Технология создания ментальных карт в обучении математике
Оценка 4.8

Технология создания ментальных карт в обучении математике

Оценка 4.8
docx
14.06.2024
Технология создания ментальных карт в обучении математике
технология создания ментальных карт в обучении математике.docx

технология создания ментальных карт в обучении математике

О. Н. Логинова,

МОУ СОШ №16 г. о. Электрогорск, учитель математики

 

Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы, в том числе формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Задача учителя – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания.

Одним из методов, отвечающих возникающим в современном обществе потребностям и помогающим повысить эффективность образовательного процесса, является создание и использование интеллект-карт, представляющих собой графическое изображение информации.

Информационная насыщенность современного мира требует специальной подготовки учебного материала перед ее предъявлением обучаемым. Назрела потребность в обосновании и активном внедрении специальной технологии, позволяющей решать проблемы компоновки знаний и их оперативного использования. В наибольшей степени данную проблему способна решить технология визуализации учебной информации, в основе которой лежат различные эффективные способы обработки и компоновки информации, позволяющие ее представлять в компактном, удобном для использования виде. В таких условиях изучение возможностей применения метод «Интеллект-карт» является очень актуальным.

Ментальные карты – прием, который поможет лучше и эффективнее анализировать любую математическую информацию. Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты, интеллект-карты, карты ума) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять на уроках математики для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Прием этот не так уж сложен, а его применимость не знает границ. Ведь все мы иногда попадаем в ситуацию, когда нужно срочно разобраться в каком-то деле, материале или, может быть, даже в собственной жизни? В этом случае нам точно стоит познакомиться с майндмэппингом!

Ментальные карты (майндмэппинг, maindmapping) – удобный способ структурирования информации, где главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы. Здесь удачно совмещены психология, мнемоника и нейролингвистика.

Впервые эту технику предложил Тони Бьюзен (Tony Buzan), британский психолог. Он объясняет высокую эффективность ментальных карт особенностью человеческой психологии воспринимать информацию целиком и нелинейно, как бы сканируя.

Тони Бьюзен предлагает нам перестать бороться с собой и начать помогать своему мышлению. Для этого нужно только обнаружить неоспоримую связь между эффективным мышлением и памятью и спросить се6я, что именно способствует запоминанию.

Бьюзен предлагает действовать следующим образом.

1.    Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.

2.    Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.

3.    Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками.

Когда использовать ментальные карты при обучении математике?

1.    В самообучении. Изучение любого материала может идти быстрее, если фиксировать основные мысли в форме ментальной карты. Даже если вы просто читаете книгу, сделайте ментальную карту и вы увидите, насколько это удобный способ осмыслить прочитанное (не говоря уже о том, что эта карта может вам очень пригодиться, если вы впоследствии захотите быстро освежить в памяти содержание книги).

2.    Для создания идей, гипотез. Напишите задачу в центре и располагайте на ветках идеи или ассоциации, от них — следующие ассоциации, все время задавая себе вопрос, как это может решить вашу задачу.

3.    Чтобы разобраться в новой теме. Бывают ситуации, когда вы чувствуете, что тема ускользает от понимания. Напишите ее в середине и располагайте на исходящих из центра ветвях все, что к ней относится. Когда карта станет большой и хаотичной, перерисуйте ее, используя несколько основных ветвей в качестве структурных.

4.    Чтобы представить большое количество информации по теме в емкой форме. Вы можете делать это для большей наглядности, например в ходе презентаций, или для себя самого (например, чтобы не забыть что-то важное во время выступления).

Ментальные карты можно использовать на уроках математики в разных формах: использовать заранее приготовленные схемы, строить карты на уроке, организовать различные виды индивидуальной и групповой деятельности учащихся по построению и использованию ментальных карт, а также как творческое домашнее задание. Большие возможности использования ментальных карт имеются при организации исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Карты ума можно применять на разных этапах урока: при изучении и объяснении нового материала, при закреплении изученного, для обобщения и систематизации, во время самостоятельной работы и защиты проекта и для контроля знаний.

Как это делается? Как сказано выше, ментальная карта – это такая объемная древовидная система. В самом начале использования вам нужно определиться с темой– словом или небольшим определением, которое будет задавать направление всем вытекающим данным. «Вытекающим» сказано не просто так: вам нужно задавать различные течения последующей информации, рисуя новые и новые ветви.

