Отдел образования ООО «Знанио»
ДОМАШНЯЯ РАБОТА ПО
МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ТЕМА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Подготовила:
Михайлова Анжела Романовна
МБОУ «Гатчинская СОШ №11»
Санкт-Петербург
2022 год
1) Перечислите основные этапы развития методики обучения русскому языку. Дайте характеристику каждому этапу.
Первый известный нам печатный учебник русского языка - «Азбука» Ивана Федорова (1574), в ней даны 45 букв кирилловского алфавита, грамматика, орфография, элементы просодии.
Первое методическое пособие появилось в 1783 г.: его автор - известный русский педагог Ф. И. Янкович-де-Мириево («Руководство учителям первого и второго разряда народных училищ Российской империи»). Из числа учебников русского языка в XVII-XVIII вв. заслуживают внимания «Грамматика...» М. Смотрицкого (1619), «Букварь» К. Истомина (1694) и особенно «Российская грамматика» М. В. Ломоносова (1757), являвшаяся основным пособием в гимназиях вплоть до середины XIX в. и оказавшая сильное влияние как на развитие нормированного русского языка, так и на школьные учебники.
Возникновение методики русского языка как науки связывается с появлением в 1844 г. книги Ф. И. Буслаева - выдающегося лингвиста, историка, педагога - «О преподавании отечественного языка» (1844). Федор Иванович Буслаев - гуманист; для него человек - носитель прекрасного, высоких порывов души. Учить языку - значит развивать духовные способности учеников, а это невозможно без «методы». Он разграничивает «учебную методу» и «ученую методу», т.е. методы обучения и исследования. Задачи учебной методики: опираться на опыт преподавания, на анализ результатов обучения; изучать личность ученика; обеспечить научную достоверность материала; воспитать в ученике «охоту к серьезным занятиям и пробудить любовь к науке» (Мои воспоминания. - 1897. - С. 136). Ф. И. Буслаев создал методику изучения в школе живого русского языка на основе анализа образцов художественной литературы, фольклора; учил брать язык как единое целое, в неразрывной связи всех его элементов: чтение, письмо, развитие речи, работа по грамматике, лексике, этимологии рассматриваются в совокупности. Высоко ценил практические упражнения - изложения, сочинения, переписку, переводы, деловое письмо. Основной задачей и для низших, и для высших ступеней обучения считал развитие «врожденного дара слова». В изучении языка видел огромные возможности умственного развития ученика, рекомендовал развивать навыки самостоятельности, творческого отношения к делу, применять эвристическую методику, чтобы сами ученики «открывали неизвестное посредством известного» (О преподавании... - М., 1941. - С. 68).
В XIX в. методика формировалась в борьбе за демократизацию школы, за доступ широких масс к образованию. Школе и преподаванию языка в ней уделяли внимание В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев. Так, В. Г. создал учебник русского языка, выступал против формализма в преподавании риторики (теории красноречия), требовал направленности обучения на развитие высокой речевой культуры.
Неизмеримо велик вклад в методику русского языка К. Д. Ушинского. Основные его труды адресованы начальной школе: он создал учебники «Детский мир» и «Родное слово». Но его методические идеи охватывают и среднюю школу, они актуальны и сегодня. Преподавание родного языка воспитывает мыслящую личность. Овладение языком -разносторонняя деятельность школьника, но стержнем ее должен быть курс грамматики, имеющий практическую направленность.
Яркий след в методике русского языка оставил Л. Н. Толстой - создатель «Азбуки» в 4 книгах (1872), которую называл главным делом жизни. Задачу преподавания родного языка Л. Н. Толстой видел в том, чтобы приобщить учащихся к чтению и пониманию литературы. Для этого необходимо овладение литературной нормой языка. Роль грамматики в системе Л. Н. Толстого недооценивалась: за грамматикой не признавалась самостоятельная роль в образовании.
Конец XIX - начало XX в. - период расцвета методики; к этому времени относится творчество В. Я. Стоюнина и Л. И. Поливанова, Н. Ф. Бунакова и В. Ф. Флерова, В. И. Водовозова и В. И. Гаврилова, Н. К. Кульмана и Н. С. Державина. Этот период как бы завершает обобщающий труд А. Д. Алферова «Родной язык в средней школе. Опыт методики» (1911). Помимо обобщения опыта русской средней школы в книге дан обзор преподавания родных языков в школах Западной Европы. Автор рекомендовал не ограничиваться в школе изучением литературного языка: изучать язык народа, фольклор; знакомить учащихся с диалектами. Особое внимание уделял развитию «личного языка» учащегося, сочинению, творчеству - более половины объема книги посвящено развитию речи. Однако позиции А. Д. Алферова не была свойственна недооценка грамматики, столь распространенная в те годы: он подчеркивал ее значение для общего развития учащихся, для обучения правописанию, для овладения культурой речи. А. Д. Алферов рекомендовал в методике орфографии пользоваться упражнениями, опирающимися на слух, зрение, кинестезии и сознание. Цель преподавания языка определял как умение вслушиваться в язык, говорить, читать и писать на нем. Разрабатывал методику развития интереса к языку и рекомендации по внеклассной работе. Предложил методику исправления и предупреждения речевых ошибок учащихся.
