Тема. Финансы организации
1. Понятие, функции, классификация финансов.
2. Финансовые ресурсы организации.
1. Понятие, функции, классификация финансов.
В нашей стране продолжают происходить кардинальные политические, социальные, экономические изменения. Продолжает осуществляться переход к одной из моделей экономического развития – рыночной экономике, продолжается разрушение прежнего планово-централизованного управления экономикой. При этом отвергаются многие ориентиры развития ценностей и критерии, но одновременно появляются и иные ориентиры, характеризуемые новыми критериями и новыми показателями. Новую окраску, новое содержание и новые функции выполняют уже известные понятия и в частности финансы. В современных условиях развития финансы играют важнейшую роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства. Финансы, являясь важной составной частью рыночных отношений, находят свое проявление в банковской системе, внешнеэкономических связях, ценообразовании, становлении бизнеса. Одновременно финансы являются важным инструментом государственной политики, а при реализации некоторых экономических теорий - основным и преобладающим инструментом.
Предметом изучения дисциплины "финансы" являются финансово-денежные отношения, связанные с формированием и использованием денежных потоков, направляемых на финансирование предприятий, организаций, домашних хозяйств, улучшение социального элемента общества. Эта дисциплина отражает объективный характер функционирования финансовых отношений, а также конкретные формы организации финансов в различных сферах и результаты использования денежных потоков в жизни страны.
В истории развития человеческого общества за последние 200 лет практическое применение в той или иной степени нашли следующие модели экономики или пути социально-экономического развития стран:
1. Традиционная модель
2. Планово-директивная (централизованная)
3. Рыночная
4. Смешанная (социально-рыночная)
При традиционной модели экономические проблемы в стране решаются в соответствии с обычаями общества и морально-нравственными традициями (Афганистан).
При планово-директивной модели осуществляется господство государственной собственности, а управление народным хозяйством осуществляется на основе государственных планов и централизованных решений правительства. При этом распределение ресурсов и доходов осуществляется из центра. При данной модели отмечается рост размеров предприятий и низкий уровень жизни населения (Куба, КНДР, бывший СССР).
Рыночная модель характеризуется господством частной собственности, ограниченной ролью правительства, расслоением общества на богатых и бедных, устойчивым ростом среднего класса, неполной занятостью населения (США, Япония).
Смешанная модель характеризуется разумным сочетанием рыночной модели с государственной с учетом национальных особенностей. Ей характерна высокая социальная защищенность населения, антимонопольная политика и высокая культура производства (Швеция, Финляндия, Дания, Бельгия).
За последние 10-15 лет появились и успешно функционируют разновидности этих моделей. Некоторые из них можно назвать планово-рыночной моделью, для которой характерны государственные планы, частная и коллективная собственность, невысокий уровень жизни населения, имеющий тенденцию к росту (Китай, Вьетнам).
Ни одна из этих моделей, ни одна из этих экономических систем не существует в чистом виде, поэтому речь может идти лишь о преобладании той или иной системы.
По степени рыночных отношений, страны подразделяются на:
1. Страны с развитой рыночной экономикой
2. Страны с развивающейся экономикой
3. Страны, вступающие на путь рыночной экономики
В настоящий момент Россия находится на втором этапе.
Экономические теории во временном разрезе подразделяются на следующие этапы:
1. Экономические учения эпохи рабовладения
2. Экономические учения эпохи феодализма
3. Экономические учения эпохи капитализма
К научным течениям эпохи капитализма относится: меркантилизм, физиократы, утопический социализм, классическая школа политэкономии, марксизм, маржинализм, включающий в себя:
а) Неоклассическое наплавление
б) Кейнсианство
в) Институционализм
г) Монетаризм
д) Западную социал-демократию
е) Неоконсерватизм (неоклассический синтез)
ж) Неолиберализм
з) Леворадикализм
и) Фашистские экономические теории
Финансовая наука формировалась под влиянием исследований ученых, а разрабатываемые ими финансовые теории проверялись реальными потребностями общества. Если они отражали реальные явления и процессы в жизни общества и государства, то принимались на вооружение в той или иной стране при разработке фискальной политики государства (налоговой), а также финансового законодательства. Уже на первых этапах развития капитализма во всех экономических теориях финансовые концепции занимали важное место.
