ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА* (материалы для проведения занятия «Школы совершенствования профессионального мастерства»)

  • Мероприятия
  • rtf
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал создан с целью оказания помощи педагогу в создании и проведении собственных мастер-классов как важнейшей формы самооценки собственного педагогического мастерства. Мастер-классы сегодня – одна из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма, саморазвития, самосовершенствования в своей профессии, это способность к обобщению и распространению собственного педагогического опыта.
Иконка файла материала Технология проведения мастер-класса.rtf
ТЕХНОЛОГИЯ   ПРОВЕДЕНИЯ   МАСТЕР­КЛАССАМастер­ класс   –   одна   из   форм   эффективного   профессионального   обучения педагогов.   М.   М.   Поташник   характеризует   мастер­класс   как   ярко выраженную форму ученичества у учителя­мастера, то есть учитель­ мастер   передает   ученикам   опыт,   мастерство,   искусство   в   точном смысле,   чаще   всего   –   путем   прямого   и   комментированного   показа приемов работы. В толковом словаре С. И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:  – квалифицированный   работник   в   какой­нибудь   производственной области; – руководитель какого­нибудь производственного цеха в отдельной специальной области; – человек, который умеет хорошо, ловко что­нибудь делать; – специалист, достигший высокого искусства в своем деле. Ближе всего для педагога два последних определения. Мастерство трактуется Ожеговым как высокое искусство в какой­ нибудь отрасли.  Разные   педагоги   в   разное   время   по­разному   пытались   дать определение педагогическому мастерству. Так, например, А. Дистервег считал,   что   педагог   –   мастер,   и   только   он   имеет   «развитые познавательные способности, совершенные знания учебного материала как   со   стороны   содержания,  так   и   формы,   как   его   сущности,   так   и метода   преподавания».   А.   С.   Макаренко   отмечал,   что   сущность педагогического   мастерства   проявляется   в   знаниях   и   умениях.   В современной   педагогической   литературе   в   характеристику   понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:  – психологическую и этико­педагогическую эрудицию; – профессиональные способности; – педагогическую технику; – определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности. В современных условиях педагог­мастер – это педагог, обладающий исследовательскими   навыками   и   умениями,   знающий   особенности экспериментальной   работы,   умеющий   анализировать   инновационныепедагогические   технологии,   отбирать   содержание   и   применять   на практике,   прогнозировать   итоги   своей   деятельности,   разрабатывать методические рекомендации.  Фундамент   (основу)   педагогического   мастерства   охватывают следующие   основные   составляющие:   личность   педагога,   знания   и педагогический   опыт.   Учитель   учится   всю   жизнь,   он   находится   в постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем. Мастерство, как  правило, связывают   с большим  опытом. Первым  же шагом к педагогическому мастерству является творчество. Несмотря на массовый   характер   педагогической   профессии,   подавляющее большинство учителей – творческие личности, идущие к мастерству. В мастерстве   педагога   можно   выделить   четыре   относительно самостоятельных элемента:  – мастерство   организатора   коллективной   и   индивидуальной деятельности детей; – мастерство убеждения; – мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности; – мастерство владения педагогической техникой. Педагогическая   техника   занимает   особое   место   в   структуре мастерства учителя. Педагогическая   техника   –   это   совокупность   навыков,   которая необходима   для   эффективного   применения   системы   методов педагогического   воздействия   на   отдельных   учащихся   и   коллектив   в целом   (умение   выбрать   правильный   стиль   и   тон   в   общении,   умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.). Уровень   педагогического   мастерства   возможно   определить, ориентируясь на следующие критерии:  – стимулирование   и   мотивация   личности   ученика   в   процессе обучения; – организация учебной деятельности учащегося;  – владение содержанием и дидактической организацией образования; – организация   и   осуществление   профессионально­педагогической деятельности в процессе обучения; – структурно­композиционное построение урока (занятия или другие формы). Таким образом, мы рассматриваем мастерство учителя как синтезличностно­деловых   качеств   и   свойств   личности,   определяющий высокую эффективность педагогического процесса. Учителю­мастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать   его   как   можно   большему   количеству   коллег, профессионально, таким образом, развиваясь.  