Технология создания кроссенса
на уроках русского языка и литературы
Слово кроссенс будет обозначать с английского – пересечение смыслов. Этот метод разработан Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом.
Метод кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Он представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения. Эти изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
В отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Чтобы разгадать кроссенс, нужно найти ассоциативную связь между картинками. Кроссенс может состоять из картинок с прямыми ассоциациями. Это простой вариант чтения кроссенса. Он предлагается детям, которые только начали работать с данной технологией. Серединная картинка может быть связана по смыслу с несколькими. Это один вид чтения кроссенса - по периметру.
Применение кроссенса на уроке:
Алгоритм составления кроссенса:
1. определить тематику, общую идею;
2. выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;
3. найти связь между элементами, определить последовательность;
4. поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
5. сконцентрировать смысл в одном элементе;
6. выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.
Так как основной смысл кроссенса – это некая загадка, ребус, головоломка, то он прекрасно выступает как форма нетрадиционной проверки знаний по предмету. Применение кроссенса на уроке разнообразно, так его можно использовать:
- при формулировке темы и цели урока;
-при изучении нового материала, в качестве постановки проблемной ситуации;
- при закреплении и обобщении изученного материала;
- при подведении итога работы на уроке, включить как рефлексию.
Кроссенс можно предложить ученикам в качестве творческого домашнего задания.
Для учителя кроссенс – это хороший способ углубить понимание уже изученного школьного понятия (явления, темы); это возможность показать неординарное практическое применение знаний и связь изученного с жизнью; это возможность установить метапредметные связи с другими школьными дисциплинами.
Вместе с тем кроссенс способствует развитию логического, образного и ассоциативного мышления, воображения; способствует проявлению нестандартного мышления и креативности; развивает способность самовыражения. При разгадывании кроссенса развивается коммуникативные и регулятивные умения; навык работы с информацией; повышается любознательность и мотивация к изучаемому предмету.
Поэтому кроссенс – головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: загадки, ребуса, головоломки. Кроссенс является прекрасным средством развития логического и творческого мышления обучающихся.
Стать творцом, умеющим создавать свой уникальный образный, наполненный смыслом мир - это блестящая победа ученика и учителя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.