Технология продуктивного чтения.
Оценка 4.8

Технология продуктивного чтения.

Оценка 4.8
Лекции +1
docx
русская литература +1
1 кл—2 кл
14.02.2017
Технология продуктивного чтения.
Материал для выступления на школьном методическом объединении или педагогическом совете школы. В нём даны рекомендации учителям начальных классов, обучающим детей чтению, а также полезно учителям литературы, истории, биологии, так как на этих уроках учащиеся работают с текстами, иллюстрациями, разной информацией.Материал для выступления на школьном методическом объединении или педагогическом совете школы.
Технология продуктивного чтения.docx
Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД I.                   Актуальность. На съезде Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011 г. В Москве  В.Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей,  наблюдается кризис российской культуры и литературы (по данным социального опроса), растет число россиян, не читающих книги совсем, а 18% населения не имеют дома книг  совсем! Ни одной! Современное общество заинтересовано в квалифицированном  читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной  информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без  которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология  продуктивного чтения, разработанная профессором  Н.Светловской, приобретает  ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в  новых стандартах. Поэтому, чаще всего на уроках литературного чтения, я стараюсь в системе использовать технологию формирования типа правильной читательской деятельности  (технологию продуктивного чтения), которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.   II.                Теоретическая часть. 1.      Цель и задачи технологии продуктивного чтения Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у  которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги, умеющий их самостоятельно  выбирать.   Достижение этой цели предполагает решение следующихзадач: Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно­ этических ценностей; формирование эстетического вкуса; Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной  культурой; развитие творческих способностей детей;  Приобщение к литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с  теоретико­литературными понятиями.     2.       Этапы работы с текстом: Технология включает в себя три этапа работы с текстом. 1 этап. Работа с текстом до чтения. Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение  предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора,  иллюстрации. Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу. 2 этап. Работа с текстом во время чтения. Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие  текста. 3 этап. Работа с текстом после чтения. Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.   Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных  учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию,  адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя  тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения  извлекать информацию из текста.   3.      Структура урока с применением технологии продуктивного чтения   Этап урока Организационный момент Содержание 1. Общая  готовность детей  к уроку. 2. Концентрация внимания детей.   3. Общий план   действий Деятельность педагога Деятельность детей 1.      Проверка  готовности.   2. Выбор эффективного  способа, приёма  концентрации внимания. 3. Наличие общей  установки на урок 1. Самоконтроль  готовности.   2. Реакция на учителя,  внимание.   3. Самоопределение: – знаю, что буду делать; – понимаю, хочу делать  или нет; – думаю, что могу  сделать 1. Свободное владение  знакомым материалом.  Умение работать  самостоятельно, по цепочке, в парах и  группах с  использованием ранее  изученного и  освоенного  инструментария.               2. Умение  зафиксировать  затруднение или  удивление, выразить их  в речи, самостоятельно  сформулировать тему Этап I. Работа с  текстом до чтения 1.      Проверка  домашнего  задания.                         2. Актуализация знаний, появление темы, проблемы  урока.       3. Антиципация 1. Выбор способа  проверки (критерии:  необходимость проверки, активность  способа, соответствие теме и типу урока, обратная связь,  создание возможности для  учащихся корректировать свою  работу, формировать навык  самооценки и  самоконтроля). 2. Точность подобранных заданий (в том числе и по тетради), их объём и  характер, связь с темой  нового урока. Способ  постановки темы,  проблемы урока. Этап II. Работа с текстом во время чтения чтения.                   4. Появление  целей урока   1.      Первичное  чтение текста.                                                         3. Организация  подготовки учащихся к чтению  текста, прогнозирование  его содержания и  тематической, эмоциональной  направленности в соответствии с возрастом детей.   4. Постановка целей  урока с учётом общей  (учебной,  мотивационной,  эмоциональной, психологической)  готовности учащихся к  работе 1. Выбор вида  первичного чтения  (самостоятельно  учащимися,  комбинированное, чтение учителем; вслух или про  себя) с учётом специфики  текста, возможностей учащихся,  целей и задач урока,  общей художественной  задачи текста. Выбор способа  выявления первичного восприятия  (беседа, тест, фиксация  первичных впечатлений, письменные ответы на вопросы, с  помощью смежных видов искусств) с учётом особенностей  текста, возрастных и  индивидуальных возможностей учащихся.  