Текст выступления на семинаре "«Практика и содержание патриотической работы в период активной подготовки к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне»

  • doc
  • 15.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Выступление на семинаре.doc

Как лучше познакомиться с героической историей Саратовского подшипникового завода? Посетить его музей.

 

Выступление на городском семинаре «Практика и содержание

патриотической работы в период активной подготовки к 80-летию

Победы в Великой Отечественной войне»

МУДО "Центр дополнительного образования", г. Саратов

 

         В одном из своих недавних выступлений, обращаясь к педагогам, начальник Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам, ответственный секретарь Российского организационного комитета  «Победа» Сергей Геннадьевич Новиков отметил: «У детей, которые сегодня в школе, уже практически нет личных впечатлений о Великой Отечественный войне. У нас почти не осталось в живых ветеранов, в силу естественных причин. Это говорит о том, что основная задача трансляции ценности памяти Победы лежит на нас с вами. Сама жизнь нам даёт новые аргументы и возможности рассказа о Великой Отечественной войне так, чтобы у ребёнка возник личный опыт». Личный опыт, проявляющийся в форме переживаний, смыслотворчества, саморазвития.

         Таким образом,  в основу воспитательного события, посвящённого  80-летию Победы, нужно и важно заложить конкретную историю времён ВОВ, доступную для понимания ребёнку, позволяющую ему осознать, что вклад в Победу внёс каждый в нашей стране.

         Мы решили познакомить учащихся с конкретной историей не отдельного человека, а целого завода, Саратовского подшипникового завода. (Слайд1) (Слайд2)

Почему именно СПЗ, Шарик?

1. Потому что это одно из крупнейших промышленных предприятий Заводского района и города, и до него всего 15 минут пешком от нашего корпуса ЦДО. (Используем региональный компонент)

2. У завода есть Музей трудовой славы, который можно посетить. (Учёт пространства воспитательной среды)

3. Можно привлечь к подготовке мероприятия СОШ №83, учащиеся начальных классов которой занимаются у нас. (Социальное партнёрство)

4. И ещё потому, что я сама 10 лет  работала на заводе, два года из них - в Музее трудовой славы завода, и знаю многое из его истории.

         А история эта поистине  героическая.  Она  уникальна прежде всего тем, что начало  работы завода совпало с началом Великой Отечественной войны. И с первых своих шагов завод принял боевое крещение не в фигуральном, а в самом что ни на есть прямом смысле слова. Его рабочие оказались на переднем крае трудового фронта войны. На их долю выпало множество испытаний. Героизм и трагизм военного времени сплелись в их жизни неразрывно. 11 февраля 1941 г. в экспериментальном цехе собрали первые подшипники. (Слайд3) 15 февраля новый завод в Саратове получил официальное название — Третий государственный подшипниковый завод, ГПЗ-3. Первые залпы войны совпали с предполагаемой датой запуска завода.

Было принято решение с 1 августа 1941 г. начать в Саратове массовое производство авиационных и танковых подшипников, сюда срочно отправили  часть оборудования и работников московского ГПЗ-1.     На руководство ещё не до конца построенного предприятия свалилась гора проблем, казавшихся, на первый взгляд, неразрешимыми. Куда заселять и как устраивать быт почти двух тысяч москвичей и их семей, если нет свободных общежитий и квартир? Где кормить приезжающих, когда на территории завода нет ни одной столовой. Как выгрузить и срочно доставить к месту монтажа полторы тысячи станков при отсутствии погрузо-разгрузочного оборудования и транспорта? Эти станки надо так же спешно устанавливать и запускать в работу, одновременно не прекращая строительства корпусов. И  саратовские подшипниковцы смогли справиться со всем этим.  Во время войны люди жили и работали в другом измерении.

         В августе 1941 года завод выпустил 24 с половиной тысячи подшипников восьми типов. И до самого начала 1942 г. ГПЗ-3 был единственным заводом в Советском Союзе, делавшим подшипники для военной техники. (Слайд 4)

         В июне 1942 г. фронт приблизился к Сталинграду, к Волге. Саратов попал в поле действия вражеских бомбардировщиков. И первой их целью в городе становится подшипниковый завод. 25 и 26 июня один за другим, страшные взрывы прогремели в цехах. Несколько десятков рабочих погибли на месте, другие получили ранения. Но завод ни на один день не прекращал работу, поставляя подшипники боевым машинам, выполняя свой долг перед фронтом.  (Слайд 5) С марта 1943-го по март 1944-го переходящее Красное знамя ГКО  вручали саратовским подшипниковцам семь раз, а 28 октября 1944 г. завод получил свою главную награду — орден Трудового Красного знамени.   

         В 2020 году двадцати городам России было присвоено почётное звание "Город трудовой доблести", (Слайд 6) потому что весь Саратов и, в частности, Саратовский подшипниковый завод, внесли большой вклад в победу над фашистами в Сталинградской битве, и в Великой Отечественной войне в целом.

