Назначение методической разработки – воспитание гражданина демократического правового общества посредством формирования представления о мире, государстве, о социальных отношениях между людьми.
Категория - учащиеся 10-11-го классов
Место и время проведения занятия - урок - внеклассное мероприятие
ТЕМА: Конституция Российской Федерации: действенность избирательной системы –
от президентских до муниципальных выборов
«Я не знаю, кому еще можно доверить управление обществом, кроме самих людей...» (Т. Джефф)
«Всякий раз, осмысливая роль президента в государстве, помните,
что единственный титул в нашей демократической системе,
который выше титула президента, - это титул гражданина»!
(Д. Картер)
Дидактическая цель: создать условия для расширения и систематизации знаний учащихся по вопросам российской Конституции и в частности по вопросам избирательной системы как в РФ в целом, так и на муниципальном уровне.
Задачи по содержанию:
образовательная: ознакомление учащихся с сущностью и принципами по Конституции страны избирательной системы РФ, различными видами избирательных систем, процедурой выборов на муниципальном уровне в РФ;
развивающая: формирование у учащихся аналитических умений и навыков, аналитического мышления, применения полученных знаний на практике, умение вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, проявлять коммуникативные умения работы в группе, создание коллективных проектов.
воспитательная: формировать чувство ответственности за будущее своей страны; активизировать гражданскую позицию учащихся, убедить всех в необходимости выполнять свой гражданский долг голосуя на выборах.
Технологическая карта
Этапы урока |
Методы и формы проведения |
Время |
Ожидаемые результаты |
I. Подготовительный |
Изучение дополнительной литературы, СМИ, анкетирование родителей, оформление проекта |
|
Активность обучающихся, хороший темп урока, эмоциональность |
II. Мотивация и актуализация знаний |
Вступительное слово учителя. /Беседа – диалог/ |
2 мин |
Учащиеся формулируют тему урока по эпиграфу. Цель –определяется в ходе урока |
III. Целеполагание |
Постановка целей и задач урока. План урока. /Беседа/ |
2 мин |
Учащиеся осознают значимость рассматриваемых вопросов, ценность изучаемой темы. |
IV. Уточнение понятий |
Рассматривание понятий: выборы, избирательная система, избирательный процесс, гражданин, выборы, избиратель, избирательные права, принципы избирательного права, электорат, кандидат. |
5 мин |
Усваивают понятия, выявляют общие и отличительные признаки. |
V. Операционно – познавательный этап |
Результат индивидуальной, группой работы учащихся по предварительным заданиям-проектам.
|
27мин |
Формирование активной жизненной позиции, подготовка к осознанному выполнению роли избирателя. |
VI. Обсуждение: |
Анкетирование |
4 мин |
Умение обрабатывать материалы СМИ, анкеты и делать их анализ |
VII. Рефлексия |
Бюллетень для голосования: «Вырази своё отношение к сегодняшнему уроку» |
3мин |
Урок останется надолго в памяти.