В начале XX в. усилилась научно-лингвистическая направленность в методике русского языка. В ее развитии принимали участие крупнейшие лингвисты - Ф. Ф. Фортунатов, выступивший в 1903 г. с речью «О преподавании грамматики русского языка в средней школе»; А. А. Шахматов - один из организаторов съездов преподавателей русского языка в 1904-1917 гг.; Д. Н. Овсянико-Куликовский - автор учебников русского языка 1907-1912 гг. Эта традиция связи лингвистической науки с методикой получила развитие в советское время: Л. В. Щерба, Д. Н. Ушаков, В. И. Чернышев, А. М. Пешковский, А. Н. Гвоздев, Е. С. Истрина, С. И. Абакумов, В. В. Виноградов, С. Г. Бархударов и другие активно участвуют в развитии методики как науки, в создании программ, учебников и пособий для учащихся школ и для учителей.
XX век породил новые лингвистические научные школы, давшие основу для развития методики: это успехи функциональной стилистики и культуры речи, социолингвистики, семиотики, фонологии, возникновение психолингвистики, неориторики, теории языковой личности и др.
Последнее десятилетие внесло много нового в систему средне-школьного образования: для этого периода характерна общая гуманитарная направленность, расширение цикла языковых предметов, возникло разнообразие типов школ, программ и учебников (это уже привело к необходимости вариативных методик), в гуманитарных школах (классах) введены стилистика, культура речи, словесность (основы филологии), риторика, основы истории языка, редактирование, церковнославянский язык.
2) Перечислите задачи методики обучения русскому языку.
Методика решает четыре задачи: первая - «зачем изучать», т. е. определение целей и задач обучения русскому языку как родному; вторая - «чему учить», т.е. определение содержания обучения; обоснование и составление программы, учебников и учебных комплексов для учащихся, пособий. Методика определяет максимум знаний, умений по языку, критерии их выявления и оценки. Третья задача - «как учить»: разработка методов и приемов обучения, конструирование уроков и их циклов, методических пособий и учебного оборудования. Четвертая - «как контролировать усвоенное», т.е. определение критериев оценки, методов контроля.
3) Заполните таблицу «Классификация методов исследования методики обучения русскому языку». Дайте характеристику каждому методу.
Эмпирические методы |
Теоретические методы |
Методы сбора эмпирических данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.) |
Анализ |
Методы контроля и измерения (срезы, тесты, шкалирование) |
Синтез |
Методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные) |
Сравнение |
Методы оценивания (самооценка, экспертная оценка, рейтинг) |
Абстрагирование |
Методы внедрения результатов педагогического исследования (педагогический эксперимент, опытное обучение, массовое обучение) |
Конкретизация |
|
Обобщение |
4) Заполните таблицу «История становления учебного предмета «Русский язык».
