В статье рассматривается вопрос зависимости ожидаемого и получаемого результата деятельности преподавателя от его уровня квалификации, мастерства и навыков. О роли модернизации в процессе расширения территориальных и социальных границ уровня обучения, о важности повышения качества, доступности и востребованности образования во всех слоях общества.Статья "Формирование структуры эффективной подготовки в работе преподавателя"
Калинин А.Ю.
воспитатель ВАС им. С.М. Буденного,
Кадетского корпуса (школы ITтехнологий)
г. СанктПетербург, РФ
ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В
РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Значение высшего образования в определении направления развития
современного общества один из ключевых вопросов педагогики. Высшее
образование изменяет и задает направление жизни развитого общества, сохраняя
все ценное для человека, его потенциал и жизненные силы, так как влияет на
общественное сознание.
Качественная работа педагога высшей профессиональной школы
многогранна. Недостаточно владеть учебным материалом в совершенстве.
Недостаточно разработать подробный поурочный план занятий, подготовить
дополнительный материал,
Все
наладить контакт с аудиторией.
вышеперечисленное всего лишь малая составляющая педагогического процесса
обучения в высшей школе. Если попытаться представить этот процесс в виде
схемы, то она непременно будет содержать следующие основные узлы:
опыт педагога;
четкая методическая идея механизма передачи опыта;
социальноориентированная позиция педагога на процесс реализации
методической идеи;
индивидуальная система передачи опыта, основанная на социально
ориентированной позиции;
разработка индивидуальной системы мотивации учащихся с учетом
коммуникативной составляющей;
система прогнозирования результата обучения с учетом основных
факторов процесса и особенностей учащихся;
структура реализации процесса обучения;
система контроля и учета процесса обучения и результатов его
реализации;
практическая система закрепления теоретических знаний, полученных в
процессе обучения;
система действий преподавателя, нацеленная на формирование
практических умений и навыков у обучающихся;
Закономерна связь между наличием у преподавателя профессионального
опыта и мастерства, и уровнем квалификации обученных им специалистов. В
свою очередь квалификация специалиста и его стремление к самореализации
формирует направление его дальнейшей профессиональной деятельности.
Уровень эффективности напрямую зависит от знаний и соответствующего
опыта, а результатом всего должны стать принципиально новые идеи,
запускающие процессы повышения уровня основных потребностей общества
социальных, нравственных, физических, и ключевых систем культуры
материальной и духовной. Тенденция роста уровня жизни и обеспеченности
населения необходимыми благами определяет развитие самого
общества. Именно поэтому выпускники высшей профессиональной школы
являют собой крупнейшую социальную группу, определяющую качество и
уровень жизни в нашей стране для всех граждан в целом.
На практике, к желаемому результату ведет титаническая работа
педагогов, в одном лице выполняющих функции психолога, организатора и
воспитателя. И для этого так необходима четкая методическая идея механизма
передачи опыта. Не будем останавливаться на необходимости приобретения и
постоянного
своего
профессионализма. Работая с учащимися, педагог не просто излагает материал в
совершенствования преподавателем уровня
соответствии с тематическим планом. Передавая совокупность универсальных
знаний и опыт, накопленный поколениями, педагог учит осваивать исовершенствовать приобретенные знания, развивая умения и навыки, ставит
задачи по формированию новых, более сложных и прогрессивных задач,
установок и целей, достижение которых реализуется исключительно при
постоянном самосовершенствовании уровня профессионализма.
Прогрессивное развитие и модернизация технологий также становятся
возможными при достаточной степени профессиональной подготовленности
будущих специалистов. Задача педагога научить студентов грамотно
объединять полученные знания с приобретенными навыками и умениями,
стремиться развивать и преумножать их, чтобы обновленный, более
современный и совершенный опыт однажды передать новому поколению.
грамотное
Львиной долей труда педагога можно считать
формирование самомотивации в учащемся, достаточной для поддержания
внутреннего стремления к совершенствованию практических навыков на основе
полученных теоретических знаний. Но и это всего лишь вершина айсберга.
Образование и обучение не единственные критерии педагогики. Можно передать
сухую теорию. Но невозможно простимулировать человека на качественное
развитие в профессиональной сфере, если данная деятельность не в полной мере
раскрывает внутренние способности человека, не учитывает его предпочтения.
