Технология ТРИЗ вторая младшая группа
Оценка 4.8

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
окружающий мир
Детсад
20.11.2018
Технология ТРИЗ вторая младшая группа
. Цели и задачи программы. Цель: формирование диалектического мышления воспитанников путём использования элементов теории решения изобретательских задач и методов развития воображения. Задачи: - Развивать познавательные и творческие способности воспитанников путём экспериментов, предположений, сопоставлений и рассуждений; - Развивать произвольное воображение методами эмпатии, типовыми приёмами фантазирования; - Формировать независимость мышления (умение находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы); - Активизировать словарь, развивать диалогическую и связную речь; - Развивать целеустремленность и настойчивость при поиске решения проблемы, стремление доводить начатое дело до конца; - Развивать умение сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям, предметам которые нас окружают, умение сохранять уверенность в свои способностях, несмотря на временные трудности и неудачи.
Использование технологии ТРИЗ 3.docx
МКДОУ Бутурлиновский детский сад общеразвивающего вида №1 Программа по использованию технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) Вторая младшая группа. 1 Составила: воспитатель                                                Малолеткина Наталья Владимировна. Содержание 1. Целевой раздел 1.1.  Пояснительная записка 1.2.  Цели и задачи программы. 1.3. Возрастная характеристика детей 3­4 лет. 1.4. Планируемые результаты освоения программы. 2. Содержательный раздел 2.1. Особенности организации образовательного процесса с  использованием инновационных методик и технологий. Интеграция  образовательных областей. 2.2. Взаимодействия с родителями воспитанников. 2.3. Особенности организации мониторинга. 2.4. Перспективно – тематический план работы. 3. Организационный раздел 3.1. Организация предметно ­ развивающей среды для реализации  программы. 2 3.2.  Методическое обеспечение программы. Средства обучения и  воспитания. 1.Целевой раздел. 1.1. Пояснительная записка Одним   из   современных   и   интереснейших   методов   обучения   остается технология   ТРИЗ  –   теория   решения   изобретательских   задач.   Придумал   ее изобретатель и писатель ­ фантаст Генрих Саулович  Альтшуллер. Он  считал, что любого человека можно обучить творческой деятельности. Надо только познакомить   его   с   приемами   творческого   воображения   и   научить   решать изобретательские задачи.                                                                         ТРИЗ ­ педагогика,   как   научное   и   педагогическое   направление,   сформировалось   в нашей стране в конце 80­х годов. Она ставит целью формирование сильного мышления   и   воспитание   творческой   личности,   подготовленной   к   решению сложных проблем в различных областях деятельности. Применение элементов теории   решения   изобретательских   задач   в   развитии   дошкольников   корне изменяет   стиль   работы   воспитателя,   раскрепощает   детей,  учит   их   думать, искать   решения   проблем.   Технология   ТРИЗ   помогает   нам   в   развитии 3 воображения у детей, в развитии логического мышления, в развитии умения ставить   и   решать   проблему.   По   мнению   психологов,   необходимыми компонентами   творчества   являются   процессы   мышления   и     воображения, поэтому   развитие   творческих   способностей   возможно   только   при одновременной активизации этих процессов. Исходя из этого, в своей работе следует ориентироваться на следующие основные направления:  Развития воображения;  Развития мышления;  Формирование качеств творческой личности;  Формирование культуры общения. 1.2. Цели и задачи программы. Цель:  формирование   диалектического   мышления   воспитанников   путём использования элементов теории решения изобретательских задач и методов развития воображения.  Задачи: ­ Развивать познавательные и творческие способности воспитанников путём экспериментов, предположений, сопоставлений и рассуждений; ­   Развивать   произвольное   воображение   методами   эмпатии,   типовыми приёмами фантазирования; ­   Формировать   независимость   мышления   (умение   находить   собственное решение,   оригинальные   ответы,   открыто   высказывать   смелые   идеи   и гипотезы); ­ Активизировать словарь, развивать диалогическую и связную речь; 4 ­   Развивать   целеустремленность   и   настойчивость   при   поиске   решения проблемы, стремление доводить начатое дело до конца; ­   Развивать   умение   сочувствовать,   сопереживать   людям,   животным, растениям, предметам которые нас окружают, умение сохранять уверенность в свои способностях, несмотря на временные трудности и неудачи. 