Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества города Новотроицка Оренбургской области»
Тема методического объединения: «Технология сотрудничества»
Подготовила
педагог дополнительного образования
Власова Елена Викторовна
г. Новотроицк 2020г.
Технология сотрудничества – коллективный способ обучения в парах или группах, который развивает навыки мыслительной деятельности, включает работу памяти, повышает ответственность за результативность коллективной работы, позволяет актуализировать полученный опыт и знания, работая в индивидуальном темпе.
Технология сотрудничества основана на содружестве всех участников педагогического процесса в общем деле, нацеленном на общий результат. И представляет собой современную образовательную технологию личностно-ориентированного типа.
Поскольку технология сотрудничества носит общепедагогический характер, она может применяться очень широко:
– во-первых, на всех общеобразовательных ступенях – от дошкольного образования до повышения квалификации педагогов;
– во-вторых, на занятиях по самым разным направлениям: декоративно – прикладное творчество, хореография, вокал, спортивные секции и т.д.;
– в-третьих, на разных городских, областных, международных мероприятиях, где изучается какой-либо новый материал, а после можно использовать – на своих занятиях, часах общения, мастер – классах.
Чаще всего на занятиях педагог работает фронтально с целой группой. Но и не редко организуются индивидуальные и групповые формы работы. Ценность технологии в том, что она помогает решать очень важные задачи на занятиях:
– заставляет учащегося ставить цели и находить способы её достижения;
– намного прочнее удерживают внимание учащегося и его включенность в работу;
– приучают детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища;
– помогает каждому ребенка высказаться, предварительно выслушав и проанализировав ответы других. То есть у детей постепенно формируются нормы сотрудничества, культуры общения, что позволит в дальнейшем строить отношения с другими людьми;
– реализует воспитательные задачи: воспитание дружбы, ответственности, инициативности, толерантности к другим.
Практика показывает, что вместе получать знание, умение и навыки не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учащихся, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.
Главная идея в сотрудничестве – получать знание, умение и навыки вместе!
Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения учащихся разного уровня знаний, информированности по данному направлению, совместимости учащихся, что позволяет взаимно дополнять и обогащать друг друга.
Чем отличается обычное групповое обучение от обучения в малых группах по технологии сотрудничества? Данная технология обучения отличается нестандартностью построения познавательного процесса. Сотрудничество, сотворчество учащегося и педагога – обязательная основа этой работы, в процессе которой формируются коммуникативные компетенции.
Фрагмент открытого занятия «Я - дизайнер» по технологии сотрудничества.
Тема: «Я – дизайнер»
Цели:
– познакомить учащихся, что включает в себя понятие «дизайн», «дизайнер»; виды современного дизайна в жизни общества; создать дизайнерскую футболку.
– развивать память, умение систематизировать изученный материал, научить делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов, оценивая свой уровень знаний, развивать интерес к занятию;
– воспитывать коммуникативные качества: умение работать в паре, в группе, развивать чувство ответственности, взаимопомощи.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Подготовительный
3. Изучение новых знаний и освоение новых способов действий
(Работа в группах.)
4. Творческая часть. (Практическая работа. Работа в группах.)
5. Контрольный
6. Рефлективный
7. Итоговый
Оценка деятельности педагога (элементы «фотографии» занятия) |
Действия учеников |
Планируемые результаты УУД |
2. Подготовительный этап. Сравнение, анализ изображения - Нас окружает много разных предметов быта, украшает одежда, аксессуары и все они могут быть одного назначения, но при этом многообразны. Посмотрите, пожалуйста Слайд 2 Н-р, перед нами настольная лампа, все они разные Слайд 3 модели телефонов – нет похожих… Слайд 4 перед нами коллекция платьев и они не одинаковы….???? Почему? Педагог делает вывод: над предметами, коллекцией одежды, интерьера, и т.д. работают дизайнеры, каждый представляет предмет, аксессуары и одежду разного назначения по- своему. - Как вы думаете, в чем заключается задача дизайнера? (Сделать вещь удобной, комфортной, эстетичной, красивой) - и верно… - О чем мы будем сегодня говорить? - О дизайне и о дизайнерах, которые работают над проектированием предметов, одежды. Которые умеют придумывать новые формы вещей, помещений и разных предметов. - Какой же будет тема нашего занятия? Слайд 5 Тема занятия: « Я – дизайнер». - Скажите, пожалуйста, что нам сегодня предстоит сделать? Над чем мы с вами должны поработать? (ответы детей) Слайд 6. Задачи занятия: - узнать, что включает в себя понятие «дизайн», «дизайнер» - виды современного дизайна в жизни общества. - создать дизайнерскую футболку. Слайд 7. Работать предлагаю в группах. - Я вам сразу перед занятием предложила поделиться на две группы. Теперь для того, чтобы работа в группе была продуктивной, нам нужно выбрать:
- Если нет желающих, то чтобы никому не было обидно, я предлагаю с помощью жеребьевки вытянуть билетик. - Отлично! У нас есть в каждой команде руководитель, выступающий и помощники. |
Ответы детей. Слушать друг друга. Не перебивать своего товарища.
