поводу того, что ты делаешь, но следует вырабатывать свои принципы, а не следовать шаблонным методам, заимствованным у других;

     - повышение квалификации-важнейшая инициатива в области образовательной политики, направленная на повышение и сохранение качества преподавания: “взаимное репетиторство”, “взаимное обучение” и совместное исследование методики преподавания.

    Идеи непрерывного образования меняют распространенную позицию

“образование на всю жизнь” на принципиально иную-”образование через всю жизнь”.

    Повышение профессионального мастерства зависит от заинтересованности  в профессиональном развитии, в удовлетворенности образовательным процессом. Только сам учитель способен оценить,

на сколько полно он владеет необходимыми знаниями и умениями для эффективного педагогического труда. Чем большее удовлетворение получает учитель, тем сильнее у него потребность реализовать себя как

профессионала, тем больше он заинтересован в профессиональном росте.

    По определению А.В. Луначарского: ”учитель - человек, формирующий

будущее...”. Только личность способна воспитать личность, поэтому развитие самого педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств должно опережать уровень социального окружения. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой личной ответственности, познавательной активности, постоянного объективного самоанализа

и систематической работы по самоусовершенствованию. Одной из форм сознательного саморазвития является самообразование.

    Различные ученые вкладывают свой смысл в определение термина

“самообразование”. Так, Г.М. Коджаспирова считает, что “под самообразованием следует понимать специально организованную, само-

деятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно или обществен-

но значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных

интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

    Самообразование-система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное

самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью”.

    Значение самообразования проявляется в том, чтобы быть связующим

звеном, объединяющим различные формы повышения квалификации и

расширения кругозора педагога.

    Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой  учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой

 стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда,

потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать

новые, более сложные задачи.

    Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога, в самореализации путем непрерывного образования.

    Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том

числе и профессиональным.

    Принципы самообразования включают в себя: всеобщность, непрерывность, целенаправленность, интерактивность, единство общей

и профессиональной культуры, индивидуализированность, взаимосвязь

и преемственность, доступность, опережающий характер, компенсаторность, перманентность переходов от низких ступеней к высшим, вариативность.

  Используются самые разнообразные формы организации самообразования:

   Специальная образовательная подготовка: в вузах и других образовательных учреждениях-получение высшего образования или второй специальности в системе очного, заочного, вечернего образования.

   Повышение квалификации и переподготовка кадров: в институтах

развития образования, информационно-методических службах, лекториях и прочих опорных центрах системы образования, на курсах повышения квалификации, на семинарах по месту работы или в других школах, в предметно-методических объединениях, на кафедрах, научно-практических конференциях.

   Индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

-средств массовой информации;

-вычислительной и оргтехники;

-библиотек;

-музеев, выставок, театров, клубов;

-экскурсионных походов;

-научных, технических, художественных, спортивных обществ;

-исследований, экспериментов, творческих дел и заданий;

-общения с учеными, интересными людьми;

-осмысления передового опыта и обобщения собственной практической

деятельности.

   Коллективное и индивидуальное самообразование более успешно осуществляется на основе специально подготовленных программ. Их

структура и содержание зависят от уровня и характера исследования,

поставленных целей и задач.

  Как правило, учителя определяют для себя на учебный год тему самообразования или проблему научного исследования. В программе предусматривается подбор литературы, поиск адресов передового педагогического опыта; затем определяется время на изучение полученного банка данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом других школ, посещение курсов и др. Далее отрабатываются технологии, и осуществляется практическая работа, в том

числе и опытно-экспериментальная, по теме исследования. Завершается

самообразовательный процесс анализом, оценкой и самооценкой  эффективности выполненной работы, в случае необходимости- корректировкой педагогической деятельности. Отводится время для

обобщения и оформления материалов исследования.

    Результатом очередного этапа работы могут быть доклады и выступления перед коллегами в рамках творческого отчета, а также доклады и выступления на совещаниях, научно-практических конференциях, на встречах “круглого стола”, “мастер класса” и т.п. Большой

интерес вызывают разработки новых учебных планов и курсов, в том числе интегрированных, авторских программ, учебных и методических пособий, дидактических материалов. Пользуются спросом брошюры и другого рода публикации из опыта работы педагогов.

    Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм образования повышает информационную насыщенность, способствует

переходу внешних воздействий на осознание необходимости постоянного обучения к внутренним стимулам развития личности (потребностям, мотивам, интересам, установкам),причем в структуре отношений “образование- самообразование”главную роль играет последнее.

  Самообразовательная  работа постепенно должна перейти в научно-

исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного

мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования.

