Технология «Организация стратегического управления через проектную деятельность как способ развития образовательного процесса»

  • Повышение квалификации
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 19.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В современных условиях для обеспечения качественного образования школьника требуется привлечение к управлению образовательным процессом всех его участников. Совместное управление образовательным процессом может существовать и развиваться в современных социально-экономических условиях при правильном определении основных целей и задач и разработанной на их основе Программы развития школы и моделей совместного управления образовательным процессом как целостной управленческой системы. Данная технология позволяет в полной мере реализовать метод проектов в рамках любой школы. Сформировать умения и знания в данной области у обучающихся и добиться хороших образовательных результатов.
Иконка файла материала Сборник - Интернет-конкурс - Кудинова.doc
Областной  Интернет­конкурс­2013  «Выставка­ярмарка педагогических идей»     Кудинова Л.Г., заместитель директора по УВР  МОУ «Мамоновская ООШ»  Пронского района Рязанской области Технология  «Организация стратегического управления через проектную деятельность как способ развития образовательного процесса» /тезисы/Мамоново 2013                                                                       Кудинова Л.Г., заместитель директора по УВР  МОУ «Мамоновская ООШ»  Пронского района Рязанской областиМамоново 2013 Дипломом участника награждена  Кудинова Людмила Геннадьевна, заместитель директора по учебно­воспитательной работе МОУ "Мамоновская ООШ" Пронского района Рязанской области   Технология«Организация стратегического управления через проектную деятельность как способ развития образовательного процесса»            В современных условиях для обеспечения качественного образования школьника   требуется   привлечение   к   управлению   образовательным процессом  всех  его участников.  Совместное  управление  образовательным процессом   может   существовать   и   развиваться   в   современных   социально­ экономических   условиях   при   правильном   определении   основных   целей   и задач и разработанной на их основе Программы развития школы и моделей совместного   управления   образовательным   процессом   как   целостной управленческой системы. Обеспечивая функционирование и развитие школы в рамках реализации основных направлений национальной образовательной инициативы   «Наша   новая   школа»,   в   школе   идет   целенаправленная деятельность всех участников процесса.  экономического и социального прогресса общества.   С одной стороны, мы можем   гордиться   успехами   наших   школьников,   демонстрирующих бесспорные успехи на различных региональных, всероссийских конкурсах и олимпиадах.   Это   говорит   о   высоком   качестве   и   серьезном   подходе   к образованию.   С   другой   стороны   наши   школьники   хуже   владеют экологическими   и   методологическими   знаниями,   недостаточно   умеют применять   полученные   знания   в   реальных   ситуациях,   интегрировать   эти знания для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире.          Практика показывает, что успех школьного управленца определяется и доскональным знанием своей школы, и виртуозным владением собственно управленческими технологиями. В реальном образовательном пространстве многие   проблемы   не   могут   решаться   без   высокой   квалификации   завуча: возросшая   необходимость   влияния   заместителя   директора   по   УВР   на развитие   профессиональных   качеств   учителя   требует   специальных управленческих технологий, владения приемами эффективного общения.              4             3                Актуальность технологии – удовлетворение личности, общества и государства   в   получении   качественного   образования   в   новых   условиях, развитие   потенциала   школы   посредством   освоения   и   расширения инновационной деятельности.   Необходимость   разработки   технологии   вызвана   глобальными   изменениями   в   информационной,   коммуникативной,   профессиональной   и других сферах общества, современными требованиями к образовательному процессу,     возрастанием   роли   некоторых   качеств   личности,   ранее необязательных   для   жизни   в   обществе,   таких   как:   способность   быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др.               