Соотнесение качества  первичного восприятия с содержанием урока.   3. Определение  смысловой, тематической,  эмоциональной направленности текста,  выделение его героев  (самостоятельное) по  названию, имени автора, ключевым  словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой  на читательский опыт. 4. Принятие целей  урока, готовность к  чтению и обсуждению  текста 1. Самостоятельное  чтение (или чтение­слежение,  чтение­слушание) в  соответствии с программными  требованиями к качеству чтения  (осмысленность  чтения). Наличие первичной  эмоциональной реакции  на текст, её  адекватность тексту.  Умение выразить свои чувства,  мысли. Проверка своих  предположений о  содержании и героях текста, рефлексия:  «Почему прогноз оказался  неточным? Какой информации  оказалось недостаточно?» и т.д. 2. Перечитывание текста (в случае  необходимости).                                                                             3. Беседа по  содержанию в  целом последующей работы,  внесение необходимых  корректив. 2. Целевое обоснование  этапа, связь с результатами  выявления первичного  восприятия. Организация медленного «вдумчивого» чтения,  диалога с автором через  текст, вычитывание  подтекста. Постановка к тексту  вопросов разной смысловой  направленности,  соотнесение объёма фактуальных и  подтекстовых вопросов с  художественными особенностями текста и  возможностями  учащихся. Краткий и ёмкий  комментарий текста. Деление текста на  смысловые части и постановка  уточняющего вопроса к  части. Организация в случае  необходимости  попутного составления  плана, пересказа (в том числе и с опорой на  учебную тетрадь). Проведение  необходимой словарной  работы по ходу  перечитывания и  комментирования текста. 3. Обобщение  прочитанного. Выявление совпадений            2. Умение включаться в  диалог с автором и с  учителем, отвечать на  вопросы учителя с  опорой на текст,  аргументировать свою точку зрения. Проявление внимания к  суждениям товарищей,  стремление найти и  «разгадать» авторские  подсказки в тексте.                                                             3. Умение отвечать  развёрнуто, используя Этап III. Работа с  текстом после чтения первоначальных  предположений учащихся с  окончательными выводами по тексту. Обращение в случае  необходимости к  отдельным фрагментам  текста, отработка его выразительного чтения.  Постановка к тексту  обобщающих вопросов 1. Постановка  концептуального вопроса к тексту (желательно как проблемного).  Организация  коллективной дискуссии (в том числе и  проблемной). Подведение учащихся к  коллективному решению, соотносящемуся с  авторской позицией.  Формулирование  основной идеи или  концепта текста (со_ вокупности главных  смыслов). 2. Рассказ о писателе.  Организация беседы о  личности писателя.  Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.                           элементы пересказа,  выразительного чтения.  Умение определять  тему текста 1. Участие в  коллективной  дискуссии. Выдвижение гипотез, формулирование  аргументов, контраргументов.  Умение  корректировать,  изменять свою точку зрения. Выделение основной  идеи текста, его  концептуального уровня  (самостоятельное).         2. Умение дать  характеристику личности писателя на  основании прочитанного («Какой он? Что его привлекает в  мире, в людях, а что  отталкивает? В чём особенность его  взгляда на мир?» и т.д.). Корректировка своих  первоначальных  представлений о  писателе. Умение разводить  1.Концептуальная беседа по тексту.                             2. Знакомство с писателем. 3. Работа с  заглавием,  иллюстрациями.           4. Творческие  задания Подведение итогов урока Рефлексия     3. Организация  обсуждения смысла заглавия, выбор  формы обсуждения. Обращение учащихся к  готовым иллюстрациям.     4. Выбор (творческого)  задания, направленного  на одну из сфер читательской  деятельности учащихся:  эмоциональной сферы,  сферы воображения,  сферы осмысления  содержания, сферы  реакции на художественную форму.  Обоснованность выбора  общей художественной  задачей текста, особенностями  литературного развития учащихся. Выбор организационной  формы выполнения  задания Аргументированное  оценивание качества  состоявшегося чтения, деятельности  учащихся в целом и по  отдельности. Повторение выведенных  законов, определений  (нового, что узнали учащиеся).  Организация подведения  итогов урока учащимися понятия «писатель (создатель)»,  «автор (герой произведения)»,  «рассказчик  (повествователь)». Работа с  дополнительными  источниками  информации (аппарат  учебника, учебная  тетрадь, словарь и пр.). 3. Определение  «характера» заглавия: что оно  отражает – тему или  идею. Соотнесение текста с  иллюстрациями,  сопоставление своего  взгляда на прочитанное  со взглядом художника. 4. Выполнение  (творческого) задания (в том числе и в учебной  тетради)  самостоятельно, под руководством  учителя, в паре, в  группах Оценка и рефлексия  собственной и  коллективной  деятельности («Сегодня я научился …», «Я ещё не очень хорошо читаю выразительно, мне  надо…»). Перечисление своих  действий: читали рассказ (ФИО  автора) «…» (название  произведения) и т.д. Демонстрация  главного итога: выразительное Домашнее задание Творческое  задание чтение, интерпретация текста,  ответ на проблемный  вопрос и пр.   