Огромный плюс использования ментальных карт на уроках математики состоит в том, что здесь, фактически, не может быть лишней информации! Все подробности, которые были бы опущены в обычной таблице или конспекте, найдут свое место на менее крупных ответвлениях нашей системы, а подробности этих подробностей – на еще более мелких веточках!

Вы можете фиксировать все что угодно, все ассоциации и всплывающие мысли, без проблем структурируя информацию на основную и вытекающую: цельная картина сложится сама собой.

Несколько деталей, на которые следует обратить внимание:

1. Яркие цвета

Психология человека устроена таким образом, что сначала мы воспринимаем цвета, линии, общую структуру, а потом уже вдаемся в символы, коими и являются буквы, составляющие текст. Поэтому полезно выделять выдающиеся моменты яркими ручками, маркерами, карандашами и прочим.

2. Особенные стили

Основываясь на том же принципе психологии, будет неплохо, если при использовании карты каждая ветвь будет оформлена в каком-то особенном, отличном от других ветвей стиле. В этом случае будет меньше шансов спутать информацию, так как данные не будут ассоциироваться друг с другом на подсознательном уровне.

3. Система обозначений

Цепочка мыслей в сознании может возникать очень быстро, и так же быстро сменяться другой. Поэтому, чтобы исключить риск неполного заполнения ментальной карты, рекомендуется заранее придумать и ввести в использование свою собственную систему символов: для экономии времени.

4. Иллюстрации и изображения

Не ограничивайтесь одним только текстом. Дополнительные визуальные материалы сделают заключенную в карту информацию еще более простой для восприятия.

5. Дополнительные заметки

Весь эффект может быть потерян, если вы начнете перебарщивать с текстом. Для углубления материала можно использовать сноски на специальные небольшие бумажки-закладки, где упомянутая тема будет пояснена чуть более подробно, чем это позволяет карта.

6. Однозначность

Четко излагайте материал на уровнях карты, в противном случае ментальная карта так и не выполнит своей главной задачи: не поможет вам успешней анализировать информацию.

Вам не обязательно составлять всю карту от руки, ведь существуют специальные программы, помогающие выполнять майндмэппинг в цифровом режиме. Вот некоторые из них:

iMindMap–удобна в обращении, получаются красивые и эффектные карты. C ней я хорошо знаком, в дальнейшем расскажу поподробнее. Но она имеет существенный минус – большую стоимость.

Coggle – простой интерфейс и обилие функций. Позволяет создать качественные ментальные карты за короткое время. Можно загружать файлы, просто перетаскивая со своего рабочего стола.Допускает совместную работу над одной картой. Присутствует функция отмены, а также подробная история изменений.

Xmind – популярная кросс-платформенная программа, существующая в платной и бесплатной версиях.

Mapul – платная программа, работающая на ежемесячной подписке. Отлична своим оригинальным оформлением. Хорош для создания рукописных карт, в настройках есть русский язык.

MindMeister – простая программа без запутанного интерфейса. Есть приложение для Android и iOS. Вообще платная, но имеется бесплатная пробная версия. Позволяет работать совместно в режиме реального времени.

WiseMapping – программа, позволяющая работать над картами в режиме онлайн, без скачивания на свой компьютер. Поддерживает как совместную, так и персональную работу. Позволяет экспортировать готовый продукт в другой формат, вставлять в сайты, презентации и прочее.

Применение интеллект-карт

Ментальные карты могут пригодиться в самых разных областях нашей жизни:

1. Изучение нового материала

Как в школах, так и при самообразовании. Имеет смысл отказаться от привычных линейных конспектов и перейти на ментальные карты. С интеллект картами воспринимать новую информацию становится проще. Это происходит из-за акцентированных причинно-следственных связей, поэтому процесс овладевания материалом идет быстрее.

К тому же, это может сэкономить время, поскольку при написании длинных конспектов у тебя уходит время и на написание, и на последующее перечитывание не очень важного материала. А поскольку в срезах информации ты оформляешь все темы и подтемы как многоуровневую систему, у тебя не будет уходить время на долгий поиск и расшифровку материала. Поэтому майндмэппинг является достойной альтернативой.

