Тема: Изменение имен существительных по падежам (склонение)
Оценка 5

Тема: Изменение имен существительных по падежам (склонение)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
02.12.2022
Тема: Изменение имен существительных по падежам (склонение)
технологическая карта по русскому языку 3 класс Тема: Изменение имен существительных по падежам (склонение)
техкарта 3 кл.docx

 

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Изменение имен существительных по падежам (склонение)

Предмет: русский язык

Авторы учебника: Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.

      Класс: 3

 

Цель урока: формирование первоначального представления о склонении имён существительных, знакомство учащихся с названием падежей, способом определения их у имён существительных в предложении, составление карточки – помощницы.

 

Задачи урока:

обучающие: знакомить учащихся с понятием «падеж», с названиями падежей, вопросами; предлогами;  вспомогательными словами.

развивающие: формировать критическое мышление учащихся, умение ставить вопросы, анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (умение действовать по алгоритму);активизировать мыслительную деятельность.

воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения в парах со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку, волевые качества у учащихся, умение выступать перед классом, правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи, воспитывать у детей сознательное отношение к учебному труду.

           

         Методы обучения:

·         Словесные (беседа, фронтальный опрос);

·         Наглядные (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы);

·         Практические (упражнения);

·         Поисковые (частично-поисковые);

·         Аналитический;

·         Самостоятельной работы учеников.

       Форма работы: групповая,  индивидуальная, фронтальная

   Технологии:

 Технология проблемного диалога;

ТРИЗ технология;

 

    Формируемые УУД:

- познавательные УУД (получить первоначальные знания о склонении имен существительных (изменении по падежам)

- личностные УУД  (устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала)

- коммуникативные УУД (сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, формулировать монологическое  высказывание)

- регулятивные УУД (ставить учебные задачи, проверять результат выполненного задания) 

- предметные УУД (определять падеж имени существительного, правильно ставить вопрос к имени существительному, писать слова с известными орфограммами)

 

             Оборудование:

-перфокарты, учебник Ф.Л. Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык» 2 часть

-  ПК, проектор;

- презентация «Изменение имен существительных по падежам (склонение)»

 

                                                              Технологическая карта урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный этап

 

 

 

 

Приветствие, сообщение темы и задач занятия, создание эмоционального настроя

-Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Давайте повернёмся и поздороваемся с ними.

 В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Встречают по одежке – провожают по уму». Она очень точно указывает на то, что в человеке необходимо ценить разум и его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов. К сожалению ,некоторые люди не могут выразить свои мысли с помощью слов. А почему, узнаем из сценки.

-Итак, кабинет детского врача. К нему на приём пришёл необычный пациент- мальчик Петя.

 

Сценка

Доктор. На что жалуешься молодой человек?

Петя. Захворнул  я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет и горлу дерёт.

Доктор. Во рту, говоришь?! Сейчас посмотрим (ставит термометр). В каком классе учитесь, молодой человек?

Петя. В третьем «Бы».

Доктор. В третьем «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в своём классе?

Петя. Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.

Доктор. Жутко и весело? А учитесь как?

Петя. Порядочек! Ништяк! Клёво! Особенно ботаники. Они без мобилы учатся и  телек не смотрят.

Доктор. Порядочек! Ништяк ! (Берёт у Пети градусник.) Ну-ка, открой рот. Я так и знал. У тебя серьёзно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь сам. Я тебе дам хороший рецепт (он извлекает из стола и показывает учебник  русского языка).  Из неё ты узнаешь, как нужно говорить и писать.

-Ребята, вам понравилась сценка? Давайте поаплодируем нашим артистам! Что же случилось с Петей, он действительно заболел?

-Вы ещё раз убедились, что необходимо изучать правила русского языка. И я вас приглашаю на урок, чтобы открыть новую тайну русского языка.

Запись даты урока.

 

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают

15 февраля.

Классная работа.

Личностные:; формирование интереса (мотивации) к учению.