В   связи   с   тем,   что   меняются   требования     к   выпускникам образовательных учреждений, развивающемуся обществу нужны современно образованные,   нравственные,   предприимчивые   люди,   которые   могут самостоятельно   принимать   ответственные   решения   в   ситуации   выбора, прогнозируя   их   возможные   последствия,   способные   к   сотрудничеству, отличающиеся   мобильностью,   конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.                   Основу   современного   российского   образования   составляют   социокультурные   и   духовные   потребности   человека.   В   связи   с   этим дальнейшее   развитие   системы   образования   должно   осуществляться   в интересах   формирования   творческой   личности,   как   ведущего   фактора   динамизмом,Умение правильно организовать учебно­образовательный процесс, высокая компетентность   управленца,   способствует   повышению   профессиональной компетентности педагогов школы и развитию комплекса качеств учащихся, необходимых   для   формирования   социальной   мобильности   в   постоянно меняющихся условиях.          В настоящее время в российском образовании усиливается интерес к проектному   управлению,   как   наиболее   эффективной   организационной деятельностной структуре и управленческой культуре для осуществления проектов.   Согласно   концепции   управления   проектами,   проект   –   это описание   изменения   исходного   состояния   любой   системы,   связанное   с затратой времени и средств. Управление проектом, как вид самостоятельной деятельности, включает планирование, организацию, мониторинг и контроль всех аспектов проекта в ходе непрерывного достижения его целей.        Проект   –   это   целенаправленные   изменения,   управление   проектом   – деятельность руководителя, проектная культура – это умение руководителя организовать   управленческую   деятельность   для   достижения   результатов проекта.­  проанализировать   исторические   и   методологические   предпосылки (концепции и системы) разработки и реализации идеи проектного обучения в общеобразовательной  школе; ­ опираясь на достижения современной науки и педагогической практики в области   управления   школой,   выявить   основные   подходы   к   управлению нововведением как социальным процессом;  ­   определить   факторы,   обуславливающие   эффективность   управления инновациями в общеобразовательной школе на современном этапе развития; ­  на   основе   рассмотрения   становления   и   развития   вскрыть   сущность проектного обучения, являющегося способом инновационных изменений в содержании образования и организации учебного процесса школы; ­   выделить   совокупность   принципов,   определяющих   эффективность внедрения проектного обучения в общеобразовательную школу; ­ определить и обосновать комплекс необходимых и достаточных условий для   эффективного   управления   образовательными   проектами   в образовательном учреждении инновационного характера; ­ обосновать и экспериментально проверить вариативную модель управления образовательными   проектами   в   современной   общеобразовательной   школе, как   специфического,   интеллектуального   вида   деятельности   управления, направленного на преобразование инновационного процесса  и перевода его в новое качественное состояние.       Основная   задача   всего   педагогического   коллектива   заключается   в формировании   социально   успешной   личности   ребенка,   приобретении   им социального   опыта,   необходимого   и   достаточного   для   безболезненного вхождения человека в жизнь общества.  6         нормативно­правовое         Управление   проектами   состоит   из   двух   взаимосвязанных   процессов: планирования   (обоснование   идеи   проекта,   определение   четкого   перечня задач,   временных   графиков,   бюджета   и   ресурсов   проекта,   разработка проектной документации)  и собственно реализации.  В рамках  реализации проектов осуществляется научно­исследовательское, учебно­методическое, социально­психологическое, сопровождение, осуществляется рекламная деятельность, а также проводится мониторинг выполнения   проектов.   В   нашей   школе   созданы   экспериментальные лаборатории   с   целью   реализации   проектов   в   области   образовательного процесса.             С   целью   повышения   эффективности   управления   проектами   и программами  сформированы  творческие  группы педагогов  и школьников. Деятельность   творческих   групп   основана   на   переводе   с   оперативного (исполнительского)   уровня   на   уровни   тактического   и   стратегического управления школой. Важным условием проектной деятельности творческих групп   является   умение   работать   в   команде,   т.к.   