На современном этапе развития обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. Именно такой технологией обучения детей в начальных классах большинство ученых признают проблемное обучение.
Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.
Проблемный тип обучения не решает всех образовательных и воспитательных задач, поэтому он не может заменить собой всей системы обучения, включающей разные способы, организации учебно-воспитательного процесса. Но также система обучения не может быть подлинно развивающей без проблемного обучения.
выступление на пед чтениях.docx
“Скажи мне и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь”.
Эта китайская пословица очень точно отражает принципы современной школы:
стимулировать интересы учащихся через творческие задачи, требующие работы
воображения; развивать у учащихся умение применять и интерпретировать
информацию, а не просто заучивать ее.
Данные принципы образования, то есть направленности образовательных программ
на личностное и интеллектуальное развитие ребенка, могут быть эффективно
реализованы посредством использования в образовательном процессе технологии
проблемного обучения.
Проблемное преподавание – это деятельность учителя по созданию системы
проблемных ситуаций, и управление деятельностью учащихся, направленной на
усвоение новых знаний.
Прием постановки проблемных вопросов был известен еще в пифагорийской
школе. В дальнейшем идею активного обучения развивали такие педагоги и
философы, как Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцци. Возникновение дидактической
системы проблемного обучения в педагогике связывают с исследованиями
Занкова, Махмутова, Лернера, Матюшина, Выготского.
Виды проблемного обучения имеют четыре уровня. Распределение связано с
разным уровнем усвоения знаний и мышлением учащихся.
На уровне обычной активности способом задания проблемной ситуации
является побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов,
внешнего несоответствия между ними. Детям предлагается ситуация, которая уже
рассматривалась и были выявлены противоречия. Приведу пример. На уроке
математики предлагается следующее задание:
Какой домик должен быть следующим?
Нарисуйте его.
Дети знакомы с геометрическими фигурами, но не все могут справиться с
заданием. Тогда необходимо предложить учащимся внимательно рассмотреть
последовательность записи геометрических фигур и способ их повторения, т.е.
найти закономерность.
На уровне полусамостоятельной активности учащиеся применяют
полученные знания в новой ситуации и участвуют в поиске способа решения
учебной проблемы. На этом уровне находится большинство школьников.
Учащиеся, находящиеся на этом уровне нуждаются в помощи учителя и
испытывают затруднения в новых познавательных ситуациях. Приведу пример:
урок обучение грамоте, тема: Знакомство с предлогами. Дети уже знают, что есть словапредметы, слова, обозначающие признаки и
действия предметов. Но они не знают, что слова в речи соединены между собой в
некоторых случаях предлогами. При составлении предложения из перечисленных
слов дети долго не могут составить предложение. У них возникает вопрос о том,
как же составить предложение: много слов, мало слов, как получить законченную
мысль?
Достигнув третьего уровня самостоятельной активности учащиеся могут
самостоятельно применять усвоенные знания в новой ситуации, работать с текстом
учебника, конструировать решение задачи среднего уровня сложности.
Выполнять самостоятельные работы, требующие логического анализа,
открытия нового способа решения, творческого воображения учащиеся способны,
достигнув четвертого уровня. Ученики, находящиеся на четвертом уровне
развития, быстро усваивают приёмы умственной деятельности, способны
выдвигать гипотезу и выбирать пути для решения проблемы.
Данные уровни отражают в какой ситуации и каким образом может ученик
применить имеющиеся у него знания.
Центральным звеном проблемного урока является проблемная ситуация, которую
учащиеся разрешают в процессе учебной деятельности под руководством учителя.
К возникновению проблемной ситуации подталкивает возникшее противоречие.
Противоречие может быть связано либо с возникшим затруднением или с
удивлением. Собственно, поэтому и проблемные ситуации бывают двух типов:
возникшие с удивлением и возникшие с затруднением.
Создание проблемной ситуации на уроке является средством, которое позволяет
побудить у учащихся интерес к изучаемой теме и способствует формированию
мышления, развитию речи. Ведь такие ситуации предполагают обдумывание и
высказывание своих предположений. Начнём с ситуации, возникающей с
«удивлением» Это противоречия между двумя (или более) положениями, между
житейским представлением учащихся и научным фактом
Приём 1.
Например, урок математики. Тема «Скобки». Учитель предъявляет
классу два противоречивых факта: записаны два одинаковых выражения с разными
ответами. Что вас удивило? Левые части одинаковые, а правые разные. Почему
это произошло? Нарушен порядок действий. На какой вопрос мы сегодня будем
искать ответ?
Прием №2. Урое русского языка. Тема «Разделительный Ъ и Ь знаки»
Учителю требуется столкнуть разные мнения своих учеников, а не предъявлять
ребятам чьито чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или
практическое задание на новый материал. Возникший в результате разброс мнений
обычно вызывает у школьников реакцию удивления Прием № 3
. Тема «Непроизносимая согласная» Ситуация состоит из двух шагов.
1 шаг –учитель обнажает житейское представление учеников. 2 шаг – сообщает
научный факт.
Проблемные ситуации
с «затруднением» возникают тогда, когда имеется
противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание
учителя
Проблемная ситуация №4
. Тема « Умножение» 2 класс. Сначала обучающимся
предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых
слагаемых. Затем дается задача: "На одну рубашку пришивают 4 пуговиц. Сколько
пуговиц надо пришить на 450 рубашек?" практическое задание, не выполнимое
второклассниками вообще. Учащиеся составляют выражение 4+4+4+ и т.д.