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация  знаний

3 мин

 

 

 

 

 

2 мин

 

1)Словарно-орфографическая  разминка (слайд

-Прочитайте пословицу на доске. Прочитаем хором.

 «Встр_ч_ют по _дежке – пр_в_жают по уму».  

-Объясните орфограммы.

-Запишите каллиграфически правильно 

-Определите род и число имён существительных

-Что ещё знаете о имени существительном?

2) Повторение о имени существительном  Модель ЭИЗ игра «Пинг- понг»

- Давайте проверим ваши знания. Сыграем в игру «Пинг- Понг» Играем в пинг-понг с объектом «Часть речи- существительное». Первая команда называет имя признака, вторая – соответствующее значение признака. Затем наоборот. Будьте внимательны, называйте имена, которые имеют одно конкретное значение признака. Проигрывает та команда, которая  не может назвать имя признака или ответить значением.

- Имя существительное. Что обозначает?

- Предмет. На какие вопросы отвечает?

- Кто? Что? Как называются существительные, которые отвечают на вопрос кто?

- Одушевленные. Как называются существительные, которые отвечают на вопрос что?

- Неодушевленные. Как называются существительные, которые пишутся с заглавной буквы?

- Собственные. Как называются остальные имена существительные?

- Нарицательные.  В какую форму надо поставить имя существительное, чтобы определить род?

- Начальную. У существительных, какого рода на конце после шипящих пишется мягкий знак?

- Женского.

 

 

 

Записывают пословицу, определяют род и число существительных.

 

 

 

Одна группа задаёт вопрос другой группе, группа отвечает и задаёт свой вопрос следующей группе и так по цепочке. Во время игры перекидывают мяч или воздушный шарик.

 

ПознавательныеУУД:

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

ЛичностныеУУД:

желания продолжать свою учебу.

Регулятивные УУД:

.Определять цель учебной деятельности

3.Самоопределе-

ние к деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) « Приём отсроченная загадка»

Как вы думаете, мы всё узнали об имени существительном? У меня есть загадка!

В немецком языке 4 , у финнов – 15, в грамматике Венгрии целых 22. А вот в китайском языке  их нет!

-Вы хотите найти ответ на этот вопрос, тогда вперёд к знаниям!

 2)  Работа по учебнику.

Наблюдение над изменением формы слова. Выборочное списывание.

Упр.29, с.19 (учебник)- какой значок стоит рядом с заданием? Что мы будем делать в этом упражнении? (сравнивать)

-Прочитайте задание. Как вы думаете, о чём будет текст?

-Давайте прочитаем его вслух. Придумайте заголовок.

- Какое слово повторятся в тексте?( каток)

- Поставьте к нему вопросы и запишите по образцу. ( На доске заранее записаны словосочетания, учитель открывает их постепенно)

- Это однокоренные слова или формы одного и того же слова?( формы одного и того же слова, только поменялось окончание)

Диалог Совенка и Вани

с. 19 (учебник)

- Почему менялись окончания? ( Потому что изменялись вопросы)

-Что мы делали со словом каток? ( Изменяли по вопросам)

4)   Постановка учебной задачи (с.18 учебника)

- Прочитайте название раздела.

- Мы уже изменяли имя существительное по вопросам и сделали вывод, что при этом изменяется его окончание.

- А что такое падеж, склонение? (дети затрудняются ответить)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в тетради. Списывают словосочетания в тетрадь, выделяют окончание. На доске выделяют окончания в слове каток.

Делают вывод.

Подтверждают свое мнение диалогом Совёнка и Вани в учебнике с. 19

 

 

 

Читают название раздела с. 18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПознавательныеУУД:

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

ЛичностныеУУД:

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Регулятивные УУД:

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

 

4. Целеполагание

 

 

Какую цель поставим себе на этот урок?  Узнать, что такое изменение имен существительных по падежам и что такое склонение

( Позже - узнать  названия падежей, вопросы каждого падеж, предлоги, учится определять падеж.)

 

Дети формулируют задачи урока: узнать  названия падежей, вопросы каждого падеж, учится определять падеж, развивать навыки грамотного письма.

