Технология «Организация стратегического управления через проектную деятельность как способ развития образовательного процесса»
Оценка 4.8
Повышение квалификации +1
doc
администрации
1 кл—11 кл
19.02.2017
В современных условиях для обеспечения качественного образования школьника требуется привлечение к управлению образовательным процессом всех его участников. Совместное управление образовательным процессом может существовать и развиваться в современных социально-экономических условиях при правильном определении основных целей и задач и разработанной на их основе Программы развития школы и моделей совместного управления образовательным процессом как целостной управленческой системы. Данная технология позволяет в полной мере реализовать метод проектов в рамках любой школы. Сформировать умения и знания в данной области у обучающихся и добиться хороших образовательных результатов.
Сборник - Интернет-конкурс - Кудинова.doc
Областной Интернетконкурс2013
«Выставкаярмарка педагогических идей»
Кудинова Л.Г., заместитель директора по УВР
МОУ «Мамоновская ООШ»
Пронского района Рязанской области
Технология
«Организация стратегического управления
через проектную деятельность как способ
развития образовательного процесса»
/тезисы/ Мамоново 2013
Кудинова Л.Г., заместитель директора по УВР
МОУ «Мамоновская ООШ»
Пронского района Рязанской области Мамоново 2013
Дипломом участника награждена
Кудинова Людмила Геннадьевна,
заместитель директора по учебновоспитательной работе
МОУ "Мамоновская ООШ"
Пронского района Рязанской области
Технология «Организация стратегического управления через
проектную деятельность как способ развития
образовательного процесса»
В современных условиях для обеспечения качественного образования
школьника требуется привлечение к управлению образовательным
процессом всех его участников. Совместное управление образовательным
процессом может существовать и развиваться в современных социально
экономических условиях при правильном определении основных целей и
задач и разработанной на их основе Программы развития школы и моделей
совместного управления образовательным процессом как целостной
управленческой системы. Обеспечивая функционирование и развитие школы
в рамках реализации основных направлений национальной образовательной
инициативы «Наша новая школа», в школе идет целенаправленная
деятельность всех участников процесса.
экономического и социального прогресса общества. С одной стороны, мы
можем гордиться успехами наших школьников, демонстрирующих
бесспорные успехи на различных региональных, всероссийских конкурсах и
олимпиадах. Это говорит о высоком качестве и серьезном подходе к
образованию. С другой стороны наши школьники хуже владеют
экологическими и методологическими знаниями, недостаточно умеют
применять полученные знания в реальных ситуациях, интегрировать эти
знания для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире.
Практика показывает, что успех школьного управленца определяется и
доскональным знанием своей школы, и виртуозным владением собственно
управленческими технологиями. В реальном образовательном пространстве
многие проблемы не могут решаться без высокой квалификации завуча:
возросшая необходимость влияния заместителя директора по УВР на
развитие профессиональных качеств учителя требует специальных
управленческих технологий, владения приемами эффективного общения.
4
3
Актуальность технологии – удовлетворение личности, общества и
государства в получении качественного образования в новых условиях,
развитие потенциала школы посредством освоения и расширения
инновационной деятельности.
Необходимость разработки технологии вызвана глобальными
изменениями в информационной, коммуникативной, профессиональной и
других сферах общества, современными требованиями к образовательному
процессу,
возрастанием роли некоторых качеств личности, ранее
необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро
ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области
знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий,
культур и др.
В связи с тем, что меняются требования к выпускникам
образовательных учреждений, развивающемуся обществу нужны современно
образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут
самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора,
прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству,
отличающиеся мобильностью,
конструктивностью,
обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Основу современного российского образования составляют
социокультурные и духовные потребности человека. В связи с этим
дальнейшее развитие системы образования должно осуществляться в
интересах формирования творческой личности, как ведущего фактора
динамизмом, Умение правильно организовать учебнообразовательный процесс, высокая
компетентность управленца, способствует повышению профессиональной
компетентности педагогов школы и развитию комплекса качеств учащихся,
необходимых для формирования социальной мобильности в постоянно
меняющихся условиях.
В настоящее время в российском образовании усиливается интерес к
проектному управлению, как наиболее эффективной организационной
деятельностной структуре и управленческой культуре для осуществления
проектов. Согласно концепции управления проектами, проект – это
описание изменения исходного состояния любой системы, связанное с
затратой времени и средств. Управление проектом, как вид самостоятельной
деятельности, включает планирование, организацию, мониторинг и контроль
всех аспектов проекта в ходе непрерывного достижения его целей.
Проект – это целенаправленные изменения, управление проектом –
деятельность руководителя, проектная культура – это умение руководителя
организовать управленческую деятельность для достижения результатов
проекта.