1.3. Возрастная характеристика детей 3­4 лет.           Младший возраст ­ важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками,   с   предметным   миром.   В   раннем   возрасте   ребенок   многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт   эмоционального   общения   со   взрослыми,   почувствовал   их   заботу   и поддержку.   Все   это   вызывает   у   него   радостное   ощущение   роста   своих возможностей   и   стремление   к   самостоятельности,   к   активному взаимодействию с окружающим миром. Развитие самосознания и выделение образа   «Я»   стимулируют   развитие   личности   и   индивидуальности.   Ребенок начинает четко осознавать, кто он и какой он. По отношению к окружающим у ребенка   формируется   собственная   внутренняя   позиция,   которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. На   основе   наглядно   ­   действенного   к   4­м   годам   начинает   формироваться наглядно­образное   мышление.   Другими   словами,   происходит   постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».   Как   и   в   раннем   возрасте,   в   3­4   года   преобладает   воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок   и   рассказов   взрослого.   Большое   значение   в   развитии   воображения играет   опыт   и   знания   ребенка,   его   кругозор.   Для   детей   этого   возраста 5 характерно   смешение   элементов   из   различных   источников,   смешение реального   и   сказочного.   Фантастические   образы,   возникающие   у   малыша, эмоционально насыщены и реальны для него. Память дошкольника 3­4­х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание.   Хорошо   запоминается   только   то,   что   было   непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. К концу 4 года младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определённом   уровне   развития   двигательной   сферы   ребёнка,   одним   из основных   компонентов   которого   является   уровень   развития   моторной координации. У младших дошкольников накапливается определённый   запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В три года дети практически осваивают пространство своей комнаты , групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и.т.п. Освоение пространства происходит одновременно с развитием   ребёнок   учится   пользоваться   словами,   обозначающими речи: пространственные отношения (предлоги и наречия). В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребёнка – носитель   определённой   общественной   информации.   Желание   ребёнка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Именно в играх отражаются   умения,   приобретённые   в   совместных   играх   со   взрослыми.   Неумение Сюжеты простые, неразвёрнутые, содержащие одну­две роли. объяснить свои действия партнёру по игре, договориться с ним приводит к конфликтам,   которые   дети   не   в   состоянии   самостоятельно   разрешить. Постепенно к четырём годам ребёнок начинает согласовывать свои действия, договариваться   в   процессе   совместных   игр,   использовать   речевые   формы  Главным   средством   общения   со   взрослыми   и вежливого   общения.   6 сверстниками   является   речь.   Словарь   младшего   дошкольника   состоит   в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки , близких ему людей.   Ребёнок   овладевает   грамматическим   строем   речи,   начинает использовать   сложные   предложения.   Девочки   по   многим   показателям развития   (артикуляция,   словарный   запас,   беглость   речи,   понимание прочитанного,   запоминание   увиденного   и   услышанного)   превосходят мальчиков. В 3­4 года в ситуации взаимодействия со взрослыми продолжает формироваться   интерес   к   книге,   литературным   персонажам.   Круг   чтения ребёнка пополняется новыми произведениями, но уже знакомые тексты по прежнему   вызывают   интерес.   Интерес   к   продуктивной   деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы чаще всего схематичны,   поэтому   трудно   догадаться,   что   изобразил   ребёнок.   Ребёнок   может Конструирование   носит   процессуальный   характер. конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух­трёх частей.  Музыкально­художественная   деятельность   носит   непосредственный   и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит при организации   практической   деятельности   (проиграть   сюжет,   рассмотреть иллюстрацию   и   др.)   Совершенствуется   звукоразличение,   слух.   Младший дошкольник   начинает   проявлять   интерес   и   избирательность   к   различным видам музыкально­художественной деятельности.    