Тема «Конструирование современного урока в контексте ФГОС»
Оценка 4.9

Тема «Конструирование современного урока в контексте ФГОС»

Оценка 4.9
Семинары
docx
01.03.2020
Тема «Конструирование современного урока в контексте ФГОС»
Тема «Конструирование современного урока в контексте ФГОС».docx

РМО учителей математики

Тема: «Конструирование современного урока в контексте ФГОС»

 

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Учителю необходимо постоянно учиться. Учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать обмен профессиональным опытом.

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

- Я буду читать стихотворение от имени детей, а вы договаривать слово ФГОС и попеременно хлопать руками и топать ногами.

Без утайки отвечаем 
На серьезнейший вопрос,
Лишь одни мы понимаем
Что такое ФГОС.

 

Интересно нам учиться,
Проектируем всерьез,
Открываем сами знанья.
Вот что значит – ФГОС!

 


Нам урок не объясняют,
Сами делаем прогноз,
Над проблемой размышляем.
Вот урок по ФГОС!

 


Учимся работать в группе,
Толерантно, без угроз, 
Слушать мнение другого.
Это тоже ФГОС!

 

. Есть портфолио, проекты, 
Ритмика, вокал – как кросс.
День насыщен до предела
По программам ФГОС. 

 


Где купить проектор новый? – 
Озабочен наш завхоз. 
- Ноуты для каждой парты?
Моя школа в ФГОС!

 


От уроков и проектов
У родителей невроз.
Мамам-папам повезло – 
Их ребенок в ФГОС!

 


Парты стали по колено,
Быстро класс у нас подрос,
Это потому, что дети 
Учатся по ФГОС! 

 

 

Задание группам по созданию деятельности модели ученика на уроке в форме солнышка и восьми лучиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


На каждом лучике указать вид деятельности ученика и, используя 10 балльную шкалу, оценить значение того или иного вида деятельности.

Соединить точки и получить круг. Это колесо деятельности ученика.

Удобно ли ученику ехать на этом колесе?

 Так вот, ФГОС помогает нам выровнять это колесо.

 

ФГОС представляет собой переход на новую деятельностную парадигму образования. (толкование понятия Парадигмы как системы идей, взглядов, различных моделей решения).

 

Вопрос: Значит, мы будем говорить об уроке, который проводится в деятельностной парадигме, поэтому помогите мне сформулировать тему сегодняшнего педсовета? (варианты тем проговаривают педагоги)

Сформулируйте для себя цель, которой вы хотите достигнуть в ходе нашей работы. Чтобы вы хотели от семинара ?

Какие пути (шаги) вы можете предложить для достижения цели сегодняшнего семинара?(Заслушать несколько человек, записать на доске предложенные варианты).

Предлагается определить одно из важных условий урока - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

Работа в группах: проведение игры «Ассоциации» со словом «Комфорт»: подобрать 3-4 слова на каждую букву слова.

К-

О-

М-

Ф-

О-

Р-

Т-

 

Одним из ключевых понятий  ФГОС  стал конструктор урока.

«Урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий» 

Урок – главное мерило таланта и труда учителя.

Современный урок – это личностно-ориентированный урок.  Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

Современный урок – это деятельностный урок.  Методологической основой  стандартов нового поколения  является системно-деятельностный подход, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Современный урок – это  компетентностный урок, то есть в центре внимания будут уже не знания ученика, а его способность применять эти знания на практике (его компетентность).

Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. 

Я продолжу свое выступление с угощения, если позволите (предлагаю коллегам изюм.)  Как вы думаете, почему я выбрала для вас именно это лакомство?( мысли учителей)

Мы хотим поделиться с вами теми изюминками, которые используем в своей работе. Сегодня я приглашаю вас на «кухню», где мы будем готовить «Проект современного  урока в АСПЕКТЕ СОДЕРЖАНИЯ ФГОС II ПОКОЛЕНИЯ» 

Ингредиенты? т. е. этапы проектировання?

Кто может ответить на этот вопрос?