проанализировать исторические и методологические предпосылки
(концепции и системы) разработки и реализации идеи проектного обучения в
общеобразовательной школе;
опираясь на достижения современной науки и педагогической практики в
области управления школой, выявить основные подходы к управлению
нововведением как социальным процессом;
определить факторы, обуславливающие эффективность управления
инновациями в общеобразовательной школе на современном этапе развития;
на основе рассмотрения становления и развития вскрыть сущность
проектного обучения, являющегося способом инновационных изменений в
содержании образования и организации учебного процесса школы;
выделить совокупность принципов, определяющих эффективность
внедрения проектного обучения в общеобразовательную школу;
определить и обосновать комплекс необходимых и достаточных условий
для эффективного управления образовательными проектами в
образовательном учреждении инновационного характера;
обосновать и экспериментально проверить вариативную модель управления
образовательными проектами в современной общеобразовательной школе,
как специфического, интеллектуального вида деятельности управления,
направленного на преобразование инновационного процесса и перевода его
в новое качественное состояние.
Основная задача всего педагогического коллектива заключается в
формировании социально успешной личности ребенка, приобретении им
социального опыта, необходимого и достаточного для безболезненного
вхождения человека в жизнь общества.
6
нормативноправовое
Управление проектами состоит из двух взаимосвязанных процессов:
планирования (обоснование идеи проекта, определение четкого перечня
задач, временных графиков, бюджета и ресурсов проекта, разработка
проектной документации) и собственно реализации. В рамках реализации
проектов осуществляется научноисследовательское, учебнометодическое,
социальнопсихологическое,
сопровождение,
осуществляется рекламная деятельность, а также проводится мониторинг
выполнения проектов. В нашей школе созданы экспериментальные
лаборатории с целью реализации проектов в области образовательного
процесса.
С целью повышения эффективности управления проектами и
программами сформированы творческие группы педагогов и школьников.
Деятельность творческих групп основана на переводе с оперативного
(исполнительского) уровня на уровни тактического и стратегического
управления школой. Важным условием проектной деятельности творческих
групп является умение работать в команде, т.к. содержанием работы
является социальное проектирование, а общие проблемы решаются
коллективно, и только группа может внести устойчивые изменения в
проблемную ситуацию.
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему
универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые
компетенции,
определяющие современное качество содержания
образования.
Как показала практика,
5
На формирование проектной деятельности — важнейшей компетенции, —
нацелено проектное обучение.
Формирование проектной деятельности — основная задача
общеобразовательной школы.
проектная
деятельность учащихся легко организуется как в урочное время, так и в
условиях дополнительного образования и во внеурочное время в
общеобразовательной школе. Для одарённых и высоко мотивированных
учащихся работа в проектах в такой форме наполняет их досуг занятием по
интересу, позволяет развивать себя и свои возможности, организовать своё
самообразование, удовлетворять потребность в получении большего, чем
дает школа.
Ведущая цель технологии организации стратегического управления через
проектную деятельность как способа развития образовательного процесса
создание максимально благоприятных условий для разностороннего
развития и самообразования педагогов и учащихся школы.
Задачи технологии: Социализация происходит только в процессе совместной деятельности и
общения в определенной культурной среде. Разработаны критерии
эффективности состояния самоуправления. Инновационный опыт получен.
Нам есть чем гордиться: своими учениками и педагогами, достижениями.
Когда я представляю свою школу в будущем, я вижу ее еще более успешной,
уютной, оснащенной современным оборудованием.
Управление школой поднялось на новую качественную ступень развития:
все субъекты образовательного процесса конструктивно участвуют в его
управлении, создана эффективная целостная управленческая система,
информатизация которой привела к укреплению и развитию разных видов
взаимодействий и образованию единого образовательного пространства на муниципальном, региональном, общероссийском уровне. И продуктом ее
деятельности стал учащийся – личность с гражданской ответственностью и
правовым самосознанием, мощным нравственным потенциалом, способная к
успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Именно с этих позиций осуществляется подход к развитию образования в
нашей школе.
Определены его основные задачи: развитие социализированной личности,
формирование гуманитарных ценностей, толерантности, воспитание
патриота и гражданина.
Творческая группа педагогов школы, работая в рамках проекта,
разработала Программу развития школы, изучила и провела теоретический
анализ состояния проблемы в научнометодической литературе, анализ
условий, обеспечивающих эффективность управления образовательным
процессом.
Учитывая специфику деревни, расположение школы в отдаленном районе
были разработаны критерии, определяющие уровень эффективности
процесса управления школой как основного фактора обеспечения
качественного образования.
