Технология опыта

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Очень важно, когда ребёнок видит то, что усилия, затраченные при работе в коллективе, приводят всегда к успеху. Это даёт ему уверенность в себе при выполнении коллективной работы. И поэтому, когда он будет работать индивидуально, он также будет работать более уверенно. Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют инструментальную роль в системе мотивирующих факторов. В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес.
Иконка файла материала Технология опыта.doc
Технология опыта              Зная   о   том,   что   подавляющее   большинство   младших   школьников относится не к мыслительному, а к художественному типу мы можем сделать вывод,   что,   по   сути,   все   младшие   школьники   «художники».   Прививая нравственные   и   эстетические   нормы   поведения,   опираясь   на   творческий потенциал ребенка, развивая его воображение, мы можем добиться больших успехов в воспитательной и образовательной деятельности.         Очень   важно,   на   мой   взгляд,   пробудить   у   детей   желание  «Хочу   рисовать». Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу «Хочу творить»,  вселить уверенность  «Могу изобразить»  и помочь довести работу до конца «Я сделал!». Очень важно,   когда ребёнок видит то, что усилия, затраченные при работе в коллективе, приводят всегда к успеху. Это даёт ему уверенность в себе   при   выполнении   коллективной   работы.   И   поэтому,   когда   он   будет работать индивидуально, он также будет работать более уверенно.     Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют инструментальную роль   в   системе   мотивирующих   факторов.   В   формировании   учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес.  Интерес  ребенка   к   конкретному   учебному   предмету   служит необходимой   предпосылкой   обучения.   При   наличии   устойчивого   интереса значительно   облегчается   процесс   развития   у   него   когнитивных (познавательных)   функций   и  жизненно   важных   умений.  Интерес   ребенка   к новому становится мотивом исследовательской деятельности, той, которую Жан   Пиаже   называет   «активным   экспериментированием   и   обнаружением  У   школьника,   испытывающего,   интерес   к новых   возможностей». художественной   деятельности   возникает   желание   творить,   расширить свои   умения   и   навыки   путем   изобразительной   деятельности.  Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше.  В   психолого­педагогическом   плане,   именно   на   развитие   устойчивого интереса   ребенка   к   изобразительному   искусству   направлена   программа   по предмету.   Также   решить   эту   задачу   мне   помогает   четкое   планирование структуры урока. Модель   урока   по   решению   задач   художественно­творческого характера. 1 Возникновение проблемной ситуации в процессе определения замысла: актуализация   собственного   багажа   знаний,   эмоционально­ эстетических   впечатлений,   знакомых   ассоциаций,   наблюдений художественно­эстетического опыта в эстетической оценке явлений, фактов,  объектов действительности.2   Поиск   новой   информации,   сбор   новых   материалов,   наблюдений, впечатлений   (с   помощью   учителя)   и   их   обобщения   при   рождении замысла будущего изображения.  3   Возникновение   затруднений   (художественно­эмоционального   и мыслительного характера) в реализации замысла; *вычленение художественных противоречий *выявление неизвестного.  4  Поиск способов (художественного ­ языка) материализация замысла.   5 Изображение в материале ­ реализация замысла – художественный образ.   6 Эмоционально­эстетическая оценка (и самооценка) художественного образа   с   точки   зрения   его   оригинальности,   самостоятельности, выразительности, эмоциональности, адекватности замысла.     Также  каждый  этап своего урока  я  наполняю  психологическим содержанием,   которое   позволяет   ребенку   по­настоящему   включиться   в работу, т.к. задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, становятся, не только понятны ему, но и внутренне приняты, т.е. становятся значимыми для него. 1­й этап.  Возникновение интереса. Фиксирую   мотивы   предыдущих достижений. Мы   хорошо   поработали   над предыдущей темой… Вызываю   мотив   относительной неудовлетворенности. Но не выполнили еще одну важную сторону этой работы… Усиливаю   мотив   ориентации   на предстоящую деятельность. А   между   тем   это   вам понадобиться   таких­то работах…. в   2­й этап. Подкрепление и усиление возникшего интереса. На этом этапе  использую чередование разных видов деятельности, заданий   различной   степени   трудности  и   оценивание,   вызывающее положительные   эмоции   (т.к.   мы   говорим   о   коллективном   творчестве)   и удовлетворенность.   Также  активизирую   познавательный   интерес   через поисковую деятельность самих учащихся. Подключаю их к самооценке. 3­й этап. Этап завершения. Здесь важно для меня, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с позитивным   личным   опытом,   чтобы   в   конце   занятия   возникла   позитивная установка на дальнейший процесс учения. Для этого  усиливаю оценочную деятельность   самих   учащихся,   сочетая   со   своей   дифференцированной отметкой.