Урок на тему « Семья Базаровых». Технология: урок-мастерская
Цели урока: 1Учить работать с текстом, выбирать нужное.
2 Развитие навыков самостоятельного письма.
3 Учить работать с критическими статьями, выбирать важное.
4 Учить соотносить размышление на тему с текстом произведения.
5 Развивать умение работать в группах и в парах.
6 Воспитывать правильное отношение к общечеловеческим ценностям, а именно «семья»
1-й этап. Индукция
- Запишите в тетради слово «семья»
- Ниже запишите ассоциации к слову «семья»
( Далее идёт чтение по цепочке учащимися записанных слов.)
2-й этап. Деконструкция
- Прослушайте стихотворение о семье:
Семья – что в жизни есть роднее?
Тепло родных и нежных рук…
Нет в мире ближе и добрее,
Здесь всё простят и всё поймут!
Твой дом, твои родные стены,
С тобой родители твои!
Здесь нет обмана и измены,
Согласие и мир царит.
Тебя всегда здесь видеть рады!
Твоя улыбка дорога…
Объятие любимой мамы,
И взгляды добрые отца.
И пусть бывают разногласья,
Но ты ведь знаешь, что любим.
Семья – твоя частичка счастья,
И грустно, если ты один!
Тот уголок, что дорог сердцу,
Ты пронесёшь через года,
В нём весь твой мир и твоё детство –
Его запомнишь навсегда.
1- Прочтите стихотворение и выпишите из него слова и словосочетания, с помощью которых поэт создаёт образ семьи.
- Чтение учащимися ( по цепочке) выписанных слов.
Например: тепло родных рук, твой дом, твои родные стены, согласие и мир, объятия любимой мамы, взгляды добрые отца, частичка счастья, уголок, что дорог сердцу, твой мир, твоё детство.
3-й этап. Реконструкция
Используя слова, выписанные вами из стихотворения, а также ваши ассоциации к слову «семья», напишите небольшой текст о семье. Он может быть поэтическим или прозаическим по вашему выбору.
4-й этап. Социализация
Прочитайте свой текст соседу по парте, составьте из двух текстов 1 или выберите лучший из двух и приготовьтесь читать классу.
5-й этап. Афиширование
- Чтение учащимися выбранных текстов.
- Какой текст вам понравился больше всего и почему?
- Какую работу мы можем послать на конкурс?
6-й этап. Разрыв
Вступительное слово учителя
Во многих произведениях русской литературы поднималась тема семьи, так как «золотой век русской литературы» считал семью одной из самых основных ценностей.
В 10 классе произведением, которое будет открывать цикл уроков по данной теме, будет роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Само название определяет главную проблематику романа. Мы с вами уже анализировали отношения между Кирсановыми, знакомились с семьёй Одинцовой.
На сегодняшнем уроке мы поговорим о семье Базаровых. Вы уже высказали своё мнение о том, что такое семья, какой она должна быть.
Проверка домашнего задания
Вам было предложено ( по группам ) ознакомиться с оценкой отношений в семье Базаровых известных писателей и критиков.
- Прочитайте выписанные тезисы и дайте оценку: с чем вы согласны, а с чем бы
хотели поспорить.
1 группа Г.Бялый. Роман Тургенева «Отцы и дети» 1963г.
«Несмотря на внешнюю чёрствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их.» Любовь к родителям проявляется в словах: «Как он, однако, поседел, бедняга!»
На прямой вопрос непонятливого Аркадия, любит ли он своих родителей, Базаров без обиняков отвечает: «Люблю, Аркадий»
Ему нелегко даётся решение покинуть их вскоре после приезда, и он целый день не решается сказать об этом отцу, он прощает ему даже порку мужика
2 группа. М. Горький. История русской литературы. 1939 год
« Я не понимаю, почему человек доживает до такого странного состояния, когда ему вдруг оказывается «нечего сказать» отцу и матери. Я думаю, что это «нечего
сказать» является результатом внутреннего богатства, а не признаком духовной бедности.»
3 группа Н.Н.Страхов. И.С.Тургенев «Отцы и дети» 1862 год.
« Что же касается до отца и матери, то трудно найти что-нибудь более трогательное.
Их любовь вспыхивает какими-то молниями, мгновенно потрясающими читателя; из их простых сердец как будто вырываются бесконечно жалобные гимны, какие-то беспредельно глубокие и нежные вопли, неотразимо хватающие за душу. Среди этого света и этой теплоты умирает Базаров. На минуту в душе его отца закипает буря, страшнее которой ничего быть не может. Но она быстро затихает, и снова всё становится светло. Могила Базарова озарена светом и миром. Над нею поют птицы, и на неё льются слёзы.»
Во время выступления одной группы другие слушают, записывая тезисы.
После чего проводится обсуждение позиций, соотнесение с текстом произведения.
- Соотнесите каждый тезис с текстом произведения(зачитываются вслух отрывки).
.
- Какие из тех определений, которые мы с вами давали в начале урока, подходят для характеристики семьи Базаровых? ( согласие и мир, свет и теплота, любовь и уважение, объятия матери, взгляды добрые отца, место, где всегда поймут.)
7-й этап. Рефлексия
- А теперь напишите сочинение на тему: «Семья Базаровых», используя все записи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.