Одной   из   форм   трансляции   педагогического   опыта   является «мастер­класс». «Мастер­класс» – это разовая форма работы, которая объединяет небольшие группы учителей. Учитель­мастер представляет собственную систему работы, предполагающую:  – комплекс   методических   приемов,   педагогических   действий, которые присущи именно этому педагогу;  – оригинальные   действия,   взаимосвязанные   между   собой   и   обес­ печивающие эффективное решение учебно­воспитательных задач.  Признаками   системы   работы   учителя   являются:   целостность, оптимальность   в   определении   места   и   времени   применения   каждого методического   приема;   разносторонность   воздействия   на   учащихся   с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности; оригинальность методики. «Мастер­класс» как форма обучения является средством создания трех типов условий:  – обеспечивается   формирование   мотивации   и   познавательной потребности в конкретной деятельности; – стимулируется познавательный  интерес, отрабатываются условия по   планированию,   самоорганизации   и   самоконтролю   педагогической деятельности; – осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер­класса, отслеживают позитивные результаты учебно­ познавательной деятельности каждого учителя. Мастер­класс   как   педагогическая   технология   включает   в   себя следующие   взаимосвязанные   блоки:   цель   научной   идеи, последовательные   действия   учителя   и   ученика,   критерии   оценки   и качественно новый результат. Цель   мастер­класса   –   создать   условия   для   профессионального самосовершенствования     учителя,   при   котором   формируется   опыт подготовки   к   проектированию   адаптивной   образовательной   средыученика,   формируется   индивидуальный   стиль   творческой педагогической   деятельности   в   процессе   опытно­экспериментальной работы. Основные   научные   идеи   –   деятельностный,   личностно ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы. Последовательность   действий   –   пошаговый   алгоритм   изучения авторской системы работы учителя­мастера. Критерии   оценки   –   новый   уровень   индивидуального   стиля (имитационный, педагогической деятельности   творческой конструктивный, творческий).     Качественно новый результат – умение моделировать урок в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер. С т р у к т у р а   п р о в е д е н и я   мастер­класса: 1. Презентация педагогического опыта педагога­мастера.  џ  Обоснование   основных   идей   педагогической   технологии, применяемой учителем. џ  Характеристика   творческой   лаборатории   педагога­мастера (описание   достижений   в   опыте   работы,   источников,   откуда   педагог черпал свои разработки). џ Определение проблем и перспектив в работе педагога­мастера. џ  Описание   системы   уроков   (занятий)   в   режиме     эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом. 2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий).  џ Рассказ педагога о проекте занятия. џ Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться. џ Краткая  характеристика  результативности  используемой  техно­ логии. џ Вопросы педагогу по изложенному проекту. 3. Урок   (занятие)   или   имитационная   игра   со   слушателями   с демонстрацией   приемов   эффективной   работы   с   учащимися (воспитанниками). 4. Моделирование.  Самостоятельная   работа   слушателей   по   разработке   собственной модели   урока   (занятия)   в   режиме   продемонстрированнойпедагогической   технологии.   Учитель­мастер   исполняет   роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею. Обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями. 5. Рефлексия.  Дискуссия   по   результатам   совместной   деятельности   учителя­ мастера и слушателей. Заключительное   слово   педагога­мастера   по   всем   замечаниям   и предложениям. Цель   проведения   конкретного   урока   (занятия)   определятся учителем­мастером в зависимости от того, что он будет показывать. Варианты:  1) Показ программы деятельности, элективного курса, факультатива и т. п. 2)   Показ   отдельных   форм   работы,   которые   использует   в   своей деятельности педагог. 3) Показ отдельных методов работы. 4) Показ инновационных моментов деятельности. Формы:  – лекция; – практическое занятие; – интегрированное (лекционно­практическое) занятие. Результатом   «мастер­класса»   является   модель   урока   (занятия), которую   разработал   «учитель­ученик»   под   руководством   «учителя­ мастера»   с   целью   применения   этой   модели   в   практике   собственной деятельности. Проведение   «мастер­класса»   –   это   показатель   зрелости   учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.