Бессмысленно   проектироровать   «хороший   процесс   обучения»   с «хорошим содержанием »,  если нет чёткого определения конечной цели. Таким образом, в своей работе я преследую цель: Формирование системы педагогической   деятельности,   направленной   на   развитие   интереса учащихся   к   изобразительному   искусству,   через   коллективное творчество. Работая над этим, я поставила перед собой задачи:  1. Определить системы   педагогической деятельности,   направленной   на   развитие   интереса   учащихся   к изобразительному искусству.   принципы   2. Разработать систему деятельности по развитию интереса. 3. Осуществить   оценку   деятельности,   регулирование, коррекцию   конечных   результатов   коллективной   творческой   работы учащихся    Этапы вовлечения детей в коллективную творческую деятельность.          *Изучение первоначального состояния изобразительной деятельности и внедрение   элементов   коллективной   творческой   деятельности.   Этот   этап соответствует первому году обучения.              *Активизация   и побуждение   потребности к творчеству на уроках изобразительного   искусства во 2­м классе.              *Формирование навыков коллективного творчества через интеграцию, использование различных видов занятий и видов деятельности на уроках в 3­4 классах. При     выполнении   коллективной   работы   учащиеся   ориентированы   на достижение   желаемого   результата,   что   предполагает   наличие   у   каждого человека мотивов достижения успеха. Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать   новое,   выполнять   более   сложную   работу.   Перспектива   быстрого выполнения работы, желание как можно скорее увидеть результаты своего труда   воодушевляет   учащихся.   И   чем   младше   дети,   тем   больше   с   этим приходится считаться.  Коллективное   изобразительное   творчество,   как   и   индивидуальное, невозможно не только без определённого объёма знаний и умений, но и без подготовки учащихся   к активному художественно­образному мышлению и творческому   созиданию.   Поэтому,   на   уроках   изобразительного   искусства коллективное   творчество   неразрывно   связано   с   эстетическим восприятием   действительности   и   художественным   восприятием произведений изобразительного и декоративно – прикладного искусства в сочетании с музыкой и художественным словом. Для активизации творческого потенциала учащихся начальных классов   использовать   различные   игры,   не   пренебрегаю   стараюсь   такжеупражнениями, направленными на развитие изобразительных навыков, так как неумение «рисовать» может сковывать творческую деятельность ученика так же, как и недостаток в знании явлений или предмета изображения. Для   того   чтобы   становление   потребности   в   общении   у   младшего школьника   происходило   активно,  коллективная   деятельность   на   первом этапе должна быть высоко эмоциональной, способствовать проявлению творческого   воображения,   легко   осуществимой,  что   обеспечивает положительное отношение младших школьников к ней. Сознание значимости личного вклада в общий результат совместной изобразительной деятельности также способствует у детей начальных классов выраженному интересу к коллективному творчеству. Организация   занимательных   игровых   ситуаций   и   использование приёмов художественно – педагогической драматизации  (урок – сказка. Приложение №2, №3) в ходе работы над совместным результатом сближает изобразительное творчество с игрой, вызывая при этом интерес к предмету. Оценивая   результат,   учитель   обычно   сравнивает   достижения   одних учеников, с достижениями других. При оценивании коллективных творческих детских работ такого не происходит, т.к. каждый ребенок внес посильный вклад   в   коллективную   работу.   Направленность   учебного   интереса младшего школьника и его статус как ученика в классном коллективе взаимосвязаны.   В   доброжелательной   атмосфере   творчества   над коллективной работой у младших школьников развиваются позитивные навыки общения. В     1   классе   ввожу   понятие   коллективного   творчества.   В   доступной форме объясняю детям, что можно работать над выполнением творческого задания   подругому.   Даю   детям   возможность   оценить   конечный   результат сравнивая по одной и той же теме детские индивидуальные работы и затем тут же складывая их в одну коллективную.  В последующих классах   2 ,3 и 4 на уроках темы которых, как мне кажется,   подходят,   чтобы   работать   коллективно,   постепенно   начинаю применять различные формы коллективной работы, начиная с самой простой – совместно индивидуальной (во 2 классе.). И затем в 3 и 4 классах на ряду с уже знакомой формой коллективной работы добавляю новые – фронтальную и совместно – взаимодействующую форму работы.   Наблюдая за детьми, увлечёнными коллективной работой замечаешь, что каждый ребёнок чувствует свою значимость и важность в общем деле.  Заинтересовавшись   выполнением   работы   и   задавшись   целью   довести дело до конца, приходят даже после урока.        Свою   педагогическую   деятельность   по   внедрению   детского коллективного   творчества   в   систему   уроков   изобразительного   искусства   в младших   классах   стараюсь   организовать   так,   чтобы   реализоватьобразовательную,   развивающую   и   воспитательную   функции   учебного процесса. Я   считаю   применять   метод   коллективного   творчества   в   учебном процессе сложно, но интересно и увлекательно, так как   уроки становятся плодотворными   и   продуктивными,   учащиеся   получают   ­   удовольствие   от работы   и  полученного   результата,   а  учитель­   удовлетворение   от   того,  что детям интересно и урок удался.          