 

 

 

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Физминутка

 

1.Первичное усвоение новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальная физкультминутка « Пяточка, носочек…»

 

 

 

                        Составление правила

 -Давайте попробуем сами составить  правило ( на экране 2 слайд)

Изменение______________ существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.

Подсказка : что изменялось у существительных, когда мы задавали разные вопросы? ( Окончание)

   2.       Работа по учебнику. «Узелки на память»  с.20

         -Прочитайте первую часть правила.

-Сравним наше правило с правилом в учебнике.

-Прочитаем вторую часть правила.

–Сколько в русском языке падежей? А мы знаем их названия, их вопросы?

-Дополните цель нашего урока.( узнать названия падежей, вопросы)

3. Знакомство с этимологией слова  падеж, склонение.

      Настало время  познакомиться с падежами поближе.

 Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Изменение по падежам называется «склонение». (3слайд)

4.           Знакомство с падежами русского языка.

Работа в группах.

Каждая группа получила стихотворение о каком-то падеже. Задание: прочитать стихотворение, узнать название падежа, заполнить карточку: название падежа, вопросы, предлоги. ( 2- 3 минуты)

Представление падежей.

Во время представления падежей  заполняется карточка- помощница у каждого.

Итак, давайте представим падежи имени существительного:

1.         Есть именительный падеж,( 4 слайд)

И нет на нём чужих одежд.

Его легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы – кто? и что?

Ни с чем не спутает никто.

С каким падежом познакомились ? На какие вопросы отвечают существительные в им. падеже? Почему этих вопросов два? Употребляются ли существительные в И.п. с предлогами?

-Ребята, чтобы легче было определить падеж у существительного можно подставить вспомогательное слово. У И.п. это слово- есть. Есть что? Парта, ручка.

2.         А я – падеж родительный.( 5 слайд)

Характер мой – общительный.

Кого? Чего? Нет – вот он я!

Предлоги часто мне друзья:

И с, и до, и у, и из –

До неба вверх и с неба вниз.

Похож я на винительный

Бываю иногда,

Но в тексте различите вы

Два падежа всегда.

С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в род. падеже? С какими предлогами употребляются? На какой падеж похож? –

-Вспомогательное слово- нет.

3.Я называюсь дательным,(6 слайд)

Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать.

С предлогом к и по дружу,

Но и один гулять хожу.

С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в дат. падеже? Употребляются с предлогами? Какими? Вспомогательное слово- дать.

4.         А я – винительный падеж (7 слайд)

И я во всём виню невежд.

Зато отличников люблю,

Для них «пятёрки» я ловлю.

Кого позвать? Во что играть,

Готов ребятам подсказать.

Не прочь с предлогами дружить(в, на, за, через, про),

Но и без них могу прожить.

С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в вин. падеже? Назовите предлоги. Вспомогательное слово- вижу.

5.         А я – творительный падеж,( 8 слайд)

Исполнен всяческих надежд.

Любуюсь! – Чем?

Творите! – С кем?

Я подскажу вам – нет проблем!

Предлогам перед, под и над

В любой момент я очень рад.

С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в тв. падеже? Вспомогательное слово- доволен.

6. Я – падеж предложный.( 9 слайд)

Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чём я говорил?

Ах да, нужны предлоги!

Без них мне нет дороги.

Пусть будет о, и в, и при –

Ты их случайно не сотри:

Тогда смогу я рассказать,

О чём мечтать и в чём гулять?

С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в пр. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Без чего никогда не употребляются сущ-е в пр. падеже? Вспомогательное слово- думаю.

 

 5)А это предложение поможет нам  легче запомнить последовательность  падежей.

Иван рубит дрова, Варвара топит печь. ( 10 слайд)

-Повторим поговорку хором, группой,  по одному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сами формулируют правило с подсказкой на экране

Сравнивают своё правило с правилом в учебнике.

 

 

 

 

 

Работа в группах.

