Уроки с применением ТРИЗ планируются таким образом, что на первое место выходит следующая схема: проблемный вопрос, а затем поиск путей к новому материалу.
На таких уроках важен сам процесс познания, в котором учащийся является активным участником. Он сам ищет пути к восприятию нового материала, а учитель его только направляет.
Например, на уроке изучения главных членов предложения и второстепенных членов предложения ребята объединяются в группы и создают «семьи». Они представляют сказуемое в образе отца.
ТехнологияТРИЗ на уроке русского языка.docx
Технология ТРИЗ на уроке русского языка
Уроки с применением ТРИЗ планируются таким образом, что на первое место
выходит следующая схема: проблемный вопрос, а затем поиск путей к новому
материалу.
На таких уроках важен сам процесс познания, в котором учащийся является
активным участником. Он сам ищет пути к восприятию нового материала, а
учитель его только направляет.
Например, на уроке изучения главных членов предложения и второстепенных
членов предложения ребята объединяются в группы и создают «семьи». Они
представляют сказуемое в образе отца. Это именно отец с их точки зрения,
так как он совершает действия, берёт всю ответственность на себя.
Подлежащее – это мама, главный предмет в предложении. Дети – это
второстепенные члены предложения. Они зависят от главных членов
предложения, родителей, но тоже очень важны, так как вносят в «семью»
дополнительные интересы и заботы. Это, конечно, дополнения. Детки,
определяющие состояние семьи и отвечающие на вопрос «а какое оно» и «чьё
оно», конечно, являются определениями. Дети, влияющие на все
обстоятельства в семье, являются обстоятельствами. Так рассуждала одна из
работающих групп шестиклассников. Эти ребята представили картинки с
изображением «семьи».
Все группы выступают со своими версиями. После выступления идёт
совещание. Все единодушно приходят к выводу:
Подлежащее и сказуемое главы семьи, основа предложения. Дополнение,
Определение, Обстоятельство — братьядрузья, которые украшают,
распространяют, определяют.
В оставшееся время ребятам предлагается написать фантастическую сказку
по изученному материалу. Предлагаю пример такой сказки.
Сказка «Счастливое детство тройняшек»
В стране Русляндии, в поместье Синтаксис жил помещик, которого звали
Предложение. С ним жила прекрасная дочь Подлежащее и зять Сказуемое а
также их детки тройняшки, которых звали Дополнение, Определение и
Обстоятельство.
У Подлежащего и Сказуемого всегда было много дел, а тройняшки всегда
оставались с дедом и докучали ему своими шалостями. Помещик часто любил повторять дочери и зятю:
— Вы моя главная опора, весь мой смысл. А все остальное — это
второстепенное… — он думал, что тройняшки его не слышали, но они все
слышали и знали, что дед так о них говорит …
Всегда, когда тройняшки предлагали свою помощь родителям, те отвечали: —
Мы и без вас справимся! — а тройняшек такие заявления всегда очень
огорчали…
Но однажды произошел такой случай. Подлежащее и Сказуемое рисовали
картину для очень важной выставки. Картина получалась скучной. Не было
цветов, перспективы, деталей. Отчаявшиеся Подлежащее и Сказуемое пошли
за советом к отцу. Оставшиеся без присмотра тройняшки подбежали к
картине и решили дорисовать её. Дополнение дополнил картину цветами,
бабочками, кузнечиками. Определение раскрасил все предметы яркими
красками. А обстоятельство добавил перспективу. Услышав шаги родителей,
дети спрятались за беседкой. Они ждали осуждения, а услышали
восторженные возгласы.
Подбежав, граф расцеловал Дополнение, Определение и Обстоятельство, а
Подлежащее и Сказуемое сказали тройняшкам:
— Да… Хоть частенько мы справлялись и без вас, теперь же поняли, что нам
без вас не обойтись! Ваша помощь бесценна!
И теперь Предложение и все члены его семьи живут в мире и согласии,
потому что в их семье наступила гармония.
Технология ТРИЗ на уроке русского языка
Технология ТРИЗ на уроке русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.