Современная система образования и интенсивное общественное развитие предъявляют новые требования к преподаванию учебных дисциплин, особенно гуманитарного цикла, в том числе Основ религиозных культур и светской этики. Особое значение сегодня предается технологиям развития критического мышления учащихся. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам.
Технология развития критического мышления. Метод Инсерт..docx
Технология развития критического
мышления.
Метод ИНСЕРТ
(интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления).
Современная система образования и интенсивное общественное развитие
предъявляют новые требования к преподаванию учебных дисциплин, особенно
гуманитарного цикла, в том числе Основ религиозных культур и светской этики.
Особое значение сегодня предается технологиям развития критического
мышления учащихся. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к
познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и
коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные
затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам.
Причина этого в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде
всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который
входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой
«человек репродуцирующий» – понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное.
Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности,
именно деятельность комбинирующая или творческая.
Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли,
тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.
Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить
собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает
принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень
индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение
анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия
своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в
совместной деятельности.
Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки
работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение
базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств
гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие.
Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной
сфере.
Формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением.
Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими
лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом,
читают, пишут, обсуждают прочитанное.
1) Мозговая атака.
1 Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического
мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с
фактологическим материалом.
Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что
знают, по данной теме. Затем происходит обмен информацией. Возможна
индивидуальная, парная и групповая формы работы. Парная мозговая атака очень
помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой
аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на
контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо
большему числу учащихся.
2) Групповая дискуссия.
Дискуссия от лат. – исследование, разбор, обсуждение какоголибо вопроса.
Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями,
доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:
А) уважение к различным точкам зрения ее участников;
Б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.
Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии
рефлексии. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности
общения, становлению самостоятельности мышления.
3) Чтение с остановками и Вопросы Блума условное название методического
приема организации чтения с использованием разных типов вопросов.
Подготовительная работа: Учитель выбирает текст для чтения. Текст должен быть
абсолютно неизвестным для данной аудитории; с динамичным, событийным
сюжетом, неожиданной развязкой, Текст заранее делится на смысловые части.
Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку.
Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на
развитие у учащихся различных мыслительных навыков. Учитель дает инструкцию и
организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением
правил работы с текстом. Чтение с остановками целесообразно использовать на
стадии осмысления, дополняя эту методику другими приемами технологии на
стадии вызова и рефлексии.
4) Кластеры.
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными
те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную
тему. Последовательность действий проста и логична: Посередине чистого листа
(классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является
«сердцем» идеи, темы. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие
идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. По мере записи, появившиеся
слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из
«спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые
логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает
наши размышления, определяет информационное поле данной теме. Система
кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.
2 5) Синквейн.
Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из
пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы
развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких
значимых словах, емких и кратких выражениях. Сиквейн может быть предложен,
как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как
коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии,
хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.
6) Эссе.
Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какойлибо литературной,
философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно
противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Эссе
очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике.
Целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии
рефлексии.
7) Таблица «ЗХУ» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )
Один из способов графической организации и логикосмыслового структурирования
материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к
содержанию темы.
8) Взаимоопрос
Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления».
Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого
абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного.
Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
9. « ИНСЕРТ » (INSERT – Interactive Noting System for Effective Reading and
Thinking) прием маркировки текста – интерактивная система заметок для
эффективного чтения и размышления. (авторы – Воган и Эстес, 1986г;
модификация Мередит и Стил, 1997г).
Прием осуществляется в несколько этапов.
I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную
в нем информацию следующим образом:
o Знак «галочка» (V) – отметьте в тексте уже известную вам
информацию;
o Знак «плюс» (+) – отметьте новую информацию;
o Знак «минус» () – отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у вас
представлениями, то, о чем вы думали иначе;
o Знак «вопрос» (?) – отмечается то, что осталось непонятным и требует
дополнительного изучения и понимания, то, о чем вы бы хотели узнать
подробнее.
3 o Знак «восклицательный знак» (!) – отмечается то, что вызвало интерес
и желание узнать об этом больше.
II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях
отдельные абзацы и предложения. Знакомство с текстом может осуществляться «на
слух».
III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в
соответствии со своими пометками в следующую таблицу:
V
(уже знал)
(новое или
противоречащее
прежним
знаниям)
+
(интересно)
?
(неясно, есть
!
(хочу узнать
вопросы)
больше)
IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Предметная область использования: преимущественно научнопопулярные тексты с
большим количеством фактов и сведений.
Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством
отслеживания понимания материала.
Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.
Примечание: предложенные значки могут быть изменены по усмотрению учителя.
Например, вместо «+» можно использовать «!». Главное – четкие критерии.
Применение технологии РКМ позволяет решить большой спектр проблем в
образовательной сфере: повысить уровень восприятия, понимания, объективности
информации; сформировать не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, при
чем постепенно, в ходе развития и обучения ребенка.
4
Технология развития критического мышления
Технология развития критического мышления
Технология развития критического мышления
Технология развития критического мышления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.