содержанием   работы является   социальное   проектирование,   а   общие   проблемы   решаются коллективно,   и   только   группа   может   внести   устойчивые   изменения   в проблемную ситуацию.          Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных   знаний,   умений,   навыков,   а   также   опыт   самостоятельной деятельности   и   личной   ответственности   обучающихся,   то   есть   ключевые компетенции,   определяющие   современное   качество   содержания образования.        Как   показала   практика, 5    На формирование проектной деятельности — важнейшей компетенции, — нацелено проектное обучение.   Формирование   проектной   деятельности   —   основная   задача   общеобразовательной   школы.   проектная деятельность учащихся легко организуется как в урочное время, так и в условиях   дополнительного   образования   и   во   внеурочное   время   в общеобразовательной   школе.   Для   одарённых   и   высоко   мотивированных учащихся работа в проектах в такой форме наполняет их досуг занятием по интересу, позволяет развивать себя и свои возможности, организовать своё самообразование,   удовлетворять   потребность   в   получении   большего,   чем дает школа.       Ведущая цель технологии организации стратегического управления через проектную деятельность как способа развития образовательного процесса ­ создание   максимально   благоприятных   условий   для   разностороннего развития и самообразования педагогов и учащихся школы.    Задачи технологии:Социализация происходит только в процессе совместной деятельности и общения   в   определенной   культурной   среде.   Разработаны   критерии эффективности состояния самоуправления. Инновационный опыт получен. Нам есть чем гордиться: своими учениками и педагогами, достижениями. Когда я представляю свою школу в будущем, я вижу ее еще более успешной, уютной, оснащенной современным оборудованием.      Управление школой поднялось на новую качественную ступень развития: все   субъекты   образовательного   процесса   конструктивно   участвуют   в   его управлении,   создана   эффективная   целостная   управленческая   система, информатизация которой привела к укреплению и развитию разных видов взаимодействий и образованию единого образовательного пространства намуниципальном,   региональном,   общероссийском   уровне.   И   продуктом   ее деятельности стал учащийся – личность с гражданской ответственностью и правовым самосознанием, мощным нравственным потенциалом, способная к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Именно с этих позиций осуществляется подход к развитию образования в нашей школе.      Определены его основные задачи: развитие социализированной личности, формирование   гуманитарных   ценностей,   толерантности,   воспитание патриота и гражданина.               Творческая   группа   педагогов   школы,   работая   в рамках   проекта, разработала Программу развития школы, изучила и провела теоретический анализ   состояния   проблемы   в научно­методической   литературе,   анализ условий,   обеспечивающих   эффективность   управления   образовательным процессом.       Учитывая специфику деревни, расположение школы в отдаленном районе были   разработаны   критерии,   определяющие   уровень   эффективности процесса   управления   школой   как   основного   фактора   обеспечения качественного образования.        Образовательные проекты требуют от педагогов высокой методической и педагогической культуры и способности на основе анализа педагогической реальной ситуации в школе, регионе, стране проектировать и реализовывать эффективные способы образовательного процесса, моделировать, обновлять содержание   образования   в   соответствии   с   требованиями   современного развивающегося и постоянно изменяющегося общества.    Социально­педагогические   проекты  предполагают   наличие   у   руководителей   школы,   заместителей   директоров   по   учебной   и воспитательной   работе,   классных   руководителей   и   педагогов­психологов, социальных   педагогов   способности   к   аналитико­прогностической деятельности,   проектированию   образовательных   и   социально­ образовательных пространств в окружающем школу социуме.          