1.4. Планируемые результаты освоения программы. Систематизированные   занятия   позволят   детям   овладеть   приемами фантазирования;   находить   и   называть   противоречивые   свойства   разных объектов   и   явлений;   строить   классификационные   структуры;   иметь представление   о   веществах,   из   которых   состоят   некоторые   предметы; 7 проявлять   интерес   к   составлению   загадок,   рифмованных   текстов;   уметь представлять   то,   чего   не   существует,   создавать   заведомо   новое;   отражать реальную   действительность   в   новых,   непривычных   сочетаниях   и   связях;   проявлять целенаправленно,   осознанно   управлять   воображением; чувствительность к проблемной ситуации; иметь представление объекта как   строить системы;   сравнивать   объекты   по   разным   признакам;   классифицированные   структуры   в   зависимости     от   назначения   признаков; описывать   объект   по   его   основному   назначению   и   находить   его   скрытые возможности;   использовать   методику   «маленьких   человечков»   в   жизни; проявлять навыки в области культуры общения и коммуникативные качества. II.Содержательный раздел 2.1.Особенности   организации   образовательного   процесса   с использованием   инновационных   методик   и   технологий.   Интеграция образовательных областей. Система   занятий   по   формированию   целостной   картины   мира   у   детей разработана   на   концептуальной   основе   теории   решения   изобретательских задач   (ТРИЗ)   Г.С.   Альтшуллера,   особенностью   которой   является направленность   на   формирование   развитого   воображения,   нестереотипного мышления   и   нешаблонного   мышления   у   детей,   побуждения   мыслить диалектитечески,   системно,   функционального   ребенка,   рассматриваемого   в качестве   субъекта   индивидуального   развития,   активно   присваивающего культурное   наследие.   Занятия   составлены   в   соответствии   с   принципами   и подходами, определенными федеральным государственным образовательным стандартом ДО, обеспечивающими обогащение детского развития; построение образовательной   деятельности   на   основе   индивидуальных   особенностей каждого ребенка; содействие и сотрудничество детей и взрослых; поддержку инициативы   детей   в   различных   видах   деятельности;   формирование 8 познавательных интересов и познавательных действий у детей; соответствие условий, требований, методов по возрасту и особенностями развития. Программа ТРИЗ ­ теория решения изобретательских задач включает в себя следующие   формы   работы.   На     занятиях     детям   предлагают   предметы, явления из областей, которые понятны: "Я и природа", "Я и Я", "Я и другой человек", "Я и предмет". Это помогает ребенку легче усвоить противоречия окружающего его мира. Все занятия по ТРИЗ для дошкольников проводятся в игровой   форме.   При   этом   каждая   игра,   каждое   задание   должно сопровождаться   наглядным   материалом.   Взаимодействие   между воспитателем   и   ребенком   во   время   проведения   ТРИЗ   (игры   для дошкольников)   общение   между   детьми   и   взрослым   должно   строиться   по определенным   принципам.   При   ответе   детей   их   необходимо   слушать внимательно, восхищаться новой идеей. Отсутствие отрицательных оценок и критики   в   адрес   ребенка.   Привычные   оценочные   слова   заменяются   и разбавляются синонимами, например, использовать не слово "правильно", а слова "замечательно", "здорово", "интересное решение", "необычный подход". Поддерживать   ребенка,   когда   он   хочет   возразить   взрослому,   не   пресекать этих   попыток,   наоборот,   учить   доказывать,   возражать,   аргументировать, отстаивать свою точку зрения. Не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны. Общение детей и воспитателя должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости.  Ведущими методами и приёмами являются:    синектика  (превращение   непривычного   в   привычное   и,   наоборот,   ­ привычного в непривычное);   моделирование   маленькими   человечками  (согласно   которому   все окружающие состоит из множества маленьких человечков); 9 системный подход к окружающему миру (любой предмет, каким бы он ни был, большим или маленьким, твердым или жидким, является частью какой­то системы и сам из чего­то состоит);  метод   мозгового   штурма  (преодоление   психологической   инерции, создание условий для прорыва сил, бушующих в подсознании). метод эмпатии (постижение эмоционального состояния, проникновения – в чувствование в переживание другого человека.) приём   фантазирования   (ВООБРАЖЕНИЕ   –   психический   процесс создания новых наглядных образов на основе имеющихся представлений памяти)   и   мнемотаблицы   (система   различных   приёмов, морфотаблицы   облегчающих   запоминание   и   увеличивающих   объём   памяти   путём образования дополнительных ассоциаций) При   использовании   этих   методов   запрещается   любая   критика   и поощряется любая идея. Дети придумывают, предлагают, спорят, корректируют высказанные идеи. Эти ситуации зачастую возникают незапланированно, при решении какой – нибудь стихийно возникшей бытовой или сказочной задачи, во время игры ­ занятия,   при   обсуждении   какого   ­   либо   поступка,   случая   или художественного произведения. Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие Задачи: 10 Формировать   у   детей   исследовательские   навыки:   умения   наблюдать, сравнивать   и  моделировать   процессы  взаимодействия   объектов,   учить самостоятельно,   добывать   информацию   через   поисковую   деятельность, организованное  коллективное  рассуждение, игры; развивать предпосылки диалектического  мышления   (способности   видеть   многообразие   мира   в системе взаимосвязей и взаимозависимости). Воспитывать у детей интерес к процессу познания. Социально­ коммуникативное развитие Задачи: Усвоить нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и  нравственные ценности;  развивать навыки общения и взаимодействия с  взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,  целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развивать  социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость,  сопереживание, формировать готовность к совместной деятельности со  сверстниками. Формировать уважительное отношение и чувство  принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в группе  детского сада, позитивные установки  к различным видам труда и творчества,  основы  безопасности в быту, социуме, природе.  Речевое развитие Задачи: Создать  условия для развития образной стороны речи детей (обогащать   словарный запас оценочной лексики, словами с переносным значением,  синонимами и антонимами).  Повышать эффективность овладения всеми  языковыми средствами,  формировать осознанность в построении лексико­ 11 грамматических конструкций.  Развить гибкость аналитико­синтетических  операций в мыслительной деятельности. Художественно­эстетическое развитие Задачи: Развивать   воображение   путём     использования   нестандартных   и стандартных   приемов     рисования.  Научить   детей   экспериментировать   с различными материалами, обучить различной технике изображения с целью последующего   применения   в   самостоятельной   деятельности.  Вызвать   у детей интерес, пробудить мотив к творческой деятельности. Физическое развитие Задачи: Формировать   привычку   к   здоровому   образу   жизни   используя   методы графической   аналогии.   В   процессе   самообслуживания   ­   алгоритм последовательности в умывании и одевании. Для овладения двигательной культурой   на   занятиях   по   физической   культуре,   утренней   гимнастике, спортивных   играх   и   соревнованиях   использовать   метод   синектики, карточки­схемы с изображением символов основных видов движения (бег, прыжки, ползание, лазание, бег в парах, по одному и т. д).  Формировать способность к подражанию действиям животных, птиц. Развивать образное, ассоциативное мышление, воображение. Примерная структура занятий: Приветствие и организационный момент. Создание мотивации и  постановка проблемы. Совместный поиск путей решения проблемы в ходе групповой дискуссии. 12 Обсуждение   результатов   и   закрепление   впечатлений   в   изобразительной деятельности. Рефлексия. Формы   организации   деятельности   по   использованию   ТРИЗ   – технологии:     ­ НОД ­ Проблемные ситуации; ­ Чтение художественной литературы; ­Вопросы и ответы; ­ Наблюдения на прогулках; ­ Беседа; ­ Сюжетно­ролевая игра; ­ Дидактическая игра; ­ Прослушивание музыки; ­  Инсценирование и моделирование ситуаций; ­ Выполнение практических работ 2.2. Взаимодействия с родителями воспитанников. В последнее время родители стали больше внимания уделять развитию детей. Они   пытаются   научить   ребенка   читать   и   считать,   записывают   его   во всевозможные кружки – рисования, танца, музыки и т.д. В тоже время, они не всегда   понимают   важность   творческого   развития   ребенка,   чаще   всего загружая его память и обучая навыкам по показу и образцу. 13 Данная   программа   предполагает   ведение   разъяснительной   работы   среди родителей,   привлечение   их   к     развитию   творческих   способностей   детей   в процессе совместной творческой деятельности в условиях семьи, знакомство их   с   основами   приемов   творческой   педагогики.   