Принцип Деятельности: я обязан обеспечивать применение учениками полученных ими знаний, умений, навыков, смыслов организовывая этот процесс преимущественно в форме деятельности!
Принцип Обратной связи: я несу ответственность за процесс обучения, контролируя его с помощью развитой системы обратной связи (настроение, степень заинтересованности, уровень понимания учеников и т.д.)!
Принцип Идеальности: мне необходимо максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью: минимум затрат – максимум результат в процессе образования! Я должен указать учащимся на их потребности в преподаваемом мною учебном материале! Учащиеся САМИ стремятся узнавать: а что же дальше? Учащиеся САМИ хотят подкрепить свою успешность; учащиеся САМИ обучают друг друга!
ТЕХНОЛОГИЯ УРОКА.ppt
Технология конструирования современного урока
Технология
конструирования
современного урока
Исаева Ж.А., к.п.н., доцент
Технология конструирования современного урока
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1.Принципы педагогической техники
2.Копилка педагогических находок
3.Приемы для начала урока
4.Приемы для открытия истины
5.Приемы для первичного закрепления
6.Приемы для повторения ранее изученных тем
7.Приемы для обратной связи
8.Приемы для рефлексии
9.Приемы для задавания на дом
10. Формы организации обучения по числу охвата
школьников
Технология конструирования современного урока
организации бучения (по числу охвата школьников
Формы
1. Общеклассная форма обучения –одновременное обучение всех
учащихся в общей для всех учебной деятельности под
руководством учителя. Такая форма целесообразна, если все
учащиеся одинаково подготовлены и могут работать в одном
темпе.
2. Групповая форма обучения – это три и более учащихся,
получив одно задание, работают сообща, в сотрудничестве.
Работа строится на принципе самоуправления, самоконтроля.
3. Парная форма обучения – двое учеников, получив одно
задание, работают по принципу «учительученик». Хорошо
успевающий ученик выполняет функцию учителя, в процессе
которой он не только научает, но и сам основательно закрепляет
свои знания.
4. Индивидуальная форма – когда учебное задание выполняется
каждым учеником самостоятельно на уровне его способностей и
возможностей.
Технология конструирования современного урока
Современные образовательные технологии:
1.Личностноориентированное развивающее обучение;
2.Проблемное обучение;
3.Разноуровневое обучение;
4.Проектные методы обучения;
5.Исследовательские методы обучения;
6.Технология решения изобретательных задач (ТРИЗ);
7.Технология использования в обучении игровых методов: ролевых,
деловых и других видов обучающих игр;
8.Технология развития «критического мышления»;
9.Система инновационной оценки «портфолио»;
10.Технология дистанционного обучения;
11.Здоровьесберегающие технологии;
12.Информационнокоммуникационные технологии;
13.Коллективная система обучения (КСО);
14.Обучение в сотрудничестве (командная групповая работа);
15.Технология модульного и блочномодульного обучения;
16.Лекционносеминарскозачетная система обучения;
Технология конструирования современного урока
Принципы педагогической
техники
Принцип Свободы выбора: я должен
обеспечивать учащегося, где только это
возможно, правом выбора, ограниченным его
ответственностью за свой выбор!
Принцип Открытости: я обязан обеспечить
учащегося знанием и пониманием границ его
знаний посредством предоставления
возможности решения открытых задач!
Технология конструирования современного урока
продолжение
Принцип Деятельности: я обязан обеспечивать применение учениками
полученных ими знаний, умений, навыков, смыслов организовывая этот
процесс преимущественно в форме деятельности!
Принцип Обратной связи: я несу ответственность за процесс обучения,
контролируя его с помощью развитой системы обратной связи
(настроение, степень заинтересованности, уровень понимания учеников
и т.д.)!
Принцип Идеальности: мне необходимо максимально использовать
возможности, знания, интересы самих учащихся с целью: минимум затрат
– максимум результат в процессе образования! Я должен указать
учащимся на их потребности в преподаваемом мною учебном материале!
Учащиеся САМИ стремятся узнавать: а что же дальше? Учащиеся САМИ
хотят подкрепить свою успешность; учащиеся САМИ обучают друг друга!
Технология конструирования современного урока
Три постулата современного урока
• Первый – наличие истины урока. Урок
есть поиск истины, открытие истины,
осмысление истины в совместной
деятельности учителя и учащихся.
• Второй – урок есть часть жизни ребенка
и проживание этой жизни должно
совершаться на уровне высокой
общечеловеческой культуры.
• Третий – ученик в качестве субъекта
осмысления истины должен оставаться
всегда наивысшей ценностью урока,
выступая в роли цели и никогда не
выступая в роли средства.
Технология конструирования современного урока
Копилка
педагогических находок или
Приемы
педагогической техники.
Технология конструирования современного урока
Конструирование современного урока
А
Начало урока
(вхождение в урок)
Технология конструирования современного урока
Прием «Интеллектуальная разминка»
Интеллектуальная разминка или простой опрос (по
базовым вопросам).
