Тема 3. Анализ производства и реализации продукции
Вопросы для обсуждения:
1. Задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции.
2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализа- ции продукции.
3. Анализ ассортимента и структуры продукции.
4. Анализ качества произведенной продукции.
5. Анализ ритмичности работы предприятия.
6. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции.
7. Порядок определения и обобщения величины резервов увели- чения выпуска и реализации продукции.
Основными задачами анализа производства и реализации продукции являются:
- оценка степени выполнения плана и динамики производства и реа- лизации продукции;
- определение влияния факторов на изменение величины этих пока- зателей;
- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции и разработка рекомендаций по освоению выявлен- ных резервов.
На первом этапе изучают динамику выпуска и реализации продукции, рассчитывают базисные и цепные темпы роста и прироста, среднегодовой
темп роста (прироста), который определяют по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной. Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.
На втором этапе анализируют ассортимент (номенклатуру) и струк- туру производства и реализации продукции с целью выработки рекомен- даций по изменению ассортимента и структуры продукции на предстоящий период с учетом потребностей рынка и возможностей предприятия. Обоб- щающую характеристику изменений в ассортименте продукции дает ко- эффициент:
К = Объем
продукции, принятой в
расчет
ас Базовый
объем производства
( реализации)
В расчет принимается фактический выпуск продукции каждого вида в отчетном периоде, но не более базового (планового, прошлого периода). Рассчитывают также коэффициент обновления ассортимента продукции путем деления объема выпуска новых изделий на общий выпуск продук- ции. Для характеристики интенсивности структурных преобразований на предприятии рассчитывают коэффициент структурной активности:
n
К c . a . =
å
i = 1
D Уд 2
Изменение структуры производства оказывает влияние на выпуск продукции. Расчет влияния производится по формуле:
ВП = å ( ВП ОБЩ × У Дi × Ц i ) .
На третьем этапе анализируют показатели качества продукции. Ка- чество продукции — понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Анализируют обобщающие, индивидуальные и косвен- ные показатели качества продукции, изучая их динамику, выполнение пла- на по их уровню, причины их изменения.
Влияние качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия – выпуск продукции (∆ВП), выручку от реализации продукции (∆В) и прибыль (∆П) – определяют следующим образом:
DВП = (Ц1 - Ц0) × ВП1
DВ = (Ц1 - Ц0 ) × РП1
DП = ((Ц1 - Ц0 ) × РП1) - ((С1 - С0 ) × РП1)
где Ц0, Ц1- соответственно цена изделия до и после изменения каче- ства;
С0 и С1- уровень себестоимости продукции повышенного качества; ВП - количество произведенной продукции повышенного качества; РП - объем реализации продукции повышенного качества.
На четвертом этапе проводят анализ ритмичности производства и отгрузки продукции. Ритмичность — равномерный выпуск продукции в со-
ответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных пла- ном.
Для оценки ритмичности работы предприятия используются прямые и косвенные показатели.
Коэффициент ритмичности определяется путем суммирования факти- ческих удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня.
Коэффициент вариации определяется как отношение среднеквадра- тического отклонения от планового задания за период к среднему плано- вому выпуску продукции.
Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывает- ся также показатель аритмичности как сумма положительных и отрица- тельных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неде- лю, декаду).
На пятом этапе анализируют факторы и резервы увеличения выпус- ка и реализации продукции. Основные факторы, влияющие на объем реа- лизации продукции: остатки готовой продукции; стоимость выпуска; остат- ки отгруженной продукции. Для изучения влияния этих факторов анализи- руется баланс продукции.
Оценивается влияние 3 групп факторов на объем производства и реа- лизации продукции:
1) Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и интенсив- ность их использования:
ВП=ЧР х ГВ; РП=ДРП х ЧР х ГВ,
где ЧР - среднесписочная численность работников;
ГВ - среднегодовая выработка продукции одним работником;
ДРП - доля реализованной продукции в объеме выпущенной продук-
ции.
