Технология. Рабочая программа для учащихся 9 класса.
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
труд
9 кл
20.06.2017
Проблема выбора профессии стара как мир. С изменением экономической, политической, социально-культурной ситуации в стране необходимо и новое понимание его содержания.
Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор образа жизни с помощью профессии. Профессия уже выступает как средство для достижения желаемого образа жизни. Все это приводит к трудностям в помощи педагогов, психологов, родителей, пытающихся оказать помощь старшеклассникам, которые находятся в состоянии неопределенности, либо сделать сомнительный и примитивный профессиональный выбор, попадая под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов. При этом подростки считают, что располагают достаточным количеством информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения.Проблема выбора профессии стара как мир. С изменением экономической, политической, социально-культурной ситуации в стране необходимо и новое понимание его содержания.
Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор образа жизни с помощью профессии. Профессия уже выступает как средство для достижения желаемого образа жизни. Все это приводит к трудностям в помощи педагогов, психологов, родителей, пытающихся оказать помощь старшеклассникам, которые находятся в состоянии неопределенности, либо сделать сомнительный и примитивный профессиональный выбор, попадая под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов. При этом подростки считают, что располагают достаточным количеством информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения.
file5.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ревенская средняя общеобразовательная школа
Технология
Рабочая программа для учащихся 9 класса
(Срок реализации программы – 2016/2017 учебный год)
Рассмотрена:
Педагогическим советом
Протокол № ____
категория
От «___» ____________ 2016 г.
Составитель:
Шумаков Александр Алексеевич
Высшая квалификационная
Согласовано:
Заместитель директора по УВР Приказ № _____
________ Г.М.Мягкова
Утверждена
От «___» ___________ 2016 г.
Директор _________ В.Д.Чижикова д.Лужецкая 2016
Пояснительная записка
Статус документа
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом
Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
примерная программа Министерства образования и науки РФ основного общего образования по
направлению «Технология. Технический труд»;
рекомендации по изучению курса «Профессиональное самоопределение школьников». Книга для
учителя (автор М.В.Ретивых, В.Д.Симоненко);
учебник « Профессиональное самоопределение школьников: Учебник для учащихся 9 класса
общеобразовательных учреждений» (автор – М.В.Ретивых, В.Д.Симоненко);
базисный учебный план общеобразовательных учреждений Брянской области на 20162017
учебный год
Учебнометодический комплекс
1. Учебник М.В.Ретивых, В.Д.Симоненко. Профессиональное самоопределение школьников:
Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. – Брянск: Издательство БГУ.
2. М.В.Ретивых, В.Д.Симоненко: Рекомендации по изучению курса «Профессиональное
самоопределение школьников». Книга для учителя. – Брянск: БИПКРО
Место предмета в базисном учебном плане
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Брянской области отводит для
организации предпрофильной подготовки в 9 классе 1 час в неделю по предмету «Технология» для
преподавания курса «Самоопределение» (34 учебных часа в год).
Цели и задачи курса
Проблема выбора профессии стара как мир. С изменением экономической, политической,
социальнокультурной ситуации в стране необходимо и новое понимание его содержания.
Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор
образа жизни с помощью профессии. Профессия уже выступает как средство для достижения желаемого образа жизни. Все это приводит к трудностям в помощи педагогов, психологов, родителей, пытающихся
оказать помощь старшеклассникам, которые находятся в состоянии неопределенности, либо сделать
сомнительный и примитивный профессиональный выбор, попадая под влияние средств массовой
информации и общественных стереотипов. При этом подростки считают, что располагают достаточным
количеством информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения.
Подготовка молодёжи к профессиональнотрудовой деятельности всегда являлась и остаётся важной
социальнопедагогической задачей, от решения которой во многом зависит уровень экономического и
культурнотехнологического развития общества. Кроме того, профессия оказывает большоё влияние на
образ жизни, нравственные качества и поведение человека.
В новых социальноэкономических условиях, создавшегося рынка труда резко обострилась проблема
подготовки кадров, обладающих функциональной грамотностью и профессиональной мобильностью,
способных быстро адаптироваться к изменяющейся социальной и профессиональнопроизводственной
среде.
Новое теоретическое осмысление позволило разработать и использовать адекватные
психодиагностические методики, методические блоки, технологии индивидуальной и групповой работы
со старшеклассниками, способствующей выбору профессии. Удачный выбор повышает самоуважение и
позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем,
усиливает удовлетворенность жизнью. Данная программа направлена на решение вышеизложенных
вопросов.
Основная цель курса – развития учащихся как субъектов будущей профессиональной
деятельности, формирования у них адекватного профессионального самоопределения в соответствии со
своими интересами, способностями и с учётом потребностей рынка труда в кадрах.