Основателем финансовой науки являлся английский ученый 19 века Адам Смит. В своем фундаментальном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» он впервые разработал отдельные положения о сущности финансов государства, которая опирается на его учение о производительном и непроизводительном труде. Он считал, что производительный труд – это труд, который обменивается непосредственно на капитал, а непроизводительный труд – это труд , обмениваемый на доход, т.е. заработную плату и прибыль. Исходя из этой теоретической посылки А.Смит, а за ним и Дэвид Рекардо, дал характеристику основным финансовым категориям, таким как доходы и расходы государства. Он доказывал, что почти весь государственный долг, полученный за счёт налогов, расходуется непроизводительно, поэтому государственные расходы сокращают возможности накопления капитала и роста национального дохода. А.Смит относился отрицательно к налогам и его основным выводом стало сокращение затрат государства, т.к. это сдерживает развитие производительных сил. Основы финансовой концепции Смита, т.е. концепции политэкономии, являлись обеспечением экономике благоприятных условий для накопления капитала. В его теории большое внимание было уделено вопросу налогов. Он сформулировал четыре основных принципа организации налогообложения:
1. Налоги уплачиваются в соответствии с силами и способностями подданных
2. Размер и сроки их уплаты должны быть точно установлены
3. Время взимания устанавливается удобным для плательщика
4. Издержки при сборе налогов должны быть минимальными
Взгляды Смита развил Д. Рекардо в научном труде «Начало политэкономии и налогового обложения» . Смит и Рекардо и их последователи во многом определили концепцию официальной экономической политики по отношению к государственным расходам и налогам. На этой основе был провозглашен принцип невмешательства государства в экономическую жизнь страны. Следствием этого послужило некоторое ограничение государственных расходов и сокращение налогооблагаемой прибыли.
Развитие производства в 19 веке привело к росту противоречий между трудом и капиталом, в связи с чем возникла необходимость каким-либо образом учитывать интересы различных социальных групп.
Английский ученый Джеймс Стюарт Миль выступил с предложением внести изменения в сферу распределения доходов в целях снижения уровня социальной напряженности. Для равномерного распределения богатства им разработаны новые принципы рациональной налоговой системы. Он предложил ввести налогооблагаемый минимум при подоходном обложении, который должен быть равен доходу, необходимому для существования.
Известна школа немецких ученых 70-х годов 19 века (Шмоллер, Вебер, Вагнер). Среди них исследованиями в области финансов занимался Вагнер. Он считал, что финансы могут использоваться государством для достижения справедливости распределения доходов и богатств в стране. С середины и почти до конца 19 века финансовая наука находилась под влиянием марксистского учения.
Марксом и Энгельсом разрабатывались вопросы сущности финансов в условиях капитализма, а также роль и значение отдельных финансовых категорий. Хотя и отдельных работ по финансам не было, но многие финансовые проблемы капитализма отражены в работах: «Капитал», «Критика капитализма». В данных статьях анализировались бюджеты английские, французские и прусские. Исследуя методы первоначального накопления капитала, Маркс отнес к ним такие финансовые методы как:
· Государственные расходы
· Государственный кредит
· Налоговую систему
Наибольшее внимание Маркс и Энгельс уделили такой финансовой категории, как налоги. Изучая государственный бюджет, Маркс считал, что основным вопросом бюджета является соотношение его доходной и расходной частей, т.е. сальдо бюджета (дефицит или профицит). Именно сальдо определяет сокращение или увеличение налогообложения. Маркс отрицал возможности государства и его финансов изменить соотношение между прибылью, процентами, рентой и заработной платой. Отсюда и его вывод: об ухудшении положения рабочего класса.
На рубеже 19-20 веков в противовес марксистскому учению распространилась теория предельной полезности. До начала Первой мировой войны в экономике господствовал принцип свободы предпринимательства и невмешательства государства и его финансов в экономику. Регулирование производства и распределения стало осуществляться уже в годы Первой мировой войны. Оно усилилось во время мирового кризиса с 1929 по 1933 год. В этот период себя проявила экономическая теория английского экономиста Кейнса. Она возникла как потребность капиталистического производства в государственном регулировании и оказала огромное влияние на формирование финансовой концепции и финансовой политики. Кейнсианские рекомендации с различными модификациями использовались многими странами в течение десятилетий. Основой финансовой концепции Кейнса составляет идея «эффективного спроса». Свою теорию во время циклического кризиса 1929-1933 гг. он изложил в работе «Общая теория занятости, процентов и денег». В ней обосновалась необходимость вмешательства государства в экономику. Основными инструментами вмешательства являлись: финансовые критерии и, в частности, государственные расходы. Их формирование, структура и рост являются важным фактором достижения эффективного спроса. По мнению Кейнса, рост государственных расходов за счет налогов и займов сможет оживить предпринимательскую деятельность, обеспечить уровень увеличения национального дохода, ликвидировать безработицу. Для достижения этой цели, по его мнению, государство обязано не только поднять уровень своих расходов, но и воздействовать на основной «психологический закон», в соответствии с которым люди, склонные увеличивать свое потребление, но в меньшей степени, чем увеличивается доход. По его формуле:
сбережения + налоги = инвестиции + государственные расходы
Несмотря на разногласие этих теорий и школ, имеет место тенденция конвергенции. Это особенно касается финансово-кредитного механизма, который рассматривается как важнейший элемент всех финансово-экономических теорий.
