Урок русского языка в 3 классе
Тема: Изменение имен существительных по падежам (склонение)
Предмет: русский язык
Авторы учебника: Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.
Класс: 3
Цель урока: формирование первоначального представления о склонении имён существительных, знакомство учащихся с названием падежей, способом определения их у имён существительных в предложении, составление карточки – помощницы.
Задачи урока:
обучающие: знакомить учащихся с понятием «падеж», с названиями падежей, вопросами; предлогами; вспомогательными словами.
развивающие: формировать критическое мышление учащихся, умение ставить вопросы, анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (умение действовать по алгоритму);активизировать мыслительную деятельность.
воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения в парах со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку, волевые качества у учащихся, умение выступать перед классом, правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи, воспитывать у детей сознательное отношение к учебному труду.
Методы обучения:
· Словесные (беседа, фронтальный опрос);
· Наглядные (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы);
· Практические (упражнения);
· Поисковые (частично-поисковые);
· Аналитический;
· Самостоятельной работы учеников.
Форма работы: групповая, индивидуальная, фронтальная
Технологии:
Технология проблемного диалога;
ТРИЗ технология;
Формируемые УУД:
- познавательные УУД (получить первоначальные знания о склонении имен существительных (изменении по падежам)
- личностные УУД (устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала)
- коммуникативные УУД (сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, формулировать монологическое высказывание)
- регулятивные УУД (ставить учебные задачи, проверять результат выполненного задания)
- предметные УУД (определять падеж имени существительного, правильно ставить вопрос к имени существительному, писать слова с известными орфограммами)
Оборудование:
-перфокарты, учебник Ф.Л. Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык» 2 часть
- ПК, проектор;
- презентация «Изменение имен существительных по падежам (склонение)»
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1.Организационный этап
|
Приветствие, сообщение темы и задач занятия, создание эмоционального настроя -Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Давайте повернёмся и поздороваемся с ними. В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Встречают по одежке – провожают по уму». Она очень точно указывает на то, что в человеке необходимо ценить разум и его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов. К сожалению ,некоторые люди не могут выразить свои мысли с помощью слов. А почему, узнаем из сценки. -Итак, кабинет детского врача. К нему на приём пришёл необычный пациент- мальчик Петя.
Сценка Доктор. На что жалуешься молодой человек? Петя. Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет и горлу дерёт. Доктор. Во рту, говоришь?! Сейчас посмотрим (ставит термометр). В каком классе учитесь, молодой человек? Петя. В третьем «Бы». Доктор. В третьем «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в своём классе? Петя. Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело. Доктор. Жутко и весело? А учитесь как? Петя. Порядочек! Ништяк! Клёво! Особенно ботаники. Они без мобилы учатся и телек не смотрят. Доктор. Порядочек! Ништяк ! (Берёт у Пети градусник.) Ну-ка, открой рот. Я так и знал. У тебя серьёзно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь сам. Я тебе дам хороший рецепт (он извлекает из стола и показывает учебник русского языка). Из неё ты узнаешь, как нужно говорить и писать. -Ребята, вам понравилась сценка? Давайте поаплодируем нашим артистам! Что же случилось с Петей, он действительно заболел? -Вы ещё раз убедились, что необходимо изучать правила русского языка. И я вас приглашаю на урок, чтобы открыть новую тайну русского языка. Запись даты урока.
|
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место
Записывают 15 февраля. Классная работа. |
Личностные:; формирование интереса (мотивации) к учению.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний 3 мин
2 мин |
1)Словарно-орфографическая разминка (слайд -Прочитайте пословицу на доске. Прочитаем хором. «Встр_ч_ют по _дежке – пр_в_жают по уму». -Объясните орфограммы. -Запишите каллиграфически правильно -Определите род и число имён существительных -Что ещё знаете о имени существительном? 2) Повторение о имени существительном Модель ЭИЗ игра «Пинг- понг» - Давайте проверим ваши знания. Сыграем в игру «Пинг- Понг» Играем в пинг-понг с объектом «Часть речи- существительное». Первая команда называет имя признака, вторая – соответствующее значение признака. Затем наоборот. Будьте внимательны, называйте имена, которые имеют одно конкретное значение признака. Проигрывает та команда, которая не может назвать имя признака или ответить значением. - Имя существительное. Что обозначает? - Предмет. На какие вопросы отвечает? - Кто? Что? Как называются существительные, которые отвечают на вопрос кто? - Одушевленные. Как называются существительные, которые отвечают на вопрос что? - Неодушевленные. Как называются существительные, которые пишутся с заглавной буквы? - Собственные. Как называются остальные имена существительные? - Нарицательные. В какую форму надо поставить имя существительное, чтобы определить род? - Начальную. У существительных, какого рода на конце после шипящих пишется мягкий знак? - Женского. |
Записывают пословицу, определяют род и число существительных.