|
Карта – схема урока
Тема |
Конституция Российской Федерации: действенность избирательной системы – от президентских до муниципальных выборов |
План |
I. «Вызов»: Учащиеся осознают значимость рассматриваемых вопросов, ценность изучаемой темы. II. Осмысление: É Цель и задачи урока É Словарная работа III. Основное содержание урока: 1. Краткая характеристика Конституции РФ 2. Избирательная система. 3. Принципы избирательного права. 4. Виды избирательных систем. 5. Избирательный процесс. 6. Избирательная кампания в муниципалитете Ивнянский район (президентская …., муниципальная - 08.09.2013) IV. Рефлексия |
Эпиграф урока |
«Я не знаю, кому еще можно доверить управление обществом, кроме самих людей...» (Т. Джефф)
«Всякий раз, осмысливая роль президента в государстве, помните, что единственный титул в нашей демократической системе, который выше титула президента, - это титул гражданина»! (Д. Картер) |
Цель урока |
создать условия для расширения и систематизации знаний учащихся по вопросам избирательной системы РФ. |
Форма урока |
занятие в группах с использованием метода проекта |
Возможная личностно значимая проблема |
способствовать воспитанию гражданственности не только родителей, но и самих учащихся как будущих избирателей |
Методы обучения и формы организации деятельности учащихся |
|
Источники информации |
|
Оборудование |
· дидактические материалы (раздаточный материал по проекту) · материалы СМИ
|
Подготовка урока |
За две недели учащиеся получают темы по проекту «Конституция Российской Федерации: действенность избирательной системы – от президентских до муниципальных». Класс делится на группы, группа выбирает тему по своим интересам, даёт название своей команде: 1. Краткая характеристика Конституции РФ - «Политологи» 2.Избирательная система - «Мы выбираем, нас выбирают…» 3.Принципы избирательного права – «Правозащитники» 4.Виды избирательных систем – «Мой голос» 5.Избирательный процесс - «Даёшь, молодёжь!» 6. Избирательная кампания в муниципалитете «Ивнянский район» (депутатов в Государственную думу, губернатора и президента РФ – создание буклета по каждым выборам) - – «Аргументы и факты» По ходу урока идёт защита проекта. |
Предполагаемые результаты
|
В результате проведения занятия участники смогут: É познакомиться с формулой современных выборов, с ее преимуществами и недостатками; É понять важность знания и умения пользоваться избирательными правами; É расширить и углубить знания о том, как происходит избирательная кампания; É проводить первичный анализ и применение информации по темам «Избирательное право и избирательный процесс РФ». |
Тема урока: Конституция Российской Федерации: действенность избирательной системы – от президентских до муниципальных выборов
Тип урока - изучение нового материала (конспект урока)
План:
1. Краткая характеристика Конституции РФ
2. Словарная работа
3.Принципы избирательного права.
4.Виды избирательных систем.
5.Избирательный процесс.
6. Избирательная кампания в муниципалитете «Ивнянский район»
Гость урока - Председатель Избирательной комиссии муниципального района «Ивнянский район» Т. А. Макарчук
Ход урока
Организационный момент
Мотивация
Учитель
Почему мы серьезно занимаемся изучением темы «Конституция РФ», тем более расширяя её диапазон? Закон пишется не для того чтобы его просто читали, но для того, что бы знать как применить его в нашей жизни. Страна готовится отметить 25-летие принятия Конституции России 12 декабря 2018 года. В преддверии этого главного государственного праздника мы решили изучить не только теорию (статьи Закона), но и проанализировать выборные кампании (по Конституции РФ – избирательная система) прошедшие в нашем Ивнянском районе - президентские – март 2018 года.
Дом! Хорошо, когда у тебя есть дом, способный приютить, обогреть, утешить, поддержать, дать отдых душе и телу. Хорошо, когда в доме есть человек, способный встретить и понять твои мечты и поступки. Хорошо, когда в доме раздаются голоса, способные подарить любовь и понимание. Хорошо, когда в доме у тебя мир и покой. Как построить такой дом, в котором не будет боли и страдания, разочарования и уныния? Ответ прост: Нужно построить развитое демократическое общество. А как это сделать? Мы, граждане Российской Федерации, должны активно участвовать в решении государственных и общественных дел. И помнить, что при формировании властных структур граждане берут на себя ответственность за свой выбор, а значит за будущее своей семьи, родного края, своей Родины.
Такие уроки формируют гражданскую политическую культуру. Культуре демократии нужно учиться. Чем активнее человек включается в политическую жизнь, чем осознаннее осваивает он демократические ценности и закрепляет их в своем политическом поведении, тем сильнее и краше будет наше Отечество. От нас, избирателей Российской Федерации, зависит благополучие нашего края, России, а значит будущее наших детей и внуков.
Поэтому наше занятие актуально и значимо для каждого гражданина страны.
С краткой характеристикой Конституции выступят «Политологи»- 1-я группа учащихся.
