Тема 1. Общие вопросы методики обучения русскому языку
Оценка 5

Тема 1. Общие вопросы методики обучения русскому языку

Оценка 5
Домашняя работа
docx
09.05.2022
Тема 1. Общие вопросы методики обучения русскому языку
Тема 1.docx

Отдел образования ООО «Знанио»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОМАШНЯЯ РАБОТА ПО

МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ТЕМА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

 

 

 

Подготовила:

Михайлова Анжела Романовна

МБОУ «Гатчинская СОШ №11»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2022 год

 

 

 

Содержание заданий

1) Перечислите основные этапы развития методики обучения русскому языку. Дайте характеристику каждому этапу.

Первый известный нам печатный учебник русского языка - «Азбука» Ивана Федорова (1574), в ней даны 45 букв кирилловского алфавита, грамматика, орфография, элементы просодии.

Первое методическое пособие появилось в 1783 г.: его автор - известный русский педагог Ф. И. Янкович-де-Мириево («Руководство учителям первого и второго разряда народных училищ Российской империи»). Из числа учебников русского языка в XVII-XVIII вв. заслуживают внимания «Грамматика...» М. Смотрицкого (1619), «Букварь» К. Истомина (1694) и особенно «Российская грамматика» М. В. Ломоносова (1757), являвшаяся основным пособием в гимназиях вплоть до середины XIX в. и оказавшая сильное влияние как на развитие нормированного русского языка, так и на школьные учебники.

Возникновение методики русского языка как науки связывается с появлением в 1844 г. книги Ф. И. Буслаева - выдающегося лингвиста, историка, педагога - «О преподавании отечественного языка» (1844). Федор Иванович Буслаев - гуманист; для него человек - носитель прекрасного, высоких порывов души. Учить языку - значит развивать духовные способности учеников, а это невозможно без «методы». Он разграничивает «учебную методу» и «ученую методу», т.е. методы обучения и исследования. Задачи учебной методики: опираться на опыт преподавания, на анализ результатов обучения; изучать личность ученика; обеспечить научную достоверность материала; воспитать в ученике «охоту к серьезным занятиям и пробудить любовь к науке» (Мои воспоминания. - 1897. - С. 136). Ф. И. Буслаев создал методику изучения в школе живого русского языка на основе анализа образцов художественной литературы, фольклора; учил брать язык как единое целое, в неразрывной связи всех его элементов: чтение, письмо, развитие речи, работа по грамматике, лексике, этимологии рассматриваются в совокупности. Высоко ценил практические упражнения - изложения, сочинения, переписку, переводы, деловое письмо. Основной задачей и для низших, и для высших ступеней обучения считал развитие «врожденного дара слова». В изучении языка видел огромные возможности умственного развития ученика, рекомендовал развивать навыки самостоятельности, творческого отношения к делу, применять эвристическую методику, чтобы сами ученики «открывали неизвестное посредством известного» (О преподавании... - М., 1941. - С. 68).

В XIX в. методика формировалась в борьбе за демократизацию школы, за доступ широких масс к образованию. Школе и преподаванию языка в ней уделяли внимание В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев. Так, В. Г. создал учебник русского языка, выступал против формализма в преподавании риторики (теории красноречия), требовал направленности обучения на развитие высокой речевой культуры.

Неизмеримо велик вклад в методику русского языка К. Д. Ушинского. Основные его труды адресованы начальной школе: он создал учебники «Детский мир» и «Родное слово». Но его методические идеи охватывают и среднюю школу, они актуальны и сегодня. Преподавание родного языка воспитывает мыслящую личность. Овладение языком -разносторонняя деятельность школьника, но стержнем ее должен быть курс грамматики, имеющий практическую направленность.

Яркий след в методике русского языка оставил Л. Н. Толстой - создатель «Азбуки» в 4 книгах (1872), которую называл главным делом жизни. Задачу преподавания родного языка Л. Н. Толстой видел в том, чтобы приобщить учащихся к чтению и пониманию литературы. Для этого необходимо овладение литературной нормой языка. Роль грамматики в системе Л. Н. Толстого недооценивалась: за грамматикой не признавалась самостоятельная роль в образовании.

