Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики»

  • pptx
  • 28.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПЕДСОВЕТ.pptx


«Великая цель образования – это
не знания, а действия»
Герберт Спенсер.

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в 5 классе.

«Нужно, чтобы дети, по возможности учились самостоятельно,
а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»
К.Д.Ушинский.

Задача современной системы образования:

формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», т. е. способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

УУД определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Познавательные универсальные учебные действия–это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска,
исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Познавательные УУД включают


 общеучебные действия
логические действия 
действия постановки  и решения проблем

К общеучебным УУД относятся
построение устных и письменных высказываний, смысловое чтение, работа с информацией, целеполагание, структурирование знаний, создание алгоритмов деятельности, выбор эффективных способов решений. 
К логическим УУД относятся
формирование понятий, построение логической цепи решение, сравнение, анализ и синтез.
В постановку и решение проблем  входят формулирование проблемы и создание способов решения проблем.

Виды заданий


«на что похоже?»
поиск лишнего
«лабиринты»
упорядочивание
«цепочки»
«хитроумные решения»
составление схем-опор
работа с разными видами таблиц
составление и распознавание диаграмм

П о з н а в а т е л ь н ы е
У У Д

Содержание учебной деятельности

1. Найди выражения, значения которых равны:
(128+57) · 36;
43 · 25 + 62 · 25;
(1355-955) · 68;
(43+62) · 25;
1355 · 68 - 955 · 68;
128 · 36 + 57 · 36.
Объясни, как ты их искал?
а) Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения;
б) Запиши это свойство в виде равенства;
в) Сравни свою запись с такой:
( a + b) · c = a · c + b · c.
Сделай вывод.
2. (№190) Замените звёздочки числами так, чтобы сумма любых трёх соседних чисел была равна 20: 7, *,*,*,*,*,*,9.

Поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей
знаково-символическое моделирование.
 
 
 
 
 
 
 
 
Общеучебные действия: поиск и выделение информации
Логические действия:
построение логической цепи рассуждений.

По учебнику А.Г.Мерзляк можно рассматривать такие задачи, в которых устанавливаются причинно – следственные связи, строятся логические рассуждения, делается вывод.

№519
Среди купленных конвертов 18 оказались розового цвета, а 12 конвертов были с марками. Кроме того, среди розовых конвертов 8 было с марками. Сколько всего купили конвертов, если они были либо розовые, либо с маркой?
В РТ №95
Какой из знаков, «+» или «-», стоит в выражении 143-140+137-134+......-2+1 перед числом:
1) 99;
2) 96?

Математика 5 класс

Содержание учебной деятельности

№273.
1) Оксана задумала число. Если к этому числу прибавить 43 и полученную сумму вычесть из числа 96, то получим число 25. Какое число задумала Оксана?

2) У Буратино было 74 сольдо. После того как он купил себе учебники для школы, папа Карло дал ему 25 сольдо. Тогда у Буратино стало 68 сольдо. Сколько сольдо потратил Буратино на учебники?


Общеучебные универсальные действия:
моделирование; преобразование объекта в модель;
Универсальные логические действия:
построение логической цепи рассуждений; синтез как составление целого из частей;
Познавательные
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

В три магазина привезли 3840 кг. масла. После того как первый магазин продал 568 кг, второй- 624 кг и третий- 401 кг, масла осталось во всех магазинах поровну. Сколько кг. масла получил каждый магазин?




3840 кг

1 магазин - ?

2 магазин - ?

3 магазин - ?

Продано

568 кг

624 кг

401 кг

Осталось

?

?

Пусть во всех магазинах осталось х кг. масла. Тогда (568+х+624+х+401+х) кг. масла в трёх магазинах или 3840 кг.
568+х+624+х+401+х = 3840,
3х + 1593 = 3840,
х=749.
749 кг. масла осталось во всех магазинах.
Теперь нужно найти: сколько кг масла привезли в каждый магазин?
1 магазин: 568+749= 1317( кг)
2 магазин: 624+749= 1373( кг)
3 магазин: 401+749=1150(кг)
Ответ: 1317 кг, 1373 кг, 1150 кг.

Содержание учебной деятельности

Найти правило размещения чисел в полукругах и вставь недостающие числа.

Логические действия:
построение логической цепи рассуждений;

Общеучебные действия: поиск и выделение информации; формирование умения выделять закономерность.

Рекомендации по развитию универсальных учебных действий


Если вы хотите, чтобы дети усвоили материал по вашему предмету, научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) – пример – значение материала).
Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Спасибо.

Посмотрите также