Ученик - Что такое Конституция? Конституция – это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Конституция РФ является основным законом нашего государства, то есть ни один правовой документ, будь то федеральный закон или указ Президента, не должны противоречить требованиям и нормам, отраженным в Конституции.
В истории Российской Федерации было пять конституций, включая ныне действующую:
1918 г. — Конституция РСФСР, принятая вскоре после Октябрьской революции;
1924 г. — Конституция СССР, принятая после образования Советского Союза;
1936 г. — Конституция СССР, знаменовавшая утверждение нового постреволюционного сталинского режима;
1977 г. — Конституция СССР эпохи "застоя", означавшая формирование советской системы в ее наиболее развитом, зрелом виде; — и, наконец,
12 декабря 1993 г. — Конституция Российской Федерации, принятая после политического противостояния и трагических событий октября 1993 г., создавшая новый политический режим с чрезвычайно сильной президентской властью. (материал разложен на партах)
С тех пор День Конституции является одним из самых значимых государственных праздников России. Принята она всенародным голосованием (референдумом). Состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений. Закрепляет основы конституционного строя Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти.
Учитель: А сейчас послушайте, пожалуйста, легенду.
"Давным–давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять - оскорбляй. Можно все. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось! В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи и государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны".
Учитель - Что же нужно, чтобы был мир и порядок в государстве? Начнём с самого главного – понятийного аппарата. Слово предоставляется группе «Мы выбираем, нас выбирают…».
Ученик – Проведём словарную работу.
Словарная работа: выборы, избирательная система, избирательный процесс, гражданин, избиратель, избирательные права, электорат, кандидат- (словари).
Выбор - необходимый признак демократического правового государства. Во Всеобщей декларации прав человека подчеркивается, что «воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».
Выборы - это способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления, а также занятия отдельных государственных должностей, обеспечивающих представительный характер соответствующих органов.
Функции выборов -
|
|
|
|
|
Избиратель - гражданин государства, обладающий избирательным правом, т. е. правом участия в голосовании на выборах депутатов и выборных должностных лиц. В России избирателем можно стать с 18 лет (кроме случаев, зафиксированных в Конституции: признание по суду недееспособным и нахождение в местах заключения по решению суда).
Электорат - (лат. elector - избиратель) - население, формирующее власть в результате выборов; круг избирателей, которые голосуют за определенную партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах. В электорат входит как часть избирателей, голосующих за определенную партию или кандидата, так и всех избирателей - граждан государства, которые имеют право участвовать в выборах.
Кандидат - лицо, обладающее пассивным избирательным правом и выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность.
Избирательная система - это совокупность общественных отношений, возникающих по поводу выборов.
Избирательный процесс - порядок выборов государственных органов и органов местного самоуправления, избираемых непосредственно гражданами.
Гражданин - лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Имеет определенную правоспособность, наделен правами, свободами и обременен обязанностями. По своему правовому положению гражданин конкретного государства отличается от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства. В частности, только гражданину принадлежат политические права и свободы. ( словарь разложен на каждую парту)
Учитель – Итак, подготовительный этап пройден. Можно приступить к основному материалу, а именно к процедуре выборов. Слово предоставляется «Правозащитникам» -членам 3-й группе.
Ученик -
Принципы избирательного права (тексты раздаются на каждую парту)
Всеобщее |
Равное |
Прямое |
Тайное |
Добровольность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
К выборам допус-кается все взрослое население, и каждому дается возможность реализовать свое избирательное право независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, убеждений, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям. Ограничения: а) возрастные; б) общая недееспособность (по суду); в) нахождение в местах лишения свободы; г) нахождение на государственной должности, несовместимой со статусом депутата Государственной Думы. |
Все избиратели и кандидаты участвуют в выборах на равных основаниях. Это означает: 1) значение голосов всех избирателей одинаково; 2) равное право быть избранным проявляется в предоставлении равных возможностей состязаться в предвыборной борьбе. |
Избиратели голосуют на выборах «за» или «против» кандидата непосредственно и лично. |
Исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. Избирателю предоставляется закрытая кабина для заполнения бюллетеня.