Выбор домашнего  задания в соответствии с  результатами урока,  целями следующего  урока. Дифференцированный и  индивидуальный  характер домашнего  задания, учёт  деятельности учащихся  на уроке, их  способностей и  возможностей. Исследовательское,  поисковое задание  (требующее высокой  степени  самостоятельности  учащихся). Самостоятельное чтение  текста. Задание в учебной  тетради. Заучивание наизусть.  Работа по развитию речи   4.      Формирование УУД средствами литературного чтения. Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4)формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5)формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6)формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7)формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными  задачами; 3)формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4)формируем умение работать в паре.   Регулятивные УУД: 1)формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2)формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.   III.             Практическая часть Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии  передачи ученику готового знания. На уроках я стараюсь организовать  исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения  ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях.  Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником,  помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.     Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а  роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной  деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети  глубже чувствуют и понимают прочитанное. При изучении художественных произведений главное для меня – «исследование»  языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании  увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются  литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память,  мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя  заранее подготовленные мною опорные фразы (а далее – и без них), школьники  определяют  цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу.  Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им. Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», то есть  ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие,  иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные  действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания  произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют,  представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты,  эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и  т.д.) Фрагмент урока литературного чтения во 2 классе « Е. Чарушин. Страшный рассказ» («Школа России»): ­ Посмотрите на портрет, что вы можете сказать о характере этого человека?  ­ Кто он  может быть по профессии? (Писатель). Это портрет Евгения Ивановича Чарушина, детского писателя.  Какой раздел мы изучаем? (О братьях наших меньших). Мы уже читали некоторые  произведения этого раздела. О ком они?(О животных) – В этот раздел включено и  произведение Е. Чарушина. Как вы думаете, почему? О ком он писал? (О животных) Сегодня мы познакомимся с одним из произведений Чарушина. Зная автора, можем  предположить жанр произведения, с которым мы сегодня познакомимся? (Сказка,  рассказ?) Записываю на доске предположения  ­ О ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся?  (О животном) Записываю предположения на доске Iэтап: Работа с текстом до чтения(антиципация): ­ Давайте прочитаем, как Е.Чарушин назвал свой рассказ. ­ Предположите, о чём будет это произведение. Высказывания детей записываются на  доске. Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Что на ней изображено? Можете предположить о  каком животном пойдёт речь? Высказывания детей записываются на доске. «Стратегия ключевых слов» Фразы на доске. •         Шура и Петя остались одни; •         у самого леса; •         ни папы, ни мамы; •         темно; •         не страшно, не боялся; •         кто­то топает; •         закрылись с головой; •         прижались друг к другу; •         пришли (родители); •         зажгли; •         ёжик   ­ Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк? ­ Кто будет героем произведения? Предположите, как могут разворачиваться события?  Работа в четвёрках. Один человек из группы  делает свой прогноз. Постановка задачи:А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны  провести «диалог с автором» через текст. Ведь чтение – это общение с автором не  непосредственно, а через тескт, созданный автором. IIэтап: Работа с текстом во время чтения: Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением. Давайте проверим, подтвердилось ли что­нибудь из наших предположений. Начинаю  читать текст сама, далее 2­3 хорошо читающих ученика и самостоятельное чтение детьми про себя. Выясняем, какое из предположений подтвердилось.    «Чтение вслух с остановками». После прочтения  каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на  прогноз дальнейших событий. Например, ­ Почему мальчики остались одни? ­ Для чего автор описывает место, где происходило событие?  (Чтобы мы лучше могли  представить состояние мальчиков) ­ Сколько лет было мальчикам? Большие они или маленькие? Какие слова это  подтверждают? (Сами умылись, сами разделись, легли спать в свои постельки) ­Кто по стене может ползать?  ­ Как вы думаете, дети сразу уснули? ­ Представьте, что ваши родители ушли и вы легли спать со своим братишкой или  сестрёнкой, и вам не спится, что бы вы стали делать? (Разговаривать) Прочитайте разговор мальчиков.  ­ О чём говорили дети? ­ На самом деле им было страшно? ­ Какой вопрос хочется задать автору? (Что случилось вдруг?) Словарная работа (по ходу чтения):  ­ Что такое сени? (Показываю изображение сеней. СЕНИ – помещение между жилой  частью дома и крыльцом в деревенских избах.) ­Как бы вы повели себя на месте мальчиков? ­ Как повели себя мальчики? Прочитайте. ­ Почему мальчики спрятались? ­Почему же детям было страшно? (Они не знали, кто топает)  ­ И вам, наверное, тоже было страшно. Ведь автор не сообщает нам, кто шлепает по  комнате. И все мы ожидаем что­то страшное, ужасное.Какой вопрос хочется задать  автору? ( Кто напугал мальчиков?) Прочитайте про себядальше, найдите ответ на поставленный вопрос.  ­ Кто испугал ребят? (Ёжик) ­ Кто из вас видел ежа? (Показываю изображение ежа) ­ Что вы знаете о ежах?  ­ Чем полезны ежи? ­ Перечитайте момент, когда пришли папа с мамой. Прочитаем вслух цепочкой. Чтение двух абзацев цепочкой с остановками. Да это ёжик! Как мы будем читать это предложение? Выберите варианты: Радость, грусть, испуг, удивление, злость, облегчение ­ Для чего ёжик забрался в дом? Где настоящий дом ежа? Будет ли ежу удобно жить в  городской квартире? Почему? (Дикие звери и птицы чувствуют неуютно себя в квартире. Им нужен  лес. Только  голодных и раненых животных можно взять домой, чтобы помочь им, но потом их  нужно обязательно отпустить) ­ Почему ёж навестил ребят ночью?  (Ночной житель) ­ Как папа с мамой отнеслись к испугу мальчиков? Стали ли они смеяться над ними?  Почему?  ­ Как бы вы поступили с ежом?  Прочитаем, как же поступили с ежом мальчики. ­ Какие непонятные слова встретились? Словарная работа ЧУЛАН – помещение в доме, служащее кладовой. Показываю  картинку чулана Чтение теста вслух с остановками до конца …, прочитай текст до конца. ­ Как вёл себя ёжик, когда его искали? Почему? Почему ёж свернулся шариком?  Замените выражение «свернулся в углу шариком»  близким по значению. (Свернулся клубком) ­ Как поступили с ежом мальчики?   ­ Почему его уже потом никто не боялся? ­ Почему ёж остался жить с ребятами на даче? ­ Что подтвердилось из наших предположений? В чём мы не правы? III.  Работа с текстом после прочтения:  ­ Как вы думаете, прочитанное произведение – сказка или рассказ? Докажите.  (Написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства, магии,  животные не обладают голосом, характером) Проблемный вопрос:­ Как вы считаете, Петя и Шура смелые или трусливые?  (Они храбрятся, не показывают страх).  ­ Как Шура и Петя уговаривают себя не бояться? ­ Перечитайте их диалог. Это самый  напряженный момент в рассказе. Попробуем его прочитать по ролям. Но прежде чем  читать определим:  ТОН – спокойный или взволнованный, ТЕМП – быстро или медленно, или не спеша,       ГРОМКОСТЬ – тихо или громко Чтение диалога по ролям. ­ Как же автор относится к своим героям? (Он сочувствует им. Считает их храбрыми, так как они старались побороть  свой  страх. И я считаю, что их можно назвать смелыми.) ­ Что такое смелость?  Смелость – это способность перебороть страх. ­ Что автор хотел донести до нас? В чём главная мысль? ­ Для кого Евгений Чарушин написал этот рассказ? Знакомство с творчеством Е.И.Чарушин IV.             Заключение Уроки литературного чтения с учетом формирования УУД требуют от учителя не только знания технологии  продуктивного чтения, но и большой любви самого учителя к  литературе и чтению. Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса  и достижению высоких результатов обучения и воспитания и может быть эффективно  применена не только на уроках литературного чтения, но и на уроках окружающего мира  и т.д. Преемственность в использовании данной образовательной технологии помогает педагогу в решении задач ФГОС, поскольку обеспечивает формирование таких сторон  читательского развития, как эмоциональная отзывчивость (активность читательских  чувств и точное улавливание авторских чувств, сопереживание ситуации, героям  произведения, автору); активность и объективность читательского воображения,  воссоздающего и творческого; постижение содержания произведения на уровне  репродуктивном (пересказ), аналитическом (вопросы к  тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев),  синтезирующем (концепция произведения в целом); осмысление художественной формы  на уровне детали и композиции.     Список литературы: 1.Е.С. Савиков «Стандарты второго поколения», М: Просвещение, 2010 2.А.Г. Асмолов  «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной  школе»,  М: Просвещение, 2010 3.Образовательные технологии : сб. мат. М. : Баласс, 2012. – 160 с. 4. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н.  Светловская // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 11–18. 5.Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного  литературного образования в ОС «Школа 2100» : [Монография] / О.В. Чиндилова. –М. :  Баласс, 2010. – 208 с 6.С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник, Л.А. Концева «Как учить работать с книгой», М.,1995 7.С.А. Дыбленко, О.В. Соболева «Обучение диалогу с текстом: взгяд психолога и взгляд учителя», 2002, №8 8.О.В. Соболева «Беседы о чтении», цикл статей (2007, №8­12; 2008, №1,3) 9.Бунеев, Р.