Образовательные проекты требуют от педагогов высокой методической
и педагогической культуры и способности на основе анализа педагогической
реальной ситуации в школе, регионе, стране проектировать и реализовывать
эффективные способы образовательного процесса, моделировать, обновлять
содержание образования в соответствии с требованиями современного
развивающегося и постоянно изменяющегося общества.
Социальнопедагогические проекты предполагают наличие у
руководителей школы,
заместителей директоров по учебной и
воспитательной работе, классных руководителей и педагоговпсихологов,
социальных педагогов способности к аналитикопрогностической
деятельности,
проектированию образовательных и социально
образовательных пространств в окружающем школу социуме.
7
Социальнопедагогические проекты создаются как по инициативе
школы, так и по имеющейся потребности в их разработке в обществе. В
связи с этим нам как руководителям важно уметь выявлять, исследовать и
формулировать социальный заказ на ту или иную деятельность,
вовлекающую детей, родителей и педагогов, среди различных социальных
институтов, а также своевременно мотивировать общественные учреждения
на совместную деятельность. То есть необходимо анализировать внутренние
ресурсы школы (педагогические, информационные, учебновоспитательные
и другие) и ресурсы социума: кадровые, творческие, материально
исследовательский
На базе нашей школы разработаны и успешно реализуются
технические, финансовые – с целью максимального их привлечения в
процесс обучения и воспитания.
образовательные и социальнопедагогические проекты:
1)
(выполнение исследований и разработок,
направленных на решение актуальных теоретических и практических задач,
а также имеющих социокультурное значение);
2) учебный (с одной стороны, это эффективная образовательная
технология, с помощью которой происходит обучение учеников методу
проектов, с другой – это результат образовательного проекта);
3) учебноорганизационный и структурноорганизационный (промежуточная
аттестация, итоговая аттестация и так далее);
4)
управленческий (имеет своей целью изменения в управлении
образовательным процессом в школе, распределении функциональных
обязанностей, мониторинге, планировании, контроле и т.п.)
На данном этапе администрация и педагогический коллектив нашей
школы активно использует преимущества проектной деятельности как
основы формирования ключевых компетенций учащихся.
Работа
педагогического коллектива направлена на формирование ключевых
компетенций через проектную деятельность учащихся.
В школе разработаны и внедрены следующие управленческие
технологии: технология проектной деятельности и проблемного анализа
учебновоспитательного процесса, научнометодическая и
экспериментальная работа, технология организации внутришкольного
контроля, дополнительное образование в школе в режиме полного дня,
проект «Предпрофильная подготовка учащихся», организация мероприятий
по здоровьесбережению (программы и минипроекты).
Организация проектной деятельности учащихся на основе интеграции
предметов и образовательных областей в классноурочной системе и во
внеурочной деятельности. Одним из направлений проектной деятельности в
нашей школе является экспериментальная деятельность.
8 Серьезной вехой в развитии школы стало участие в федеральном
эксперименте по обновлению структуры и содержание общего образования,
где отрабатывается модель профильной школы. индивидуальных занятий,
Экспериментальная работа в школе строится как одна из составных
частей работы школы в целом. Её проведение требует создания специальных
условий: разработка индивидуального учебного плана с включением курсов,
факультативов,
составление расписания,
модернизация или приобретение оборудования, приобретение учебной
литературы и других материалов.
Наша школа является одной из экспериментальных площадок
предпрофильной подготовки учащихся района. В рамках школы реализуется
проект «Предпрофильная подготовка учащихся», основной целью которого
является самоопределение учащихся в отношении выбора профиля
будущего обучения и дальнейшего пути получения профессии.
Данный проект предусматривает следующие этапы прохождения
эксперимента:
1 этап: самоисследование.
2 этап: реализация модели предпрофильной подготовки в соответствии с
учебным планом.
3 этап: выходная диагностика участников образовательного процесса.
В учебном плане школы отведены часы на предпрофильную подготовку, и
с успехом ведутся краткосрочные курсы по выбору. Примерно 1/3 объёма
предпрофильной подготовки отводится на информационную работу, в том
числе профконсультирование и профориентационную работу.
Проводится большая работа по составлению и экспертизе программ
курсов по выбору для предпрофильной подготовки, а также презентация
этих курсов.
Предлагаемые курсы по выбору традиционно строятся на принципах
вариативности, оригинальности содержания, использования активных
методов обучения: «Основы электротехники», «Деловой русский язык»,
«Элементы комбинаторики», «Мой выбор», «Основы компьютерного
делопроизводства» и др.