Группа получает задание –прочитаь стих о падеже, найти вопросы падежа, предлоги, вспомогательное слово.

Представители каждой группы выходят к доске читают стихотворение о падеже.

Дети из этой группы отвечают на вопросы учителя о падеже. Весь класс заполняет карточку-помощницу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пытаются запомнить поговорку.

 Иван рубит дрова, Варвара топит печь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий

 

 

Комуникативные УУД:

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

ЛичностныеУУД:

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу

7.Первичное закрепление полученных знаний

 

- Ребята, теперь вы знаете что такое падежи, названия падежей. Попробуйте применить ваши знания.

1.      Просклонять слова .

1.      Игра « Определите падеж» слова «дорога»  в стихотворении

( 11,12,13  слайд   ) ( в группе определят падеж и показывают карточку с нужным падежом)

1.       Разгадайте ребусы. Просклоняйте слова .

(урок, цапля) ( 14 слайд)

 

     3..Определите падеж  выписанных существительных из упр. 29

         ( парах)

Работают в группе.

Определяют падеж устно на экране пользуясь карточкой- помощницей.

Во время проверки группа поднимает карточку с падежом.

Склоняют слова на доске и в тетрадях.

Определяют падеж сущ. каток в упр. 29

Комуникативные УУД:

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Познавательные УУД:

 находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

Регулятивные УУД:

Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

 

8.Подведение итогов. Рефлексия

 

          А помните загадку?

 - В немецком языке 4 , у финнов – 15, в грамматике Венгрии целых 22. А вот в китайской грамматике  их нет! Кто, догадался о чём речь?

Правильно! Это падежи. А сколько их в русском языке?

-Какую цель мы поставили на уроке? Достигли её или нет?

-Какие знания, опыт каждый из вас сегодня получил ?

 Выскажите своё отношение к данному уроку с помощью фраз- подсказок: (14 слайд)

-Я повторил на уроке….

-Было интересно….

-Особенно понравилось….

-Вызвало затруднение…

-Я ухожу с …. настроением

- Нужно выучить…

- Ребята, подумайте, кто в вашей группе работал лучше всех? Кому можно поставить 5, 4?

Оценивание учителем. Лучше всех мне помогали на уроке……….

Им можно поставить 5.

 

 

Отвечают на вопросы  учителя.

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают своё мнение об уроке.

. ЛичностныеУУД:

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу

Комуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Познавательные УУД:

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

 

9. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

   Упр. 50 в тетради, правило с. 18-20 и выучить название падежей и вопросы.

Записывают домашнее задание.

Познавательные УУД:

 Закрепить умение выполнять домашнее задание по алгоритму.

 

Регулятивные УУД:

 Определять цель учебной деятельности.

 


 

Урок русского языка в 3 классе

Урок русского языка в 3 классе

УУД (устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала) - коммуникативные

УУД (устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала) - коммуникативные

Петя. В третьем «Бы». Доктор

Петя. В третьем «Бы». Доктор

Проигрывает та команда, которая не может назвать имя признака или ответить значением

Проигрывает та команда, которая не может назвать имя признака или ответить значением

Приём отсроченная загадка» Как вы думаете, мы всё узнали об имени существительном?

Приём отсроченная загадка» Как вы думаете, мы всё узнали об имени существительном?

Регулятивные : - постановка учебной задачи на основе соотнесения того , что уже известно и усвоено учащимися и того , что еще не известно ;

Регулятивные : - постановка учебной задачи на основе соотнесения того , что уже известно и усвоено учащимися и того , что еще не известно ;

Музыкальная физкультминутка «

Музыкальная физкультминутка «

У И.п. это слово- есть. Есть что?

У И.п. это слово- есть. Есть что?

С каким падежом познакомились?

С каким падежом познакомились?

Первичное закрепление полученных знаний -

Первичное закрепление полученных знаний -

Нужно выучить… - Ребята, подумайте, кто в вашей группе работал лучше всех?

Нужно выучить… - Ребята, подумайте, кто в вашей группе работал лучше всех?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2022