Тема 1. Сущность, содержание, цели и задачи аудиторской деятельности
Лекция № 1
План
1. Понятие аудита и краткая история его развития.
2. Цель, предмет, метод, объекты аудита.
3. Классификация аудита
Литература: [6], с.4-10; [7], с.15-25
1. Понятие аудита и краткая история его развития
Слово "аудит" происходит от латинского "audio", что буквально означает "слушать". Этот перевод трактуется по-разному. Иногда аудитора сравнивают с квалифицированным врачом, который внимательно слушает больного. Есть разные трактовки термина "аудит".
Аудит - проверка данных бухгалтерского учета и показателей финансовой отчетности субъекта хозяйствования с целью высказывания независимого мнения аудитора о ее достоверности во всех существенных аспектах и соответствии требованиям законов Донецкой Народной Республики, положений (стандартов) бухгалтерского учета или других правил (внутренних положений субъектов хозяйствования ) согласно требованиям пользователей.
Аудиторская деятельность - предпринимательская деятельность, которая включает в себя организационное и методическое обеспечение аудита, практическое выполнение аудиторских проверок (аудит) и предоставление других аудиторских услуг.
Основное назначение аудита - проверка на достоверность экономической информации, которой пользуются владельцы, инвесторы, акционеры, кредиторы, различные предприятия, учреждения, организации.
От качества информации в условиях рынка зависят управленческие решения, которые в свою очередь определяют судьбу различных предприятий и отдельных людей. Основной предпосылкой такого контроля является взаимная заинтересованность предприятий в лице их владельца, государства в лице налоговой службы и аудитора в обеспечении достоверности учета и отчетности. В своей деятельности аудитор руководствуется законодательством и собственными интересами. В условиях конкуренции в аудиторском бизнесе это экономически способствует качественному проведению аудита. В свою очередь предприятие имеет возможность выбора в качестве партнера квалифицированного, независимого от любых ведомств аудитора, а государство получает возможность обеспечить контроль за достоверностью отчетности, как следствие, правильностью налогообложения, не тратя на это средства государственного бюджета.
Аудит в современном понимании возник более ста лет назад. Потребность в аудиторском контроле появилась тогда, когда прошел разделение интересов между теми, кто непосредственно занимаются управлением предприятием и теми, кто вложил средства в его деятельность.
Необходимость аудита обусловлена следующим:
1. Не совпадение интересов между теми, кто готовит информацию и теми, кто ею пользуется может привести к необъективности информации.
2. При принятии решений, основанных на необъективной информации могут наступить негативные экономические последствия.
3. Пользователи информации очень часто не получают доступа для оценки качества информации.
4. Чтобы оценить достоверность или ее проверить необходимы специальные знания, которые не всегда имеют пользователи информации.
Краткая история развития аудита
Родиной возникновения аудита считается Великобритания, где в 1844 году выходит серия законов "О компании", которые предусматривали в обязательном порядке проверку счетов компаний специалистами по бухгалтерскому учету и финансовому контролю (аудиторами) не менее одного раза в год для отчета перед акционерами. В 1867 году во Франции был принят закон об обязательной проверке и оценке балансов "комиссарами по счетам».
В России слово «аудитор» появилось во времена Петра I. Институт аудиторов был введен в армии, где они расследовали дела, связанные с имущественными спорами. Были предприняты попытки организации образования и сдачи экзаменов аудиторов в 1888 г., 1907-1912 гг., 1929-1930 гг. В России аудиторов называли присяжными бухгалтерами, однако должного признания они не получили.
В Средние века в европейских торговых городах по просьбе контрагентов купцов (как правило, других купцов или банковских институтов) аудиторы проверяли бухгалтерские книги купцов и свидетельствовали их достоверность. В XIX веке основными заказчиками аудита стали, помимо кредиторов, собственники компаний — что связано с активным развитием акционерных и ограниченных компаний, в которых собственники не занимались текущим управлением и, соответственно, нуждались в периодической проверке нанятых управляющих.