Конец XIX - начало XX в. - период расцвета методики; к этому времени относится творчество В. Я. Стоюнина и Л. И. Поливанова, Н. Ф. Бунакова и В. Ф. Флерова, В. И. Водовозова и В. И. Гаврилова, Н. К. Кульмана и Н. С. Державина. Этот период как бы завершает обобщающий труд А. Д.  Алферова «Родной язык в средней школе. Опыт методики» (1911). Помимо обобщения опыта русской средней школы в книге дан обзор преподавания родных языков в школах Западной Европы. Автор рекомендовал не ограничиваться в школе изучением литературного языка: изучать язык народа, фольклор; знакомить учащихся с диалектами. Особое внимание уделял развитию «личного языка» учащегося, сочинению, творчеству - более половины объема книги посвящено развитию речи. Однако позиции А. Д. Алферова не была свойственна недооценка грамматики, столь распространенная в те годы: он подчеркивал ее значение для общего развития учащихся, для обучения правописанию, для овладения культурой речи. А. Д. Алферов рекомендовал в методике орфографии пользоваться упражнениями, опирающимися на слух, зрение, кинестезии и сознание. Цель преподавания языка определял как умение вслушиваться в язык, говорить, читать и писать на нем. Разрабатывал методику развития интереса к языку и рекомендации по внеклассной работе. Предложил методику исправления и предупреждения речевых ошибок учащихся.

В начале XX в. усилилась научно-лингвистическая направленность в методике русского языка. В ее развитии принимали участие крупнейшие лингвисты - Ф. Ф. Фортунатов, выступивший в 1903 г. с речью «О преподавании грамматики русского языка в средней школе»; А. А. Шахматов - один из организаторов съездов преподавателей русского языка в 1904-1917 гг.; Д. Н. Овсянико-Куликовский - автор учебников русского языка 1907-1912 гг. Эта традиция связи лингвистической науки с методикой получила развитие в советское время: Л. В. Щерба, Д. Н. Ушаков, В. И. Чернышев, А. М. Пешковский, А. Н. Гвоздев, Е. С. Истрина, С. И. Абакумов, В. В. Виноградов, С. Г. Бархударов и другие активно участвуют в развитии методики как науки, в создании программ, учебников и пособий для учащихся школ и для учителей.

XX век породил новые лингвистические научные школы, давшие основу для развития методики: это успехи функциональной стилистики и культуры речи, социолингвистики, семиотики, фонологии, возникновение психолингвистики, неориторики, теории языковой личности и др.

Последнее десятилетие внесло много нового в систему средне-школьного образования: для этого периода характерна общая гуманитарная направленность, расширение цикла языковых предметов, возникло разнообразие типов школ, программ и учебников (это уже привело к необходимости вариативных методик), в гуманитарных школах (классах) введены стилистика, культура речи, словесность (основы филологии), риторика, основы истории языка, редактирование, церковнославянский язык.

 

2) Перечислите задачи методики обучения русскому языку.

Методика решает четыре задачи: первая - «зачем изучать», т. е. определение целей и задач обучения русскому языку как родному; вторая - «чему учить», т.е. определение содержания обучения; обоснование и составление программы, учебников и учебных комплексов для учащихся, пособий. Методика определяет максимум знаний, умений по языку, критерии их выявления и оценки. Третья задача - «как учить»: разработка методов и приемов обучения, конструирование уроков и их циклов, методических пособий и учебного оборудования. Четвертая - «как контролировать усвоенное», т.е. определение критериев оценки, методов контроля.

 

3) Заполните таблицу «Классификация методов исследования методики обучения русскому языку». Дайте характеристику каждому методу.

Эмпирические методы

Теоретические методы

Методы сбора эмпирических данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.)

Анализ

Методы контроля и измерения (срезы, тесты, шкалирование)

Синтез

Методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные)

Сравнение

Методы оценивания (самооценка, экспертная оценка, рейтинг)

Абстрагирование

 Методы внедрения результатов педагогического исследования (педагогический эксперимент, опытное обучение, массовое обучение)

Конкретизация

 

Обобщение

 

4) Заполните таблицу «История становления учебного предмета «Русский язык».