2. Анализ жизненных ситуаций при решении практико-значимых задач.

Когда бывает сложно понять, что нужно делать, какой выбор совершать и какие действия предпринимать, майндмэппинг также приходит на выручку. Последовательно раскладывая информацию по полочкам-ветвям, можно неожиданно для себя увидеть ситуацию с новых сторон, разобраться с деталями и обнаружить незаметные на первый взгляд выходы и возможности.

3. Саморазвитие.

С помощью ментальных карт довольно удобно контролировать собственный прогресс и продвижение к поставленным целям. Это также помогает организовать свое время и распределение усилий, не позволяя укрыться от внимания мелочам, игнорирование которых часто приводит к убыткам.

4. Планирование при решении проблемных ситуаций.

Можно составить план в виде карты. Планирование своей деятельности на определённый период, план определённого вида деятельности с помощью ментальной карты позволяет разложить по полочкам каждый этап и каждое действие.

Практическая значимость данного материала состоит в том, что были рассмотрены преимущества использования метода «интеллект-карт», выступающего в качестве средства для активизации творческих способностей, изучения нового материала, конспектировании учебного материала, формировании системного мышления, повторения и обобщения, контроля и коррекции усвоения, групповой деятельности, проведении мозгового штурма, рефлексии, актуализации знаний.

Метод «Интеллект-карт» как способ визуализации действительно помогает повышению творческого и интеллектуального потенциала учащихся. Метод дает возможность сформировать у учащихся осознанное отношение к изучаемому материалу при условии, что наглядный, яркий, структурированный материал еще и легче запоминается. Установка на комплексное описание изучаемого объекта и длительная тренировка в этой деятельности формирует у ученика познавательную потребность в системном видении окружающего мира и умения отражать эти его свойства с помощью интеллект-карт. Информация, приобретённая в ходе  работы по составлению интеллект - карт, не только сохраняется дольше, но она может использоваться намного более успешно для решения новых проблем. Последний вывод  очень важен для реализации  целей деятельностного обучения и борьбы с угрозой информационного перенасыщения. Для многих учащихся метод «Интеллект-карт» необходим для того, чтобы просто не дать угаснуть творческому потенциалу.

   Его применение действительно позволяет сделать учебный процесс интересным для учащихся, избавив их от необходимости заучивать большие объемы плохо осмысленного материала. И чем раньше мы научим учащихся использовать творческие возможности мозга, в том числе применяя «Интеллект-карты», тем быстрее расширятся творческие и интеллектуальные возможности.

Таким образом, метод «интеллект – карт», как основа организации учебного процесса, является весьма перспективной альтернативой традиционному образованию и позволяет существенно повысить уровень информационной компетентности школьников.

 

Литература:

1.      Бершадская Е.А. Метод интеллект-карт как инструмент визуализации когнитивных процессов учащихся. В сб.: Инструментальная дидактика и дидактический дизайн: теория, технология и практика многофункциональной визуализации знаний: материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции, Москва Уфа, 28 января 2013 г.: БГПУ имени М. Акмулы, 2013. – 290с.

2.      Бьюзен, Т. Карты памяти. Используй свою память на 100% / Т. Бьюзен. – Москва: Росмэн-Пресс, 2007. – 96 с.

3.      Тони Бьюзен, Барри Бьюзен, Интеллект-карты. Практическое руководство - Попурри, 2010 г., 368 стр.

4.      Иванов П.П., «Информатика и образование»/Использование интеллект-карт в учебном процессе, № 2, 2012, с.68.

5.      https://www.mindmeister.com/ru ментальная карта онлайн.

6.      http://start-for.ru/mentalnaya-karta-primery-sostavleniya/

7.      Инструкции по конструктору Попплет http://marinakurvits.com/popplet/

8.      http://images.myshared.ru/19/1199618/slide_22.jpg

9.      https://al.na5bal.ru/pars_docs/refs/1/770/770_html_1a00d020.png

10.  https://webcatcher.ru/wp-content/uploads/2019/08/11-mind-map-dlja-sistematizacii-informacii.jpg

 

Приложение 1

Примеры ментальных карт

Интеллект-карты «Треугольники»

Интеллект-карта «Свойства функции»

 

Интеллект-карта «Квадратные уравнения»

Интеллект-карта «Множество чисел»

 

 

 

Надпись: ИНСТРУКЦИЯ
по созданию ментальной картына https://popplet.com/
Приложение 2

 

Подготовьте материалы для ментальной карты в виде текстовых файлов и иллюстраций (картинки сохраните на компьютере в виде изображений в формате jpeg.