7                  Социально­педагогические проекты создаются как по инициативе школы, так и по имеющейся потребности в их разработке в обществе. В связи с этим нам как руководителям важно уметь выявлять, исследовать и формулировать   социальный   заказ   на   ту   или   иную   деятельность, вовлекающую детей, родителей и педагогов, среди различных социальных институтов, а также своевременно мотивировать общественные учреждения на совместную деятельность. То есть необходимо анализировать внутренние ресурсы школы (педагогические, информационные, учебно­воспитательные и   другие)   и   ресурсы   социума:   кадровые,   творческие,   материально­      исследовательский    На   базе   нашей   школы   разработаны   и   успешно   реализуются технические,   финансовые   –   с   целью   максимального   их   привлечения   в процесс обучения и воспитания.    образовательные и социально­педагогические проекты: 1) (выполнение   исследований   и   разработок, направленных на решение актуальных теоретических и практических задач, а также имеющих социокультурное значение); 2)  учебный  (с   одной   стороны,   это   ­   эффективная   образовательная технология,   с   помощью   которой   происходит   обучение   учеников   методу проектов, с другой – это результат образовательного проекта);  3) учебно­организационный и структурно­организационный (промежуточная аттестация, итоговая аттестация и так далее); 4)   управленческий   (имеет   своей   целью   изменения   в   управлении образовательным     процессом   в   школе,   распределении   функциональных обязанностей, мониторинге, планировании, контроле и т.п.)         На   данном   этапе   администрация   и   педагогический   коллектив   нашей школы   активно   использует   преимущества   проектной   деятельности   как основы   формирования   ключевых   компетенций   учащихся.   Работа педагогического   коллектива   направлена   на   формирование   ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся.          В школе разработаны  и внедрены следующие управленческие  технологии: технология проектной деятельности и проблемного анализа  учебно­воспитательного процесса, научно­методическая и  экспериментальная работа, технология организации внутришкольного  контроля, дополнительное образование в школе в режиме полного дня,  проект «Предпрофильная подготовка учащихся», организация мероприятий  по здоровьесбережению (программы и мини­проекты).        Организация   проектной   деятельности   учащихся   на   основе   интеграции предметов   и   образовательных   областей   в   классно­урочной   системе   и   во внеурочной деятельности. Одним из направлений проектной деятельности в нашей школе является экспериментальная деятельность.  8Серьезной   вехой   в   развитии   школы   стало   участие   в   федеральном эксперименте по обновлению структуры и содержание общего образования, где отрабатывается модель профильной школы.индивидуальных   занятий,         Экспериментальная   работа   в   школе   строится   как   одна   из  составных частей работы школы в целом. Её проведение требует создания специальных условий: разработка индивидуального учебного плана с включением курсов, факультативов,   составление   расписания, модернизация   или   приобретение   оборудования,   приобретение   учебной литературы и других материалов.             Наша   школа   является   одной   из   экспериментальных   площадок предпрофильной подготовки учащихся района. В рамках школы реализуется проект «Предпрофильная подготовка учащихся», основной целью которого является   самоопределение   учащихся   в   отношении   выбора   профиля будущего обучения и дальнейшего пути получения профессии.  Данный   проект   предусматривает   следующие   этапы   прохождения эксперимента: 1 этап: самоисследование.  2 этап: реализация модели предпрофильной подготовки в соответствии с  учебным планом.   3 этап:  выходная диагностика участников образовательного процесса.      В учебном плане школы отведены часы на  предпрофильную подготовку, и с успехом ведутся краткосрочные курсы по выбору. Примерно 1/3 объёма предпрофильной подготовки отводится на информационную работу, в том числе профконсультирование и профориентационную работу.            Проводится большая работа по   составлению и экспертизе программ курсов по выбору для предпрофильной подготовки, а   также презентация этих курсов.           Предлагаемые  курсы по выбору  традиционно строятся на принципах вариативности,   оригинальности   содержания,   использования   активных методов   обучения:   «Основы   электротехники»,   «Деловой   русский   язык», «Элементы   комбинаторики»,   «Мой   выбор»,   «Основы   компьютерного делопроизводства» и др.            