|
Никто не вправе принуждать и влиять на свободное волеизъявление. |
Учитель – Спасибо, ребята. Теперь мы разложили по полочкам принципы избирательного права. Очередь за не менее сложным понятием как виды избирательных систем. Слово предоставляется 4-й группе - «Мой голос»
Ученик –
Виды избирательных систем
|
|
|
|
|
|
|
В РФ используется смешанная избирательная система.
Учитель - Очень интересно ребята представили свой материал. Данные выступления легко отложатся в вашей памяти. Спасибо за работу. Переходим к избирательному процессу. Слово предоставляется «Даёшь, молодёжь!» - ребятам 5-й группы.
Ученик -
Избирательный процесс - деятельность по подготовке и проведению выборов.
Стадии избирательного процесса:
1. Составление списков избирателей.
2. Образование и утверждение избирательных округов и избирательных участков.
3. Формирование избирательных комиссий.
4. Выдвижение, регистрация кандидатов.
5. Предвыборная агитация.
6. Голосование.
7. Подсчет голосов и установление результатов выборов.
Выборы в РФ имеют ряд характерных черт, на которых базируется избирательный процесс. К ним относится:
1. Обеспечение подготовки и проведения выборов избирательными комиссиями.
2. Право граждан и общественных объединений на предвыборную агитацию.
3.Финансирование выборов за счет бюджетных средств.
4.Гласность при подготовке и проведении выборов.
Избирательные комиссии организуют выборы; на них возлагаются: подготовка и проведение, реализация и защита избирательных прав граждан, контроль за их соблюдением.
Избирательные комиссии
Центральная избирательная комиссия РФ
Избирательные комиссии субъектов РФ
Окружные избирательные комиссии
Территориальные (район, город) избирательные комиссии
Участковые избирательные комиссии
Центральная избирательная комиссия действует на постоянной основе, срок полномочий - четыре года, состоит из 15 человек: пять человек назначаются Государственной Думой, пять - Советом Федерации, пять - Президентом.
Учитель – Спасибо и вам ребята за конкретный материал. А вот с деятельностью муниципальной избирательной комиссией нас познакомит Председатель Избирательной комиссии муниципального района «Ивнянский район» Татьяна Анатольевна Макарчук. Мы Вас попросим осветить самый сложный вопрос избирательного законодательства - избирательный процесс по Конституции Российской Федерации (нижеследующие материалы представлены выступающей).
Выступление Председателя Избирательной комиссии муниципального района «Ивнянский район» Татьяны Анатольевны Макарчук ( из материалов выступающей - распечатанный текст лежит на каждой парте)
|
|
Участковые избирательные комиссии
ü выставляют списки избирателей
ü производят подсчет голосов и устанавливают итоги выборов
ü обеспечивают подготовку помещений для голосования
ü организуют голосование
Выдвижение и регистрация кандидатов – определяется состав кандидатов.
Право выдвижения кандидатов принадлежит:
1) избирательным объединениям;
2) непосредственно избирателям.
Избирательные объединения
|
|||||
|
|||||
Предвыборная агитация может осуществляться через СМИ, путем проведения предвыборных мероприятий:
• собраний и встреч с избирателями;
• публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций;
• выпуска и распространения агитационных печатных материалов.
Законодательство гарантирует всем кандидатам и избирательным объединениям равные условия доступа к СМИ. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. Не допускается злоупотребление свободой массовой информации: агитация, разжигающая социальную, расовую, национальную и религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.
Учитель – Спасибо, Татьяна Анатольевна. Вы частый гость наших уроков, посвящённых выборам. А как вы стали Председателем избирательной комиссии мы сами расскажем. Слово предоставляется членам 6-й группе – «Аргументы и факты». Своё выступление они построили в хронологической последовательности в проведении избирательных кампаний: в Государственную Думу – Губернатора Белгородской области - Президента РФ.