2) Обеспеченность предприятия основными средствами и интенсив-
ность их использования:
ВП=ОСП х ФО; РП=ДРП х ОСП х ФО,
где ОСП - среднегодовая сумма основных средств; ФО - фондоотдача основных средств.
3) Обеспеченность производства сырьем и материалами и эффектив- ность их использования:
ВП=МЗ х МО; РП=ДРП х МЗ х МО,
где МЗ - сумма материальных затрат на производство продукции; МО - материалоотдача.
Задача 1. Проанализировать выполнение плана и динамику объема производства продукции. Дать оценку выполнения плана по ассортименту, рассчитав коэффициент ассортимента по производству продукции. Сде- лать соответствующие выводы.
Ассортимент выпускаемой продукции |
Выпуск про- дукции за предыдущий год |
Выпуск продукции за отчетный год |
Выпол- нение плана, % |
Засчитывается в выполнение плана по ас- сортименту |
В % к преды- дущему году |
|
план |
факт |
|||||
Телевизор |
125 000 |
127 680 |
134 567 |
|
|
|
Магнитофон |
78 908 |
73 450 |
70 456 |
|
|
|
Пылесос |
44 090 |
55 980 |
62 340 |
|
|
|
Холодильник |
11 234 |
18 960 |
28 900 |
|
|
|
Морозильник |
12 345 |
14 350 |
11 234 |
|
|
|
Газовая пли- та |
102 340 |
99 800 |
97 800 |
|
|
|
ИТОГО |
|
|
|
|
|
|
Задача 2. Проанализировать динамику выпуска и реализации продук- ции, рассчитать базисные и цепные темпы роста, рассчитать среднегодо- вые темпы роста и прироста. Построить графики. Сделать выводы.
Год |
Объем произ- водства продук- |
Темпы роста, % |
Объем реализа- ции продукции |
Темпы роста, % |
||
базисные |
цепные |
базисные |
цепные |
|||
1998 |
90 000 |
|
|
90 000 |
|
|
1999 |
91 340 |
|
|
91 350 |
|
|
2000 |
93 249 |
|
|
94 567 |
|
|
2001 |
98 000 |
|
|
98 100 |
|
|
2002 |
97 890 |
|
|
97 900 |
|
|
2003 |
102 345 |
|
|
101 345 |
|
|
2004 |
109 870 |
|
|
110 900 |
|
|
2005 |
105 670 |
|
|
106 345 |
|
|
2006 |
111 234 |
|
|
111 234 |
|
|
2007 |
123 456 |
|
|
123 457 |
|
|
2008 |
124 567 |
|
|
125 678 |
|
|
2009 |
135 000 |
|
|
136 780 |
|
|
Задача 3. Произвести анализ ассортимента и структуры продукции на основе расчёта коэффициента ассортимента по производству и реализа- ции продукции, коэффициента структурной активности по производству и реализации продукции. По результатам расчётов сделать выводы.
