«Великая цель образования – это
не знания, а действия»
Герберт Спенсер.
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в 5 классе.
«Нужно, чтобы дети, по возможности учились самостоятельно,
а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»
К.Д.Ушинский.
Задача современной системы образования:
формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», т. е. способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
УУД определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Познавательные универсальные учебные действия–это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска,
исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Познавательные УУД включают
общеучебные действия
логические действия
К общеучебным УУД относятся
построение устных и письменных высказываний, смысловое чтение, работа с информацией, целеполагание, структурирование знаний, создание алгоритмов деятельности, выбор эффективных способов решений.
К логическим УУД относятся
формирование понятий, построение логической цепи решение, сравнение, анализ и синтез.
В постановку и решение проблем входят формулирование проблемы и создание способов решения проблем.
Виды заданий
«на что похоже?»
поиск лишнего
«лабиринты»
упорядочивание
«цепочки»
«хитроумные решения»
составление схем-опор
работа с разными видами таблиц
составление и распознавание диаграмм
П о з н а в а т е л ь н ы е | Содержание учебной деятельности |
1. Найди выражения, значения которых равны: а) Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения; б) Запиши это свойство в виде равенства; в) Сравни свою запись с такой: ( a + b) · c = a · c + b · c. Сделай вывод. 2. (№190) Замените звёздочки числами так, чтобы сумма любых трёх соседних чисел была равна 20: 7, *,*,*,*,*,*,9. | Поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей |
По учебнику А.Г.Мерзляк можно рассматривать такие задачи, в которых устанавливаются причинно – следственные связи, строятся логические рассуждения, делается вывод.
№519
Среди купленных конвертов 18 оказались розового цвета, а 12 конвертов были с марками. Кроме того, среди розовых конвертов 8 было с марками. Сколько всего купили конвертов, если они были либо розовые, либо с маркой?
В РТ №95
Какой из знаков, «+» или «-», стоит в выражении 143-140+137-134+......-2+1 перед числом:
1) 99;
2) 96?
Математика 5 класс | Содержание учебной деятельности |
№273. | моделирование; преобразование объекта в модель; Универсальные логические действия: построение логической цепи рассуждений; синтез как составление целого из частей; Познавательные выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. |
В три магазина привезли 3840 кг. масла. После того как первый магазин продал 568 кг, второй- 624 кг и третий- 401 кг, масла осталось во всех магазинах поровну. Сколько кг. масла получил каждый магазин?
3840 кг | |||
1 магазин - ? | 2 магазин - ? | 3 магазин - ? | |
Продано | 568 кг | 624 кг | 401 кг |
Осталось | ? | ? | |
Пусть во всех магазинах осталось х кг. масла. Тогда (568+х+624+х+401+х) кг. масла в трёх магазинах или 3840 кг. | |||
Содержание учебной деятельности | |
Найти правило размещения чисел в полукругах и вставь недостающие числа. | Логические действия: |
Рекомендации по развитию универсальных учебных действий
Если вы хотите, чтобы дети усвоили материал по вашему предмету, научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) – пример – значение материала).
Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.