Технология: урок-мастерская « Семья Базаровых» по роману И.С. Тургенева " Отцы и дети"
Оценка 4.8

Технология: урок-мастерская « Семья Базаровых» по роману И.С. Тургенева " Отцы и дети"

Оценка 4.8
doc
12.05.2020
Технология: урок-мастерская « Семья Базаровых» по роману И.С. Тургенева  " Отцы и дети"
Тема семьи.doc

Урок на тему « Семья Базаровых». Технология: урок-мастерская

 

Цели урока: 1Учить работать с текстом, выбирать нужное.

2 Развитие навыков самостоятельного письма.

3 Учить работать с критическими статьями, выбирать важное.

4 Учить соотносить размышление на тему с текстом произведения.

5 Развивать умение работать в группах и в парах.

6 Воспитывать правильное отношение к общечеловеческим ценностям, а именно «семья»

 

 

 

 

1-й этап. Индукция

- Запишите в тетради слово «семья»

 

 

- Ниже запишите ассоциации к слову «семья»

( Далее идёт чтение по цепочке учащимися записанных слов.)

 

2-й этап. Деконструкция

- Прослушайте стихотворение о семье:

 

 

Семья – что в жизни есть роднее?

Тепло родных и нежных рук…

Нет в мире ближе и добрее,

Здесь всё простят и всё поймут!

 

Твой дом, твои родные стены,

С тобой родители твои!

Здесь нет обмана и измены,

Согласие и мир царит.

 

Тебя всегда здесь видеть рады!

Твоя улыбка дорога…

Объятие любимой мамы,

И взгляды добрые отца.

 

И пусть бывают разногласья,

Но ты ведь знаешь, что любим.

Семья – твоя частичка счастья,

И грустно, если ты один!

 

Тот уголок, что дорог сердцу,

Ты пронесёшь через года,

В нём весь твой мир и твоё детство –

Его запомнишь навсегда.

1- Прочтите стихотворение и выпишите из него слова и словосочетания, с помощью которых поэт создаёт образ семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Чтение учащимися ( по цепочке) выписанных слов.

Например: тепло родных рук, твой дом, твои родные стены, согласие и мир, объятия любимой мамы, взгляды добрые отца, частичка счастья, уголок, что дорог сердцу, твой мир, твоё детство.

 

 

 3-й этап. Реконструкция

 Используя слова, выписанные вами из стихотворения, а также ваши ассоциации к слову «семья»,  напишите небольшой текст о семье. Он может быть поэтическим или прозаическим по вашему выбору.

 

4-й этап. Социализация

Прочитайте свой текст соседу по парте, составьте из двух текстов 1 или выберите лучший из двух и приготовьтесь читать классу.

 

5-й этап. Афиширование

- Чтение учащимися выбранных текстов.

- Какой текст вам понравился больше всего и почему?

- Какую работу мы можем послать на конкурс?

 

6-й этап. Разрыв

Вступительное слово учителя

Во многих произведениях русской литературы поднималась тема семьи, так как «золотой век русской литературы» считал семью одной из самых основных ценностей.

В 10 классе произведением, которое будет открывать цикл уроков по данной теме, будет роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».

 

 

  Само название определяет главную проблематику романа. Мы с вами уже анализировали отношения между Кирсановыми, знакомились с семьёй Одинцовой.

На сегодняшнем уроке мы поговорим о семье Базаровых. Вы уже высказали своё мнение о том, что такое семья, какой она должна быть.

Проверка домашнего задания

Вам было предложено ( по группам ) ознакомиться с оценкой отношений в семье Базаровых известных писателей и критиков.

- Прочитайте выписанные тезисы и дайте оценку: с чем вы согласны, а с чем бы

хотели поспорить.

 

 

1 группа Г.Бялый. Роман Тургенева «Отцы и дети» 1963г.

«Несмотря на внешнюю чёрствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их.» Любовь к родителям проявляется в словах: «Как он, однако, поседел, бедняга!»

На прямой вопрос непонятливого Аркадия, любит ли он своих родителей, Базаров без обиняков отвечает: «Люблю, Аркадий»

Ему нелегко даётся решение покинуть их вскоре после приезда, и он целый день не решается сказать об этом отцу, он прощает ему даже порку мужика

 

2 группа. М. Горький. История русской литературы. 1939 год

« Я не понимаю, почему человек доживает до такого странного состояния, когда ему вдруг оказывается «нечего сказать» отцу и матери. Я думаю, что это «нечего

сказать» является результатом внутреннего богатства, а не признаком духовной бедности.»

 

3 группа Н.Н.Страхов. И.С.Тургенев «Отцы и дети» 1862 год.

« Что же касается до отца и матери, то трудно найти что-нибудь более трогательное.

Их любовь вспыхивает какими-то молниями, мгновенно потрясающими читателя; из их простых сердец как будто вырываются бесконечно жалобные гимны, какие-то беспредельно глубокие и нежные вопли, неотразимо хватающие за душу. Среди этого света и этой теплоты умирает Базаров. На минуту в душе его отца закипает буря, страшнее которой ничего быть не может. Но она быстро затихает, и снова всё становится светло. Могила Базарова озарена светом и миром. Над нею поют птицы, и на неё льются слёзы.»

 

Во время выступления одной группы другие слушают, записывая тезисы.

 

 

После чего проводится обсуждение позиций, соотнесение с текстом произведения.

- Соотнесите каждый тезис с текстом произведения(зачитываются вслух отрывки).

 

.

 

 

- Какие из тех определений, которые мы с вами давали в начале урока, подходят для характеристики семьи Базаровых? ( согласие и мир, свет и теплота,  любовь и уважение, объятия матери, взгляды добрые отца, место, где всегда поймут.)

 

7-й этап. Рефлексия

- А теперь напишите сочинение на тему: «Семья Базаровых», используя все записи.

    


Урок на тему « Семья Базаровых»

Урок на тему « Семья Базаровых»

В нём весь твой мир и твоё детство –

В нём весь твой мир и твоё детство –

На сегодняшнем уроке мы поговорим о семье

На сегодняшнем уроке мы поговорим о семье

Рефлексия - А теперь напишите сочинение на тему: «Семья

Рефлексия - А теперь напишите сочинение на тему: «Семья
Скачать файл