Тема 3. Анализ производства и реализации продукции
Оценка 4.6

Тема 3. Анализ производства и реализации продукции

Оценка 4.6
docx
17.11.2021
Тема 3. Анализ производства и реализации продукции
Л2-001868.docx

Тема 3. Анализ производства и реализации продукции

 

Вопросы для обсуждения:

1.   Задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции.

2.   Анализ динамики и выполнения плана производства и реализа- ции продукции.

3.   Анализ ассортимента и структуры продукции.

4.   Анализ качества произведенной продукции.

5.   Анализ ритмичности работы предприятия.

6.   Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции.

7.   Порядок определения и обобщения величины резервов увели- чения выпуска и реализации продукции.

 

Основными задачами анализа производства и реализации продукции являются:

-      оценка степени выполнения плана и динамики производства и реа- лизации продукции;

-      определение влияния факторов на изменение величины этих пока- зателей;

-      выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции и разработка рекомендаций по освоению выявлен- ных резервов.

На первом этапе изучают динамику выпуска и реализации продукции, рассчитывают базисные и цепные темпы роста и прироста, среднегодовой


темп роста (прироста), который определяют по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной. Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.

На втором этапе анализируют ассортимент (номенклатуру) и струк- туру производства и реализации продукции с целью выработки рекомен- даций по изменению ассортимента и структуры продукции на предстоящий период с учетом потребностей рынка и возможностей предприятия. Обоб- щающую характеристику изменений в ассортименте продукции дает ко- эффициент:


К                   = Объем


продукции,           принятой      в


расчет


ас                       Базовый


объем            производства


( реализации)


В расчет принимается фактический выпуск продукции каждого вида в отчетном периоде, но не более базового (планового, прошлого периода). Рассчитывают также коэффициент обновления ассортимента продукции путем деления объема выпуска новых изделий на общий выпуск продук- ции. Для характеристики интенсивности структурных преобразований на предприятии рассчитывают коэффициент структурной активности:

n                                                                                                                


iК c . a . =


å

i = 1


D Уд 2


Изменение структуры производства оказывает влияние на выпуск продукции. Расчет влияния производится по формуле:

ВП = å ( ВП ОБЩ × У Дi × Ц i ) .

На третьем этапе анализируют показатели качества продукции. Ка- чество продукции понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Анализируют обобщающие, индивидуальные и косвен- ные показатели качества продукции, изучая их динамику, выполнение пла- на по их уровню, причины их изменения.

Влияние качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия выпуск продукции (∆ВП), выручку от реализации продукции (∆В) и прибыль (∆П) – определяют следующим образом:

DВП = (Ц1 - Ц0) × ВП1

DВ = (Ц1 - Ц0 ) × РП1

DП = ((Ц1 - Ц0 ) × РП1) - ((С1 - С0 ) × РП1)

где Ц0, Ц1- соответственно цена изделия до и после изменения каче- ства;

С0 и С1- уровень себестоимости продукции повышенного качества; ВП - количество произведенной продукции повышенного качества; РП - объем реализации продукции повышенного качества.

На четвертом этапе проводят анализ ритмичности производства и отгрузки продукции. Ритмичность равномерный выпуск продукции в со-


ответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных пла- ном.

Для оценки ритмичности работы предприятия используются прямые и косвенные показатели.

Коэффициент ритмичности определяется путем суммирования факти- ческих удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня.

Коэффициент вариации определяется как отношение среднеквадра- тического отклонения от планового задания за период к среднему плано- вому выпуску продукции.

Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывает- ся также показатель аритмичности как сумма положительных и отрица- тельных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неде- лю, декаду).

На пятом этапе анализируют факторы и резервы увеличения выпус- ка и реализации продукции. Основные факторы, влияющие на объем реа- лизации продукции: остатки готовой продукции; стоимость выпуска; остат- ки отгруженной продукции. Для изучения влияния этих факторов анализи- руется баланс продукции.

