Предлагаемый методический материал создан с целью оказания помощи педагогу в создании и проведении собственных мастер-классов как важнейшей формы самооценки собственного педагогического мастерства. Мастер-классы сегодня – одна из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма, саморазвития, самосовершенствования в своей профессии, это способность к обобщению и распространению собственного педагогического опыта.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕРКЛАССАМастер
класс – одна из форм эффективного профессионального обучения
педагогов. М. М. Поташник характеризует мастеркласс как ярко
выраженную форму ученичества у учителямастера, то есть учитель
мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном
смысле, чаще всего – путем прямого и комментированного показа
приемов работы.
В толковом словаре С. И. Ожегова можно найти несколько значений
слова «мастер»:
– квалифицированный работник в какойнибудь производственной
области;
– руководитель какогонибудь производственного цеха в отдельной
специальной области;
– человек, который умеет хорошо, ловко чтонибудь делать;
– специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
Ближе всего для педагога два последних определения.
Мастерство трактуется Ожеговым как высокое искусство в какой
нибудь отрасли.
Разные педагоги в разное время поразному пытались дать
определение педагогическому мастерству. Так, например, А. Дистервег
считал, что педагог – мастер, и только он имеет «развитые
познавательные способности, совершенные знания учебного материала
как со стороны содержания, так и формы, как его сущности, так и
метода преподавания». А. С. Макаренко отмечал, что сущность
педагогического мастерства проявляется в знаниях и умениях. В
современной педагогической литературе в характеристику понятия
«педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:
– психологическую и этикопедагогическую эрудицию;
– профессиональные способности;
– педагогическую технику;
– определенные качества личности, необходимые для осуществления
профессиональной деятельности.
В современных условиях педагогмастер – это педагог, обладающий
исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности
экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационныепедагогические технологии, отбирать содержание и применять на
практике, прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать
методические рекомендации.
Фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают
следующие основные составляющие: личность педагога, знания и
педагогический опыт. Учитель учится всю жизнь, он находится в
постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем.
Мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Первым же
шагом к педагогическому мастерству является творчество. Несмотря на
массовый характер педагогической профессии,
подавляющее
большинство учителей – творческие личности, идущие к мастерству. В
мастерстве педагога можно выделить четыре относительно
самостоятельных элемента:
– мастерство организатора коллективной и индивидуальной
деятельности детей;
– мастерство убеждения;
– мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;
– мастерство владения педагогической техникой.
Педагогическая техника занимает особое место в структуре
мастерства учителя.
Педагогическая техника – это совокупность навыков, которая
необходима для эффективного применения системы методов
педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в
целом (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение
управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.).
Уровень педагогического мастерства возможно определить,
ориентируясь на следующие критерии:
– стимулирование и мотивация личности ученика в процессе
обучения;
– организация учебной деятельности учащегося;
– владение содержанием и дидактической организацией образования;
– организация и осуществление профессиональнопедагогической
деятельности в процессе обучения;
– структурнокомпозиционное построение урока (занятия или другие
формы).
Таким образом, мы рассматриваем мастерство учителя как синтезличностноделовых качеств и свойств личности, определяющий
высокую эффективность педагогического процесса.
Учителюмастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт,
транслировать его как можно большему количеству коллег,
профессионально, таким образом, развиваясь.
Одной из форм трансляции педагогического опыта является
«мастеркласс».
«Мастеркласс» – это разовая форма работы, которая объединяет
небольшие группы учителей. Учительмастер представляет собственную
систему работы, предполагающую:
– комплекс методических приемов, педагогических действий,
которые присущи именно этому педагогу;
– оригинальные действия, взаимосвязанные между собой и обес
печивающие эффективное решение учебновоспитательных задач.
Признаками системы работы учителя являются: целостность,
оптимальность в определении места и времени применения каждого
методического приема; разносторонность воздействия на учащихся с
одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих
качеств личности; оригинальность методики.
«Мастеркласс» как форма обучения является средством создания
трех типов условий:
– обеспечивается формирование мотивации и познавательной
потребности в конкретной деятельности;
– стимулируется познавательный интерес, отрабатываются условия
по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической
деятельности;
– осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому
участнику мастеркласса, отслеживают позитивные результаты учебно
познавательной деятельности каждого учителя.
Мастеркласс как педагогическая технология включает в себя
следующие взаимосвязанные блоки:
цель научной идеи,
последовательные действия учителя и ученика, критерии оценки и
качественно новый результат.
Цель мастеркласса – создать условия для профессионального
самосовершенствования учителя, при котором формируется опыт
подготовки к проектированию адаптивной образовательной средыученика,
формируется индивидуальный стиль творческой
педагогической деятельности в процессе опытноэкспериментальной
работы.
Основные научные идеи – деятельностный,
личностно
ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.
Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения
авторской системы работы учителямастера.
Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля
(имитационный,
педагогической
деятельности
творческой
конструктивный, творческий).
Качественно новый результат – умение моделировать урок в режиме
технологии, в которой эффективно работает мастер.
С т р у к т у р а п р о в е д е н и я мастеркласса:
1. Презентация педагогического опыта педагогамастера.
џ Обоснование основных идей педагогической технологии,
применяемой учителем.
џ Характеристика творческой лаборатории педагогамастера
(описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог
черпал свои разработки).
џ Определение проблем и перспектив в работе педагогамастера.
џ Описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной
педагогической технологии, представляемой педагогом.
2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий).
џ Рассказ педагога о проекте занятия.
џ Определение основных приемов и методов работы, которые будут
демонстрироваться.
џ Краткая характеристика результативности используемой техно
логии.
џ Вопросы педагогу по изложенному проекту.
3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с
демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися
(воспитанниками).
4. Моделирование.
Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной
модели урока (занятия) в режиме продемонстрированнойпедагогической технологии.
Учительмастер исполняет роль
консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и
управляет ею.
Обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями.
5. Рефлексия.
Дискуссия по результатам совместной деятельности учителя
мастера и слушателей.
Заключительное слово педагогамастера по всем замечаниям и
предложениям.
Цель проведения конкретного урока (занятия) определятся
учителеммастером в зависимости от того, что он будет показывать.
Варианты:
1) Показ программы деятельности, элективного курса, факультатива
и т. п.
2) Показ отдельных форм работы, которые использует в своей
деятельности педагог.
3) Показ отдельных методов работы.
4) Показ инновационных моментов деятельности.
Формы:
– лекция;
– практическое занятие;
– интегрированное (лекционнопрактическое) занятие.
Результатом «мастеркласса» является модель урока (занятия),
которую разработал «учительученик» под руководством «учителя
мастера» с целью применения этой модели в практике собственной
деятельности.
Проведение «мастеркласса» – это показатель зрелости учителя,
демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.