Одной   из   форм сотрудничества являются творческие домашние задания, которые чаще всего выполняются всей семьей. Минуты творчества сближают детей и взрослых, приносят   им   удовлетворение   от   результатов   совместной   творческой деятельности.   Без   взаимодействия   с   семьей   невозможно   добиться положительных результатов в формировании интеллекта, культуры ребенка. Тесные контакты с родителями через родительские собрания, индивидуальные беседы,   совместное   проведение   занятий,   домашнее   задания   расширят возможности развития дошкольников. 2.3. Особенности организации мониторинга. Диагностика осуществляется по диагностическому инструментарию данной  программы. Данные диагностики фиксируют следующие параметры: мышление внимание чувствование восприятие речевое развитие       творческое и комбинированное воображение 14   социальная зрелость двигательная деятельность Вопрос о методах диагностики и критериях оценки воображения детей  поднимается в работах многих исследователей. Экспериментальные  исследования детского воображения и творчества в современной психологии  опираются преимущественно на метод количественных оценок результатов  специально разработанных тестов. Методологической основой большинства этих работ является теория  творческого интеллекта, разработанная в 50­е годы Дж. Гилфордом, П.  Торренсом и их последователями. Суть ее состоит в том, что на основе  факторного анализа  были выделены отдельные компоненты творческого  мышления (факторы  креативности,  которые характеризуют формы  продуктивной деятельности:  гибкость, разработанность, оригинальность,  беглость. На основе этой теории были созданы тесты, в которых данные  факторы являются показателем творческих способностей ребенка. Оригинальность Методика «Дорисовывание фигур». Разработана О. М. Дьяченко,  представляет собой вариант методики Е. П. Торренса, направлена на  определение уровня развития воображения, способности создавать  оригинальные образы. Методика "Дорисовывание фигур" Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение.  15 Оборудование: набор  карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов или  простые геометрические фигуры (круг,  квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага. Порядок  исследования. Ребенку необходимо дорисовать каждую их фигур. Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени  оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы.  Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры  превращались в один и тот же элемент рисунка. Гибкость Методика «Определение понятий , выяснение причин, выявление сходства и  различий в объектах» Определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в  объектах — это операции мышления, оценивая которые мы можем судить о  степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов. Данные  особенности мышления устанавливаются по правильности ответов ребенка на  следующую серию вопросов: 1. Какое из животных больше: лошадь или собака? 3. Днем на улице светло, а ночью? (Правильный ответ — темно). 4. Небо голубое, а трава? (Правильный ответ — зеленая). 5. Вишня, груша, слива и яблоко — это ... (Правильное продолжение — ягоды  и фрукты). 6. Какой ты знаешь транспорт?  Беглость 16 Игра «Что это? Кто это? » Цель: развитие мышления и речи. Оборудование: предметные картинки. Дети делятся на две команды. Садятся за столы на удалении друг от друга.  Каждой команде раздаются одинаковые комплекты картинок с изображением  овощей, фруктов, животных и т. д. Дети поочередно угадывают изображение  одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается, то её  откладывают в пользу отгадавших. Психолого­педагогическая   диагностика   уровня   развития   творческих способностей детей 3­4 лет. № Ф.И. ребенка Оригинальность Гибкость Беглость ИТОГ Процентное   отношение на начало года Процентное   отношение на конец года Уровень   творческого потенциала Высокий Средний (нормальный) Низкий 2.4. Перспективно – тематический план работы на 2017­2018 год. №  Тема Цели Ресурсные материалы 17 п/п Сентябрь 1. «Сказочный овал» 2. «Знакомство с  детским садом  группой» 3. «Волшебные  кольца» 4. «Стройка» Развивать творческое  воображение;  способствовать  приобретению умений  видоизменять,  преобразовывать  имеющиеся  представления и  создавать на этой основе относительно новые  образы; формировать  навык использования  соответствующих  выразительных для  воплощения различных  образов. Ознакомить детей с  системным подходом в  отношении к  окружающей  действительности,  окружающими  предметами; дать  понятие, что все, что нас окружает, состоит из  чего­то; формировать  умение обозначать  символами реальные  объекты; осуществлять  классификацию  предметов по различным признакам. Познакомить детей