Реализуя образовательные   и социально­педагогические проекты наш коллектив   достиг   следующих   результатов:   представление   четкой   и объективной   информации   о   ребенке,   его   особенностях   психического, физического   развития,   социальном   опыте   и   состоянии   семьи;   выявление потенциальных   возможностей   для   развития   ребенка;   проектирование индивидуализированных,   личностно   ориентированных   траекторий образования   для   ребенка;   проектирование   педагогических,   личностно ориентированных технологий педагогами школы через создание  9   проектное   умение   как   надпредметное, проблемных ситуаций; развитие проектировочной функции в деятельности всех субъектов образования (учащихся, педагогов, руководителей школы, методистов,   социальных   педагогов,   классных   руководителей   и   других специалистов   социума);   создание   команды   социальных   партнеров   по проектированию   социально­педагогической   деятельности,   что   повышает качество обучения и в конечном итоге влияет на качество жизни школы; разработка   социально­педагогических   проектов   взаимодействия   школы   и учреждений деревни.                   Важной   задачей,   поэтому,   является     повышение   квалификации педагогов руководителей школы в области руководства проектами.         Решающим звеном внедрения проектного обучения в школе  является учитель.   Меняется   роль   учителя   и   не   только   в   проектном   обучении.   Из носителя   знаний   и   информации   учитель   превращается   в   организатора деятельности, консультанта по решению поставленной  задачи, добыванию необходимых   знаний   и   информации   из   различных   источников. Действительно,   проектная компетенция   должны   формироваться     всеми   учителями,   работающими   с ребенком. А значит, нужна согласованная, скоординированная работа этих педагогов и по формированию отдельных действий, операций и проектной деятельности в целом.                    Наша   практика   показывает,   что   авторы   лучших   проектов     в дальнейшем   успешно   учатся   в   ВУЗах   и   обладают     значительно   более высоким уровнем ключевых компетентностей, чем  те, кто, хотя и выполнял проекты, но делал это формально.      Управление образовательными проектами в нашей школе на данном этапе достигло   результатов:  соблюдается   личностно­ориентированный   подход  к образованию,   повышается   управленческая   культура,   профессиональная компетентность   педагогов;   четко   определяется   стратегия   перехода фактической системы развития школы в желаемое состояние, нацеленная на доступность   обучения,   непрерывность   образования;   интеграцию   учебных дисциплин,   учебной   и   внеурочной   деятельности;   для   каждого   проекта разработана модель и определены механизмы ее реализации, учитывающие изменения   в   организационной   структуре   и   содержании   образования; совершенствуется   система   мотивации   и   стимулирования   участников проекта;   проект   создает   благоприятные   возможности   для   роста   и самоусовершенствования   (самоактуализации)   всех   участников   с   целью достижения более высокого уровня (интеллектуального, профессионального и   т.д.);   каждый   проект   наделен   уникальностью   и   имеет   ограниченную протяженность во времени с определенным началом и сроком окончания.10Таким   образом,   можно   говорить,   что   в   нашей   школе   идет   правильная организация   работы   основам   проектной   деятельности,   системы   такой работы, в рамках которой педагоги школы достигают высоких результатов профессионализма,   а   школьники   не   только   овладевают   знаниями   в различных   областях   науки,   но   и   учатся   эффективно   использовать полученные   знания,   развивают   самостоятельность   и   коммуникативные умения.              Наша школа является площадкой для проведения педагогических экспериментов,   направленных   на   поиск   оптимальных   форм   и   методов личностно­ориентированного   обучения   в   преподавании.   Метод   проектов является   одной   из   технологий   личностно­ориентированного   обучения   и применяется в школе. Формы и направления проектной работы меняются в соответствии с изменениями в концепциях преподавания предметов.      Таким образом, созданная проектно­ориентированная модель управления инновационным развитием школы позволяет на профессиональном  уровне решать   задачи,   стоящие   перед   педагогическим   коллективом,   повышает эффективность управленческой деятельности, обеспечивает личностный и интеллектуальный рост всех участников проектов.  11 Областной  Интернет­конкурс­2013  «Выставка­ярмарка педагогических идей»     Кудинова Л.Г., заместитель директора по УВР  МОУ «Мамоновская ООШ»  Пронского района Рязанской областиТехнология  «Организация стратегического управления через проектную деятельность как способ развития образовательного процесса» /тезисы/