Н. Программа «Чтение и начальное литературное образование (для  четырёхлетней начальной школы)» [Электронный ресурс] / Р.Н. Бунеев, Е.Н. Бунеева. – www.school2100.ru 10. Федеральные государственные требования к структуре основной  общеобразовательной программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. – http://www.edu.ru Оглавление: 1. Введение 1.1 Актуальность проблемы 2. Научная обоснованность 2.1 Технология продуктивного чтения 3. Этапы работы с текстом 3.1 Работа с текстом до чтения 3.2 Работа с текстом во время чтения 3.3 Работа с текстом после чтения 4. Примеры из практики 5. Заключение 6. Список используемой литературы Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами. В.А. Сухомлинский Актуальность проблемы Эпиграф выбран мною неслучайно, ведь кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни  избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию,  осмысливать ее и интерпретировать. Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать « правильно», « эффективно», продуктивно­  важная задача учителя и не только на уроках литературного чтения, хотя на них оттачиваются необходимые  умения. Собственно, с этой целью и была создана технология продуктивного чтения. Несмотря на то , что многие педагоги работают по учебно­ методическим комплексам Образовательной системы «  Школа 2100», не все владеют данной технологией в совершенстве. Результат ­ ученики, которые не особенно  интересуются чтением, не воспринимают литературные произведения во всей их глубине и красоте; не знают, как  вести себя в различных ситуациях общения; с трудом решают текстовые математические задачи, потому что не  могут проследить взаимосвязи и отношения между ее данными; недостаточно хорошо понимают стиль учебно –  научных текстов, составляющих учебники русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства и  других школьных дисциплин. Словом, правильное чтение – основа обучения не только в школе, но и за ее пределами. Технология продуктивного чтения с одной стороны, не настолько сложна, как кажется ( даже с учетом ее  многоэтапности), а с другой – не настолько проста, чтобы ее не стоило изучать, совершенствовать и обмениваться  опытом ее применения на уроках по разным предметам. Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил  перед школой задачу освоения  обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает  готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее,  полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого  контекста, интерпретация, комментирование текста и др. В свою очередь Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной  программы дошкольного образования среди десяти обязательных образовательных областей назвали  принципиально новую – «Чтение художественной литературы», которая должна обеспечивать достижение цели  формирования у детей «интереса и потребности в чтении (восприятии) книг» С позиции деятельностного компонента содержания образования выращивание грамотного читателя (что  является сквозной целью в ОС «Школа 2100») требует обеспечения полноценного восприятия и  понимания прочитанного текста, «переживания» произведения искусства читателями разных возрастов. Восприятие – активный процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а внутреннее содействие,  сопереживание героям, которое проявляется в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего  возникает эффект личного участия в них, личного присутствия Итак, технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на  законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное  восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с  текстом (естественные для любого читателя). I. Работа с текстом до чтения. Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать,  прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу. 1. Читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту,  затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работу в классе начинаю с  вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п. 2. Затем предлагаю прочитать текст, проверить возникшие Предположения. II. Работа с текстом во время чтения. Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста. Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и  проверить свои предположения и ожидания. Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение. По ходу чтения провожу словарную работу (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в  толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное  чтение. Обсуждение читательских интерпретаций. III. Работа с текстом после чтения. Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста. Ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно  стать понимание авторского смысла. Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до,  поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с  тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно  построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения. Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это  оправдано. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д.  Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это  иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д. Выполнение творческих заданий в рабочей тетради, которые развивают различные умения, например умения  определять тему произведения, умения находить главную мысль, умения ориентироваться в тексте и т.д. Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений  истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение  осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно,  – умения извлекать информацию из текста. Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового  знания. Теперь я организовываю исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения  ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Я становлюсь учителем –  партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный  вектор личностного развития. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более  сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески  раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное. При изучении художественных произведений главное для меня – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление,  речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные мною  опорные фразы (а далее – и без них), школьники определяют цель урока, в результате чего создаётся установка  на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им. Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», то есть ученикам предлагаю сначала  ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру  произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического  содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в  своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное  отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.) Примеры из практики 1 этап. Работа с текстом до чтения. Фрагмент урока № 1. ­ Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах) (Слайд) 1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а. 2) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы. (Группы составляют пословицы: 1) Доброе слово лечит, а злое калечит. 2) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.) ­ Чему учат эти слова? Какова тема занятия? (Добро и зло) ­ Отгадайте, о ком будем читать? С ветки на ветку быстрый, как мяч, Скачет по лесу рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка) Серовато, зубовато, По полю рыщет, Телят, ягнят ищет. (Волк) ­ Прочитайте ключевые слова. ­ Что могло между ними произойти? Какая тема будет главной? (Добро и зло) Проверим наши прогнозы. Заканчивается процесс восприятия произведения выразительным чтением как неотъемлемым компонентом  читательской деятельности. Читая, учащиеся снова комментируют текст, рассуждают, высказывают свои  соображения, доказывают и сравнивают, аргументируя свой ответ, подтверждая его словами из произведения. 2 этап. Работа с текстом во время чтения. Фрагмент урока №2 ­ Прочитайте текст про себя. ­ А теперь прочитаем вслух по частям. Вопросы по ходу чтения: 1ч. ­ Что делала белка? А волк? 2ч. – О чём стала просить белка? ­ Отпустил волк? С каким условием? ­ Как ответила белка на вопрос волка? 3ч. – Отчего же белки так веселы? ­ Почему волку всегда скучно? Найдите в тексте. (Злость сердце жжёт). Что означают эти слова? 3 этап. Работа с текстом после чтения. Фрагмент урока №3 ­ Подтвердились ли наши предположения? Какой жанр произведения представлен: басня, рассказ или сказка?  (Басня, т. к. есть мораль, урок.) Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль? (А мы веселы  оттого, что мы добры и никому зла не делаем.) ­ Что узнали, прочитав текст? (надо быть добрым) ­ Кого осуждает автор? 1 ) Составим модель – описание героев басни. Работа в группах. 1 группа – Белка. Какая она? 2 группа – Волк. Какой он? Проверим ваши работы (На данном этапе урока можно использовать чтение произведения по ролям) ­ Волк большой, а белка маленькая, но сильнее волка. Почему? ­ А мне, кажется, что это басня не только про зверей, а про кого ещё? ( О людях) ­ Что хотел объяснить Л.Н.Толстой людям? (Надо совершать добрые дела, творить добро)) 2) Что же такое добро? Работа в группах 1 группа – записать ассоциации. Что такое добро? 2 группа – нарисовать. Что для вас добро? Из наших ответов выросло Дерево доброты. ­ Посмотрим значение слова Добро в Толковом словаре. (Добро – 1) Всё хорошее, положительное; всё, что приносит счастье, пользу, благополучие. 2) Хорошее доброе дело.) 3) Игра «Добрые мысли, добрые чувства» ­ Давайте пошлём добрые мысли, добрые чувства всем своим родным и близким. Мы помним и любим их. ­ Что вы почувствовали в этот момент? (Радость, приятные чувства) 4. Рефлексия. Работа с коллегами ­ Подведём итог нашей работы. ­ Какие универсальные учебные действия формировались на разных этапах работы над текстом? ­ До чтения текста? Во время чтения текста? После чтения текста? Проверим ваши ответы. ­ Я хочу, чтобы сегодня и всегда вам помогало наше дерево доброты. Человек должен творить доброе вокруг себя. Ведь светлые мысли делают душу радостной. А значит, счастливой. Заключение. Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике.  Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном  обществе. Перед учителем стоит огромная задача. Ему предстоит вместе с детьми пройти долгий и трудный путь в  «завтра». Литература. 1. Журнал «Начальная школа плюс До и после.» 2. Сайт « Школа 2100» 3. Методическое пособие. Уроки литературного чтения по учебнику « В одном счастливом детстве». 4. Литературное чтение. Учебник 3 класс. В одном счастливом детстве. 5. Бородин « Учим читать» 6. Сметанникова Н.Н. « Подходы и модели обучения чтению и письму» (грамотности)

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017