с  игрой  «Волшебные  кольца»; предложить  игровые ситуации с  кольцами Луллия;  продолжать  формировать системное  видение окружающего  мира; дать  представление о понятии «части ­ целое» в  игровой форме. Уточнить представления о системном подходе,  рассматривая группу,  18 Лист бумаги с  нарисованным на них  овалом, фломастеры,  восковые мелки, краски,  цветные карандаши. Стулья, столы, набор  тематических картинок,  различные предметы,  предназначенные для  использования в  помещениях группы,  мешок (для игры  «Чудесный мешочек»),  игрушка(действующие  лицо занятий) Кольца Луллия, шарф. Строительный материал  (кирпичики, две большие  пластины) Октябрь 5. «Забавные  растения» 6. «Осень – грибы­ цветы – травка» 7. 8. «Кухня и её  предметы» «Что каким  съесть» Ноябрь 9. «Солнышко и  дождик» обратить внимание на её  составляющие: пол,  потолок, окно, дверь;  ознакомить детей с  различными свойствами  материалов. Ознакомить детей с  символической  аналогией; дать  первоначальное понятия  о приеме «наоборот»;  закрепить умение  пользоваться кольцами  Луллия. Формировать у детей  эмпатийное отношение к обыгрываемой системе  «осень­ грибы­цветы­  травка»; закрепить  умение пользоваться  символами вместо  реальных предметов. Ознакомить детей с  функциями предметов  для приготовления еды,  с техникой безопасности  на кухне. Формировать  чувственное познание  мира; закрепить  представления о  функциональных  возможностях  окружающих предметов,  некоторых частей своего тела; воспитывать  умения определять, что  нравится, что нет,  выражать свои чувства  словами. Кольца Луллия, кукла,  текст стихотворения К.И.  Чуковского «Чудо­ дерево» Нарисованные на ватмане  и вырезанные разноцветные листики, грибы, лужи,  тучи, дождик, текст  стихотворения В.Авдеевой «Осень» Столовые приборы для  сервировки стола (можно  игрушечный набор),  кастрюля с крышкой  чайник. Овощи, фрукты (сушеные,  соленые, сладкие, свежие,  варенье) Формировать у детей  представление о  природных явлениях и  состояниях; развивать  мелкую моторику рук;  развивать мотивацию к  процессу познания и  Текст стихотворения С.  Коржикова «Кто идет»,  цветные листы бумаги  голубого, синего, серого,  черного, розового, желтого цветов; вырезанные из  бумаги и раскрашенные:  19 10. «Дом» 11. «Ожившие дома» 12. «Квартира» Декабрь 13. «У подъезда на  скамейке» 14. «Я расту» тучи, капли дождя, солнце, белые облака. Кольца Луллия, тексты  сказки «Три медведя»  стихотворение. Л. Фадеева «Что внутри у лампочки»,  модель дома,  строительный материал,  конструктор. Кукла (Баба Яга),  нагрудные значки, цветные карандаши, бумага. Посуда детская. Стихотворение А.  Ахундовой «У подъезда  две скамейки»,карточки с  изображением животных, и их детенышей и «домов» Стихотворение  «Волшебные часы» Х.  Расмусесена и «Я расту»  А. Барто развития. Закрепить  функциональный подход к окружающим  предметам; формировать эмпатийное отношение;  уточнить основные  компоненты дома. Познакомить с приемом  «оживление»; закрепить  умение анализировать,  что хорошо, что плохо  (для кого и когда) Формировать умение  сравнивать предметы по  одному признаку или  свойству, определять  функции посуды,  классифицировать её.  Продолжать знакомить с приемами «оживление»,  «увеличение­ увеличение»; развивать  фантазию воспитывать  чувство юмора. Закрепить умение  находить символический аналог по размеру,  показать зависимость  членов семьи друг от  друга; формировать  представления о том,  что семьи бывают разные не только у людей;  ознакомить детей с  морально­этическими  нормами. Ознакомить детей с  «моторчиком»  собственного организма  (сердцем); побуждать  решать жизненные  задачи; понимать  формулировку  противоречий; закрепить умение анализировать,  что хорошо, что плохо. 20 15. «Подарки на  новый год» 16. «Праздничная  ёлочка» Январь 17. «Все профессии  важны» 18. «Показ мод» Заготовки для создания  открыток из цветного  картона или альбомных  листов, новогодние  наклейки. Бумажные силуэт ёлки,  детали игрушек для  украшения ёлки,  персонажи сказок,  изображенные на бумаге и  заранее вырезанные для  украшения ёлки, клей­ карандаш. Картинки различных  профессий. Небольшие  отрезки тканей разных  видов, ножницы, нитки,  иголка, кукла Наоборотка. Кукла, одежда для куклы:  домашняя, праздничная,  для зимней и летней  прогулки, праздничная  одежда для показа мод. Показать ближайшие  ресурсы, учить  использовать их;  развивать  эмоциональную сферу  ребенка; прививать  чувство любви;  воспитывать творческие  способности в процессе  активного  эволюционирования. Показать ближайшие  ресурсы, учить  использовать их;  развивать  эмоциональную сферу  ребенка; прививать  чувство любви,  благодарности к  окружающим. Ознакомить поближе с  профессиями, с видами  одежды и тканей;  развивать воображение;  побуждать к  активизации  познавательно­ исследовательской  деятельности и  коммуникативной  деятельности в социуме. Познакомить детей с  различными видами  одежды,  функциональным  предназначением  магазинов; формировать  воображение; побуждать к активизации  познавательно­ исследовательской  деятельности и  коммуникативной  деятельности в социуме. Февраль 19. «Едет, плавает,  летает» Формировать системный  подход к окружающему  транспорту; побуждать  Модели машин, картинки с изображением разных  видов  21 20. «Бытовые  приборы» 21. 