Результативность Изобразительное   искусство   является   важной   формой   познания ребёнком окружающего мира. Ребёнок «рисует» и то, что видит вокруг себя и то,   что   подсказывает   ему   игра,   фантазия.   Эта   фиксация   поразившего   его явления природы, человека и его деятельности, построение   своих мыслей и чувств   помогает   ему   глубже   проникнуть   в   жизнь,   увидеть   её   красоту   и противоречие, осмыслить происходящее вокруг.  Создавая творческий климат при работе над коллективной работой, я   пробуждаю   интерес   к   предмету,   при   этом   развивая   творческие способности каждого ученика. Метод коллективного творчества ставит ученика в позицию активного деятеля, раскрывает его потенциальные возможности, развивает его личное своеобразие, стимулирует поиск новых знаний.   На   данном   этапе   работы   над   коллективным   творчеством   на   своих уроках я могу выделить следующие достоинства метода коллективного творчества в области изобразительного искусства.           *Дети учатся культуре общения, становятся, более коммуникабельны. *Учащиеся начальных классов перед собой видят конечный результат­ работу коллективную, которую они выполнили своими руками, вложили в неё свою душу. *Введение   в   урок   на   этапе   самостоятельной   работы   метод коллективного   творчества   позволяет   выявить   и   развить   творческие возможности   и   способности   учащихся,   а   так   же   выявить   деловые   и организаторские способности. *При   выборе   задания   для   каждого   учащегося,   можно   учитывать индивидуальные способности  учащихся. Сильным – сложное задание, слабым – по их реальным возможностям. Меня   всегда   волновала   проблема   эффективности   воспитательно­ образовательного   процесса,   он   является   сложным   и   комплексным показателем,   который     не   должен   сводиться   только   к   показателямуспеваемости, а наоборот предпочтение должно отдаваться развитию качеств подрастающей личности ребёнка.   Для   оценивания   динамики     положительных   изменений   показателей качеств личности были разработаны диагностические средства, позволяющие проводить   соответствующий   мониторинг.   Анализ   результатов   разного   рода анкетирования и тестирования подтвердил, что при использовании на уроках в начальной школе метода коллективного творчества  повысился интерес к урокам.   90%учащихся   ждут с нетерпение урока. На уроках   повысилась дисциплина, дети стали более усидчивы и трудолюбивы, стали более заметно проявляться такие качества как товарищество отзывчивость и взаимопомощь дети стали более вежливы по отношению к взрослым и друг другу. Также получают развитие познавательные потребности, творчество и воображение, композиционное мышление, художественный вкус. Динамика успеваемости в начальных классах.       2003­2004гг.                        2004­2005гг.                2005­2006гг.  4а 2 а 4 а 4б 3б 3а 2 4 2 3 4б 3 2 б 14 16 10 8 5 4 2 1 всего Отлич. Хорош. Удовл. Успев.% 100 85 93,7 94,4 100 100 100 100 100 94 100 100 100 18 22 13 18 4 4 1 ­ 14  10   5  ­ 15 15 ­ ­ 15 14 1  ­ 18 11  6 1 16 9 7 ­ 22 18 4 ­ 15 15 ­ ­ 14 8 6 ­ 16 8 6 ­ Постоянно   видя   замечательный   конечный   результат   коллективной изобразительной   деятельности,  школьника  не сковывает страх получить плохую   оценку,   он   не   боится,   что   его   вклад   в   эту   коллективную творческую работу будет, подвергнут критике и поэтому он больше не прячет   внутри   себя   свой  скрытый   творческий   потенциал,   а  наоборот, начинает   стараться   над   выполнением   своего   задания,   которое   будет одной   из   частичек   большой   коллективной   творческой   работы.  Его фантазии нет предела, он ощущает себя настоящим художником. В конце урока, при подведении его итогов,  практикую     проведение детьми     анализа  своего  результата,  тоесть   коллективной   работы.   При проведении этой работы я преследую следующие цели:  научить детей видеть и  высказывать свои  мысли по поводу причин успехов и, прежде всего неудач работы.  Анализ включает в себя:  1*Определение схемы работы, тоесть последовательности  выполнения,  2* Обсуждение по творческим группам,   3*Обсуждение по  принципу свободного микрофона,4* Вынесение самооценки коллективной работы   При проведении анализа необходимо выяснить: «Что удалось? Почему? Что не удалось? Какие уроки мы извлечём на будущее? Что мы сделаем, чтобы   Новую работу сделать лучше?»     При оценивании использую следующие критерии: *Уровень творчества *Уровень качества выполнения *Уровень грамотности выполнения  *Уровень заинтересованности * Личностное отношение к работе                             Анализ творческого   отношения учащихся к работе показал: высокое качество   результата   совместного   труда   в   сравнение   с   уровнем индивидуальной  работы. Поэтому постепенно меняется отношение детей к сотрудничеству   в   изобразительной   деятельности,   всё   больше   и   больше младший   школьник заинтересовывается в совместной деятельности.          Поэтому,   можно   сделать   вывод,      что   при   применении   метода   коллективного   творчества   на   уроках   изобразительного   искусства   у младших школьников формируется познавательный интерес к предмету, который  становится устойчивым, т.к. учебная деятельность успешна.