/Защита своего материала через распространения буклетной продукции/ (буклеты прилагаются)
Учитель – Ребята из этой группы справились отлично со своим заданием. Теперь у каждого из вас есть брошюра по избирательному законодательству, которая поможет вам готовиться к занятиям, олимпиадам, к ГИА и к ЕГЭ.
В сентябре 2018г. нас ждут ещё одни выборы – выборы в местные законодательные органы власти. Избирательная кампания продолжается.
И в завершении урока ответим на вопросы теста и заполним бюллетени для голосования.
Обсуждение:
Тест «Я – избиратель» (см. Приложение №1)
Рефлексия.
Бюллетень для голосования «Вырази свое отношение к сегодняшнему уроку» (см. Приложение №2)
Учитель – Спасибо за урок.
Приложение №1
Тест «Я – избиратель» Ответьте на вопрос, выбрав подходящий ответ.
1.Если Ваш
лучший друг будет уговаривать вас проголосовать за кандидата на пост
президента, который нравится ему, то:
а) сделаю, что просит
б) не знаю, как поступить
в) не сделаю
2. Если Вам предложат приличные деньги за ваш бюллетень, то:
а) продам
б) не знаю, как поступить
в) не продам
3. Если в день выборов президента у меня появится шанс классно отдохнуть с
ночевкой у реки в отличной компании, то:
а) не проголосую
б) не знаю, как поступить
в) проголосую
4. Если Вы узнаете, что в день выборов ваши родители собрались на дачу и не
намерены голосовать, то:
а) промолчу
б) не знаю, как поступить
в) буду просить проголосовать
5. Если один из кандидатов на пост президента пообещает молодежи в случае своей
победы ежегодные бесплатные поездки за границу и бесплатные банкеты каждую
субботу на протяжении всего срока его президентства, то:
а) проголосую за него
б) не знаю, как поступить
в) проголосую за другого кандидата
6. Если один из кандидатов на пост президента пообещает перед выборами резко
снизить цены на продукты и одежду, то:
а) проголосую за него
б) не знаю, как поступить
в) не проголосую за него
7. Если один из кандидатов на пост президента пообещает очистить страну от
«инородцев, из – за которых все неприятности», то:
а)
проголосую за него
б) не знаю, как поступить
в) не проголосую за него
8. Если один из кандидатов на пост президента пообещает организовать быстрые и
победоносные военные походы для расширения границ государства со 100% гарантией
успеха, то:
а) проголосую за него
б) не знаю, как поступить
в) не проголосую за него
Ключ к тесту
ЕСЛИ В ВАШИХ ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «а», то печальной может
быть судьба нашего Отечества. А это означает, что и ваша судьба не завидна. Вы
абсолютно недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете смысл выборов. Вы не
понимаете, что от вашего голоса многое зависит. Например, будете ли вы вообще
когда – нибудь сидеть на берегу реки, ездить за границу. Вы помогаете тем, кто
стремится искусно повлиять на выборы, протащить своего кандидата. Эти люди
рассчитывают не на жизненность своей программы, не на способности своих
лидеров, а на интриги и силовые методы. Продавая свой голос за обещанные блага,
вы все равно ничего не получите. Ничто не проявляется из ничего. Обещания
выполнены не будут.
ЕСЛИ В ВАШИХ ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «б», то вы немногим отличаетесь
от предыдущего «избирателя». Вы ничего не поняли из данной темы и думаете, что
вас политика никогда не коснется – я, мол человек маленький.
ЕСЛИ В ВАШИХ ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «в» то, все в порядке: страна
будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и Вы.
Приложение №2
Бюллетень для голосования
Вырази свое отношение к сегодняшнему уроку.
Урок понравился
Урок не понравился
Не знаю
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.