Ответы детей. Определение темы и задач занятия.
Работа по группам. Выбирают свои роли, прислушиваясь друг другу. Приходят к единому мнению. |
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).
|
3.Изучение новых знаний и освоение новых способов действий - На ваших столах лежат зеленые листочки, предлагаю вам ознакомиться с текстом. Вам необходимо его прочесть, выделить и подчеркнуть основные понятия, которые рассказывают о дизайне и дизайнерах и о направлениях современного дизайна в жизни общества. Подготовить сообщение по заданной теме. (5 минуты) Слайд 8 – Понятия «дизайн» и «дизайнер» – Виды современного дизайна Итак, мы готовы вас выслушать. - Какая из поставленных нами задач осталась нерешенной? Слайд 9 (задачи, слайда 6) Слайд 10. Работа над проектом - Девочки, вы хотите попробовать себя в роли дизайнера и самим создать дизайнерскую футболку? (ответ) - Вот я вам сегодня и предлагаю поработать над дизайном изделия. Вы должны за оставшееся время создать дизайн – проект футболки. При работе над проектом вам необходимо придерживаться следующей плана: 1) Название одежды 2) Цель работы 3) Техника выполнения футболки (коллаж, рисунок, аппликация, вышивание т.д.) 4) Цвет декора (Рекомендуется использовать: для мальчиков, мужчин – холодные цвета, для девочек, женщин – тёплые цвета) 5) Этикетка (Должна быть крупной и содержать информацию о товаре) 6) Защита проекта 7) Оценивание работы смайликом - По каким критериям мы сможем оценить работу? Ваши предложения. (уч-ся называют, педагог вывешивает) - Для выполнения работы можете воспользоваться предложенными материалами, которые находятся на столе. 1. Необходимо выбрать трафарет и цвета, которые вы будете использовать. Для пробы цвета используется тренировочная ткань (работа в группе). Итак, мы – дизайнеры, у каждого в голове есть креативные идеи, я уверена, что у вас все получится! 2. Приступаем к дизайну изделия. Помните, что краску с ткани удалить невозможно. Будьте внимательны и осторожны. (правила работы с клеем и ножницами) - Всем понятен порядок работы?(ответ) |
Работа в группах. Выделяют новый материал. Приходят к единому мнению.
Слушать друг друга.
Ответы детей.
Ответы детей |
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи (Личностные УУД) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственными, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов (Коммуникативные УУД)
|
4.Творческая часть. Самостоятельная работа в группах Педагог контролирует весь процесс работы. |
Работа в группах. Приходят к единому мнению.
|
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов (Коммуникативные УУД)
|
5. Контрольный этап. Слайд 11. Защита проектов и подведение итогов (10-15 мин)
|
Умение слушать друг друга. Не перебивать своего товарища.
|
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
|
6. Рефлективный. Слайд 12. И подводя итог нашего занятия, я прошу в каждой группе по очереди продолжить фразы: Теперь я знаю…… На занятия я поняла…… Меня удивило…. Для меня было трудно……
|
Умение слушать друг друга. Не перебивать своего товарища. Уважать мнение друг друга.
|
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
|
Таким образом, использование технологии сотрудничества на занятиях помогает педагогу развить в детях самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, умение работать с новой информацией и другой справочной литературой. Самое главное – самостоятельно добывать знания, самореализоваться и социализироваться в современном мире.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.