Реализуя образовательные и социальнопедагогические проекты наш
коллектив достиг следующих результатов: представление четкой и
объективной информации о ребенке, его особенностях психического,
физического развития, социальном опыте и состоянии семьи; выявление
потенциальных возможностей для развития ребенка; проектирование
индивидуализированных,
личностно ориентированных траекторий
образования для ребенка; проектирование педагогических, личностно
ориентированных технологий педагогами школы через создание
9
проектное умение как надпредметное,
проблемных ситуаций; развитие проектировочной функции в деятельности
всех субъектов образования (учащихся, педагогов, руководителей школы,
методистов, социальных педагогов, классных руководителей и других
специалистов социума); создание команды социальных партнеров по
проектированию социальнопедагогической деятельности, что повышает
качество обучения и в конечном итоге влияет на качество жизни школы;
разработка социальнопедагогических проектов взаимодействия школы и
учреждений деревни.
Важной задачей, поэтому, является повышение квалификации
педагогов руководителей школы в области руководства проектами.
Решающим звеном внедрения проектного обучения в школе является
учитель. Меняется роль учителя и не только в проектном обучении. Из
носителя знаний и информации учитель превращается в организатора
деятельности, консультанта по решению поставленной задачи, добыванию
необходимых знаний и информации из различных источников.
Действительно,
проектная
компетенция должны формироваться всеми учителями, работающими с
ребенком. А значит, нужна согласованная, скоординированная работа этих
педагогов и по формированию отдельных действий, операций и проектной
деятельности в целом.
Наша практика показывает, что авторы лучших проектов в
дальнейшем успешно учатся в ВУЗах и обладают значительно более
высоким уровнем ключевых компетентностей, чем те, кто, хотя и выполнял
проекты, но делал это формально.
Управление образовательными проектами в нашей школе на данном этапе
достигло результатов: соблюдается личностноориентированный подход к
образованию, повышается управленческая культура, профессиональная
компетентность педагогов; четко определяется стратегия перехода
фактической системы развития школы в желаемое состояние, нацеленная на
доступность обучения, непрерывность образования; интеграцию учебных
дисциплин, учебной и внеурочной деятельности; для каждого проекта
разработана модель и определены механизмы ее реализации, учитывающие
изменения в организационной структуре и содержании образования;
совершенствуется система мотивации и стимулирования участников
проекта; проект создает благоприятные возможности для роста и
самоусовершенствования (самоактуализации) всех участников с целью
достижения более высокого уровня (интеллектуального, профессионального
и т.д.); каждый проект наделен уникальностью и имеет ограниченную
протяженность во времени с определенным началом и сроком окончания. 10 Таким образом, можно говорить, что в нашей школе идет правильная
организация работы основам проектной деятельности, системы такой
работы, в рамках которой педагоги школы достигают высоких результатов
профессионализма, а школьники не только овладевают знаниями в
различных областях науки, но и учатся эффективно использовать
полученные знания, развивают самостоятельность и коммуникативные
умения.
Наша школа является площадкой для проведения педагогических
экспериментов, направленных на поиск оптимальных форм и методов
личностноориентированного обучения в преподавании. Метод проектов
является одной из технологий личностноориентированного обучения и
применяется в школе. Формы и направления проектной работы меняются в
соответствии с изменениями в концепциях преподавания предметов.
Таким образом, созданная проектноориентированная модель управления
инновационным развитием школы позволяет на профессиональном уровне
решать задачи, стоящие перед педагогическим коллективом, повышает
эффективность управленческой деятельности, обеспечивает личностный и
интеллектуальный рост всех участников проектов.
11
Областной Интернетконкурс2013
«Выставкаярмарка педагогических идей»
Кудинова Л.Г., заместитель директора по УВР
МОУ «Мамоновская ООШ»
Пронского района Рязанской области Технология
«Организация стратегического управления
через проектную деятельность как способ
развития образовательного процесса»
/тезисы/
Технология «Организация стратегического управления через проектную деятельность как способ развития образовательного процесса»
Технология «Организация стратегического управления через проектную деятельность как способ развития образовательного процесса»
Технология «Организация стратегического управления через проектную деятельность как способ развития образовательного процесса»
Технология «Организация стратегического управления через проектную деятельность как способ развития образовательного процесса»
Технология «Организация стратегического управления через проектную деятельность как способ развития образовательного процесса»
Технология «Организация стратегического управления через проектную деятельность как способ развития образовательного процесса»
Технология «Организация стратегического управления через проектную деятельность как способ развития образовательного процесса»
Технология «Организация стратегического управления через проектную деятельность как способ развития образовательного процесса»
Технология «Организация стратегического управления через проектную деятельность как способ развития образовательного процесса»
Технология «Организация стратегического управления через проектную деятельность как способ развития образовательного процесса»
Технология «Организация стратегического управления через проектную деятельность как способ развития образовательного процесса»
Технология «Организация стратегического управления через проектную деятельность как способ развития образовательного процесса»
Технология «Организация стратегического управления через проектную деятельность как способ развития образовательного процесса»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.