Анализ финансовых концепций зарубежных стран показывает:
1. рекомендации в области финансов составляют важную часть общеэкономической теории и развивают финансовую науку
2. возникновение финансовых концепций является ответной реакцией на:
· требования макро- и микроэкономики страны
· заказ правящей социальной группы
3. многие финансовые рекомендации становятся общеэкономической стратегией государства по стабилизации экономики и используется при формировании финансовой политики.
В России финансовая наука стала формироваться в начале 19 века. Началом этой науки был выход книга Н.И.Тургенева в 1818 году «Опят теории налогов». Впервые в России были изучены особенности налогов и их значение. Основным периодом развития финансовой науки явился конец 19 – начало 20 веков. В этот период были опубликованы работы известных российских экономистов и юристов, таких как Лебедева, Озерова, Янжула. Они были сторонниками теории «удовлетворения коллективных потребностей». Особенно это нашло отражение в работе Озерова «Основы финансовой науки». Ими исследовались государственные финансы, бюджет, местные финансы. В этот же период в экономической науке получает развитие социал-демократическое течение, последователями которого были Маркс, Энгельс и наиболее среди них был Ленин. Его дореволюционные работы – «Критика финансовой политики в России», в 1917 году – «Разрушение старой финансовой системы», после революции – «Финансовый контроль и создание нового финансового аппарата».
Сущность финансов, тенденции и закономерности их развития, роль в воспроизводственном процессе во многом определяются общественным строем и функциями самого государства. Как историческая категория финансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы.
В докапиталистических формация большая часть потребностей государства удовлетворялась натуральными сборами и повинностями. Денежное хозяйство было развито очень слабо лишь в армии. Главными расходами докапиталистических государств были воины, содержание дворов императоров и царей, создание общественных сооружений. Главными доходами являлись: военная добыча, дани с покоренных народов, натуральные сборы, поступления от государственного имущества и регалий (монопольного права монарха на промыслы и торговлю определенными товарами).
В период разложения феодализма и появления ростков капитализма большое значение приобретают денежные фонды и расходы государства. При этом доля других доходов и расходов резко уменьшается. До 16-17 веков не было разницы между ресурсами государства и ресурсами его главы, т.е. монархи всех мастей распоряжались всеми ресурсами страны как своей собственностью. В 16-17 веках произошло отделение государственной казны от собственности монарха. В это период появились понятия: государственные финансы, государственный бюджет и кредит. В 16-18 веках государственные финансы стали большим фактором первоначального накопления капитала. В этот период в производственных целях для создания первых капиталистических предприятий использовались займы и налоги. Когда в условиях капитализма товарно-денежные отношения приобрели более широкий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода. Для государственных финансов капиталистических стран был характерным рост расходов в связи с милитаризацией экономики. В конце 19 века затраты государства на военные нужды и погашение государственного долга составляли около 70% всех государственных расходов. Крупные средства направлялись на содержание министерств и полиции. В этот период основным источником доходов практически всех государств являлись косвенные налоги.
20 век характеризуется расширением функций государства, оно стало участвовать в процессе производства, распределения и использования общественного продукта. В условиях государственно-монополистического капитализма, особенно после Второй мировой войны, резко увеличились государственные расходы, также произошли значительные изменения в структуре расходов и увеличились затраты на социальные цели: образование, здравоохранение, социальное обеспечение. В некоторых странах затраты на социальные цели стали главными. Также возросли расходы по вмешательству государства в экономику (промышленность), увеличились затраты на научно-технический прогресс и науку, появились расходы на охрану окружающей среды, произошло выравнивание уровня развития регионов. Также расходы привели к росту налогов, как основного метода мобилизации ресурсов в бюджет. В 20 веке возросло значение прямых налогов. Главным среди них является подоходный налог с физических лиц, который впервые был введен в 1842 году в Англии, а в первой четверти 20 века и в большинстве стран. За последние 40-45 лет значительно расширилась сфера финансовых отношений, получили развитие: региональные финансы, финансы предприятий, внебюджетные фонды. Большой сферой финансовых отношений выступают финансы национальных и транснациональных корпораций.