На первом уроке новой темы учитель вывешивает
«Базовый лист контроля». В нем перечислены
основные правила, понятия, формулировки,
формулы, которые ОБЯЗАН знать каждый.
В начале урока учитель в высоком темпе задает
вопросы из «базового листа контроля».
Цель: заманить, вовлечь, расшевелить детей в самом
начале урока
Технология конструирования современного урока
Игровая ситуация «ДаНетка»
Данетка: учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или
исторического героя…), чутьчуть раскрывая его. Ученики пытаются
найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает
только словами да, нет, и да и нет.
Данетка учит: связывать разрозненные факты в единую картину;
систематизировать уже имеющуюся информацию; слушать и слышать
соучеников. Бывает, вопрос задается некорректно или учитель не
хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он
отказывается от ответа заранее установленным жестом.
После игры обязательное краткое обсуждение: какие вопросы были
сильными? какие и почему слабыми? Наша цель – научить ребят
вырабатывать стратегию поиска. Загадать можно любой персонаж,
объект, прибор, предмет, формулу, правило, слово…
ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: было бы полезно собрать и издать отдельным
пособием большую картотеку «Данеток» по разным учебным
предметам.
Технология конструирования современного урока
Прием «Удивляй!
Удивляй!: учитель находит такой угол зрения,
при котором даже обыденное становится
удивительным.
В самом начале урока учитель преподносит
какойнибудь удивительный факт,
связанный с темой бывшего или будущего
урока.
Новое откроется через истинное удивление
детей…
Технология конструирования современного урока
Прием «Отсроченная отгадка»
В начале урока учитель дает
загадку или преподносит
удивительный факт, отгадка к
которой (ключик для понимания)
будет открыта на уроке при работе
над новым материалом.
«…А вот об этом вы узнаете сегодня
на уроке, если…»
Технология конструирования современного урока
Прием «Фантастическая добавка»
Учитель дополняет реальную ситуацию
урока фантастикой.
Например: с самого начала на уроке
будут участвовать сказочные герои,
дети будут выручать их, выполнять их
задания, или урок «перенесется в
нереальный мир» в космос, в
подводное царство, на тысячу лет
вперед, назад и т.д.
Технология конструирования современного урока
Прием «Светофор»
При опросе ученики поднимают сигнальные карточки
«светофоры» красной или зеленой стороной к учителю,
сигнализируя о своей готовности к ответу.
Светофор – это длинная полоска картона, с одной стороны
красная, с другой – зеленая. Или на каждого ученика по
стаканчику и флажку: готов – поставь флажок в стаканчик, не
готов – положи флажок рядом со стаканчиком.
Существует 2 типа опроса: а) базовый – по базовым вопросам; б)
творческий – по творческим вопросам.
В первом случае красный цвет означает «не знаю ответ!» –
значит «бей тревогу!», так как ответы на базовые вопросы
должен знать всякий учащийся. Во втором случае красный
цвет означает «не хочу отвечать!» – ведь не все же обязаны
знать ответы на творческие вопросы. От поднятия руки
«светофор» отличается тем, что каждый ученик вынужден
признаться в неготовности (или готовности) себе и учителю.
Технология конструирования современного урока
Прием «Показательный ответ»
Показательный ответ: лучший
ученик по желанию отвечает у
доски, остальные слушают.
Такой опрос у доски проводится не
часто и его основная цель: чтоб
видели образ ответа, к которому
нужно стремиться.
Только такой опрос у доски
считается нормой!
Технология конструирования современного урока
Прием «Щадящий опрос»
Учитель задает вопрос, сам не выслушивая ответов учеников.
Класс разбивается на 2 группы по рядамвариантам. Учитель
задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом
каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по
парте – ученику 2 группы. Затем на этот же вопрос отвечает
учитель или сильный ученик. Ученики 2 группы прослушав
ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и
выставляют ему оценку или просто «+» или «–». На следующий
вопрос учителя отвечают ученики 2 группы, а ребята первой их
прослушивают и после ответа учителя выставляют им оценки.
Таким образом, задав 10 вопросов, мы добиваемся того, что
каждый ученик в классе ответит на 5 вопросов, прослушает
ответы учителя на все вопросы, оценит своего товарища по 5
вопросам. Каждый ученик при такой форме опроса выступает
и в роли отвечающего и в роли контролирующего. В конце
опроса ребята выставляют друг другу оценки.
Технология конструирования современного урока
Прием «Идеальный опрос»
Идеальный опрос (почти шутка):
ученики сами оценивают степень своей подготовки и
сообщают об этом учителю.
Учитель спрашивает:
«Кто сегодня чувствует себя готовым на «5»?
На «4»?
На «3»?
Спасибо...
Опроса не было, но функция выполнена! Но такой
сценарий применяют не часто.
Технология конструирования современного урока
Прием «Защитный лист контроля»
Защитный лист контроля: перед каждым уроком,
всегда в одном и том же месте, лежит «Лист
защиты», куда каждый ученик без объяснения
причин может вписать свою фамилию и быть
уверенным, что его сегодня не спросят.
Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию
под полным контролем.