В США аудит возник после того, как в Северной Америке вместе с железнодорожниками, страховщиками побывали аудиторы с целью защиты интересов крупных английских кредиторов. Поэтому североамериканский аудит имеет английское происхождение. В 1887 году была создана американская ассоциация аудиторов. В 1896 году законодательным органом штата Нью-Йорк был принят законопроект, который регулировал аудиторскую деятельность.
Глобализация экономики, создание транснациональных корпораций с множеством подразделений, разбросанных зачастую по всей стране, а то и по всему миру, значительно усилили потребности бизнеса в независимых ревизорах. Кроме того, по мере роста государственного вмешательства в экономику и усложнения системы налогообложения, компании стали испытывать необходимость в независимых специалистах, которые могли проверить бухгалтерскую и налоговую отчётность фирмы с целью выявления ошибок и искажений отчётности и предотвращения санкций со стороны государственных органов.
В XX веке в связи с активным развитием фондового рынка появилась новая категория лиц, заинтересованных в аудите — инвесторы. Как правило, каждая новая волна скандалов, связанных с банкротством компаний, чьи акции или долговые бумаги имеют биржевой листинг и активно обращаются, оборачивалась судебным преследованием аудиторов и ужесточением требований к аудиторам и выполнению ими проверок. В силу многочисленности инвесторы стали наиболее активным и требовательным потребителем аудиторских услуг.
В 1934 году был опубликован документ "Проверка финансовых отчетов независимыми аудиторами», в котором были рекомендованы, а позже приняты процедуры аудита, изучение инвентарной сведения и подтверждения дебиторской задолженности.
С 1939 года американский институт бухгалтеров начал публиковать отчеты о процедурах аудита - первые официальные документы по стандартизации аудита.
В начале 70-х годов началась разработка международных стандартов аудита, которые были выданы Международной федерацией бухгалтеров течение 80-х лет.
2. Цель, предмет, метод, объекты аудита.
Согласно ст.3 ЗУ "Об аудиторской деятельности" понятия "аудиторская деятельность" включает в себя организационное и методическое обеспечение аудита, практическое выполнение аудиторских проверок и предоставления других аудиторских услуг. Аудиторские услуги могут предоставляться в форме аудиторских проверок и связанных с ними экспертиз, консультаций по вопросам бухгалтерского учета, отчетности, налогообложения, анализа финансово - хозяйственной деятельности и других видов экономико-правового обеспечения предпринимательской деятельности физических и юридических лиц.
Вместе с этими видами услуг аудиторские предприятия в Украине проводят работы по приватизации имущества государственных предприятий, коммерциализации торговли, акционирования предприятий, готовят материалы к рассмотрению дел клиентов в хозяйственных судах. Благодаря аудиту осуществляются посреднические контакты.
В конечном итоге аудит представляет собой достаточно высокую форму организации и реализации экономических идей.
Таким образом, целью аудита финансовой отчетности является освещение аудитором выводу о том, финансовая отчетность во всех существенных аспектах инструкциям, регламентирующих порядок подготовки и представления финансовой отчетности объекта хозяйствования. По результатам аудита составляется аудиторское заключение о реальном финансовом состоянии субъекта проверяемого.
Основные задачи аудита - сбор и обработка достоверной информации о субъекта хозяйствования и¢хозяйственно - финансовой деятельности субъекта формирование на этой основе аудиторских заключений.
Предмет аудита - состояние экономических, организационных, информационных и других характеристик системы, находящейся в сфере аудиторской оценки.
Метод аудита - это совокупность способов и приемов, с помощью которых ведется исследование предмета и объектов аудита. Прежде всего это общие методические приемы, такие, как индукция, дедукция, документирования, оценка, группировка и обобщение информации. В связи с тем, что в процессе проведения аудита решается большой круг вопросов, связанных с различными функциями управления (планирование, организация оперативного и стратегического управления, экономический анализ, прогнозирование), в аудите используются приемы и способы разных областей знаний (экономически-математические, статистические методы, методы системного анализа, экспертных оценок, приемы и способы бухгалтерского учета, экономического анализа, контрольно-ревизионной работы).