Финансы, как научное понятие, ассоциируется с процессами, которые проявляются в разных формах и сопровождаются движением наличных и безналичных средств(например, в распределении прибыли, перечислении налоговых платежей, во внесении средств в благотворительные и внебюджетные фонды). Это движение денежных средств не выявляет сущности финансов. Для выявления сущности необходимо наличие общих признаков, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых процессов. В многочисленных конкретных формах, в которых осуществляются финансовые процессы, существует общее их объединяющее – это отношения между различными участниками общественного производства, т.е. общественные отношения, которые лежат в основе всех финансовых отношений. По своему содержанию эти отношения являются производственными, т.к. они возникают в общественном производстве. Производственные отношения называются также экономическими. Они являются разнообразными и возникают на всех стадиях воспроизводственного процесса и на всех уровнях управления экономикой. Однотипные экономические отношения, например такие, как движение денежных средств, финансовые операции, в общественном виде образуют экономическую категорию. Финансы, выражая реально существующие производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, представляют собой экономическую категорию, отличительной чертой которой является то, что все отношения всегда выражаются только в денежной форме. Таким образом, деньги являются обязательным условием существования финансов.
Возникновение финансовых отношений характеризуется реальным движение денежных средств, которые происходят не на всех стадиях воспроизводственного процесса. Если такого движения нет, то это свидетельствует о том, что эти стадии не являются местом возникновения финансов, а реальное движение средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса, т.е. в распределении и в обмене. Обе эти стадии в чистом виде не относят в функционированию финансов. Возникновение и функционирование финансов происходит на второй стадии воспроизводственного процесса, на которой осуществляется распределение стоимости общественного продукта по целям и субъектам. Таким образом, важным признаком финансов, как экономической категории, является распределительный характер финансовых отношений. Финансам присущ еще один признак, отличающий их от других категорий: финансовые отношения всегда связаны с формированием доходов и накоплений, т.е. они принимают форму финансовых ресурсов. Таким образом, финансы – это экономические отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта в связи с формированием денежных потоков и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства.
Централизованные финансы – это экономические отношения, обусловленные формированием и использованием фондов денежных средств государства:
а) в государственной бюджетной системе
б) во внебюджетных фондах
Децентрализованные финансы – это экономические отношения, связанные с денежными средствами предприятий.
Не все денежные отношения выражают финансовые отношения, хотя и финансы представляют собой часть денежных отношений.
Финансы отличаются от денег по содержанию и функциям. Деньги по Марксу - это всеобщий эквивалент, которым измеряются затраты труда, а финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП, национального дохода и являются инструментом контроля за использованием денежных средств.
Финансы выражают денежные отношения на разных уровнях и в разных сферах между:
1. предприятиями
2. предприятиями и выше стоящими организациями
3. государством и предприятием при уплате налогов
4. государством и гражданами при уплате налогов
5. между элементами бюджетной системы
6. органами имущественного и личного страхования при уплате страховых взносов и возмещении ущерба
Финансы и финансовые ресурсы понятии нетождественные. По своему материальному содержанию финансы – это целевые фонды денежных средств, представляющие собой финансовые ресурсы страны.
Финансовые ресурсы сами по себе не определяют внутреннего содержания и сущности финансов, а также их общественного назначения. Финансовая наука не изучает ресурсы как таковые, а изучает общественные экономические отношения, которые возникают на основе формирования, распределения и использования ресурсов, т.е. тенденции, закономерности финансовых отношений и их причинно-следственные связи.
Финансы выполняют следующие функции:
1. распределительную
2. контрольную
3. стимулирующую
4. регулирующую
Наиболее важными являются первые две.
Распределительная функция проявляется при распределении общественного продукта, национального дохода и ВВП. Вообще каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода. Существует первичное и вторичное распределение. Прежде всего оно проявляется при распределении национального дохода, когда создаются основные и первичные доходы. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:
1. заработная плата рабочих, служащих и крестьян, занятых в сфере материального производства
2. доходы предприятий материального производства
Первичные доходы не обеспечивают:
а) развитие приоритетных отраслей
б) обороноспособность
в) удовлетворение культурных потребностей
Поэтому необходимо дальнейшее перераспределение национального дохода. Такое перераспределение осуществляется:
1. в межотраслевом и территориальном разрезе
2. оно связано с функционированием непроизводственной сферы – наукой, образованием и здравоохранением
3. в перераспределении доходов между различными слоями населения
Результатом такого перераспределения является образование вторичных или производных доходов, к которым относятся доходы, полученные во внепроизводственной сфере и налоги (в частности, подоходный налог с физических лиц).