Задачи программы:
1. Создание условий для успешной социализации школьника в образовательном пространстве.
2. Вооружение знаниями о социуме.
3. Развитие умений и навыков, необходимых для успешной интеграции во взрослое общество.
4. Выявление основных способностей выпускников для последующего сознательного выбора
профессии.
5. Соотношение школьниками своих способностей, личностных особенностей возможностей с
предполагаемой профессией.
Исходя из вышеуказанных задач, общий замысел программы состоит в том, чтобы выпускник
приспособился к тем или иным условиям, активно включиться в поиск своего места в жизни сообразно
своим возможностям и психологическим особенностям, ориентироваться и успешно трудиться в жизни.
Программа включает в себя изучение четырёх разделов:
основы жизненного и профессионального самоопределения;
мир труда и профессий;
человек и профессия;
слагаемые успеха в профессиональном самоопределении. Программой так же предусмотрено выполнение творческого проекта «Мой выбор».
Основным методом изучения курса «Профессиональное самоопределение школьников» является
метод проектов, основными конструктами которого являются понятия «проект» и «проектная
деятельность». Выполненные проекты обсуждаются и защищаются.
Выполнение учащимися в процессе занятий по курсу творческого проекта «Мой выбор»
позволяет:
осуществлять в единстве теоретическую и практическую подготовку школьников к обоснованному
профессиональному самоопределению;
реализовать все компоненты профессиональной ориентации (профпросвещение, профдиагностику,
профконсультацию, профотбор (подбор), профадаптацию, профвоспитание);
активировать деятельность учащихся по подготовке к адекватному профессиональному
самоопределению. Во время защиты проекта учащиеся представляют его печатную или электронную
презентацию.
В процессе выполнения творческого проекта «Мой выбор» учащиеся должны осуществлять
профессиональные пробы, моделирующие в той или иной степени их будущую профессиональную
деятельность. В качестве профпроб могут выступать материальные изделия, информационные продукты,
доклады, номера художественной самодеятельности, воспитательные мероприятия и др.
Значительная часть занятий (29%) отводится на развивающую профдиагностику, которая
предполагает использование комплекса психологических методик, обеспечивающих, с одной стороны,
диагностирование профессионально важных качеств учащихся, и их развитие, с другой стороны.
Программа развивающей профдиагносгики охватывает следующие сферы личности:
мотивационную (интересы, склонности, мотивы выбора профессии);
психологическую (особенности психических процессов);
типологическую (темперамент, характер, тип личности);
когнитивную (знание мира профессий, своих профессиональных способностей и возможностей, основ
жизненного и профессионального самоопределения);
эмоциональноволевую (чувства, эмоции, воля).
В процессе изучения курса используются следующие профдиагностические методики:
опросник для выявления уровня готовности школьников к профессиональному самоопределению;
карта интересов;
опросник профессиональной готовности (ОПГ);
анкета мотивов выбора профессии;
шкала потребностей в достижении;
опросник темперамента;
методика «Мой характер»; методика определения склонностей;
тест Дж. Холланда «Тип личности»;
карта здоровья;
тест «Уровень самооценки»;
карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.
Помимо вышеперечисленных, в процессе изучения курса используются и другие методы: беседа,
рассказ, объяснение, диспут, викторина, наблюдение, профконсультация и др.
В ходе изучения курса широко применяются мнемосхемы. Применение мнемосхем дает
возможность не только оперативно развивать память учащихся, но и другие психические процессы,
такие, как мышление, восприятие, наблюдательность. Мнемосхемы возбуждают мыслительную
деятельность школьников, обеспечивают переход информации из кратковременной памяти в долго
временную и обратно, а также развивают мыслительные процессы, последовательность и логику
мышления. Они выполняют опорную функцию мышления. Мнемосхемы позволяют также более
целенаправленно организовать самостоятельную работу учащихся.
По каждому разделу курса проводится тестовый контроль знаний с помощью специально
разработанных контрольноизмерительных материалов.
Учебнотематический план
Раздел курса
Количество
часов
Контрольный
тест
№
п/п
1
Четверть
12
четверть
23
четверть
34
четверть
Основы жизненного и профессионального
самоопределения
2 Мир труда и профессий
3
Человек и профессия
4
5
Слагаемые успеха в профессиональном
самоопределении
Творческий проект «Мой выбор»
Резерв
Всего
5
6
12
8
3
1
35
1
1
1
1
4
Краткое содержание изучаемого материала
Основы жизненного и профессионального самоопределения (5ч) Жизненное самоопределение человека. Сущность жизненного самоопределения. Смысл и цель
жизни человека. Смысл жизни и выбор профессии.
Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития. Компоненты
процесса профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение и
профессиональное развитие.
Значение, ситуация и правила выбора профессии. Значение выбора профессии. Ситуация выбора
профессии. Правила выбора профессии.
Типичные ошибки при выборе профессии. Незнание мира профессии. Незнание себя. Незнание
правил выбора профессий.
Сущность и назначение проекта. Структура и содержание проекта.
Мир труда и профессий (6ч)
Происхождение профессий. Современные формы разделение труда. Сущность понятий
профессия, специальность, квалификация, должность.
Сущность и виды труда. Сферы, отрасли и секторы экономики. Предпринимательство как сфера
трудовой деятельности.
Способы классификации профессий. Классификация профессий по предмету, цели, средствам и
условиям труда. Формула профессий.
Профессиональная деятельность. Профессиональная карьера.
Сущность и принципы формирования рынка труда. Безработица. Требования к современному
профессионалу. Профессии XXI века. Рынок труда Брянской области.
Человек и профессия (12ч)
Сущность и структура профессионально важных качеств человека. Виды профессионально
важных качеств человека.
Сущность интереса и склонности. Профессиональные интересы. Мотивы выбора профессии.
Познавательные психические процессы. Эмоции, чувства и воля.
Сущность и типы темперамента. Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.
Сущность, черты и типы характера. Роль характера в профессиональной деятельности человека.
Сущность и виды способностей. Способности и профессиональная деятельность человека.
Социальнопрофессиональные типы людей.тип личности и профессиональная деятельность.
Влияние профессиональной деятельности на здоровье человека.медицинские противопоказания к
профессиям.
Сущность и степени профессиональной пригодности. Сущность и уровни самооценки.
Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении (8ч)
Источники информации о профессиях. Профессиограмма – комплексная характеристика
профессии. Сущность, функции и содержание профессиональных проб. Творческие проекты как средство
подготовки учащихся к профессиональному самоопределению.
Цель, задачи и содержание профильного обучения старшеклассников. Цель, задачи и содержание
предпрофильной подготовки выпускников основной школы.
Сущность и уровни профессионального образования. Система профессиональной подготовки
кадров.
Сущность и задачи профессиональной консультации. Виды и содержание профессиональной
консультации. Подготовка учащихся к профконсультации.
Профессиональное саморазвитие и самовоспитание. Человеческие ресурсы. Методы и способы
профессионального саморазвития и самовоспитания.
Показатели готовности к профессиональному самоопределению. Принятие решения о
профессиональном выборе.
Творческий проект «Мой выбор» (3ч)
Творческий проект «Мой выбор»: оформление и защита.
Резерв времени – 1 ч Календарнотематическое планирование
По Технологии
Класс 9
Количество часов:
всего 35; в неделю – 1
Плановых контрольных тестов – 4
Планирование составлено на основе примерной программы Министерства
образования и науки РФ основного общего образования по направлению
«Технология. Технический труд» и рекомендации по изучению курса
«Профессиональное самоопределение школьников». Книга для учителя (автор
М.В.Ретивых, В.Д.Симоненко).
Учебник « Профессиональное самоопределение школьников: Учебник для
учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений» (автор – М.В.Ретивых,
В.Д.Симоненко);
Тематическое планирование
№
№
урока в
разделе
Тема урока
Дата
проведения урока
Факти
чески
По
плану
Домашнее
задание
Основы жизненного и профессионального самоопределения (5ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
1
2
3
Жизненное самоопределение человека
Сущность и структура процесса
профессионального самоопределения и развития
Значение, ситуация и правила выбора профессии
Типичные ошибки при выборе профессии
Тестовый контроль знаний по разделу
«Основы жизненного и профессионального
самоопределения»
Мир труда и профессий (6ч)
Профессия и специальность
Многообразие мира труда
Классификация профессий
§ 1
§ 2
§ 3
§ 4
§ 5
§ 6
§ 7
§ 8
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя 9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
4
5
6
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
Классификация и формула профессий
Профессиональная деятельность и карьера
человека
Тестовый контроль знаний по разделу
«Мир труда и профессий»
§ 8
§ 9
9 неделя
10 неделя
§ 10
11 неделя
Человек и профессия (12ч)
Профессионально важные качества человека
Интересы и склонности
Мотивы выбора профессии
Особенности психических процессов и выбор
профессии
Темперамент и выбор профессии