Смогли записать выражение к этой задаче? Нет. Почему? В чём затруднение?
Получается длинная запись. Какой возникает вопрос? Можно ли записать короче?
Проблемная ситуация №5. Тема « Умножение на двузначное число»
Учитель даёт задание, с которым ученики до настоящего времени не сталкивались.
На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа
и умножьте их на 7. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ
выполнения которого уже известен.) Выпишите в другой столбик двузначные
числа и тоже умножьте их на 7. (Обучающиеся испытывают затруднение.) Вы
смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно
отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же
будет тема нашего урока? Умножение двузначного числа на однозначное.
Проблемная ситуация №6. Тема « Разделительный Ъ и Ь знак»
Сначала учитель дает задание, похожее на предыдущее: предлагает детям
распределить слова в 2 столбика: с разделительным ъ и ь знаком. Затем учитель
диктует слово от...утюжить. Ученики, не замечая подвоха, выполняют его,
применяя уже имеющиеся у них знания. Затем учителю требуется
аргументированно доказать, что задание школьниками всетаки не выполнено.
После этого у ребят и возникает затруднение. Ошибка допускается изза
применения школьником уже имеющихся научных знаний не в той ситуации.
Итак, основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании
и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и
учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим
направляющим руководством учителя.
Проблемный урок отличается от традиционного, прежде всего, этапами
введения и воспроизведения знаний. Проблемный урок имеет следующую
структуру:
Существуют ещё похожие структуры проблемного урока, предложенные
методистами и учителямипрактиками, но во всех структурах проблемного урока
присутствует поиск и решение проблемы. Кратко охарактеризуем этапы проблемного урока.
На этапе «Создание проблемной ситуации» у учащихся возникает вопрос:
«Почему не получается?». Это возможно или с помощью создания проблемной
ситуации или мотивирующих приемов.
При постановке учебной задачи формулируется тема урока и его задачи
Проблема может быть озвучена, как:
• Тема урока («Правописание приставок и предлогов»),
• Вопрос, ответом на который и будет новое знание. (Как сумму
разделить на число?)
Лучший вариант постановки проблемы, если ее озвучивают сами ученики. Но
если они не могут осознать противоречие и сформулировать проблему, то учитель
может использовать два вида диалога:
1.
Побуждающий (побуждает к осознанию противоречия и
формулирования проблемы («Вы удивлены? Почему? Что интересного заметили?
Какие возникают вопросы?»).
2.
Подводящий (Посильные для ученика вопросы и задания, которые,
шаг за шагом, приводят его к осознанию проблемы («Вспомни», «Сравни»,
«Проанализируй»).
Этап проблемного урока «Выдвижение гипотез». На этом этапе урока
лучше использовать побуждающий диалог. Учитель побуждает учеников к
выдвижению гипотезы с помощью интересных фактов или наводящих вопросов.
Учитель «направляет» учащихся с помощью наводящих суждений:
• Давайте предположим...
• В какой последовательности будете решать проблему...
• Выскажите свою точку зрения
• Какие есть догадки, предположения.
Если ученики не выдвинули своих гипотез, то учитель предлагает свои
(среди них сознательно могут быть ошибочные).
При доказательстве или опровержении гипотез используются такие приемы
как:
Наблюдение и анализ.
•
• Сравнение, выделение общих признаков.
• Отбор методом исключения (Это не подходит, так как...).
• Сочетание наблюдения и опыта.
На этапе «Проверка правильности решений» рекомендуется использовать
задания продуктивного характера.
Сравнение с формулировкой правила в учебнике, готовым планом действий.
Формулировка вывода с использованием таблиц, схем, алгоритмов и
памяток. Выполнение практических заданий по данной теме.
На этапе «Воспроизведение знаний» или творческого применения
открытых знаний можно использовать составление учениками опорного сигнала
или художественного образа. Опорный сигнал представляет собой таблицу,
опорные слова, схему и т.д.
Для его создания используют такие формы как написание стихотворения,
загадки и т.д.( Пример: Мы уже не малыши, знаем, как писать ЖИШИ ) можно
предложить составить ребусы или загадки, подготовить презентацию. Создание
художественного образа не является обязательным для всех учащихся класса.
Данные задания могут выполняться как во время урока, так и дома, по желанию.
Структура проблемного урока универсальна и подходит для внедрения в
педагогическую практику учителя любого предмета.
История мировой педагогической мысли и практики обучения известны
разнообразные методы организации обучения. Их возникновение, развитие связано
с требованиями, потребностями общества, которое развивается. Каждый новый
исторический этап в развитии общества накладывает свой отпечаток на
организацию обучения.
На современном этапе развития обществу нужен человек, способный
принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к
самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для
достижения совместного результата. Именно такой технологией обучения детей в
начальных классах большинство ученых признают проблемное обучение.
Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет
формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять
знания в учебном процессе.
Проблемный тип обучения не решает всех образовательных и
воспитательных задач, поэтому он не может заменить собой всей системы
обучения, включающей разные способы, организации учебновоспитательного
процесса. Но также система обучения не может быть подлинно развивающей без
проблемного обучения.
Технология проблемного обучения в начальной школе
Технология проблемного обучения в начальной школе
Технология проблемного обучения в начальной школе
Технология проблемного обучения в начальной школе
Технология проблемного обучения в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.