Тема доклада: Проектно - исследовательская деятельность как форма организации работы с одарёнными детьми
Оценка 4.6

Тема доклада: Проектно - исследовательская деятельность как форма организации работы с одарёнными детьми

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
естествознание
Взрослым
13.03.2022
Тема доклада: Проектно - исследовательская деятельность  как форма организации работы с одарёнными детьми
Проектно - исследовательская деятельность как форма организации работы с одарёнными детьми
Одаренные дети.docx

Тема доклада: Проектно - исследовательская деятельность

как форма организации работы с одарёнными детьми

Рощепкина Галина Викторовна

педагог дополнительного образования

МАУДО ЦДТ «Радуга»

 

Познай себя – это интересно!

Сотвори себя – это необходимо!

Утверди себя – это возможно!

Прояви себя – это реально!

В настоящее время дополнительное образование детей в России рассматривается как уникальный феномен системы образования, как единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности за пределами образовательных стандартов, основное предназначение данного процесса – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

Одной из актуальных проблем современного общества является формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему.

На первый план выходят определённые требования к такой личности – творческой, активной, социально ответственной, высокообразованной, обладающей хорошо развитым интеллектом. В этой связи проблема сохранения интеллектуально-творческого потенциала одарённых детей представляется очень важной и актуальной.

Учреждение дополнительного образования детей является одной из площадок, где может формироваться инновационное мышление. А лучшей образовательной средой для его формирования является научно- исследовательская и проектная деятельность. Через неё идёт развитие особой проектно-исследовательской культуры обучающихся, формируются ключевые компетентности, самостоятельная активная творческая личность школьника.

Исследовательская деятельность обучающихся — это деятельность связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Проектная деятельность обучающихся — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Отличительная черта одарённого ребёнка – исследовательская поисковая активность. Важно направить её в позитивное социальное русло. Собственная исследовательская практика ребёнка позволяет это сделать самым естественным и оптимальным путём.

Анализ творчества с позиции деятельности, процесса и продукта показывает, что одарённый ребёнок должен уметь сам ставить перед собой цель, проблему, научиться видеть необходимое и потребное будущее, организовывать свою деятельность, запоминать, мыслить, овладевать навыками общения, которые необходимы для адаптации к среде и деятельности как таковой. Именно эти качества формируются в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Одной из задач проекта является создание условий для развития исследовательских способностей воспитанников в проектно-исследовательской деятельности. Участие обучающихся в исследовательской деятельности – это ступенька на пути к становлению творчески самостоятельной, ориентирующейся в социуме личности. Для одарённого ребёнка вся его деятельность – серьёзный процесс.

Решать данную проблему можно в ходе реализации проекта, непосредственными участниками которого будут сами обучающиеся.

На протяжении пяти лет я работаю по дополнительной образовательной программе «Экошкола», где использую проектно-исследовательскую технологию.

Настоящая программа предполагает подготовить детей к поисковой деятельности, позволит значительно расширить поле исследовательской деятельности и приобрести исследовательский опыт – опыт творческого мышления.

Важную роль в работе играет создание среды, способствующей формированию у учащихся внутренней мотивации подходить к выполнению научно-исследовательской работы.

Чтобы добиться результатов в процессе формирования исследовательской компетенции, необходимо научить ребёнка самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, делать гипотезы, оценивать полученные результаты.

В итоге я помогаю детям приобрести навыки сотрудничества при выполнении совместной работы, уважительного отношения к мнению оппонента в процессе дискуссии; самопрезентации и публичных выступлений. Умения наблюдать, отбирать и анализировать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, видеть проблемы, делать выводы.

В нашем Центре «Радуга» создан «Банк одарённых детей». Куда входят мои обучающееся.

Участвуем в конкурсах различного уровня: районных, городских, областных конференциях детских научно-исследовательских работ.

На протяжении трёх лет эти дети участвуют в муниципальном конкурсе «Светлячки», где имеются призовые места.

Также была представлена работа на областной конференции «Юные исследователи окружающей среды». Это Назаровой Ксении «Условия содержания волнистых попугайчиков, которые им обеспечат защиту от заболеваний» - дипломант 2 степени.

Анализ конкурсных работ показывает, что ребята старательно подбирают методики исследования, постепенно овладевают культурой оформления исследовательских работ. Кроме того, обучающиеся учатся выстраивать систему аргументов, отстаивать свою точку зрения на публичной защите.

Таким образом, эти ребята более успешно осваивают опыт социального взаимодействия, учатся соотносить собственные возможности с личностными интересами, конечно, на основе этого строить более смелые планы на будущее. Интеллектуальная активность обучающихся проявляется в их участии в исследовательских и интеллектуально-творческих массовых мероприятиях муниципального, регионального и всероссийского уровней.

Действительно, общество сегодня нуждается в творчески мыслящих, конкурентноспособных людях. Учитывая реалии современного мира, мы понимаем, что они должны не только много знать, но и уметь любить свою Родину, быть человечными и внимательными друг к другу. Поэтому, в системе дополнительного образования, необходимо развивать интеллектуально-творческий потенциал одарённых детей и их раннюю позитивную социализацию.

Социальная полезность собственных возможностей должна ощущаться ребёнком и приносить ему удовлетворение. А освоение опыта исследовательской деятельности, составной части нашей образовательной практики, позволит по-новому взглянуть на вопросы развития детской одарённости и выстраивать оптимальный образовательный маршрут обучающихся от признаков одарённости к творческой самостоятельности.

Литература:

1. Бос Э. Как развивать одарённость / пер. с нем. К.А. Петросян. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

2. Глотова Г.А. Творчески одарённая личность. Проблемы и методы исследования: учеб.пособие. – Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2012.

3. Парц О.С. Педагогика детской одарённости: развитие в творчестве: учеб.пособие – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012.

4. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость и индивидуальные отличия. М.; Воронеж, 2013.


 

Тема доклада: Проектно - исследовательская деятельность как форма организации работы с одарёнными детьми

Тема доклада: Проектно - исследовательская деятельность как форма организации работы с одарёнными детьми

Исследовательская деятельность обучающихся — это деятельность связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в…

Исследовательская деятельность обучающихся — это деятельность связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в…

Для одарённого ребёнка вся его деятельность – серьёзный процесс

Для одарённого ребёнка вся его деятельность – серьёзный процесс

Также была представлена работа на областной конференции «Юные исследователи окружающей среды»

Также была представлена работа на областной конференции «Юные исследователи окружающей среды»

Бос Э. Как развивать одарённость / пер

Бос Э. Как развивать одарённость / пер
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2022