Изделие |
Объём производства продукции в це- нах базисного года |
Объём реализации продукции в це- нах базисного года |
||||||||
план |
факт |
структура произ- водства, % |
план |
факт |
структура реали- зации, % |
|||||
план |
факт |
D |
план |
факт |
D |
|||||
Пальто |
50000 |
66500 |
|
|
|
51400 |
62730 |
|
|
|
Платье |
30000 |
17100 |
|
|
|
30000 |
17712 |
|
|
|
Брюки |
40000 |
35600 |
|
|
|
40320 |
35600 |
|
|
|
Юбка |
36000 |
42000 |
|
|
|
36000 |
42780 |
|
|
|
Пиджак |
15000 |
15600 |
|
|
|
15345 |
16000 |
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задача 4. Оценить динамику и выполнение плана по качеству продук-
ции
Показатели |
пред. год |
За отчетный год |
Отклонение |
||||
план |
факт |
от пред. года |
от плана |
||||
абс. |
% |
абс. |
% |
||||
1 Объем продукции в действующих ценах |
218133 |
346240 |
436202 |
|
|
|
|
2 Сертифицированная продукция: |
|
|
|
|
|
|
|
2.1 стоимость |
155670 |
243900 |
314500 |
|
|
|
|
2.2 уд. вес, % |
|
|
|
|
|
|
|
3 Рекламации: |
|
|
|
|
|
|
|
3.1 количество принятых рекламаций |
13 |
|
22 |
|
|
|
|
3.2 стоимость зарекла- мированной продукции |
5670 |
|
5890 |
|
|
|
|
3.3 уд. вес зарекламиро- ванной продукции, % |
|
|
|
|
|
|
|
4 Продукция, поставлен- ная на экспорт |
|
|
|
|
|
|
|
4.1 стоимость в дейст- вующих ценах |
56780 |
102340 |
115790 |
|
|
|
|
4.2 уд. вес экспортной продукции, % |
|
|
|
|
|
|
|
Задача 5. Рассчитайте и проанализируйте ритмичность работы пред- приятия на основании следующих показателей: коэффициента ритмично- сти, коэффициента вариации и показателя аритмичности.
Декады месяца |
Выпуск продукции |
Выполнение пла- на |
Выпуск продукции, зачтенный в выполнение плана по ритмично- сти |
||||
план |
уд. вес |
факт |
уд. вес |
к-т |
+/- откл. от пл. |
||
I |
3160 |
|
2750 |
|
|
|
|
II |
5160 |
|
4810 |
|
|
|
|
III |
3100 |
|
3220 |
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
Задача 6. Рассчитать коэффициенты ритмичности выпуска продукции за год и по кварталам, сопоставить их и сделать выводы.
Период |
Удельный вес продукции, % |
Коэффициент рит- мичности |
|||||
I декада |
II декада |
III декада |
|||||
по плану |
по от- чету |
по плану |
по от- чету |
по плану |
по от- чету |
||
I квартал |
31,9 |
31,0 |
34,8 |
34,7 |
33,3 |
34,3 |
|
II квартал |
32,4 |
30,2 |
33,8 |
33,7 |
33,8 |
36,1 |
|
III квартал |
32,4 |
32,0 |
33,8 |
33,5 |
33,8 |
34,5 |
|
IV квартал |
30,9 |
30,9 |
32,3 |
32,8 |
36,8 |
36,3 |
|
Год |
|
|
|
|
|
|
|
Задача 7. Рассчитайте средний коэффициент сортности (по плану и фактически) и средневзвешенную цену изделия (по плану и фактически). Далее на основании этих показателей рассчитайте % выполнения плана по качеству выпускаемой продукции.
Сорт |
Выпуск продукции, ед. |
Цена за 1 ед., тыс. руб. |
Стоимость выпуска, млн. руб. |
||||
по плану |
фактически |
план |
факт |
по цене I сорта |
|||
план |
факт |
||||||
I |
500 |
525 |
35 |
|
|
|
|
II |
320 |
150 |
29 |
|
|
|
|
III |
102 |
240 |
15 |
|
|
|
|
ИТОГО |
|
|
|
|
|
|
|
Задача 8. Определить степень обеспечения объема реализации то- варной массой. Рассчитать влияние факторов на сверхплановые отклоне- ния объема реализации. Сделать выводы.
Показатели |
План |
Факт |
Влияние факторов на объем реализации |
1. Остаток готовой продукции на складе на начало года |
57689 |
58970 |
|
2. Выпуск товарной продукции |
322000 |
365789 |
|
3. Остаток готовой продукции на конец го- да |
11234 |
16543 |
|
4. Отгрузка продукции |
|
|
|
5. Остаток товаров отгруженных: |
|
|
|
а) на начало года |
39870 |
39965 |
|
б) на конец года |
12345 |
37890 |
|
6. Разные поступления |
10 |
11 |
|
7. Реализация продукции за год |
27535 |
28086 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.