Период

Характеристика периода

Представители

 

17-18 вв

Вопросы преподавания отечественного языка в XVII—XVIII вв. стали рассматриваться в научном плане. Эта тенденция получила широкое развитие, сохранилась до наших дней. Сама природа языка, его свойства как-особо организованной знаковой системы, позволяющей облекать мысли в вещественную форму, придают этому уникальному явлению преподавания языка необычайную сложность. Именно поэтому во все времена между исследователями языка, методистами и учителями имели место расхождения в оценке принципов, объема, форм, средств и конкретного содержания обучения.

Мелетий Смотрицкий, М. В. Ломоносов, Ф. И. Янкович де Мириево

19 в

Историки отмечают, что как учебный предмет русский язык появился в России в 1828 г., когда в начальной школе были введены уроки российской словесности и чистописания.

Я. М. Перевлесский, Ф. И. Буслаев, К. Д. Ушинский, В. Я. Стоюнин, В. И. Водовозов, Н. Ф. Бунаков,

20 в

Развитие методической науки в XX в. знаменуется дальнейшим изучением, углублением, систематизацией и обобщением содержания и форм обучения родному языку (П. О. Афанасьев, А . М. Пешковский, Л. В. Щерба, Д. II. Ушаков, II. С. Рождественский, Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, Т. А. Ладыженская и другие.)

П. О. Афанасьев, А . М. Пешковский, Л. В. Щерба, Д. II. Ушаков, II. С. Рождественский, Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, Т. А. Ладыженская

Наше время

В настоящее время ведутся исследования, направленные на уточнение содержания учебных предметов "Русский язык" и "Литературное чтение", разработку технологий реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и компетентностного подходов, достижение требований ФГОС НОО к результатам освоения образовательных программ. При этом активно разрабатываются способы индивидуализации и дифференциации обучения младших школьников с учетом их психических особенностей, осуществляется внедрение в учебный процесс инновационных форм и средств обучения

 

 

5) Назовите требования к результатам  освоения программы по русскому языку.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс

К концу обучения в первом классе учащиеся должны знать :

все буквы русского алфавита;

·         пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;

·         выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;

·         проводить звуковой анализ слов;

·         различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв (е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;

·         списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;

·         употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;

·         писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 15-17 слов;

·         самостоятельно составлять и записывать текст из 3 - 5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему;

·         виды предложений по цели высказывания (без термино­логии) и эмоциональной окраске, предложения восклица­тельные и невосклицательные по интонации;

·         слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;

·         соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;

·         использования прописной буквы в именах собственных;

·         написания слов с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу;

·         обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;

·         правильного написания слов типа пень, яма;

·         правописания слов с непроверяемыми орфограммам

 

К концу обучения во втором классе учащиеся должны:

Раздел «Фонетика и графика»

·         различать звуки и буквы;

·         характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

·         знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

·         научиться проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.

Раздел «Орфоэпия»

·         соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

·         находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

·         различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

·         научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Раздел «Лексика»

·         выявлять слова, значение которых требует уточнения;

·         определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

·         подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

·         оценивать уместность использования слов в тексте;

·         выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Синтаксис»

·         различать предложение, словосочетание, слово;

·         определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

Раздел «Орфография и пунктуация»

·         применять правила правописания (в объёме содержания курса);

·         определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;

·         безошибочно списывать текст в объёме содержания курса;

·         писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания;

·         проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

:знавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

·         подбирать примеры с определённой орфограммой;

·         при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

·         при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

Раздел «Развитие речи»

·         оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

·         соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

·         выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;

·         подробно или выборочно пересказывать текст;

·         пересказывать текст от другого лица;

·         составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

·         соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:

• понимать, что предложение - это основная единица речи;

понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предло­жения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, раз­личных по цели высказывания;

• различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);

• оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки пре­пинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

• различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);

• называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

• понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

• различать словосочетание и предложение;

• называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, гла­гол, местоимение, предлог);

• понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

• называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);

• понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слов;

• различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;

• использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

• давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

• понимать влияние ударения на смысл слова;

• различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

• понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.