Период |
Характеристика периода |
Представители
|
||
17-18 вв |
Вопросы преподавания отечественного языка в XVII—XVIII вв. стали рассматриваться в научном плане. Эта тенденция получила широкое развитие, сохранилась до наших дней. Сама природа языка, его свойства как-особо организованной знаковой системы, позволяющей облекать мысли в вещественную форму, придают этому уникальному явлению преподавания языка необычайную сложность. Именно поэтому во все времена между исследователями языка, методистами и учителями имели место расхождения в оценке принципов, объема, форм, средств и конкретного содержания обучения. |
Мелетий Смотрицкий, М. В. Ломоносов, Ф. И. Янкович де Мириево |
||
19 в |
Историки отмечают, что как учебный предмет русский язык появился в России в 1828 г., когда в начальной школе были введены уроки российской словесности и чистописания. |
Я. М. Перевлесский, Ф. И. Буслаев, К. Д. Ушинский, В. Я. Стоюнин, В. И. Водовозов, Н. Ф. Бунаков, |
||
20 в |
Развитие методической науки в XX в. знаменуется дальнейшим изучением, углублением, систематизацией и обобщением содержания и форм обучения родному языку (П. О. Афанасьев, А . М. Пешковский, Л. В. Щерба, Д. II. Ушаков, II. С. Рождественский, Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, Т. А. Ладыженская и другие.) |
П. О. Афанасьев, А . М. Пешковский, Л. В. Щерба, Д. II. Ушаков, II. С. Рождественский, Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, Т. А. Ладыженская |
||
Наше время |
В настоящее время ведутся исследования, направленные на уточнение содержания учебных предметов "Русский язык" и "Литературное чтение", разработку технологий реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и компетентностного подходов, достижение требований ФГОС НОО к результатам освоения образовательных программ. При этом активно разрабатываются способы индивидуализации и дифференциации обучения младших школьников с учетом их психических особенностей, осуществляется внедрение в учебный процесс инновационных форм и средств обучения |
|
||
5) Назовите требования к результатам освоения программы по русскому языку.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс
К концу обучения в первом классе учащиеся должны знать :
все буквы русского алфавита;
· пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;
· выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;
· проводить звуковой анализ слов;
· различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв (е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;
· списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;
· употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;
· писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 15-17 слов;
· самостоятельно составлять и записывать текст из 3 - 5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему;
· виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;
· слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
· соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;
· использования прописной буквы в именах собственных;
· написания слов с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу;
· обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
· правильного написания слов типа пень, яма;
· правописания слов с непроверяемыми орфограммам
К концу обучения во втором классе учащиеся должны:
Раздел «Фонетика и графика»
· различать звуки и буквы;
· характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
· знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
· научиться проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
· соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
· находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
· различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
· научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
· выявлять слова, значение которых требует уточнения;
· определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
· подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
· оценивать уместность использования слов в тексте;
· выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Синтаксис»
· различать предложение, словосочетание, слово;
· определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
Раздел «Орфография и пунктуация»
· применять правила правописания (в объёме содержания курса);
· определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
· безошибочно списывать текст в объёме содержания курса;
· писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания;
· проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
:знавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
· подбирать примеры с определённой орфограммой;
· при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
· при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Раздел «Развитие речи»
· оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
· выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
· подробно или выборочно пересказывать текст;
· пересказывать текст от другого лица;
· составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
· соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:
• понимать, что предложение - это основная единица речи;
понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
• различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);
• оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
• различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
• называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
• различать словосочетание и предложение;
• называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
• понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
• называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
• понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слов;
• различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;
• использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
• давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
• понимать влияние ударения на смысл слова;
• различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
• понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.
Третьеклассники получат возможность научиться:
• орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать [ диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;
• проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
• производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;
• производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
• распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
» изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числа склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
• интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложен! по цели высказывания и интонации;
• вычленять в предложении основу и словосочетания;
• производить элементарный синтаксический разбор предложения;
• определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, дели" текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
• определять тип текста;
• писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
знать:
– отличительные признаки основных языковых средств: слова, словосочетания, предложения, текста;
– названия и отличительные признаки:
а) значимых частей слов (корень, приставка, суффикс, окончание),
б) частей речи, включая личные местоимения,
в) основных типов предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;
– правила орфографические (правописание падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения).
уметь:
– практически использовать знания алфавита при работе со словарем;
– производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
– различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
– грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70–90 слов, 75–80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях;
– обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения;
– уточнения в словарях значений непонятных слов, норм написания и произношения;
– владения нормами произношения и правописания слов, интонационного и пунктуационного оформления предложений;
– овладения нормами русского речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, извинение, благодарность, поздравление); в ситуациях повседневного и учебного общения.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
6) Составьте схему «Классификация типов уроков русского языка». Дайте характеристику каждому типу урока.
Типы уроков |
Виды уроков |
I. Уроки изучения нового материала (уроки вводного, вступительного характера, уроки наблюдений и отбора материала). |
1. Урок – лекция 2. Урок – беседа 3. Урок – исследование 4. Урок смешанного типа 5. Урок - игра |
II. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков (уроки обобщения и систематизации знаний, формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного). |
1.Урок самостоятельных работ 2. Урок – практикум 3. Урок – семинар 4. Урок – обзорная лекция 5. Урок – дискуссия 6. Урок – конференция 7. Урок – игра 8. Урок самостоятельной письменной работы обобщающего содержания 9. Урок коллективного анализа контрольных работ учащихся |
III. Комбинированные уроки (основной вид всех типов уроков) |
|
IV. Контрольные уроки (уроки учета и оценки знаний) |
1.Урок – опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой) 2. Урок – письменный опрос 3. Урок – зачет 4.Урок – контрольная (самостоятельная) работа 5. Урок смешанного вида |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.