   Проблема самообразования касается не только учителей, но и учащихся. В наше время приобретает особое значение подготовка школьников к серьезной самостоятельной работе. Реализация целей и задач современной школы напрямую связана с повышением интереса учеников к учебе, развитием пытливости и познавательной активности,

интеллектуальных умений, способов овладения информацией и преобразования ее в действия. Иными словами, необходимо научить школьников самообучению и самообразованию. Для этого требуется развивать

такие качества ума, как: самостоятельность, наблюдательность, любознательность, умение ставить вопросы и решать логические задачи, выполнять задания проблемного и поискового характера, делать опыты,

участвовать в экспериментах, сравнивать и анализировать результаты,

обобщать полученные данные, делать выводы. Следовательно, конструируя урок, учитель должен предусматривать ситуации, задания и виды

деятельности школьников, тренирующие мыслительные процессы и нравственно-волевые усилия. Кроме того, необходимо планировать и

развитие познавательных умений. Каким образом на уроке будут отрабатываться умения слушать и слышать, выделять главную мысль, участвовать в дискуссии, отстаивать собственное мнение, извлекать информацию из различных источников знаний. За счет чего будут формироваться навыки составления тезисов, опорных конспектов, рецензий

и т.п.? Как будет осуществляться мониторинг?

   Управляя самообразованием школьников, необходимо учитывать закономерности данного процесса, а также возрастные и индивидуальные особенности детей. У младших школьников, как правило, это пытливость и восприимчивость к знаниям, у учащихся среднего звена-

разноуровневый и разнонаправленный характер познавательных интересов, нередко являющийся средством самоутверждения среди сверстников, у старшеклассников-профессионально ориентированные интересы. Организуя самостоятельную работу школьников, учитель должен

прогнозировать результат, предоставлять ребятам возможность продемонстрировать свои  наработки учащимся, учителям, родителям. Выход

самообразовательной работы может быть в виде сообщений, докладов,

рефератов, участия в конкурсах, выставках, интеллектуальных играх,

выпусков устных и письменных альманахов, рукописных или печатных

сборников творческих работ. Для старшеклассников особую роль в этой связи играет школьное НОУ. Занятия в секциях НОУ дают не только дополнительные знания, но и интересный круг общения, возможность формирования положительной концепции, самоактуализации личности, позволяет приобщиться к научно-исследовательскому поиску, куль-

туре самообразования.

   От уровня познавательной активности, сформированности интеллектуальных умений, степени развития мыслительных процессов, нравственно-волевой и мотивационной сфер зависит и уровень самообразования людей. В связи с этим можно выделить несколько стадий:

-наивысшую-самообразование становится постоянной жизненной потребностью человека, непрерывным процессом исследовательского характера;

-высокую-систематическое целенаправленное самообразование на основе овладения технологией данного вида деятельности;

-среднюю-ситуативное самообразование на фоне интереса к знанию,

удовлетворения возникшей познавательной потребности;

-низшую-спонтанное(внесистемное) самообразование часто под воздействием внешних обстоятельств при отсутствии должным образом развитой познавательной культуры.

    Уровень самообразования влияет и на результаты деятельности в целом. Относительно педагогов в качестве оценочных параметров целесообразно использовать требования тарифно-квалификационных характеристик, в основу которых положены компетентность, профессионализм, продуктивность деятельности, а также: познавательная активность, уровень мастерства, сформированность рефлексии, проявления

творчества и новаторства, владение технологией самообразования, позитивная концепция.

   От уровня развития самообразования коллектива педагогов, от того

на сколько педагог владеет всеми технологиями самообразования, будет и зависеть уровень целостного развития общеобразовательного

учреждения. Наиболее высокими уровнями считаются: школа-лаборатория и непрерывно саморазвивающаяся школа.

Для уровня школы-лаборатории  характерны следующие особенности:

-идея экспериментальной работы, выстроенная в систему, начинает активно переходить научно поставленный опыт школы;

методобъединения учителей преобразуются в творческие лаборатории,

учебно-методические кафедры. До 70процентов педагогов от общего числа учителей в этот период работают над индивидуальными темами

исследования;

-углубляются взаимосвязи, взаимоотношения между инновациями, достижениями педагогической науки и передового опыта, что существенно обогащает коллективный педагогический опыт школы;

-учителя легко, свободно вносят идеи инновационного опыта других школ и достижений педагогической науки и передового опыта в собственную педагогическую систему за счет увеличения наукоемкости

самообразования, овладения основами самоанализа урока.