Непосредственно в аудите используются такие приемы и способы, как обзор, подсчет, взвешивание, измерение, наблюдение, сопоставление, опросы, тестирование.
При проведении аудита руководствуются Международными стандартами аудита.
Стандарты аудита - это общие руководящие материалы для помощи аудиторам в выполнении их обязанностей. Они формируют единые базовые требования к организации и методики осуществления аудита и обеспечивают соответствующий уровень гарантий результатов при их соблюдении.
В системе нормативного регулированию аудиторской деятельности важная роль принадлежит внутренним стандартам аудиторских фирм (ВСАФ), под которыми понимают документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской фирмой.
При формировании системы внутренних правил аудиторские фирмы пользуются относительной свободой, поскольку это является задачей самой фирмы.
Внутрифирменные стандарты аудита - это совокупность принципов, методов, приемов и способов, используемых аудиторской фирмой для оказания аудиторских услуг, составления и предоставления их результатов, исходя из установленных правил и особенностей деятельности аудиторской фирмы.
Применение ВСАФ в деятельности аудиторских фирм является весьма актуальной проблемой на современном этапе, поскольку их применение является основой дальнейшего профессионального роста фирмы, повышению ее рейтинга и конкурентоспособности на рынке аудиторских услуг.
3. Классификация аудита
Аудит классифицируется по различным признакам.
1. По обязательностью выделяют: обязательный (предусмотрен законом) и добровольный аудит.
Проведение аудита является обязательным для:
1) подтверждение достоверности и полноты годовой финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности открытых акционерных обществ, предприятий - эмитентов облигаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, финансовых учреждений и других субъектов хозяйствования, отчетность которых подлежит официальному обнародованию, за исключением учреждений и организаций, которые полностью содержатся за счет государственного бюджета;
2) проверки финансового состояния учредителей банков, предприятий с иностранными инвестициями, открытых акционерных обществ (кроме физических лиц), страховых и холдинговых компаний, институтов совместного инвестирования, доверительных обществ и других финансовых посредников;
3) эмитентов ценных бумаг при получении лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Аудит по закону является обязательным мероприятием, его масштабы четко определены законодательством и менять их ни руководство, ни акционеры ни аудиторы не имеют права.
Добровольный аудит проводится по заказу отдельных предприятий и фирм и поэтому его характер и масштабы зависят от желания клиента.
2. В зависимости от объекта и цели выделяют:
• аудит отчетности (финансовый аудит) - заключается в проверке отчета субъекта хозяйствования с целью дать заключение о правильности его составления в соответствии с установленными критериями;
• аудит на соответствие установленным требованиям проводится с целью проверки соблюдения конкретных процедур, норм или правил деятельности;
• аудит хозяйственной деятельности заключается в систематическом анализе хозяйственной деятельности предприятия.
3. В зависимости от того, кто проводит: аудит классифицируют на внутренний аудит и внешний аудит
Между внешним и внутренним аудитом много подобных моментов, в частности: оба могут охватывать проверку финансовой отчетности, соблюдения процедур и норм, оценку хозяйственной деятельности.
Основное отличие заключается в том, что внутренний аудит проводится внутри самого предприятия по требованию и по инициативе его руководителя, то есть за его проведение отвечает именно предприятия или один из его отделов (контрольный орган внутри предприятия). Тогда как внешний аудит проводится сторонними по отношению к данному предприятию аудиторами, на основе заключенного договора.
4. По масштабам работы аудит подразделяется на:
• общий (по всем вопросам аудита фирмы);
• локальный (по отдельным направлениям аудита).
5. С точки зрения ориентации аудит разделяют на три вида:
• подтверждение - проверка и подтверждение достоверности учета и отчетности;
• системно-ориентированный - аудиторская оценка на основе анализа системы внутреннего контроля
• аудит, базирующийся на риске - аудит при котором исходя из условий бизнеса клиента проверка проводится выборочно в основном там, где риск ошибки и злоупотреблений максимальный.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.