Вторичные доходы служат для окончательного формирования пропорций использования национального дохода.
Объектами распределительной функции финансов является:
1. в денежной форме стоимость валового общественного продукта
2. часть национального богатства, принявшая денежную форму
Субъектами распределительной функции финансов являются:
1. юридические лица
2. физические лица
Финансы обслуживают разные этапы распределения и перераспределения.
Распределение осуществляется:
1. во всех сферах материального производства
2. в сфере обращения и потребления
3. на разных уровнях управления (федеральном, региональном, местном)
4. многоступенчато (внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межрегиональное)
5. разными звеньями финансовой системы (финансами предприятий, государственным бюджетом, внебюджетными фондами)
Благодаря распределительной функции финансы обслуживают весь воспроизводственный процесс, оказывая активное воздействие на экономику.
Перераспределение национального дохода осуществляется между:
а) производственной и непроизводственной сферой
б) отраслями материального производства
в) отдельными регионами
г) социальными группами
д) формами собственности
Конечной целью распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, осуществляемого с помощью финансов, является:
·эффективное социально-экономическое развитие страны
·укрепление обороноспособности
Распределительная функция осуществляет:
1) возмещение стоимости потребляемых средств производства
2) образование доходов
3) позволяет сформировать фонды целевого назначения
4) обеспечивает общегосударственные потребности
5) формирует ресурсы для функционирования непроизводственной сферы
6) осуществляет внутриотраслевое, межотраслевое и межрегиональное перераспределение национального дохода
Важнейшей функцией финансов является контрольная функция. Распределительная функция многогранна и многоаспектна, но, тем не менее, она не полностью раскрывает все свойства, характерные для финансов, как экономической категории. Финансы количественно через финансовые ресурсы и фонды отражают воспроизводственный процесс, все его этапы и в целом. Это свойство финансов дает определенную информацию о пропорциях распределенного общественного продукта, о непрерывности воспроизводственного процесса, о соотносительном развитии его этапов, о формировании по времени, по объему и по месту фондов целевого назначения. Эта способность финансов количественно отображать воспроизводственный процесс, информируя об отклонениях, допущениях и нарушениях, дает возможность контролировать складывающиеся стоимостные пропорции. Свойство финансов информировать и сигнализировать о распределительном процессе проявляется через контрольную функцию. Финансы охватывают и пронизывают все общественное производство, все его фазы, сферы и уровни, поэтому их можно назвать универсальным инструментом контроля общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта.
В условиях рыночной экономики контрольная функция обеспечивает:
1. динамичное развитие общественного производства
2. ускорение инноваций
3. экономическое стимулирование
4. сокращение непроизводственных расходов
Важной задачей контрольной функции или финансового контроля является:
·соблюдение экономического законодательства
·соблюдение законодательства по финансовым вопросам
·своевременность выполнения финансовых обязательств перед бюджетом и налоговой службой
Инструментом реализации контрольной функции финансов является финансовая информация, полученная в результате анализа отчетности:
а) бухгалтерской
б) статистической
в) оперативной
Контрольная и распределительная функции действуют в единстве, в них находят отражение две стороны финансовых отношений. При одновременном действии этих функций проявляется экономическая сущность финансов. Ряд ученых отрицают возможность одновременного действия разных функций экономической категории. При этом они ссылаются на функции денег, которые могут действовать отдельно (деньги являются средством обращения, платежа, накопления, и сбережения, выполняют функции мировых денег и т.д.). Деньги, как всеобщий эквивалент, являются категорией всех стадий воспроизводственного процесса, а финансы характерны только для стадии распределения и следовательно контрольное свойство финансов может проявиться в условиях происходящего распределения, т.е. когда действует распределительная функция финансов.