Характер и выбор профессии
Роль способностей в профессиональной
деятельности
Роль способностей в профессиональной
деятельности
Тип личности и выбор профессии
Профессиональная деятельность и здоровье
Профессиональная пригодность и самооценка
Тестовый контроль знаний по разделу
«Человек и профессия»
§ 11
§ 12
§ 12
§ 13
§ 14
§ 15
§ 16
§ 16
§ 17
§ 18
§ 19
Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении (8ч)
Анализ профессиональной деятельности
Профессиональные пробы и творческие проекты
Профильное обучение и предпрофильная
подготовка
Пути получения профессионального образования
Профессиональная консультация
Профессиональное развитие и самовоспитание
Готовность к профессиональному
самоопределению
Тестовый контроль знаний по разделу
«Слагаемые успеха в профессиональном
самоопределении»
§ 20
§ 21
§ 22
§ 23
§ 24
§ 25
§ 26
Творческий проект «Мой выбор» (3ч)
12 неделя
13 неделя
14 неделя
15 неделя
16 неделя
17 неделя
18 неделя
19 неделя
20 неделя
21 неделя
22 неделя
23 неделя
24 неделя
25 неделя
26 неделя
27 неделя
28 неделя
29 неделя
30 неделя
31 неделя
Оформление творческого проекта «Мой выбор»
Защита творческого проекта «Мой выбор»
Итоговый контроль знаний по курсу
«Технология»
Резерв времени 1 ч
§ 27
Подготовк
а к к/р
32 неделя
33 неделя
34 неделя
35 неделя Требования к уровню подготовки обучающихся
Что нужно знать
Что нужно уметь
Особенности профессионального
самоопределения в современных условиях;
Пути развития профессиональноважных
качеств личности для успешного
продвижения карьеры;
Уровень развития интеллекта;
Осуществлять профессиографический
анализ профессий и соотносить требования
профессий к личным достижениям;
Различать понятия: карьера, профессия,
должность, специальность;
Составлять профессиограммы профессий;
Осуществлять самоанализ развития своей
личности;
Составлять формулы профессий;
Проектировать свой профессиональный
Типы и особенности средних специальных и
план
высших учебных заведений;
Планировать социально
Особенности приема в различные учебные
профессиональное развитие карьеры;
Заполнять документы для поступления в
учебные заведения;
Ориентироваться в сфере
образовательных услуг;
Подавать апелляцию в период
вступительных экзаменов;
Отбирать информацию о вакансиях
рабочих мест города, региона, страны,
зарубежья;
Составлять резюме в период поступления
на работу;
Формировать личный имидж для
построения карьеры.
заведения;
Учебные заведения города, региона, страны,
зарубежья;
Вакансии рабочих мест города, региона,
страны, зарубежья;
Отраслевую структуру общественного
производства;
Понятия о профессиях, специальностях,
карьере;
Профессиограммы и психограммы наиболее
распространённых профессий;
Особенности профессиональной деятельности
в промышленном и сельскохозяйственном
производстве;
Сферы трудовой деятельности;
Содержание и условия трудовой
деятельности;
Требования профессии к личности;
Возможности человека в развитии различных
профессионально важных качеств;
Свои профессиональные интересы, склонности
и способности;
Роль психофизических качеств и здоровья в
выборе профессии Список литературы и учебных пособий
1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Акад. Проспект; Екатеринбург: Деловая
книга, 2008. 329 с.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д,.:
Феникс, 2008. 512 с.
3.
4.
5.
Педагогическая подготовка профессионального самоопределения
старшеклассников / Под ред. С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева. М.: Новая школа,
2007. 112с.
Ретивых Е.М. Культура профессионального самоопределения: Учебно
методическое пособие. Брянск: Издво БГУ, 2003. 97 с.
Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Как помочь выбрать профессию. Тула: Приокск.
книжное издво, 1990. 132 с.
6. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников.
Брянск: Издво БГУ, 2007. — 183 с.
7. Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение // Технология: Учебник для
учителя.
8. М. В. Ретивых, В, Д, Симоненко: Рекомендации по изучению курса
«Профессиональное самоопределение школьников». Книга для учителя. – Брянск:
БИПКРО, 2007. – 140 с.
Технология. Рабочая программа для учащихся 9 класса.
Технология. Рабочая программа для учащихся 9 класса.
Технология. Рабочая программа для учащихся 9 класса.
Технология. Рабочая программа для учащихся 9 класса.
Технология. Рабочая программа для учащихся 9 класса.
Технология. Рабочая программа для учащихся 9 класса.
Технология. Рабочая программа для учащихся 9 класса.
Технология. Рабочая программа для учащихся 9 класса.
Технология. Рабочая программа для учащихся 9 класса.
Технология. Рабочая программа для учащихся 9 класса.
Технология. Рабочая программа для учащихся 9 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.