Оценивается влияние 3 групп факторов на объем производства и реа- лизации продукции:

1)    Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и интенсив- ность их использования:

ВП=ЧР х ГВ; РП=ДРП х ЧР х ГВ,

где ЧР - среднесписочная численность работников;

ГВ - среднегодовая выработка продукции одним работником;

ДРП - доля реализованной продукции в объеме выпущенной продук-

ции.

2)    Обеспеченность предприятия основными средствами и интенсив-

ность их использования:

ВП=ОСП х ФО; РП=ДРП х ОСП х ФО,

где ОСП - среднегодовая сумма основных средств; ФО - фондоотдача основных средств.

3)   Обеспеченность производства сырьем и материалами и эффектив- ность их использования:

ВП=МЗ х МО; РП=ДРП х МЗ х МО,

где МЗ - сумма материальных затрат на производство продукции; МО - материалоотдача.

 

Задача 1. Проанализировать выполнение плана и динамику объема производства продукции. Дать оценку выполнения плана по ассортименту, рассчитав коэффициент ассортимента по производству продукции. Сде- лать соответствующие выводы.


Ассортимент выпускаемой продукции

Выпуск про- дукции за предыдущий

год

Выпуск продукции за отчетный год

Выпол- нение плана,

%

Засчитывается в выполнение плана по ас-

сортименту

В % к преды- дущему

году

план

факт

Телевизор

125 000

127 680

134 567

 

 

 

Магнитофон

78 908

73 450

70 456

 

 

 

Пылесос

44 090

55 980

62 340

 

 

 

Холодильник

11 234

18 960

28 900

 

 

 

Морозильник

12 345

14 350

11 234

 

 

 

Газовая пли-

та

102 340

99 800

97 800

 

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

 

 

 

Задача 2. Проанализировать динамику выпуска и реализации продук- ции, рассчитать базисные и цепные темпы роста, рассчитать среднегодо- вые темпы роста и прироста. Построить графики. Сделать выводы.

 

Год

Объем произ- водства продук-

Темпы роста, %

Объем реализа- ции продукции

Темпы роста, %

базисные

цепные

базисные

цепные

1998

90 000

 

 

90 000

 

 

1999

91 340

 

 

91 350

 

 

2000

93 249

 

 

94 567

 

 

2001

98 000

 

 

98 100

 

 

2002

97 890

 

 

97 900

 

 

2003

102 345

 

 

101 345

 

 

2004

109 870

 

 

110 900

 

 

2005

105 670

 

 

106 345

 

 

2006

111 234

 

 

111 234

 

 

2007

123 456

 

 

123 457

 

 

2008

124 567

 

 

125 678

 

 

2009

135 000

 

 

136 780

 

 

 

Задача 3. Произвести анализ ассортимента и структуры продукции на основе расчёта коэффициента ассортимента по производству и реализа- ции продукции, коэффициента структурной активности по производству и реализации продукции. По результатам расчётов сделать выводы.

 

 

 

Изделие

Объём производства продукции в це- нах базисного года

Объём реализации продукции в це- нах базисного года

 

план

 

факт

структура произ-

водства, %

 

план

 

факт

структура реали-

зации, %

план

факт

D

план

факт

D

Пальто

50000

66500

 

 

 

51400

62730

 

 

 

Платье

30000

17100

 

 

 

30000

17712

 

 

 

Брюки

40000

35600

 

 

 

40320

35600

 

 

 

Юбка

36000

42000

 

 

 

36000

42780

 

 

 

Пиджак

15000

15600

 

 

 

15345

16000

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задача 4. Оценить динамику и выполнение плана по качеству продук-

ции

 

Показатели

пред. год

За отчетный год

Отклонение

план

факт

от пред. года

от плана

абс.

%

абс.

