Отдел образования ООО «Знанио»
ДОМАШНЯЯ РАБОТА ПО
МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Тема 1. Теоретические основы обучения изобразительному искусству в начальной школе
Выполнила: Михайлова Анжела Романовна
МБОУ «Гатчинская СОШ №11»
Санкт-Петербург
2022 год
1) Назовите отечественных теоретиков методики изобразительного искусства.
Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как Э.И.Кубышкина, В.С.Кузин, Т.С.Комарова, Б.М.Неменский, Е.Е.Рожкова, Н.Н.Ростовцев, Н.М.Сокольникова, Е.В.Шорохов, А.С.Хворостов, Т.Я.Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, живописи, композиции, народному и декоративно-прикладному искусству.
2) Проанализируйте ФГОС НОО, Примерную программу НОО в предметной области «Искусство». Какова задача в предметной области «Искусство»? Назовите цели и задачи художественного образования.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Искусство рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт.
Целью изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» является освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно).
Задачами учебного предмета «Изобразительное искусство» являются:
- освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни общества;
- формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой художественной культуре во всём многообразии её видов;
- формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира;
- приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театре и кино) (вариативно);
- формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей;
- овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека;
- развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;
- воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной художественной культуры;
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
3) Проведите сравнительный анализ действующих программ по изобразительному искусству. Результаты занесите в таблицу:
Программа, автор |
Задачи программы |
Основные разделы программы |
Особенности программы |
Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1—4 классы |
Основная цель программы — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, которая достигается через формирование художественного мышления, развитие наблюдательности и фантазии, способности к самостоятельной художественно-творческой деятельности |
Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов. Тема 2 класса — «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника. Тема 3 класса — «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир. Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции. |
Одной их концептуальных позиций программы Б.М. Неменского является то, что восприятие искусства и действительности должно находиться в неотрывном единстве с практической деятельностью. Именно данный момент способствует формированию целостности осознания художественного явления — будь то вид, жанр искусства, элементы его языка или проявления в жизни. При таком объединении занятий открываются возможности направить весь процесс познания ученика на понимание явлений искусства в полном единстве теории и практики. Однако практика при этом страдает, так как при продолжительности урока в 45 мин. на освоение изобразительной грамоты просто практически не остается времени. |
«Изобразительное искусство» разработана под руководством В. С. Кузина |
В курсе «Изобразительное искусство» В. С. Кузина и др. успешно реализуются основополагающие принципы отечественной дидактики, ее важнейшие положения, выработанные и проверенные многолетней практикой. Вместе с тем учитываются изменения, происходящие в российском образовании и потребовавшие пересмотра приоритетов образования, а также новых целевых установок, переориентация педагогики на ребенка и его развитие. |
Задачи курса: • воспитание эстетического отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира; • приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного изобразительного искусства; • реализация нравственного потенциала изобразительного искусства, развитие этических и эстетических принципов и идеалов; • развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству; • формирование представлений о специфике изобразительного искусства, освоение первоначальных знаний о выразительных возможностях языка пластических искусств; • овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве. |
Темы блоков уроков связаны с видами и жанрами изобразительного искусства, временами года, календарными праздниками, историей России, устным народным творчеством, сокровищами мировой культуры и др. |
Изобразительное искусство Т. Я. Шпикалова |
Программы по ИЗО Шпикаловой и Неменского выделяют одинаковые цели. Основные цели это: - воспитание эстетических чувств; - воспитание нравственности, уважения к культуре других народов, наций и стран; - освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне; - наработка опыта в работе с разными художественными материалами; - приобретение опыта в различных видах художественно-творческой деятельности; - совершение эстетического вкуса.
|
Задачи, так же в этих двух программах совпадают: – совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; – развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); – формирование навыков работы с различными художественными материалами.