    Для непрерывно саморазвивающейся школы можно отметить следующее:

-формируется творческая индивидуальность личности учителя за счет

многолетней целенаправленной работы по теме индивидуального исследования, в ходе которого учитель работает в поисковом, экспериментально-исследовательском режиме, самостоятельно и непрерывно совершенствуя собственное профессиональное мастерство;

-стабильность развитию школы придают творческие лаборатории (кафедры), в которых, как было сказано выше, 70 процентов учителей имеют индивидуальные темы исследования. Исследовательская работа

учителя доводит его педагогическое мастерство до стабильного инновационного;

-универсальным показателем целенаправленного развития общеобразовательной школы выступает диагностическая карта, по которой можно

отследить эффективность профессионального роста учителя, обеспечивающего в итоге многоуровневость обучения, внедрение исследовательского компонента в проблемное обучение, развивающее обучение.

-встроенная система экспериментальной работы переходит в научно поставленный коллективный педагогический опыт, который, проникая во все звенья педагогической системы, значительно обогащает инновационный потенциал школы; целостность, равномерность, устойчивость развития компонентов сложной педагогической системы достигается благодаря целенаправлен-

ному и единовременному встраиванию инноваций в компоненты.

  Стержнем целостного развития развивающейся школы на основе программно-целевого подхода является взаимосвязь экспериментальной

работы с работой педколлектива по научно-методической теме с внедрением достижений педагогической науки и передового опыта учителей.

  В целом методологический “узел” развития обогащает всю систему перспективного планирования целостного развития школы. Проектирование на основе программно-целевого планирования - высший уровень прогнозирования развития общеобразовательных учреждений.

  Непрерывное восходящее развитие творческого потенциала учителей

осуществляется по мере перехода их методической деятельности в исследовательскую. При этом экспериментальная работа является ядром, осуществляющим этот переход. Отсюда и промежуточные результаты экспериментальной и опытно-экспериментальной работы должны быть

четко распределены у учителя с первого по третий (пятый)год по мере

работы его над индивидуальной темой самообразования(исследования).

Чтобы видеть развитие эксперимента, необходим трехразовый отчет педагога в течение года(один раз в четверть). Формами отчета могут быть:

выступление на кафедре, критический анализ статьи, обзор передового

опыта по теме исследования, выступление на заседании “круглого стола”, проведение экспериментального урока, индивидуальные встречи с руководителем кафедры, выступление на научно-практической конференции.

  Можно рекомендовать в практику следующие виды отчетности поэтапно. Для первого года работы по теме исследования.

I Список литературы по теме исследования. Конроль за содержанием

прочитанного. Уточнение программы экспериментальной работы.

II Анализ первичного среза знаний, умений и творческой активности школьников.

III Критический анализ литературы по теме исследования. Обзор новаций и выбор из них главных, которые учитель предполагает использовать в ходе учебно-воспитательного процесса.

IV Собеседование по изучению ряда статей к теме исследования. Подгоовка к проведению экспериментального урока. Сравнительный анализ

результатов собственной деятельности. Обновление дидактического материала исследования по уровневой дифференциации. Анализ результатов первого года эксперимента.

   Второй год исследования. 

I Апробация нового дидактического материала. Анализ собственной инновационной деятельности по теме исследования.

II Участие в заседании “круглого стола”педсовета.

III Выступление с докладом по теме исследования (обзор литературы, анализ результатов апробации нового дидактического материала).

IV Анализ результатов второго года экспериментальной работы.

Третий год исследования.

I Оформление инноваций учителя. Попытка теоретического обобщения

опыта учителя.

II Участие в научно-практической конференции. Подготовка нового дидактического материала к выставке.

III-IV Завершение экспериментальной работы, проведение экспериментального урока. Участие в заключительной научно-методической выставке “новые технологии обучения”.

   Следует обратить внимание на:

-деятельность педагогов по экспериментальному внедрению своих результатов в массовую практику школы;

-поисковую деятельность по разработке материалов интегративного и глобального характера для школьников четвертого -шестого уровней

учебной успешности;

-классификацию  дидактического материала по уровням учебной успешности и систематизацию его с целью возможного создания индивидуальных программ для школьников ;

-увеличение культуроёмкости учебного предмета средствами дидактического материала.

   Учителям, имеющим большой профессиональный опыт разработки дидактического материала по преподаваемому предмету, следует обратить внимание на приведение его в систему.

   Конечным результатом работы учителя по теме исследования должна стать разработка материалов в форме учебных пособий для школьников, находящихся в индивидуальном плане обучения, и учащихся четвертого-шестого уровней успешности.

  Основное внимание в методической и научно-экспериментальной работе уделяется оказанию действенной помощи каждому педагогу, формированию нового содержания разработке и апробации новых программ, изучению и обобщению передового педагогического опыта.