%

1 Объем продукции в действующих ценах

218133

346240

436202

 

 

 

 

2 Сертифицированная

продукция:

 

 

 

 

 

 

 

2.1 стоимость

155670

243900

314500

 

 

 

 

2.2 уд. вес, %

 

 

 

 

 

 

 

3 Рекламации:

 

 

 

 

 

 

 

3.1 количество принятых рекламаций

13

 

22

 

 

 

 

3.2 стоимость зарекла-

мированной продукции

5670

 

5890

 

 

 

 

3.3 уд. вес зарекламиро- ванной продукции, %

 

 

 

 

 

 

 

4 Продукция, поставлен-

ная на экспорт

 

 

 

 

 

 

 

4.1 стоимость в дейст- вующих ценах

56780

102340

115790

 

 

 

 

4.2 уд. вес экспортной

продукции, %

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 5. Рассчитайте и проанализируйте ритмичность работы пред- приятия на основании следующих показателей: коэффициента ритмично- сти, коэффициента вариации и показателя аритмичности.

Декады месяца

Выпуск продукции

Выполнение пла-

на

Выпуск продукции, зачтенный в выполнение плана по ритмично- сти

план

уд.

вес

факт

уд.

вес

к-т

+/- откл. от

пл.

I

3160

 

2750

 

 

 

 

II

5160

 

4810

 

 

 

 

III

3100

 

3220

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 6. Рассчитать коэффициенты ритмичности выпуска продукции за год и по кварталам, сопоставить их и сделать выводы.

 

 

Период

Удельный вес продукции, %

 

Коэффициент рит- мичности

I декада

II декада

III декада

по плану

по от- чету

по плану

по от- чету

по плану

по от- чету

I квартал

31,9

31,0

34,8

34,7

33,3

34,3

 

II квартал

32,4

30,2

33,8

33,7

33,8

36,1

 

III квартал

32,4

32,0

33,8

33,5

33,8

34,5

 

IV квартал

30,9

30,9

32,3

32,8

36,8

36,3

 

Год

 

 

 

 

 

 

 


Задача 7. Рассчитайте средний коэффициент сортности (по плану и фактически) и средневзвешенную цену изделия (по плану и фактически). Далее на основании этих показателей рассчитайте % выполнения плана по качеству выпускаемой продукции.

 

 

Сорт

Выпуск продукции, ед.

Цена за

1 ед., тыс. руб.

Стоимость выпуска, млн. руб.

по плану

фактически

план

факт

по цене I сорта

план

факт

I

500

525

35

 

 

 

 

II

320

150

29

 

 

 

 

III

102

240

15

 

 

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 8. Определить степень обеспечения объема реализации то- варной массой. Рассчитать влияние факторов на сверхплановые отклоне- ния объема реализации. Сделать выводы.

 

Показатели

План

Факт

Влияние факторов на объем реализации

1. Остаток готовой продукции на складе

на начало года

 

57689

 

58970

 

2. Выпуск товарной продукции

322000

365789

 

3. Остаток готовой продукции на конец го- да

 

11234

 

16543

 

4. Отгрузка продукции

 

 

 

5. Остаток товаров отгруженных:

 

 

 

а) на начало года

39870

39965

 

б) на конец года

12345

37890

 

6. Разные поступления

10

11

 

7. Реализация продукции за год

27535

28086

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема 3. Анализ производства и реализации продукции

Тема 3. Анализ производства и реализации продукции

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции

Для оценки ритмичности работы предприятия используются прямые и косвенные показатели

Для оценки ритмичности работы предприятия используются прямые и косвенные показатели

Ассортимент выпускаемой продукции

Ассортимент выпускаемой продукции

Задача 4. Оценить динамику и выполнение плана по качеству продук - ции

Задача 4. Оценить динамику и выполнение плана по качеству продук - ции

Задача 7. Рассчитайте средний коэффициент сортности ( по плану и фактически ) и средневзвешенную цену изделия ( по плану и фактически )

Задача 7. Рассчитайте средний коэффициент сортности ( по плану и фактически ) и средневзвешенную цену изделия ( по плану и фактически )
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2021