Все функции финансов реализуются через финансовый механизм, элементами которого являются:
1. организованные формы финансовых отношений
2. порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств
3. методы финансового планирования
4. формы управления финансовой системой
5. финансовое законодательство
Наряду с финансами в стоимостном распределении участвуют такие экономические категории как:
·цена
·кредит
·заработная плата
Исходным моментом возникновения финансовых отношений является процесс первичного распределения стоимости на составляющие её элементы и образование различных форм денежных доходов и накоплений. Для начала этого процесса созданная стоимость должна быть реализована. Благодаря цене стоимость получает денежное выражение и становится объектом распределения; только цена является той категорией, на основе которой осуществляется в дальнейшем весь распределительный процесс. Являясь денежным выражением стоимости, цена определяет пропорции будущего стоимостного распределения и первичную его структуру. Цена не может обеспечить распределение стоимости по территориям, по фондам и по целям. Цена и финансы функционируют в тесной взаимосвязи, при этом цены являются основой финансового метода распределения стоимости, а финансы, основываясь на пропорциях распределения, сложившихся под влиянием цен, являются инструментом, который реализует эти пропорции. В условиях инфляции перераспределительная функция цены возрастает.
В распределении стоимости общественного продукта участвует и заработная плата. Эта форма распределения обусловлена необходимостью формирования доходов конкретных работников. Как экономическая категория заработная плата выражает стоимостные отношения, возникающие в процессе распределения вновь созданной стоимости, путем формирования индивидуальных доходов в зависимости от количества и качества труда. Заработная плата, являясь основной частью общей системы стоимостного распределения, стоит рядом с финансами, создавая при этом условия для последующего удовлетворения определенных потребностей. Хотя они имеют единую экономическую основу, заработная плата удовлетворяет только личные потребности, а финансовые ресурсы, как материальные носители финансовых отношений, удовлетворяют общественные потребности. Финансы и заработная плата, как распределительные категории, тесно связаны между собой.
В стоимостном распределении важную роль играет и кредит. Финансы и кредит являются взаимосвязанными категориями, т.к. у них однородная экономическая природа. Вместе с тем характер их функционирования существенно отличается, т.к. кредит функционирует на возвратной основе. Возвратность является важнейшим признаком кредита. Она обуславливает отличие в характере источников и направления использования кредитных ресурсов по сравнению с финансами. Кредиты возвращаются в срок и с уплатой процентов, а финансы выражают одностороннее и безвозмездное движение стоимости. Кредитные ресурсы формируются в процессе перераспределения за счет временно свободных денежных средств организации, предприятий и домашних хозяйств, а финансовые ресурсы формируются из доходов и накоплений, которые образуются на стадии стоимостного распределения.
Взаимосвязь кредита и финансов проявляется:
1. в комплексном использовании как финансовых, так и кредитных ресурсов (например, предприятия используют банковские кредиты и наоборот, свободные ресурсы предприятия хранятся на банковских счетах, которые можно использовать как кредитные ресурсы)
2. в банковском проценте
3. в сочетании финансового и кредитного методов инвестирования расширенного воспроизводства.
Итак, расширенное воспроизводство (воспроизводственный процесс) представляет собой:
1. обновление и расширение основных производственных фондов
2. воспроизводство рабочей силы
3. создание новых технологий
4. рост ВВП и основной его части – национального дохода
Воспроизводственный процесс происходит с использованием как товарно-денежных отношений, так и финансово-кредитных отношений. В воспроизводстве всех основных элементов важную роль играют государственные финансы и финансы предприятий. По экономической природе и сущности финансы могут быть объективной категорией. В реальной жизни они могут быть сознательно использованы обществом для воздействия на воспроизводственный процесс и в целом на общественное развитие. Финансы обслуживают весь воспроизводственный процесс, все четыре его стадии. Функционируя в сфере материального производства, финансы обслуживают кругооборот производственных фондов и участвуют в создании новой стоимости. С помощью финансов распределяется стоимость продукции и формируются доходы и накопления. Финансы играют большую роль и в сфере обращения. Они являются необходимым условием для обменных операций и выступают, как закономерное их продолжение. Как инструмент распределения, финансы играют определенную роль и в сфере потребления, оказывая влияние на объем и структуру потребляемого общественного продукта. С их помощью определяются пропорции фонда возмещения и национального дохода. В сфере потребления финансы используются как средство контроля за использованием материальных и энергетических ресурсов. Также они применяются для стимулирования труда.
2. Финансовые ресурсы организации.
Выделяют три основных направления финансового воздействия на процесс общественного развития:
1. финансовое обеспечение воспроизводственного процесса
2. финансовое регулирование экономических и социальных процессов
3. финансовое стимулирование результатов деятельности
Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса представляет собой восполнение затрат производства, распределение и обмен за счет финансовых ресурсов государства, предприятий и регионов. Финансовые ресурсы образуются и формируются во всех подразделениях общественного производства, далее осуществляется их распределение и использование через денежные фонды целевого назначения.
