МАСТЕР-КЛАСС с участниками образовательных отношений на тему: «Приключение в шахматном королевстве»
Оценка 4.6

МАСТЕР-КЛАСС с участниками образовательных отношений на тему: «Приключение в шахматном королевстве»

Оценка 4.6
Памятки +2
docx
воспитательная работа
Взрослым
18.02.2019
МАСТЕР-КЛАСС с участниками образовательных отношений  на тему: «Приключение в шахматном королевстве»
мастер класс на конкурс ГОТОВО.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД № 22 «СКАЗКА» (МБДОУ № 22 «СКАЗКА») МАСТЕР­КЛАСС с участниками образовательных отношений  на тему: «Приключение в шахматном королевстве» Бабаева Зарема Тагировна, воспитатель первой квалификационной категории Мастер ­ класс на тему: «Приключение в шахматном королевстве» г. Сургут, 2019г Цель: ознакомление участников образовательных отношений с формированием элементарных математических представлений с помощью игры «Шахматы». Задачи: ­  передать   личный   опыт   путем   прямого   и   комментированного   показа, последовательность   действий,   методов   и   приемов   в   формировании   элементарных математических представлений с помощью игры «Шахматы». ­   способствовать   повышению   интереса   участников   мастер­класса   к   поиску интересных   методов   в   работе   с   детьми   по   формированию   элементарных математических представлений.  ­   познакомить   участников   мастер­класса   с   игровыми   ситуациями, используемыми для обучения детей игре «Шахматы». Технические средства: проектор, ноутбук, интерактивная доска, магнитофон, «Мерцающая» лампа. Материалы: Костюм «Шахматная королева» (корона, блузка, юбка длинная с шахматной доской и шахматными фигурами), Шахматное доска (1м+1м), мольберт (этюдник)   для   удержания   шахматной   доски,   шахматные   магнитные   фигуры   (2 набора), два мольберта для д.игр, два шахматных стола, 10 стульев, геометрические фигуры плоскостные, презентация с заданиями. Украшение   музыкального   зала,   или   группы:  Шахматное   поле   сшитое (10м+10м) на пол, шахматные фигуры для расположения на стенах, шторах, гелиевые шары «Шахматная королева» – белая и черная, шахматное поле нарисованное (4 шт.), воздушные гелиевые шары. Место проведения: Мастер­класс проводиться в групповом помещении или в кабинете, где есть возможность подключения видеопроектора.  Содержание мастер­класса: Из   опыта   своей   педагогической   деятельности   я   знаю,   что   наиболее эффективная   форма   работы   со   взрослыми   (педагогами   и   родителями)   ­   это досуговая, т.к. именно в ней взрослые могут раскрыться, включиться в действие, а значит готовы к взаимодействию. Поэтому сейчас я предлагаю вашему вниманию мастер­класс на тему: «Приключение в шахматном королевстве». Своим мастер­классом я хочу показать, что игра «Шахматы» эффективен и может   реализоваться   в   любом   ДОУ   со   всеми   участниками   образовательного процесса, с различным уровнем знаний и умений игры «Шахматы». На свете есть заветная, Волшебная игра. В нее с утра до вечера Играет детвора. Там мчатся кони резвые, Трубят поход слоны, И клетки черно­белые Чудес и тайн полны. (И.Г. Сухин) Вся   наша   жизнь   –   игра!   И   мы   сейчас   отправимся   путешествовать   по шахматному королевству. Я прошу всех, у кого в руках есть шахматные фигуры, выйти на шахматное поле!  Дорогие коллеги, у Вас в руках шахматные фигуры, но они не простые – это Ваш пригласительный билет в Шахматное королевство. (звучит музыка,  выходит Шахматная королева) Шахматная королева: ­  Здравствуйте дорогие друзья, я Шахматная королева, я рада видеть Вас в моем королевстве. Сегодня нам с  Вами предстоит сразиться в интеллектуальном бою,   где   Вы,   решая   математические   задания   через   игру   «Шахматы»   сможете составить пословицу и определив её смысл вернуться домой. Шахматная королева: Король   и   Ферзь   в   одиночку   –   не   воины!   Поэтому   задания   выполняются командой, задания вы будете выбирать сами, определив правильно геометрическую фигуру. Если Вы справитесь со всеми заданиями, то в конце путешествия составите пословицу и определив ее смысл, вернетесь домой. (Один в поле не воин). Прежде чем приступить к выполнению заданий я предлагаю Вам познакомиться с шахматными фигурами.  Шахматные фигуры живут на шахматном поле, где чередуются поля черного и белого цвета, их 64. Кроме полей на доске мы видим проспекты и улицы. Это линии: горизонтали, вертикали   и   диагонали.  Горизонтали  проходят   слева­направо,  вертикали  сверху­ вниз,   а  диагонали  наискосок.   Правильное   положение   доски,   когда   белое   поле находиться   справа   внизу.  (Описание   и   рассматривание   настольной  шахматной доски) Сейчас мы познакомимся с шахматными фигурами шахматного королевства Я смотрю на восьмой ряд, По краям ладьи стоят. Ладья  может   за   ход   продвинуться   на   любое   количество   полей   вперед   или назад, влево или вправо. Ценность ладьи 5 пешек. Рядом вижу я коней, Нет фигуры их хитрей. Конь  продвигается буквой  «Г»  на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы легче было запомнить ход коня про него  говорят: «Прыг,   скок   –   и   в   бок!»  Он   может   перепрыгивать   через   свои   и   неприятельские фигуры. Ценность коня 3 пешки. Меж коней заключены Наши славные слоны. Слон  может   передвигаться   на   любое   количество   полей   по   диагонали. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям. Ценность слона тоже 3 пешки. И ещё два поля есть, А на них король и ферзь. Король  –   самая   главная   фигура   в   королевстве.   Передвигается   в   любом направлении на одно поле. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим. Король бесценен! Ферзь  – это советник короля и самая сильная фигура  шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении. Ценность ферзя 9 пешек. А теперь без спешки Идут на место пешки. Пешка  может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка не имеет право двигаться назад. Пешка  «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую фигуру, даже – ферзя.  В результате все фигуры заняли свои места на шахматном поле!!! Теперь,   когда   вы   познакомились   с  шахматным   королевством,   сможете правильно   выполнить   задания.  А   задания   Вы   будете   выбирать   сами,   определив правильно геометрическую фигуру. Если Вы справитесь со всеми заданиями, то в конце путешествия сможете составить пословицу и определив ее смысл, вернетесь домой. Задание №1. И на острый кончик стрелки,  И на ушки рыжей белки. Угловатый очень с виду Он похож на пирамиду! ­ О какой геометрической фигуре идёт речь? ­ Правильно, о треугольнике. ­ Итак, первое задание! 1) 2) 3) Между какими фигурами на доске стоит конь? (ладьёй и слоном) 4) 5) Сколько всего фигур на шахматной доске? (32) Каких фигур по две? (ладья, слон, конь) Как называются клетки на шахматной доске? (поле) Арсений выиграл 2 партии, Матвей проиграл 2 партии. Одну партию они сыграли вничью. Сколько партий в шахматы сыграно? (три) Хорошо, за это вы получаете первую часть пословицы. Задание №2.  Он ­ квадратная корзина И квадратная картина.  У него равны Все четыре стороны ­ О какой геометрической фигуре идёт речь? ­ Правильно, о квадрате. ­ Итак, второе задание! В шахматной стране у каждой фигуры есть своя ценность, которая указана на слайдах. Ваша задача, учитывая ценность шахматных фигур превратить шахматные примеры   в   математические.  (После   выполнения   задания,   участники   получают вторую часть пословицы) ­ Получите вторую часть пословицы. б) запиши ответ шахматными фигурами: Задание №3. Как тарелка, как венок, Как веселый колобок, Как колеса, как колечки, Как пирог из теплой печки! ­ О какой геометрической фигуре идёт речь? ­ Правильно, о круге. ­ Итак, третье задание! Перед вами 4 шахматных поля, но только одно из них правильное. Назовите номер шахматного поля, которое наш взгляд правильное.  ­ Объясните почему? ­ Вы дали правильный ответ, поэтому получаете третью часть пословицы! Задание №4.  Слон квадрат повернул, Присмотрелся и вздохнул. Сверху сел, чуть­чуть примял, И квадрат наш ……….. какой фигурой стал? ­ Правильно, ромбом стал. ­ Итак, следующее задание! Составьте из геометрических фигур шахматные фигуры (из геометрических фигур составляют шахматные фигуры)   ­И   с   этим   заданием   вы   справились,   поэтому   получаете   ещё   одну   часть пословицы. Задание №5.  Эта фигура похожа: На автобус, на тетрадку,  На большую шоколадку. На корыто поросенка И на фантик у ребенка. ­ О какой геометрической фигуре идёт речь? ­ Правильно, о прямоугольнике. ­ Итак, последнее задание! Сейчас   нужно  правильно   расставить   знаки   сравнения,   учитывая   ценность шахматных фигур. Вы   получили   все   части   пословицы,   теперь   предлагаю   Вам   собрать   их   на доске. «Один в поле не воин» ­   Вот   мы   и   составили   пословицу,   которая   является   принципом   жизни шахматного королевства. Объяснив значение этой пословицы Вы попадёте обратно домой.  (Человек в одиночку мало что может, как одинокий солдат на войне. Для важных дел ему нужен коллектив, нужна помощь других людей.) Ваше приключение в Шахматном королевстве подошло к концу, до новых встреч!!!! Дорогие коллеги! Большие успехи начинаются с малого. Бытует мнение, что математика дается детям трудно и что шахматы – сложная игра. Но соединив их мы сегодня   увидели,   что   она   может   быть   легкой   и   увлекательной,   принести   тысячи радостей для наших детей. Спасибо за игру! Желаю Вам дальнейших побед и творческих свершений!  Рефлексия.  Если   Вам   понравился   мастер   –   класс   похлопайте   в   ладоши,   а   если   нет потопайте ногами.  Звучит фонограмма песни «Виват, король!» в исполнении Т.Гвердцители. Использованная литература и ресурсы сети Интернет: 1. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно­белые чудес и тайн полны:   Учебник   для   1   класса   четырёхлетней   и   трёхлетней   начальной   школы.   – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.  2. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.  3. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно­белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь для четырехлетней начальной школы. Обнинск: Духовное возрождение, 2008.  4. Сухин И.Г. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.   5.   Сухин   И.Г.   Удивительные   приключения   в   Шахматной   стране.   –   М.: Поматур, 2000.  6.  Кайгородов Г.К. “Азбука шахмат” –  Ек­рг.:  ИПП “Уральский рабочий”, 2009.  7. Мазаник С.В. “Шахматы для всей семьи (+СD с обучающими видеоуроками и симуляторами игр), ­ СПб.: Питер, 2009.   8. chess555.narod.ru Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов: учиться на одни пятёрки (сайт шахматного всеобуча).