Одна группа задаёт вопрос другой группе, группа отвечает и задаёт свой вопрос следующей группе и так по цепочке. Во время игры перекидывают мяч или воздушный шарик. |
ПознавательныеУУД: Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. ЛичностныеУУД: желания продолжать свою учебу. Регулятивные УУД: .Определять цель учебной деятельности |
3.Самоопределе- ние к деятельности
|
1) « Приём отсроченная загадка» Как вы думаете, мы всё узнали об имени существительном? У меня есть загадка! В немецком языке 4 , у финнов – 15, в грамматике Венгрии целых 22. А вот в китайском языке их нет! -Вы хотите найти ответ на этот вопрос, тогда вперёд к знаниям! 2) Работа по учебнику. Наблюдение над изменением формы слова. Выборочное списывание. Упр.29, с.19 (учебник)- какой значок стоит рядом с заданием? Что мы будем делать в этом упражнении? (сравнивать) -Прочитайте задание. Как вы думаете, о чём будет текст? -Давайте прочитаем его вслух. Придумайте заголовок. - Какое слово повторятся в тексте?( каток) - Поставьте к нему вопросы и запишите по образцу. ( На доске заранее записаны словосочетания, учитель открывает их постепенно) - Это однокоренные слова или формы одного и того же слова?( формы одного и того же слова, только поменялось окончание) Диалог Совенка и Вани с. 19 (учебник) - Почему менялись окончания? ( Потому что изменялись вопросы) -Что мы делали со словом каток? ( Изменяли по вопросам) 4) Постановка учебной задачи (с.18 учебника) - Прочитайте название раздела. - Мы уже изменяли имя существительное по вопросам и сделали вывод, что при этом изменяется его окончание. - А что такое падеж, склонение? (дети затрудняются ответить)
|
Работают в тетради. Списывают словосочетания в тетрадь, выделяют окончание. На доске выделяют окончания в слове каток. Делают вывод. Подтверждают свое мнение диалогом Совёнка и Вани в учебнике с. 19
Читают название раздела с. 18.
|
ПознавательныеУУД: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. ЛичностныеУУД: Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Регулятивные УУД: Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
|
4. Целеполагание
|
Какую цель поставим себе на этот урок? Узнать, что такое изменение имен существительных по падежам и что такое склонение ( Позже - узнать названия падежей, вопросы каждого падеж, предлоги, учится определять падеж.) |
Дети формулируют задачи урока: узнать названия падежей, вопросы каждого падеж, учится определять падеж, развивать навыки грамотного письма.
|
Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
|
4.Физминутка
1.Первичное усвоение новых знаний
|
Музыкальная физкультминутка « Пяточка, носочек…»
Составление правила -Давайте попробуем сами составить правило ( на экране 2 слайд) Изменение______________ существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Подсказка : что изменялось у существительных, когда мы задавали разные вопросы? ( Окончание) 2. Работа по учебнику. «Узелки на память» с.20 -Прочитайте первую часть правила. -Сравним наше правило с правилом в учебнике. -Прочитаем вторую часть правила. –Сколько в русском языке падежей? А мы знаем их названия, их вопросы? -Дополните цель нашего урока.( узнать названия падежей, вопросы) 3. Знакомство с этимологией слова падеж, склонение. Настало время познакомиться с падежами поближе. Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Изменение по падежам называется «склонение». (3слайд) 4. Знакомство с падежами русского языка. Работа в группах. Каждая группа получила стихотворение о каком-то падеже. Задание: прочитать стихотворение, узнать название падежа, заполнить карточку: название падежа, вопросы, предлоги. ( 2- 3 минуты) Представление падежей. Во время представления падежей заполняется карточка- помощница у каждого. Итак, давайте представим падежи имени существительного: 1. Есть именительный падеж,( 4 слайд) И нет на нём чужих одежд. Его легко все узнают И в подлежащее зовут. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы – кто? и что? Ни с чем не спутает никто. С каким падежом познакомились ? На какие вопросы отвечают существительные в им. падеже? Почему этих вопросов два? Употребляются ли существительные в И.п. с предлогами? -Ребята, чтобы легче было определить падеж у существительного можно подставить вспомогательное слово. У И.п. это слово- есть. Есть что? Парта, ручка. 2. А я – падеж родительный.( 5 слайд) Характер мой – общительный. Кого? Чего? Нет – вот он я! Предлоги часто мне друзья: И с, и до, и у, и из – До неба вверх и с неба вниз. Похож я на винительный Бываю иногда, Но в тексте различите вы Два падежа всегда. С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в род. падеже? С какими предлогами употребляются? На какой падеж похож? – -Вспомогательное слово- нет. 3.