22. «Волшебная  страна и её  обитатели» «Неломающийся  светофор» Март 23. «Домашние  животные» 24. «Собаки» транспорта(самолета,  ракеты, трамвая,  троллейбуса), карточки  отгадки с изображением  земли, моря, неба, города. Картинки с изображением  бытовых  приборов(пылесос, фен,  утюг, телевизор,  компьютер, холодильник),  школьный мел. Заранее приготовленная  нарисованная «волшебная» страна, кольца Луллия. Текст загадок, сигнальные  карточки светофора  (красный, зеленый,  желтый) Контурные одноцветные  изображения домашних  животных; текст  стихотворения «Корова» в  переводе Г. Кружкова. Собаки разных видов  (игрушки), кольца Луллия  «Домашние животные»,  нарисованные на бумаге  круги и овалы. находить прямые  аналоги знакомому  транспорту; закрепить  умение составлять  символическое  изображение, выделяя  наиболее характерные  признаки. Показать детям  целесообразность  использования бытовых  приборов, насколько  удобнее с ними жить;  формировать системный  и компонентный подход  к приборам; познакомить с техникой безопасного  поведения. Формировать умение  использовать знакомые  приемы фантазирования, развивая воображение. Систематизировать  представления детей о  транспорте;  формировать системное  видение объекта;  закрепить знание правил  дорожного движения;  развивать воображение,  используя приемы  фантазирования. Закреплять понятие  «генетический подход»  (маленький –взрослый  ­старый); формировать  умение ориентироваться  в символах; воспитывать гуманное отношение  через эмпатию. Закреплять знания  функций домашних  животных;  устанавливать сходство  и различие между ними;  показать взаимосвязь  знакомых животных с  окружающим миром. 22 25. «Хорошо или  плохо?» 26. «Фантазируем  вместе» Формировать активные  действия детей в  окружающем мире;  развивать сочувствие,  сопереживание; показать последствия  неправильного  поведения, раскрывая  результат. Формировать умения  создавать совершенно  новый образ животного,  объяснять полученный  результат; развивать  фантазию. Рассказ В. Осеевой  «Плохо», строительные  кубики. Стихотворения К.  Чуковского «Закаляка»,  «Хвосты» Апрель 27. «Волшебный лес» Ознакомить детей с  Лист ватмана 28. «Газообразные  человечки» 29. «Цветные  человечки» 30. «Моделирование  сказок» экосистемой леса:  растениями, животными, сезонными изменениями; развивать связную речь,  фантазию. Систематизировать  представление о  свойствах газообразных  веществ; развивать  воображение, умение  перевоплощаться и  абстрагироваться;  активизировать  мышление детей. Активизировать  мышление детей;  развивать воображение,  фантазию; обобщить  представления о  веществах в различных  агрегатных состояниях;  формировать  экологическое  мышление. Помогать  осуществлению  личностно  ориентированного  подхода в развитии  связной речи и детской  креативности;  способствовать  23 Карточки с «маленьким  человечками», игрушка  для проведения  проблемной ситуации. Краски, кисточки, бумага,  прозрачный кружок,  игрушка, стихотворение Г.  Чичинадзе «Слон» Тематические картинки  для моделирования сказок: Баба яга, внучка; Игрушка  (участник беседы «Сказка  и не сказка», «Волшебная»  палочка. Май 31. «Живое ­  неживое» 32. «Ожившая  фантазия» 33. «Все наоборот» 34. «Итоговое  занятие» формированию  свободной творческой  личности. Побуждать детей  анализировать сказочные ситуации с помощью  воспитателя;  формировать с  воспитателем  противоречия и решать  их с помощью знакомых  приемов; формировать  навыки сравнения  живого и неживого;  способствовать  системному видению  окружающих предметов. Активизировать  мышление и фантазию  детей4  систематизировать  знания детей о  составных частях  объекта и их вариантах;  развивать воображение. Познакомить детей с  приемом разрешения  противоречий  «наоборот»;  активизировать  словарный запас путем  использования  антонимов; развивать  чувство юмора,  воображение. Продолжать развивать  навыки внимания,  наблюдательности,  воображения; повторить  основные темы первого  года обучения; подвести  итоги. Мяч Игрушка.  