Третьеклассники получат возможность научиться:

• орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать [ диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;

• проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

• производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;

• производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

• распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);

» изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числа склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;

• интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложен! по цели высказывания и интонации;

• вычленять в предложении основу и словосочетания;

• производить элементарный синтаксический разбор предложения;

• определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, дели" текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;

• определять тип текста;

• писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

знать:

– отличительные признаки основных языковых средств: слова, словосочетания, предложения, текста;

– названия и отличительные признаки:

а) значимых частей слов (корень, приставка, суффикс, окончание),

б) частей речи, включая личные местоимения,

в) основных типов предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;

– правила орфографические (правописание падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения).

уметь:

– практически использовать знания алфавита при работе со словарем;

– производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;

– различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;

– грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70–90 слов, 75–80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях;

– обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения;

– уточнения в словарях значений непонятных слов, норм написания и произношения;

– владения нормами произношения и правописания слов, интонационного и пунктуационного оформления предложений;

– овладения нормами русского речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, извинение, благодарность, поздравление); в ситуациях повседневного и учебного общения.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

6) Составьте схему «Классификация типов уроков русского языка». Дайте характеристику каждому типу урока.

 

Типы уроков

Виды уроков

I. Уроки изучения нового материала (уроки вводного, вступительного характера, уроки наблюдений и отбора материала).

1. Урок – лекция

2. Урок – беседа

3. Урок – исследование

4. Урок смешанного типа

5. Урок - игра

II. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков (уроки обобщения и систематизации знаний, формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного).

1.Урок самостоятельных работ

2. Урок – практикум

3. Урок – семинар

4. Урок – обзорная лекция

5. Урок – дискуссия

6. Урок – конференция

7. Урок – игра

8. Урок самостоятельной письменной работы обобщающего содержания

9. Урок коллективного анализа контрольных работ учащихся

III. Комбинированные уроки (основной вид всех типов уроков)

IV. Контрольные уроки (уроки учета и оценки знаний)

1.Урок – опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой)

2. Урок – письменный опрос

3. Урок – зачет

4.Урок – контрольная (самостоятельная) работа

5. Урок смешанного вида

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Отдел образования ООО «Знанио»

Отдел образования ООО «Знанио»

Содержание заданий 1) Перечислите основные этапы развития методики обучения русскому языку

Содержание заданий 1) Перечислите основные этапы развития методики обучения русскому языку

Неизмеримо велик вклад в методику русского языка

Неизмеримо велик вклад в методику русского языка

XX век породил новые лингвистические научные школы, давшие основу для развития методики: это успехи функциональной стилистики и культуры речи, социолингвистики, семиотики, фонологии, возникновение психолингвистики, неориторики,…

XX век породил новые лингвистические научные школы, давшие основу для развития методики: это успехи функциональной стилистики и культуры речи, социолингвистики, семиотики, фонологии, возникновение психолингвистики, неориторики,…

Обобщение 1) Заполните таблицу «История становления учебного предмета «Русский язык»

Обобщение 1) Заполните таблицу «История становления учебного предмета «Русский язык»

Наше время В настоящее время ведутся исследования, направленные на уточнение содержания учебных предметов "Русский язык" и "Литературное чтение", разработку технологий реализации в образовательном процессе системно-деятельностного…

Наше время В настоящее время ведутся исследования, направленные на уточнение содержания учебных предметов "Русский язык" и "Литературное чтение", разработку технологий реализации в образовательном процессе системно-деятельностного…

К концу обучения во втором классе учащиеся должны:

К концу обучения во втором классе учащиеся должны:

Раздел «Развитие речи» · оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с…

Раздел «Развитие речи» · оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с…

Третьеклассники получат возможность научиться: • орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать [ диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс; •…

Третьеклассники получат возможность научиться: • орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать [ диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс; •…

Результаты обучения представлены в

Результаты обучения представлены в

Урок - игра II. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков (уроки обобщения и систематизации знаний, формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного)

Урок - игра II. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков (уроки обобщения и систематизации знаний, формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2022