Если весь класс «защитился», то реакция учителя:
«Ладно, но завтра жесткая контрольная. Завтра
лист готовности не работает. Завтра – зачетный
день и все должны быть готовы».
Технология конструирования современного урока
Прием «Взаимоопрос»
Взаимоопрос: ученики опрашивают друг друга по
базовым листам. По завершении работы в парах
учитель может вызвать нескольких ребят, которые
произнесут фразу типа: «У меня вызвали
затруднение такието вопросы...».
Цель работы – регулярное проговаривание основных
вопросов вслух, их повторение.
Длительность – 35 минут. Отметки ученики
выставляют друг другу по заданным критериям, в
журнал обычно отметки не идут.
Технология конструирования современного урока
Прием УМШ (учебномозговой штурм)
УМШ: решение творческой задачи организуется в форме
учебного мозгового штурма. Развитие творческого стиля
мышления – вот основная его цель.
Дидактические ценности УМШ: это активная форма работы,
хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам
учебы;
учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои
мысли;
участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему
особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к
развитию предложений своих товарищей;
учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание
на его идею;
наработанные решения часто дают новые подходы к изучению
темы.
Технология конструирования современного урока
Игра в «Случайность»
Игры в случайность: учитель вводит в
урок элементы случайного выбора.
Рулетка, игральные кости, орел –
решка, жребий, бумажный самолетик…
Объекты случайного выбора –
решаемая задача, тема повторения,
тема доклада, вызываемый ученик,
номер вопроса…
Технология конструирования современного урока
Прием «Театрализация»
Театрализация: разыгрывается сценка на учебную
тему.
Пример. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: На берег выбросило
бутылку с посланием человека, потерпевшего
кораблекрушение. Ученики это послание читают,
затем в видеозаписи слушают его жену и пишут ей
письмо. Эта несчастная женщина через некоторое
время звонит по телефону, и ребята, как
свидетели бесценной информации о ее муже,
рассказывают ей то, что знают о его судьбе.
Технология конструирования современного урока
Прием «Обсуждаем д/з»
Обсуждаем д/з (домашнее задание):
учитель вместе с учащимися обсуждают
вопрос: каким должно быть д/з, чтобы
новый материал был качественно
закреплен?
Не давай манипулировать собой, всегда
учитывай мнение учеников. Прием при
регулярном использовании значительно
повышает сознательность выполнения д/з.
Д/з должны быть разнообразными.
Технология конструирования современного урока
Б
Объяснение нового
материала
(открытие истины урока)
Технология конструирования современного урока
Прием «Привлекательная цель»
Привлекательная цель: простая, понятная,
привлекательная для ученика цель, достигая
которой, он выполняет то, что запланировано
учителем. Перед учеником ставится простая,
понятная и привлекательная для него цель, в сфере
его непосредственных интересов. Выполняя ее,
ученик волейневолей выполняет то учебное
действие, которое планирует педагог.
Например, разыгрывается ситуация «Магазин», в
которой дети задают вопросы продавцу с целью
выбрать себе покупку. Товары – от книги или платья
до автомобиля – представлены рисунками.
Технология конструирования современного урока
Прием «Удивляй!»
Удивляй!: Хорошо известно, что ничто так не
привлекает внимание и не стимулирует
работу ума, как удивительное.
Учитель находит такой угол зрения, при
котором даже обыденное становится
удивительным.
Технология конструирования современного урока
Прием «Фантастическая добавка»
Учитель дополняет реальную ситуацию
урока фантастикой.
Например: новая тема появится как
сообщение, открытие героя сказки,
исторических личностей, или урок
«перенесется в нереальный мир» в
космос, в подводное царство, на тысячу
лет вперед, назад и т.д.
Технология конструирования современного урока
Прием «Практичность теории»
Практичность теории:
введение в теорию учитель осуществляет
через практическую задачу, полезность
решения которой очевидна ученикам.
Новое появляется через выполнение учебно
практической задачи.
Технология конструирования современного урока
Прием «Прессконференция»
Прессконференция : учитель должен
намеренно неполно раскрывать тему,
предлагая школьникам задать
дораскрывающие ее вопросы (сильные и
слабые вопросы).
Ребята могут составлять списки вопросов,
разбившись по группам.
1)После группы задают вопросы друг другу.
2)Разыгрывают ситуацию прессконференции:
зал задает вопросы сидящим за столом (за
стол могут сесть по желанию 12 ученика).
Технология конструирования современного урока
Прием «Вопрос к тексту»
Вопрос к тексту: перед изучением новой темы ребятам ставится
учебная задача: составить к нему список вопросов (разных по
качеству репродуктивных и развивающих).
Новую тему учитель не объясняет, не раскрывает, а дает
возможность самим учащимся прочитать и готовить свои
вопросы к тексту (к теме).
После дети задают вопросы друг другу или учителю.
Хороший учитель не только дает прочные знания, но он еще и
показывает их границы. Пусть на каждом моем уроке
найдется место ОТКРЫТЫМ ПРОБЛЕМАМ. Это повышает
интерес к учебному материалу.
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Технология конструирования современного урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.