|
Много внимания уделяется освоению основ изобразительной грамоты, с учетом выявления взаимосвязей народного и профессионального изобразительного искусства, выраженных и художественном образе, а также приобщает к истокам русской национальной культуры, при этом акцент делает на изучении орнаментов и традиционных видов декоративного искусства России и мира. |
4) Заполните таблицу: Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе
Название принципа |
Его сущность |
Принцип научности
|
Путь обучения должен вести школьников к достоверным знаниям, основываться на научных методах. Задача педагога- изложить закономерности строения природы и законы ее изображения так, чтобы ученики привыкли, рисуя, мыслить методами реалистического искусства, как наиболее объективного и всеобъемлющего отображения действительности. Научные основы учебного рисунка базируются на целом ряде наук, таких, как перспектива, цветоведение, теория теней, где изучаются законы светотени, анатомии и др. В каждом явлении, в каждом предмете существует определенная закономерность строения, объективно и независимо от наших ощущений. Не вещи существуют благодаря ощущениям, а ощущения- благодаря вещам. |
Принцип наглядности |
Использование наглядности повышает внимание учащихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, содействует вниманию, воображению, наблюдательности, мышлению. На уроках ИЗО необходимо в комплексе использовать все виды наглядности: · демонстрация рабочих операций (технические карты, чертежи и т.д.); · образцы изделий; · показ моделей, макетов, плакатов, таблиц, слайдов и т.д. Учителю рисования постоянно приходится использовать средства наглядности, какие бы учебные занятия он ни проводил. Рисование с натуры уже само по себе является методом наглядного обучения. Процесс рисования с натуры начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета, с живого эмоционального наблюдения. Поэтому надо добиваться того, чтобы сама натурная постановка привлекала внимание рисующего к главному. |
Принцип сознательности и активности обучения |
Этот принцип требует, чтобы учитель ставил учеников в такие условия, чтобы последним приходилось добывать знания, проявлять самостоятельность. Эффективным средством реабилитации этого принципа в процессе преподавания изобразительного искусства является работа по технологическим картам (определение назначения изделия, необходимых для работы инструментов, вида и количества материалов, необходимых для работы, обращение внимания на соединение материалов между собой и т. д.) Учитель вызывает активность детей наводящими вопросами, предложением сделать новое решение композиции рисунка и т.п. Повышая активность и сознательность учеников, надо помнить о принципе индивидуального подхода к каждому (применение методов поощрения, помощь, внушение веры в свои силы, тактичная критика). |
Принцип систематичности и последовательности обучения |
Занятия оказываются плодотворными только в том случае, если педагог в процессе проведения уроков сознательно и систематически связывает каждый урок с комплексом занятий по изобразительному искусству. Объяснение материала на уроках художественного труда должно осуществляться от простого к сложному, от известного к неизвестному, от трудовых действий к приемам, от приемов к операциям, от операций к комплексным операциям. Однако, разрабатывая систему последовательности усложнения учебных задач и определяя объем учебного материала для каждого класса, надо помнить о принципе доступности и посильности обучения.
|
Принцип доступности обучения |
Принцип доступности обучения требует от педагога четкого установления степени сложности и глубины освещения учебного материала для каждого класса, для каждого возраста детей. Развивая творческие особенности детей на уроках тематического рисования, надо иметь в виду, что учащихся первых-вторых классов, например, еще не могут самостоятельно решать композиционные проблемы. В третьем- четвертом классе дети уже способны компоновать. В пятом классе учащиеся ставят перед собой композиционные проблемы, ищут наилучшие варианты и постоянно стремятся обогащать художественные образы в своих работах. Вместе с тем преподавателю не следует занижать возможности учеников. |
Принцип прочности усвоения знаний |
Важным условием реализации этого принципа является точное представление целей урока. В начале урока учитель должен сформировать у детей четкое представление о том, к какому результату они должны придти к концу урока, какие знания и умения должны получить за это время. Прочность усвоения знаний тесно связана с количеством информации. Она успешно достигается за счет повторения, закрепления систематических тренировочных упражнений. Большое влияние на прочность усвоения знаний и умений оказывает интерес к учебе, который повышается при правильном подборе изделий, рисунков, заданий творческого характера, постановке творческих целей.
|
Принцип связи теории с практикой |
Эта связь на уроках ИЗО имеет двусторонний характер. С одной стороны, это использование на практике знаний, полученных на уроках математики, природоведения, рисования, а также знаний о материалах, теории, полученных на уроках ИЗО ранее. С другой стороны, ставя перед учениками посильные проблемы, учитель вынуждает детей пополнять практические умения новыми теоретическими знаниями. Все это активно развивает мышление учащихся. |
5) Составьте список нормативных документов, регулирующих процесс обучения изобразительному искусству в начальных классах. Изучите их.
· Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
· Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования». Утверждена постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642
· КОНЦЕПЦИЯ преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы от 30 декабря 2019 г.
· Приказ Минпросвещения России «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020-2024 годы, утвержденной на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 года» № 635 от 25 ноября 2019 г.
· Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
· Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
· Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
· Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15 //Электронный ресурс. Режим доступа: http://fgosreestr.ru/
· Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15 //Электронный ресурс. Режим доступа: http://fgosreestr.ru/
· Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з). //Электронный ресурс. Режим доступа: http://fgosreestr.ru/
· Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 (ред. от 22.11.2019) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
6) Изучите профессиональный стандарт педагога. Определите Профессиональные обязанности педагога начального общего образования с учетом специфики преподавания изобразительного искусства в начальной школе.
Функции.
Основными направлениями деятельности учителя являются:
2.1. Обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета и возраста обучающегося.
2.2. Содействие социализации обучающихся, формированию у них общей культуры, осознанному выбору ими и последующему освоению профессиональных образовательных программ.
2.3. Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе.
2.4. Обучение учащихся в условиях пятидневной(шестидневной) рабочей недели.
2.5. Организует вторичную занятость учащихся.
3. Должностные обязанности учителя изобразительного искусства.
Учитель исполнят следующие обязанности:
3.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях.
3.2. Учитель обязан иметь тематический план работы по предмету в каждой параллели классов на учебную четверть и рабочий план на каждый урок.
3.3. В своей работе по предмету использует разнообразные приемы, методы и средства обучения. Реализует образовательные программы. Может переставлять по своему усмотрению темы уроков в отдельных разделах программы. Проводит с учащимися установленное учебным планом количество контрольных и практических работ, а также необходимые учебные экскурсии. Обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.
3.4. Отвечает за выполнение приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности»:
· безопасное проведение образовательного процесса;
· принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае;
· проведение инструктажа обучающихся (воспитанников) по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или «Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда»;
· организацию изучения учащимися (воспитанниками) правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту и т. п.;
· осуществление контроля за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.
3.5. Ведет в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости учащихся на уроках, выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники, своевременно сдает администрации необходимые отчетные данные.
3.6. Работает в экзаменационной комиссии по итоговой аттестации обучающихся.
3.7. Допускает в соответствие с Уставом учреждения администрацию школы на свои уроки в целях контроля за работой.
3.8. Заменяет уроки отсутствующих учителей по распоряжению администрации.
3.9. Соблюдает Устав учреждения, Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, требования данной инструкции, а также локальные акты учреждения, приказы и распоряжения администрации учреждения.
3.10. Соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе РБ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка.
3.11. Осуществляет связь с родителями обучающихся (или их законными представителями).
3.12. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
3.13. Согласно годовому плану работы учреждения принимает участие в работе педагогических советов, производственных совещаний, совещаний при директоре, родительских собраний, а также предметных секций, проводимых вышестоящей организацией.
3.14. В соответствии с графиком дежурства по школе дежурит во время перемен между уроками. Как классный руководитель периодически дежурит со своим классом по школе. Приходит на дежурство за 30 минут до начала уроков и уходит через 30 минут после их окончания.
3.15. Проходит периодически бесплатные медицинские обследования.
3.16. Соблюдает этические нормы поведения, является примером для учащихся, воспитанников.
3.17. Учителю запрещается:
· изменять по своему усмотрению расписание занятий;
· отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков (занятий) и перемен между ними;
· удалять учащегося с урока;
· курить в помещении школы.
3.18. При выполнении учителем обязанностей заведующего учебным кабинетом учитель:
· проводит паспортизацию своего кабинета;
· постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для прохождения учебной программы, приборами, техническими средствами обучения;
· организует с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий;
· в соответствии с приказом директора «О проведении инвентаризации» списывает в установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;
· разрабатывает инструкции по охране труда и технике безопасности;
· принимает участие в смотре учебных кабинетов.
3.19. Контролирует наличие у учащихся альбомов для рисования и черчения.
3.20. Проверяет каждую работу у учащихся всех классов. Работа выдается ученику либо на следующем уроке, либо через 1-2 урока после ее выполнения.
3.21. Выставляет оценки в классный журнал за контрольные и наиболее значимые работы за то число, когда проводилась работа.