Задача педагога понять и раскрыть каждого учащегося, воспитать должные
качества, использовать его особенности в целях полноценного развития.
В теории педагогики обычно выделяют две основные модели обучения:
педагогическую (педагогика, др.греч.
– детовождение),
как модель
научения;
андрагогическую (андрос, др.греч. – взрослый мужчина), как модель
формирования у обучающихся психологической готовности занять в учебном
процессе позицию взрослого человека.
Андрагогическая модель как нельзя более точно отражает суть задачи
высшей педагогики. Именно психологическая готовность становится стимулом
для студентов в их стремлении применить полученные знания и навыки сразу же,немедленно, чтобы стать более компетентным в решении какихто
проблем. Именно поэтому особое внимание уделяется наличию
профессионального статуса у педагога высшей школы. Будь то профессор или
доктор наук, либо автор научных теорий или создатель инновационной
технологии в узкой специальной области наличие любой высшей квалификации
создает базу для формирования фактора научного потенциала. Понятие
профессиональной компетентности педагога выражает единство его
теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической
деятельности и характеризует его профессионализм. Еще Плутарх говорил, что
ученик — это не сосуд, который нужно наполнить. Это факел, который нужно
зажечь. Сделать это может только тот, кто горит сам. Опираясь на
квалифицированный профессорскопреподавательский состав, педагогика
высшей школы органично решает вопросы обучения и воспитания студентов
вузов, сочетая преемственность основ, заложенных общим образованием и
развитие базы, формируемой в процессе профессионального обучения.
В системе педагогических наук, на любом уровне, во главе угла всегда
стоит гуманизация образования, основанная на личностной ориентации
обучающегося. Работа со студентами предполагает тонкое понимание педагогом
того факта, что перед ним уже практически сформировавшиеся личности. И
только оценивая авторитет педагога, как безусловный, принимая его опыт и
профессиональную мудрость, студенты активно стремятся участвовать в
гармонично развиваясь и
познании различных областей науки,
самосовершенствуясь. Только неподдельная заинтересованность учащегося
становится производной в его стремлении к созиданию, а старание и прилежание
подспудно повышают осознанность и неизбежно способствуют повышению
качества усваиваемого материала.
В стремлении передать свой профессиональный опыт, педагог высшей
школы не должен забывать о важности повышения качества процесса
взаимодействия с учащимися. Трудно переоценить значимость основныхМетоды обучения также
методов обучения,
многообразны, как определения данного понятия. Например, Ю.К. Бабанский, в
выбранных педагогом.
разработках системы оптимизации обучения, рассматривает метод обучения,
как способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и
обучаемых, направленной на решение задач образования. Т.А. Ильина в
разработках особого подхода организации обучения, определяет метод обучения
как способ организации познавательной деятельности учащихся. Но если
задуматься, все известные определения объединяет общая суть работа педагога
имеет целью научить освоившего материал студента определять,
систематизировать и решать профессиональные задачи.
Прогрессивное развитие в любой сфере невозможно без модернизации.
Модернизация в сфере образования значительно расширяет границы уровня
обучения, делает высшую школу более доступной и понятной, а значит более
возможной и востребованной для всех социальных групп общества.
Территориальная удаленность, несовершенная транспортная инфраструктура,
ограниченное материальное благосостояние это основные факторы,
нивелирующие доступность в системе высшего профессионального образования.
Модернизация процессов и законодательная поддержка на государственном
уровне создают благополучную среду для решения задачи в достижении
повышения его востребованности и
качественного образования,
доступности. Система современного образования продуктивно развивается,
совершенствуя способы познавательной и практической деятельности. Не это ли
ключ к успешному достижению основной цели высшей педагогики воспитанию
грамотных и неравнодушных в своем деле специалистов.
Список литературы
1. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений / С.И. Змеев М.: Издательский центр "Академия", 2002 116с.2. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / М.М. Левина М.:
Издательский центр «Академия», 2001 272 с.
3. Солянкина Н.Л. Профессиональная компетентность: понятие и виды:
Информационный справочник / Н.Л. Солянкина Красноярск: ИПК РО, 2003
25 с.