Текст и его план

  • doc
  • 03.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала текст и план.doc

Текст и его план

Цели: уточнить представления об особенностях текста как единицы речи; развивать умение составлять план текста.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к.владение монологической и диалогической формами речи в соот­ветствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — постановка учебной задачи; сличение способа дейст­вия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оцени­вание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I.  Организационный момент

II.  Проверка домашнего задания

(Сообщения о «вежливых» словах.)

  Какую роль играют «вежливые» слова в каждой речевой ситуации?

III.  Актуализация знаний

Письмо по памяти

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

 Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

С. Есенин (Самопроверка, самооценка.)

  Назовите слово с непроверяемой орфограммой, встретив­шееся в стихотворном отрывке. (Берёза.)

  Подчеркните орфограмму.

IV. Самоопределение к деятельности

  Расскажите, что вы знаете о берёзе.

(Заслушиваются два-три рассказа. На данном этапе урока можно использовать школьный словарик «Растения России».)

Что вы составили? (рассказ, текст.)

Докажите. Что такое текст?

  Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Вспомнить, что такое текст, чем текст отличается от груп­пы предложений, научиться определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст и составлять его план.)

V.  Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 5 (с. 8).

  Прочитайте.

Это текст или отдельные предложения? (Текст.)

  Как вы определили, что это текст? (Предложения связаны по смыслу.)

  Как связаны между собой второе и третье предложения? (Местоимение она указывает на то, что речь идёт о берёзе.)

  Какой эпитет использован для описания берёзы в четвёртом предложении? (Зелёная красавица.)

  Какова главная мысль текста? (Берёза — символ России, это дерево любят за его красоту, за пользу, которую оно приносит.)

  Как можно озаглавить этот текст? (Ответы детей.)

Объясните написание выделенных слов.

  Выполните письменные задания к упражнению.

(Взаимопроверка, взаимооценка.)

VI. Физкультминутка

VII.  Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 7 (с. 9).

  Прочитайте текст.

  Что отражено в заглавии — тема или основная мысль:

Как выделить в тексте части? (В каждой части содержится своя главная мысль.)

  Почему части текста называют так: вводная, или вступи­тельная, основная, заключительная? (Во вводной части чи­татель узнаёт, о чём будет текст, в основной — происходят основные события, в заключительной — делается вывод, ав­тор высказывает своё отношение к событиям.)

Что надо отразить в формулировках пунктов плана?

Составьте план текста.

Примерный план

1. Отцовский наказ.

2.  Испытание.

3.  Совет отца.

Перескажите текст, пользуясь составленным планом.

VIII.  Рефлексия

Работа по карточкам

  Прочитайте текст и подчеркните предложение, в котором заключена главная мысль текста. Озаглавьте текст.

От ночного дождя разлилась голубая лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа как озеро.

Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают на воду, крыльями взбивают её, привзлётывают... Брызги над лужей — фонтаном.

Скворцы так отчаянно пищат, что сразу можно понять: утреннее ку­пание для них удовольствие.

(Проверку.)

Оцените свою работу на уроке.

IX.  Подведение итогов урока

Что такое текст?

Что такое тема текста?

Что такое главная мысль текста?

Домашнее задание

Упр. 6 (с. 8).

Прочитать рубрику «Страничка для любознательных» (с. 9).



Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

 Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

С.Есенин

 

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

 Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

С.Есенин

 

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

 Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

С.Есенин

 

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

 Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

С.Есенин

 

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

 Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

С.Есенин

 

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

 Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

С.Есенин

 

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

 Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

С.Есенин

 

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

 Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

С.Есенин


 


 

Работа по карточкам

  Прочитайте текст и подчеркните предложение, в котором заключена главная мысль текста. Озаглавьте текст.

От ночного дождя разлилась голубая лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа как озеро.

Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают на воду, крыльями взбивают её, привзлётывают... Брызги над лужей — фонтаном.

Скворцы так отчаянно пищат, что сразу можно понять: утреннее ку­пание для них удовольствие.

 

Работа по карточкам

  Прочитайте текст и подчеркните предложение, в котором заключена главная мысль текста. Озаглавьте текст.

От ночного дождя разлилась голубая лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа как озеро.

Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают на воду, крыльями взбивают её, привзлётывают... Брызги над лужей — фонтаном.

Скворцы так отчаянно пищат, что сразу можно понять: утреннее ку­пание для них удовольствие.

 

Работа по карточкам

  Прочитайте текст и подчеркните предложение, в котором заключена главная мысль текста. Озаглавьте текст.

От ночного дождя разлилась голубая лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа как озеро.

Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают на воду, крыльями взбивают её, привзлётывают... Брызги над лужей — фонтаном.

Скворцы так отчаянно пищат, что сразу можно понять: утреннее ку­пание для них удовольствие.

 

Работа по карточкам

  Прочитайте текст и подчеркните предложение, в котором заключена главная мысль текста. Озаглавьте текст.

От ночного дождя разлилась голубая лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа как озеро.

Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают на воду, крыльями взбивают её, привзлётывают... Брызги над лужей — фонтаном.

Скворцы так отчаянно пищат, что сразу можно понять: утреннее ку­пание для них удовольствие.

Работа по карточкам

  Прочитайте текст и подчеркните предложение, в котором заключена главная мысль текста. Озаглавьте текст.

От ночного дождя разлилась голубая лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа как озеро.

Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают на воду, крыльями взбивают её, привзлётывают... Брызги над лужей — фонтаном.

Скворцы так отчаянно пищат, что сразу можно понять: утреннее ку­пание для них удовольствие.

Работа по карточкам

  Прочитайте текст и подчеркните предложение, в котором заключена главная мысль текста. Озаглавьте текст.

От ночного дождя разлилась голубая лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа как озеро.

Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают на воду, крыльями взбивают её, привзлётывают... Брызги над лужей — фонтаном.

Скворцы так отчаянно пищат, что сразу можно понять: утреннее ку­пание для них удовольствие.

Работа по карточкам

  Прочитайте текст и подчеркните предложение, в котором заключена главная мысль текста. Озаглавьте текст.

От ночного дождя разлилась голубая лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа как озеро.

Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают на воду, крыльями взбивают её, привзлётывают... Брызги над лужей — фонтаном.

Скворцы так отчаянно пищат, что сразу можно понять: утреннее ку­пание для них удовольствие.

 


Скачано с www.znanio.ru