Взаимодействующая с  воспитателем, игрушечные животные. Игрушка для упражнения  «Антонимы»,  стихотворение Н. Ламма  «Заяц гордо шёл по лесу» Карточки с рисунками,  цветок, доска, стульчики,  игрушки, «волшебная  палочка» III. Организационный раздел 24 3.1.Организация предметно ­ развивающей среды для реализации       программы.    Игровая  среда  в   группе   наполнена   разнообразным   материалом   и оборудованием. Для развития у детей жизненно необходимых сведений  об окружающих   их  предметах   и   явлениях,   в   группе   имеются   специальный игровой уголок, оборудованный по принципу подбора игр по игровым зонам. В   игровых   центрах   находятся   все   атрибуты   по   данной   теме,   чтобы дошкольники   овладели  определенными  навыками   действий   с   этими предметами.   В   зоне   дидактических   игр   «Хорошо­   плохо»,   «Что   умеет делать?»,   «На   что   похоже»,   «Раньше   позже»,   «Где   живет»,   вместе   с настольно­печатными   играми   «Неживая   природа»,   «Волшебный   светофор», «Репка»,   используется пособие  «Кольца Луллия», с помощью которого у   происходит   постепенное детей   развивается   творческое   мышление, расширение   и   углубление   познавательных   интересов,   обогащение   опыта ребенка, насыщение знаний о различных областях действительности. Таким   образом,   с   помощью   разнообразных   пособий   технологии  ТРИЗ удается воспитать творческую, всесторонне развитую личность. 3.2.   Методическое   обеспечение   программы.   Средства   обучения   и воспитания. ­предметные картинки – «Одежда», «Времена года», «Животные», «Овощи», «Фрукты» ­ «Игрушка» (действующее лицо занятия); ­ комплект дидактических пособий ­ «Расскажи –ка» (форма, цвет, размер), Птицы, Насекомые, Ягоды. ­ стимульный и бросовый материал ­ шишки, каштаны, коробочки, крышки. 25 ­   игровые   пособия   для   проведения   подвижных   и   творческих   –   маски, настольный театр, магнитный театр, кукольная одежда, мячи, детская посуда. ­ методическая литература «Формирование целостной картины мира у детей» Занятия с применениям технологии ТРИЗ. Издательство «Учитель» Автор­ составитель О.М. Подгорных Список литературы: «Формирование целостной картины мира у детей» О.М. Подгорных «Путешествие по Фанталии» Л.Н. Прохорова «Методическое   пособие   по   организации   и   проведению   развивающих занятий с дошкольниками» И.Я. Гуткович Интернет   ресурсы:   социальные   сети   работников   образования  nsportal.ru, Маам. ru. 26 Приложение 1  Консультация для родителей. Для   того   чтобы   успешно   развивать   познавательные   интересы   ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние   на   формирование   его   интересов.   Следует   будить   и   собственную творческую   активность   ребенка,   только   тогда   можно   добиться   желаемого результата   в   развитии   его   познавательных   интересов   и   в   усвоении   новых знаний.  "Развитие   творческих   способностей  и   воображения   при   помощи сказки " Пожалуй, нет ни одного ребенка, который не любил бы сказки, не хотел бы   подолгу   слушать   увлекательные   истории,   полные   ярких   событий   и чудесных приключений. Однако, сказка – это не только развлечение, но и отличный   способ   для   того,   чтобы   развить   творческие   способности   вашего малыша. А для этого нужна всего лишь фантазия, желание подарить малышу позитивные эмоции, и наши методики. Сказки можно сочинять где угодно, 27 когда   угодно   и   о   чем   угодно.   Существует   множество   методик,   которые позволяют   пополнить   словарный   запас   малыша,   закрепить   грамматический строй речи, научить выражать эмоции, развить речь и фантазию. Дети 4 лет могут   сочинять   сказки   вместе   со   взрослыми,   а   5­6­летние   ребята   уже свободно могут сочинять сказки самостоятельно.  Приложение 2 Анкета для родителей Вопросы  Ответы Считаете ли вы воображение важной  составляющей познавательной и  личностного развития ребенка ? Какую деятельность в развитии  воображения вы считаете  приоритетной? Да, конечно,  нет,  не знаю. Самостоятельную, учебную,  музыкальную, игровую. Как вы думаете, следует ли развивать  творчество у детей дошкольного  возраста в процессе? Да, нет, не знаю. Какие шаги вы предпринимаете для  развития творческого воображения? Никаких, наблюдаю со стороны,  поощряю, творю вместе с ребенком. Что способствует развития  воображения у ребенка? Окружающая ребенка, обстановка,  отдельные виды деятельности, случаи из жизни, художественная литература, 28 фильмы, сказки. 29

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа

Технология ТРИЗ вторая младшая группа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2018