1.    Перейдите на сайтhttp://popplet.com/. Сайт англоязычный, поэтому лучше открывать в браузере Гугл Хром или Яндекс, чтобы страница автоматически переводилась.

2.        Зарегистрируйтесь в сервисе http://popplet.com/при помощи кнопки «Авторизоваться» (Login)

 

Нажмите «Зарегистрироваться». Если перед открытием анкеты появляется подобная страница, нажмите GetAdobeFlashPlayerи «Разрешить»

Заполните открывшуюся форму.

      

3.        Для создания ментальной карты нажмите «Makenewpopplet»и впишите название (или оставьте поле пустым).

4.        На открывшейся странице создаем карту.

Двойной щелчок левой кнопкой мыши – появляется первое окошко:

 

У окна внизу панель инструментов:

·         крайнее левое – цвет рамки

·         А – вставка текста

·         Карандаш – ввод рукописного текста или рисунка

·         крайнее правое – вставка картинок (нажимаем на значок компьютера и выбираем на своем компьютере)

5.        Чтобы добавить следующее окошко, потяните мышкой за серые точки с нужной стороны, либо щелкните дважды мышкой по полю в нужном месте – появится новая ячейка, за серые точки ячейки соединяем.

.

Добавлять и перемещать ячейки можно в любом месте листа.

Удалить ячейки можно, нажав на Х справа вверху окна.

Удалить соединительную линию – нажать Х на линии.

Расширить окно можно, нажав на уголки ячейки.

Чтобы сохранить на компьютере, нажимаем на шестеренку, выбираем EXPORTExportasjpeg(сохраняется как рисунок) или на другой формат (pdf, png)

Save– сохранение карты.

Newpopplet– создание нового листа.

Цветной квадратик – выбор фона листа.

 

 

 


 


Скачано с www.znanio.ru

О. Н. Логинова, МОУ СОШ №16 г

О. Н. Логинова, МОУ СОШ №16 г

Прием этот не так уж сложен, а его применимость не знает границ

Прием этот не так уж сложен, а его применимость не знает границ

Когда карта станет большой и хаотичной, перерисуйте ее, используя несколько основных ветвей в качестве структурных

Когда карта станет большой и хаотичной, перерисуйте ее, используя несколько основных ветвей в качестве структурных

Основываясь на том же принципе психологии, будет неплохо, если при использовании карты каждая ветвь будет оформлена в каком-то особенном, отличном от других ветвей стиле

Основываясь на том же принципе психологии, будет неплохо, если при использовании карты каждая ветвь будет оформлена в каком-то особенном, отличном от других ветвей стиле

MindMeister – простая программа без запутанного интерфейса

MindMeister – простая программа без запутанного интерфейса

Практическая значимость данного материала состоит в том, что были рассмотрены преимущества использования метода «интеллект-карт», выступающего в качестве средства для активизации творческих способностей, изучения нового материала,…

Практическая значимость данного материала состоит в том, что были рассмотрены преимущества использования метода «интеллект-карт», выступающего в качестве средства для активизации творческих способностей, изучения нового материала,…

Тони Бьюзен, Барри Бьюзен, Интеллект-карты

Тони Бьюзен, Барри Бьюзен, Интеллект-карты

Интеллект-карта «Квадратные уравнения»

Интеллект-карта «Квадратные уравнения»

Приложение 2 Подготовьте материалы для ментальной карты в виде текстовых файлов и иллюстраций (картинки сохраните на компьютере в виде изображений в формате jpeg

Приложение 2 Подготовьте материалы для ментальной карты в виде текстовых файлов и иллюстраций (картинки сохраните на компьютере в виде изображений в формате jpeg

Для создания ментальной карты нажмите «

Для создания ментальной карты нажмите «

Добавлять и перемещать ячейки можно в любом месте листа

Добавлять и перемещать ячейки можно в любом месте листа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2024