3.22. Организует совместно с коллегами проведение школьной олимпиады по предмету и, по возможности, внеклассную работу по предмету.
3.23. Формирует сборные команды школы по параллелям классов для участия в районной, городской, областной олимпиадах.
3.24. Организует в течение года выставки творческих работ учащихся.
3.25. Возглавляет комиссию по эстетическому оформлению школы.
3.26. Выполняет санитарные правила и нормы организации обучения.
3.27. Организует работу родительского патруля, родительского комитета класса, вовлекает родителей и общественность в проведение воспитательной работы.
3.28. Осуществляет выполнение Закона РФ «Об образовании» (всеобуч).
3.29. Самостоятельно планирует воспитательную работу в классе, руководствуясь инструктивно-методическими рекомендациями, планами и комплексно-целевой программой органов управления образования, школы.
3.30. Должен знать:
· Законодательные акты РФ в области образования и нормативно-правовые документы по вопросам образования, правам ребенка;
· Основы трудового законодательства;
· Педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
· Методики, прогрессивные педагогические технологии обучения и воспитания учащихся;
· Содержание, принципы организации обучения по предмету;
· Программы, учебники, учебные пособия;
· Правила и нормы охраны труда.
4. Права.
Учитель имеет право:
4.1. Участвовать в управлении школой в порядке, определяемом уставом школы.
4.2. На защиту профессиональной чести и достоинства.
4.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.4. Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного (служебного) расследования связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики.
4.5. На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
4.6. Повышать квалификацию.
4.7. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.
4.8. Давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать их к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке установленных уставом и правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся в школе.
7) Рассмотрите любую из действующих программ по изобразительному искусству. В каких структурных частях программы будут внесены изменения с учетом регионального компонента, чтобы расширить и углубить знания обучающихся о родном крае?
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1—4 классы
Как и чем работает художник (8ч)
Три основных цвета – жёлтый, красный, синий.
Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и
составными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой гаммы осенней природы (в частности, осенних цветов).
Белая и чёрная краски.
Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Тёмное и светлое (смешение цветных красок с чёрной и белой).
Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета.
Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера,
масляные и акриловые краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Выразительные возможности
этих материалов, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния природы.
Выразительные возможности аппликации.
Особенности создания аппликации (материал можно резать и обрывать). Восприятие и
изображение красоты осенней природы. Наблюдение
за ритмом листьев в природе. Представление о ритме пятен.
Выразительные возможности графических материалов.
Что такое графика? Образный язык графики. Разнообразие графических материалов.
Красота и выразительность линий. Выразительные возможности линии. Тонкие и
толстые, подвижные и тягучие линии.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности
глины, дерева, камня и других материалов.
Изображение животных. Передача характерных особенностей животных.
Выразительные возможности бумаги.
Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм.
Что такое макет? Материалы, с помощью которых архитектор создаёт макет (бумага, картон). Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание). Перевод простых объемных форм в объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, «лесенка»,
«гармошка»).
Реальность и фантазия (8ч)
Изображение и реальность.
Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть. Рассматриваем внимательно животных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных.
Изображение и фантазия.
Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы. Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы гуашью.
Украшение и реальность.
Мастер Украшения учится у природы. Природа умеет себя украшать. Умение видеть красоту природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т.п.).Развитие наблюдательности.
Украшение и фантазия.
Мастер Украшения учится у природы, изучает ее. Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта.
Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование ее с помощью фантазии.
Постройка и реальность.
Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи и т.п.), их функциональность, пропорции.
Развитие наблюдательности. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности.
Постройка и фантазия.
Мастер Постройки учится у природы. Изучая природу, Мастер преобразует ее своей фантазией, дополняет ее формы, создает конструкции, необходимые для жизни человека.
Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов.
О чём говорит искусство(10 ч).
Изображение природы в разных состояниях.
Разное состояние природы несёт в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное.
Художник, изображая природу, выражает ее состояние, настроение. Изображение, созданное художником, обращено к чувствам зрителя.
Выражение характера животных.
Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения.
Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре. Рисунки и скульптурные произведения В. Ватагина.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Изображая человека, художник выражает своё отношение к нему, своё понимание этого человека.
Женские качества характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д. внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его средствами искусства.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Изображая, художник выражает своё отношение к тому, что он изображает. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении.
Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т.д. Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа.
Образ человека в скульптуре.
Возможности создания разнохарактерных героев в объеме. Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего.
Изображения, созданные в объёме,- скульптурные образы – выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания.
Человек и его украшения.
Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой, (например, смелый воин-защитник или агрессор).
Украшения имеют свой характер, свой образ. Украшения для женщин подчёркивают их красоту, нежность, для мужчин – силу, мужество.
О чём говорят украшения.
Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем
себя, в будний день одеваемся по-другому.
Образ здания.
Здания выражают характер тех, кто в них живёт. Персонажи сказок имеют очень разнообразные дома. Образы зданий
Как говорит искусство(8ч)
Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.
Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетаниями теплых и холодных цветов.
Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге.
Тихие и звонкие цвета.
Смешение различных цветов с чёрной, серой, белой красками – получение мрачных, тяжёлых и нежных, лёгких оттенков цвета.
Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников.
Что такое ритм линий?
Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы.
Линия как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии.
Характер линий.
Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые.
Умение видеть линии в окружающей действительности, рассматривание весенних веток (весёлый трепет тонких, нежных веток берёз и корявая
суровая мощь старых дубовых сучьев).
Ритм пятен.
Ритм пятен передаёт движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается на примере летящих птиц – быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко.
Пропорции выражают характер.
Понимание пропорций как соотношение между собой частей одного целого.
Пропорция – выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности.
Ритм линий, пятен, цвет, пропорции, составляют основы образного языка, на котором говорят Братья-Мастера – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, создавая произведения в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры.
8) Заполните таблицу: Педагогические условия успешного обучения изобразительному искусству и их специфика (по Н. М. Сокольниковой)
Педагогическое условие |
Специфика проявления на занятиях изобразительным искусством |
Развитие интереса школьника |
к изучению изобразительного искусства, к теме урока, учебно-творческому заданию — необходимое условие проявления художественного творчества. Для формирования у детей интереса к изобразительной деятельности используются разнообразные средства. Как известно, комплекс средств активизации обучения включает: содержание, методы и приемы обучения, организационные формы учебной деятельности. Важно, чтобы система активизации изобразительной деятельности школьников имела целостный характер, чтобы ее компоненты были взаимосвязаны. При этом ведущая роль отводится контролю за ходом процесса обучения и его коррекции. |
Сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью школьников с педагогически целесообразной помощью им |
как показывает опыт, позволяет ребенку соотносить свои цели и планы с результатами. Эффективность воспитания художественно-творческой активности повышается, когда к проведению такого контроля на уроках изобразительного искусства привлекаются сами дети, когда в него включаются элементы взаимоконтроля детей. Это дает им возможность видеть результаты своей деятельности и товарищей, видеть достижения и недостатки, находить пути их исправления. Некоторые учителя строят уроки изобразительного искусства только на занимательности, особенно не утруждая ребенка. Надо помнить, что учение — это прежде всего труд, который развивает ум школьника, приобщает к организованной работе. Однако было бы ошибкой игнорировать эмоциональность младшего школьника и требовать постоянного внимания к тому, что ему не интересно. Опыт показывает, что необходимо постепенное и последовательное усложнение процесса обучения. Одновременно с этим надо воспитывать у учащихся и интерес к изобразительной деятельности, и способность к трудовым усилиям, к длительному напряжению. Педагогически целесообразно начинать с внешних приемов, побуждающих ребенка сосредоточиться, а затем постепенно научить его активно управлять своей деятельностью. Творческие способности школьников проявляются и интенсивно формируются, когда возникает объективная необходимость, созданы для этого возможности, когда эта необходимость и возможность осознаны ребенком и воспринимаются им как потребность. Не менее важно, чтобы преодоление школьниками определенных трудностей в процессе художественно-творческой деятельности вызывало у них чувство удовлетворения, веры в свои силы, в свои творческие способности. Наибольшие трудности для детей представляют композиционные поиски, передача образной выразительности формы, пропорций, объема, цвета, колорита и пространства в рисунке. Для преодоления этих трудностей необходимы некоторые усилия при выполнении изобразительных, дизайнерских и декоративных работ. Для каждого урока изобразительного искусства необходимо выделить ведущую учебную задачу, предусмотреть последовательное усложнение этих задач от урока к уроку. |
Последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспективы развития художественного творчества учащихся |
является главным в разработанной нами системе педагогических условий. Усложнение учебного материала по изобразительному искусству, формирование умений и навыков должно осуществляться с учетом возрастных возможностей на каждом этапе обучения. Реализация этого условия позволяет обеспечить эффективность художественного образования — освоение школьниками основ изобразительной грамоты и развитие их художественно-творческой активности. При этом нельзя допустить «перекоса» — недооценки или переоценки какой-либо из сторон этого единого процесса. Содержание учебных заданий должно соответствовать уровню изобразительной грамоты школьников и учитывать возможности его повышения. |
Одно из основных условий развития художественного творчества учащихся связано с их обучением языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, с освоением средств художественной выразительности пластических искусств. |
Эту работу следует вести поэтапно: от обучения умению анализировать средства художественной выразительности в иллюстрациях художников, других произведениях изобразительного искусства, рассказывая о них, следует переходить к формированию умений применять эти средства в практической работе при создании изобразительных, дизайнерских и декоративных работ. Проявление того или иного средства художественной выразительности следует проследить со школьниками на многих примерах с тем, чтобы избежать простого копирования увиденного у художников. Надо добиваться осознания учащимися средств художественной выразительности. В соответствии с программными требованиями для каждого класса (на многочисленных примерах произведений изобразительного искусства) рекомендуется рассмотреть следующие с р е д с т в а х у д о ж е с т в е н н о й в ы р а з и т е л ь н о с т и: образная выразительность произведения, формат, рациональное размещение изображения на плоскости в пределах формата, способы передачи формы предметов, выделение композиционного центра, главное и второстепенное в ком позиции, симметрия и асимметрия в композиции, уравновешивание частей композиции, ритм в композиции, способы передачи пространства, точка зрения в композиции, композиция и материал, светотень и цвет в композиции, композиционная целостность. В практической работе рекомендуется использовать метод «вариантности впечатления» — показать как названное средство художественной выразительности связано с тем или иным художественным образом. Это способствует правильному пониманию детьми выразительных возможностей каждого средства. |
Целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед |
д активизирует внимание ребенка, работу мысли, эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, творчество. В начале каждого урока изобразительного искусства рекомендуется проводить небольшую эмоциональную беседу, сообщая о необходимых для предстоящей работы знаниях. В то же время беседа настраивает школьников на предстоящую работу: художественно-образное слово помогает создавать яркие образы, которые затем обогащаются в результате активизации мышления, творческого воображения и воплощаются в учебно-творческих работах (изобразительных, дизайнерских и декоративных). Это воздействие художественно-образного слова следует использовать и в процессе самостоятельной работы младших школьников. Учитель, чтобы обратить внимание на отдельные, недостающие в рисунках детей детали, может прочитать отрывки из специально подобранных литературных произведений. Этот прием помогает закрепить пред ставления об изображаемых героях и событиях, усиливает образную выразительность рисунков. Беседы на уроках изобразительного искусства, как правило, сопровождаются демонстрацией разнообразных наглядных материалов (репродукций, открыток, иллюстраций и др.). |
Активное изучение школьниками натуры, активизация наблюдений |
учащихся за окружающей действительностью, изучение ими предметов деко ративно-прикладного искусства, культуры и быта, 11 архитектурных деталей — все это также относится к педагогическим условиям интенсивного развития художественного творчества. С целью активизации наблюдений учащихся можно разработать специальный план-вопросник, включающий, например, такие вопросы: что расположено на переднем плане? Что ближе, а что дальше? Каково состояние неба? Какое освещение? Какие характерные черты ландшафта вы можете назвать? В развитии творческого воображения существует определенная закономерность: чем больше запас зрительных представлений, полученных в процессе наблюдения за действительностью, рисования с натуры и по памяти, тем активнее в сознании возникают разнообразные ассоциации и связи. Это своеобразная психологическая база для творческого воображения. Такой факт был отмечен Е. И. Иг натье вым, который исследовал пути формирования полноценного художественного образа. Он рекомендовал перед иллюстрированием рисовать объекты, входящие в композицию, не только с натуры, но и по памяти. При подготовке школьников к изобразительной деятельности можно использовать методику работы с набросками и зарисовками Н. Э. Радлова, В. С. Кузина, Е. В. Шорохова и др. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.