         Да, вот такая  героическая, яркая история у завода, но нам ещё хотелось, чтобы ребята осознали и восприняли эту историю, как личную. Ведь всем им Шарик - не чужой. Они учатся в школе №83, которую построил завод; дом №9 по улице М. Расковой, в котором мы занимаемся, построен для заводчан; и дома, в которых живут семьи многих из них, тоже. СПЗ - градообразующее предприятие. А когда я поняла, что ребята  этого не знают, окончательно определилась форма (интерактивная беседа с последующим посещением музея Трудовой славы), план нашего воспитательного мероприятия (сначала рассказ о продукции завода, знакомой и важной всем, об объектах, которые построил завод для своих работников, а потом уже о военной его биографии)  и его название "Спасибо, Шарик!"(Слайд 7)

         Сначала мы выяснили, кому и когда мы говорим "Спасибо", что такое благодарность.  Это важнейший вопрос, важнейшая нравственная категория. К сожалению, очень часто любое сделанное добро воспринимается современным человеком как должное. Умение быть благодарным -  "очищает человека от зависти и ненависти"- сказал философ И.А.Ильин, это критерий духовности. "Будущее человечества принадлежит именно благодарным сердцам" - тоже мысль Ильина.

         Потом мы выяснили, что же это за Шарик, который мы благодарим (версия, что это кличка собаки в начале беседы тоже была). Мы несколько раз хором говорили "Спасибо" Шарику: за подшипники,   которые   стояли в космическом гагаринском корабле "Восток"(Слайд 8),   которые сейчас стоят в "Сапсанах" и поездах московского метро (Слайд 9) и вообще нужны всем (Слайд 10); за детские сады, в которые ходили малышами учащиеся (Слайд 11), за школы, в которых учатся сейчас (Слайд 12), за машиностроительный колледж, в который пойдут учиться (Слайд 13), за поликлинику, больницу (Слайд 14), храм Всех Святых в Российской земле воссиявших (Слайд 15). И, конечно, отдельно и эмоционально за военные подвиги заводчан (Слайд 16).

         Разговор, конечно, сопровождали презентацией,  причём расположили немногочисленные найденныё в Сети  фото так: от старых к новым, чтобы была  загадка. (Слайды 17,18,19,20,21,22) (Слайды 23,24,25,26,27,28,29)

         Мы дали ребятам домашнее задание: выяснить, есть ли какая-то связь их семьи с заводом. Они задание выполнили, некоторые связь обнаружили. Нужно отметить интерес родителей учащихся к этой практически исследовательской работе их детей. Спасибо им!

         В начале декабря состоялась обещанная ребятам экскурсия в заводской Музей. Её организация оказалось не таким простым делом. Ирина Михайловна К., наш педагог-организатор их оформила, несколько раз посетив Отдел кадров СПЗ, согласовывая с администрацией завода списки, условия и дату посещения. Оказалось, что в Музее временно нет экскурсовода.  Я предварительно туда сходила, познакомилась с экспозицией,  и вот  мы - в проходной завода (Слайд 30,31),  в Музее. (Слайд 32) Нас очень хорошо встретили. Музей открыли и подготовили специально для нас. Ребята слушали внимательно, часть экспонатов, фотографий стендов им уже были знакомы. (Слайд 33) Они листали Книги Почёта в поисках фамилий своих родных. Семён Г. нашёл фамилию своей бабушки и сказал, что теперь он будет гордиться не новыми подаренными ему  гаджетами, а  бабушкой.

         Из 1369 работников предприятия, ушедших на фронт, не вернулись 103 человека. В память о погибших на полях сражений и во время бомбардировки ГПЗ-3 в заводском сквере 8 мая 1975 года был торжественно открыт архитектурный ансамбль, на мемориальных плитах которого высечены имена погибших. (Слайд 34) В Музее есть уменьшенная копия этой памятной плиты.  Мы почтили память погибших минутой молчания. А после этого ребята предложили в День Победы возложить цветы к памятной плите на территории завода. Так что Ирине Михайловне опять придётся идти в заводской Отдел кадров с просьбой пустить нас к памятнику погибшим подшипниковцам. Надеюсь, что  всё получится. Это нужно и важно нам всем. (Слайд 35)

 

Педагоги дополнительного образования Ильина Л.Н и Шафеев И.А.

11.03.2025 г.

 

 

Использованная литература:

1. Методические рекомендации "80-летие Победы: воспитание событием"- М.: Учебный Центр "Росдетцентр", 2024

2. Орленко С. Боевое крещение  - МК в Саратове, №28 (1192), 8.07.20

3. Историческая справка к предложению о присвоении городу Саратову почетного звания Российской Федерации «Город трудовой доблести» - Саратов, 2020