   Формы организации различны:

-педагогические чтения и научно-практические конференции;

-тематические заседания кафедр;

-проведение смотров-конкурсов творческих работ;

-обзоры научной, педагогической литературы,

-семинары-практикумы;

-методические оперативки;

-деловые игры;

-конкурсы”Учитель года”,Педагог-исследователь, новатор, разработчик;

-творческие отчеты отдельных учителей, получивших общее признание за их мастерство и опыт.

   В школе ведется мониторинг, т.е. продолжительное отслеживание и анализ результатов деятельности каждого учителя и отдельных педагогических систем на уровне как кафедры, научно-методического совета, так и педагогического коллектива в целом. Результаты таких исследований используются на разных уровнях управления-от индивидуальной работы учителя до заседания педагогического совета. В ходе аттестации обновляется банк передового педагогического опыта учителей школы.

    Исходя из результатов исследований, можно заключить, что успешная реализация инициатив в сфере образовательной политики, направленных на повышение качества работы учителя, зависит от “критериев соответствия” между фундаментальными убеждениями учителя и ценностями школы, с одной стороны, и образовательной политикой государства, с другой. Создание условий, способствующих возникновению подобного синергетического эффекта, представляется важнейшей задачей для работников всех уровней системы народного образования.

                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Использованная литература.

 

 

1. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования

педагога. М.,1994.

2. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М., 1980.

3. Хопкинс Д., Стерн Д., “Настоящие учителя, настоящие школы,меж-

дународный аспект проблемы и исследования в области образователь-

ной политики. Великобритания.1996.

4. Орлова Т.В. Теоретические основы становления и развития современного образовательного учреждения. М., 2000.

5. Елканов С.Б. Профессиональное самообразование учителя. М., 1986.

6. Бискер Л.М., Луковкина Н.В. Организация научно-эксперименталь-

ной работы в школе. М., 1998.

7. Каспржак А. Учительское мастерство или непрерывное педагогичес-

кое образование. Народное образование. 1992.

8. Дудников В. “Как сделать методическую работу в школе, направлен-

ной на развитие учителя.”

9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.

 

 

 

Содержание.

 

I. Исследование понятия “настоящие учителя” с учетом международных аспектов .......................................................................................................... 1

II. Самообразование - средство развития педагогического коллектива и личности .................................................................................................... 2 - 5

1. Критерии самообразования....................................................................... 3

2. Формы организации самообразования.................................................... 4

3. Технологии коллективного и индивидуального самообразования...... 5

4. Проблемы самообразования учителя для развития учащихся........ 6 - 7

5. Стадии формирования самообразования педагога................................ 5

III. Связь уровня развития педагогического коллектива с уровнем целостного развития общеобразовательного учереждения ................ 6 - 7

IV. Непрерывное восходящее развитие творческого потенциала

учителя..................................................................................................... 8 -  10

 

 

 

 

 

 

 


Технологии самообразования педагога

Технологии самообразования педагога

Различные ученые вкладывают свой смысл в определение термина “самообразование”

Различные ученые вкладывают свой смысл в определение термина “самообразование”

Коллективное и индивидуальное самообразование более успешно осуществляется на основе специально подготовленных программ

Коллективное и индивидуальное самообразование более успешно осуществляется на основе специально подготовленных программ

Следовательно, конструируя урок, учитель должен предусматривать ситуации, задания и виды деятельности школьников, тренирующие мыслительные процессы и нравственно-волевые усилия

Следовательно, конструируя урок, учитель должен предусматривать ситуации, задания и виды деятельности школьников, тренирующие мыслительные процессы и нравственно-волевые усилия

Наиболее высокими уровнями считаются: школа-лаборатория и непрерывно саморазвивающаяся школа

Наиболее высокими уровнями считаются: школа-лаборатория и непрерывно саморазвивающаяся школа

Отсюда и промежуточные результаты экспериментальной и опытно-экспериментальной работы должны быть четко распределены у учителя с первого по третий (пятый)год по мере работы его над индивидуальной…

Отсюда и промежуточные результаты экспериментальной и опытно-экспериментальной работы должны быть четко распределены у учителя с первого по третий (пятый)год по мере работы его над индивидуальной…

Учителям, имеющим большой профессиональный опыт разработки дидактического материала по преподаваемому предмету, следует обратить внимание на приведение его в систему

Учителям, имеющим большой профессиональный опыт разработки дидактического материала по преподаваемому предмету, следует обратить внимание на приведение его в систему

Дудников В. “Как сделать методическую работу в школе, направлен- ной на развитие учителя

Дудников В. “Как сделать методическую работу в школе, направлен- ной на развитие учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2020