Финансовые ресурсы – это важнейший денежный источник расширения и обновления производства, улучшение материального и духовного уровня жизни. Финансовые ресурсы подразделяются в зависимости от инвестиционных и воспроизводственных процессов и в связи с масштабностью и эффективностью производства. Постоянный рост производства и его эффективности служит основой увеличения финансовых ресурсов.
В формировании финансовых ресурсов участвуют:
· доходы от внешней экономической деятельности
· часть национального дохода, вовлекаемая в хозяйственный оборот, т.е.:
а) переходящие остатки бюджетных средств
б) резервные фонды страховых организаций
в) продажа золотого запаса драгоценных металлов
г) заемных средств
д) кредиты банка
е) средства от продажи акций и облигаций
Виды финансовых ресурсов зависят от разнообразия финансовых отношений, которые возникают в процессе стоимостного распределения.
Основными видами финансовых ресурсов является:
· прибыль
· различные налоги
· амортизационные отчисления
· страховые платежи
Государство оказывает воздействие на воспроизводственный процесс через финансирование:
1. отдельных предприятий и отраслей экономики
2. социальных мероприятий
3. налоговую систему
Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат и в частности инвестиций осуществляется в трех формах:
1. самофинансирование, т.е. за счет децентрализованных средств
2. кредитование
3. государственное финансирование
Самофинансирование основано на использовании собственных средств предприятий для реконструкции и расширения производства.
Кредитование основано на использовании кредитов банка, получаемых на началах срочности, платности, возвратности.
Государственное финансирование осуществляется на безвозмездной основе за счет бюджетных и внебюджетных средств, как правило, на макроуровне и направлено на удовлетворение различных потребностей общества (оборону, социально-культурных мероприятий, развитие отдельных отраслей экономики)
Финансовые ресурсы, и особенно централизованные, выступают важнейшим элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которого входят:
· оплата труда (заработная плата)
· расходы на образование, здравоохранение
· социальное обеспечение
В условиях рыночной экономики эффективное использование финансовых ресурсов достигается с помощью финансового рынка.
Финансовый рынок представляет собой особую форму организации движения денежных средств в экономике, который функционирует в виде:
1. рынка ценных бумаг
2. рынка ссудных капиталов
Различают первичные и вторичные рынки ценных бумаг:
· первичный рынок – это рынок, где продаются новые ценные бумаги (акции, облигации).
· вторичный рынок – это рынок, где покупаются и продаются ранее выпущенные акции и облигации
Объективным условием возникновения финансового рынка является несовпадение потребностей в финансовых ресурсах с наличием источников удовлетворения этих потребностей, т.е. у одних субъектов имеются свободные денежные средства, а у других – возникают потребности в инвестициях. Для аккумулирования временно свободных средств и эффективного их использования и предназначен финансовый рынок, функциональным назначением которого является посредничество в движении денежных средств от владельцев - сберегателей к пользователям – инвесторам. Сберегателями могут быть юридические и физические лица, как внутренние (российские), так и внешние (иностранные). Пользователями- инвесторами являются предприятия и органы государственной власти. Обязательным условием функционирования финансового рынка является наличие собственников. Аккумуляция временно свободных средств и инвестирование осуществляется посредством обращения ценных бумаг на финансовом рынке.
Ценная бумага представляет собой документ, удостоверяющий имущественное право бумаги при её предъявлении.
Ценные бумаги имеются реквизиты и подразделяются на две группы:
1. долговые, которые отличаются твердой процентной ставкой (облигации)
2. долевые, которые представляют собой определенную долю собственности (акции)
Наряду с ними к ценным бумагам относятся и так называемые гибридные, т.е. произвольные ценные бумаги (казначейские обязательства, векселя, сберегательные сертификаты).
Участниками первичных финансовых рынков, наряду со сберегателями и инвесторами, являются эмитенты, к которым относятся:
· юридические лица, желающие получить дополнительные ресурсы
· органы государственной власти, осуществляющие выпуск займов для покрытия государственных расходов
Посреднические услуги между эмитентами и инвесторами выполняют дилерские и брокерские фирмы, т.е. торговые конторы, осуществляющие посредническую деятельность.
Целью первичных финансовых рынков является привлечение дополнительных финансовых ресурсов для инвестиций. Целью вторичных финансовых рынков я перераспределение имеющихся финансовых ресурсов между предприятиями и организациями.