Я называюсь дательным,(6 слайд) Работаю старательно. Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я могу сказать. С предлогом к и по дружу, Но и один гулять хожу. С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в дат. падеже? Употребляются с предлогами? Какими? Вспомогательное слово- дать. 4. А я – винительный падеж (7 слайд) И я во всём виню невежд. Зато отличников люблю, Для них «пятёрки» я ловлю. Кого позвать? Во что играть, Готов ребятам подсказать. Не прочь с предлогами дружить(в, на, за, через, про), Но и без них могу прожить. С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в вин. падеже? Назовите предлоги. Вспомогательное слово- вижу. 5. А я – творительный падеж,( 8 слайд) Исполнен всяческих надежд. Любуюсь! – Чем? Творите! – С кем? Я подскажу вам – нет проблем! Предлогам перед, под и над В любой момент я очень рад. С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в тв. падеже? Вспомогательное слово- доволен. 6. Я – падеж предложный.( 9 слайд) Со мною случай сложный. Мне без предлогов свет не мил. О ком? О чём я говорил? Ах да, нужны предлоги! Без них мне нет дороги. Пусть будет о, и в, и при – Ты их случайно не сотри: Тогда смогу я рассказать, О чём мечтать и в чём гулять? С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в пр. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Без чего никогда не употребляются сущ-е в пр. падеже? Вспомогательное слово- думаю.
5)А это предложение поможет нам легче запомнить последовательность падежей. Иван рубит дрова, Варвара топит печь. ( 10 слайд) -Повторим поговорку хором, группой, по одному.
|
Сами формулируют правило с подсказкой на экране Сравнивают своё правило с правилом в учебнике.
Работа в группах. Группа получает задание –прочитаь стих о падеже, найти вопросы падежа, предлоги, вспомогательное слово. Представители каждой группы выходят к доске читают стихотворение о падеже. Дети из этой группы отвечают на вопросы учителя о падеже. Весь класс заполняет карточку-помощницу.
Пытаются запомнить поговорку. Иван рубит дрова, Варвара топит печь
|
Познавательные Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Регулятивные УУД: Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий
Комуникативные УУД: Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). ЛичностныеУУД: Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу |
7.Первичное закрепление полученных знаний
|
- Ребята, теперь вы знаете что такое падежи, названия падежей. Попробуйте применить ваши знания. 1. Просклонять слова . 1. Игра « Определите падеж» слова «дорога» в стихотворении ( 11,12,13 слайд ) ( в группе определят падеж и показывают карточку с нужным падежом) 1. Разгадайте ребусы. Просклоняйте слова . (урок, цапля) ( 14 слайд)
3..Определите падеж выписанных существительных из упр. 29 ( парах) |
Работают в группе. Определяют падеж устно на экране пользуясь карточкой- помощницей. Во время проверки группа поднимает карточку с падежом. Склоняют слова на доске и в тетрадях. Определяют падеж сущ. каток в упр. 29 |
Комуникативные УУД: Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Познавательные УУД: находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. Регулятивные УУД: Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.
|
8.Подведение итогов. Рефлексия
|
А помните загадку? - В немецком языке 4 , у финнов – 15, в грамматике Венгрии целых 22. А вот в китайской грамматике их нет! Кто, догадался о чём речь? Правильно! Это падежи. А сколько их в русском языке? -Какую цель мы поставили на уроке? Достигли её или нет? -Какие знания, опыт каждый из вас сегодня получил ? Выскажите своё отношение к данному уроку с помощью фраз- подсказок: (14 слайд) -Я повторил на уроке…. -Было интересно…. -Особенно понравилось…. -Вызвало затруднение… -Я ухожу с …. настроением - Нужно выучить… - Ребята, подумайте, кто в вашей группе работал лучше всех? Кому можно поставить 5, 4? Оценивание учителем. Лучше всех мне помогали на уроке………. Им можно поставить 5.
|
Отвечают на вопросы учителя.
Высказывают своё мнение об уроке. |
. ЛичностныеУУД: Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу Комуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Познавательные УУД: Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
|
9. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении |
Упр. 50 в тетради, правило с. 18-20 и выучить название падежей и вопросы. |
Записывают домашнее задание. |
Познавательные УУД: Закрепить умение выполнять домашнее задание по алгоритму.
Регулятивные УУД: Определять цель учебной деятельности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.