МАСТЕР-КЛАСС с участниками образовательных отношений на тему: «Приключение в шахматном королевстве»

МАСТЕР-КЛАСС с участниками образовательных отношений  на тему: «Приключение в шахматном королевстве»

МАСТЕР-КЛАСС с участниками образовательных отношений на тему: «Приключение в шахматном королевстве»

МАСТЕР-КЛАСС с участниками образовательных отношений  на тему: «Приключение в шахматном королевстве»

МАСТЕР-КЛАСС с участниками образовательных отношений на тему: «Приключение в шахматном королевстве»

МАСТЕР-КЛАСС с участниками образовательных отношений  на тему: «Приключение в шахматном королевстве»

МАСТЕР-КЛАСС с участниками образовательных отношений на тему: «Приключение в шахматном королевстве»

МАСТЕР-КЛАСС с участниками образовательных отношений  на тему: «Приключение в шахматном королевстве»

МАСТЕР-КЛАСС с участниками образовательных отношений на тему: «Приключение в шахматном королевстве»

МАСТЕР-КЛАСС с участниками образовательных отношений  на тему: «Приключение в шахматном королевстве»

МАСТЕР-КЛАСС с участниками образовательных отношений на тему: «Приключение в шахматном королевстве»

МАСТЕР-КЛАСС с участниками образовательных отношений  на тему: «Приключение в шахматном королевстве»

МАСТЕР-КЛАСС с участниками образовательных отношений на тему: «Приключение в шахматном королевстве»

МАСТЕР-КЛАСС с участниками образовательных отношений  на тему: «Приключение в шахматном королевстве»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2019