Организационная структура финансового рынка состоит из:
а) финансово-банковских учреждений
б) страховых компаний
в) фондовых бирж, на долю которых приходится около 1/3 всех совершаемых сделок
Существует три вида бирж:
1. замкнутая – это биржа, в торгах которой принимают участие только её члены
2. биржа со свободным доступом посетителей – это биржа, на которой сделки осуществляют только посредники (маклеры)
3. биржа из широкого круга лиц, но действующая под контролем правительства
Основные функции бирж:
1. активные операции по продаже и покупке ценных бумаг, выступающих как специфический товар
2. предоставление эмитентами ценных бумаг дополнительных финансовых ресурсов
3. перераспределение финансовых ресурсов
4. предоставление сберегателям возможности использовать с прибылью накопленные денежные средства
Обязательными условиями функционирования фондового рынка являются:
1. многообразие форм собственности
2. твердая денежная единица
3. свободные цены и другие элементы рыночной экономики
Наряду с технической, культурной, внутренней, внешней и экономической политикой важнейшую роль играет и финансовая политика.
Финансовая политика представляет собой совокупность государственных мероприятий, направленных на увеличение финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для выполнения государством его функций.
Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Она включает в себя следующие основные элементы:
· разработку научно обоснованных концепций развития финансов, осуществляющуюся на основе анализа состояния экономики и потребностей производственных сил
· определение основных направлений использования финансов на текущий период и перспективу
· осуществление практических действий по реализации поставленных целей
Финансовая политика подразделяется на:
1. финансовую стратегию, т.е. долгосрочный курс финансовой политики
2. тактику – курс на решение текущих задач таких, как снижение инфляции и выплата пенсий
Основной целью финансовой политики является полная мобилизация финансовых ресурсов и эффективное их использование для удовлетворения общественных потребностей.
Финансовая политика должна быть направлена на:
· создание условий для развития предпринимательства
· формирование национальных налогов от доходов предприятий
Значение финансовой политики:
1. успешная её реализация может привести к росту благосостояния народа
2. она играет важную роль в развитии производственных сил
3. она способствует развитию экономических связей с различными странами
Оценка финансовой политики проводится по программе социально-экономического развития страны.
Реализация финансовой политики осуществляется при использовании финансового механизма, представляющего комплекс методов организации финансовых отношений в обществе и подразделяется на:
· финансовый механизм предприятий
· страховой механизм
· механизм функционирования государственных финансов
Каждый из этих элементов состоит из структурных звеньев. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и внебюджетный, финансовый механизм федераций, регионов и местных органов власти.
Выделяют следующие функциональные звенья воздействия финансового механизма на воспроизводственный процесс:
· мобилизацию ресурсов
· финансирование
· стимулирование
Финансовый механизм подвержен финансовому контролю.
Вторым элементом финансового рынка является рынок ссудных капиталов (РСК), представляющий собой элемент ссудного капитала - денежные средства, отданные в ссуду за определенный процент при условии возвратности.
Современная структура РСК характеризуется двумя основными признаками:
1. временным
2. институциональным
По временному признаку различают:
1. денежный рынок, на котором предоставляются ссуды на период от нескольких недель до одного года
2. рынок капиталов, где денежные средства выдаются на более длительные сроки, от одного года и более
По институциональному признаку современный РСК подразумевает наличие двух основных звеньев:
1. кредитной системы, представляющей собой совокупность различных кредитно-финансовых институтов
2. рынка ценных бумаг
Временной и институциональный признаки РСК характерны дл всех стран.
Функции РСК определяются его сущностью и ролью, которую он выполняет в экономике.
Выделяют пять основных функции РСК:
1. обслуживание товарного обращения через кредит
2. аккумуляция (сбор) денежных сбережений государства, предприятий, населения и иностранных клиентов
3. трансформация денежных фондов непосредственно в ссудный капитал и использование его в виде капиталовложений для обслуживания процесса производства
4. обслуживание государства и населения, как источников капитала, для покрытия государственных и потребительских расходов
5. ускорение концентрации и централизации капитала и содействие образованию мощных финансово-промышленных групп
Посредством РСК, как экономической категории, определяют и измеряют движение, объем и направление денежных фондов, идущих на развитие производства, устанавливают классовый спектр использования денежного капитала и его воздействие на социально-экономические отношения.
Развитие РСК в стране возможно во взаимодействии развития и других рынков:
· рынка средств производства
· рынка предметов потребления
· рынка рабочей силы
· рынка земли
· рынка недвижимости
· рынка драгоценных металлов
Все эти рынки нуждаются в денежных средствах – ресурсах, которые им предоставляет РСК.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.