Кто затрудняется?

Оцените знания по данному вопросу, отметьте для себя примерно тот уровень, на котором вы находитесь

 Через мобильный интернет Если мы обратимся к Большому Энциклопедическому словарю, то узнаем, что «Проектирование – это процесс(технология) создания проекта-прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта». Отсюда, «педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных

 

деталей предстоящей деятельности обучающихся и педагогов (урок)».

Умение проектировать – это способность к целеполаганию и распределению целей, организации и анализу деятельности. Проект –  это детальное описание процесса достижения цели.

  Если мы хорошо рассчитаем урок, лучше к нему подготовимся, будем предвидеть результаты и их последствия, то продуктивность возрастёт. Тогда оказывается неизбежным вопрос: зачем в структуре изучения темы нужен этот урок?  Вот поэтому проектирование урока  и начинается с того, чтобы выяснить, какую роль в структуре изучения темы он играет.

«Ингредиенты» (этапы проектирования урока)

1.Результатом этого первого этапа будет определение типа урока.
Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре 
учебной деятельности.

Слайд12. На сегодняшний день для реализации стандартов предлагают четыре

 

 

 

 

 

 

 

 

Основа для разработки конструкта урока учителем:

ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – общие требования к результатам и условиям их достижения.

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ – цели и задачи изучения курса, требования к результатам, структура и содержание курса, примерное тематическое планирование.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА – адаптация общих требований к особенностям конкретного класса (параллели), планирование результатов, способов и условий их достижения, критериев и форм контроля достижения результатов, КТП курса.

 

«Ингредиенты» (этапы проектирования урока)

1.Результатом этого первого этапа будет определение типа урока.
Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре 
учебной деятельности.

Слайд12. На сегодняшний день для реализации стандартов предлагают четыре

Требования к современному уроку по ФГОС

         Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.

         В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.

         Осуществляется практический, деятельностный подход.

         Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.

         Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

Основные типы уроков в школе по ФГОС

Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Структура урока обретения новых знаний

         Мотивационный этап.

         Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

         Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

         Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

         Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.

         Первичное закрепление нового знания.

         Самостоятельная работа и проверка по эталону.

         Включение в систему знаний и умений.

         Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Тип №2. Урок рефлексии

Цели:

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Структура урока-рефлексии по ФГОС

         Мотивационный этап.

         Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

         Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

         Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).

         Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.

         Обобщение выявленных затруднений.

         Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

         Включение в систему знаний и умений.

         Осуществление рефлексии.

В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.

Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока систематизации знаний

         Самоопределение.

         Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

         Постановка учебной задачи, целей урока.

         Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

         Реализация выбранного проекта.

         Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

         Этап рефлексии деятельности.

Тип №4. Урок развивающего контроля

Цели:

Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Структура урока развивающего контроля

         Мотивационный этап.

         Актуализация знаний и осуществление пробного действия.

         Фиксирование локальных затруднений.

         Создание плана по решению проблемы.

         Реализация на практике выбранного плана.

         Обобщение видов затруднений.

         Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.

         Решение задач творческого уровня.

         Рефлексия деятельности.

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Тип урока по ФГОС

Виды уроков

1.

Урок открытия нового знания

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.

2.

Урок рефлексии

Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.

3.

Урок общеметодологической направленности

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.

4.

Урок развивающего контроля

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

Нюансы построения уроков по ФГОС в начальной и средней школе

Структура ФГОС вводит новое понятие — "учебная ситуация". То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.

Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения.

Так, если в старших классах можно оперировать уже накопленными знаниями, то в начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия.

Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом осуществляется комплексный подход в обучении ребенка. 

 

 

 

Практическая часть работа с технологической картой урока по математике 

 

Рефлексия: Ну вот и всё. Надеюсь, наш рецепт проектирования современного урока вам был интересен. И если хоть одна изюминка, виноградная или методическая, пришлась вам по вкусу, мы  будем рады.

Спасибо за внимание!

Творческих успехов!

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

РМО учителей математики Тема: «Конструирование современного урока в контексте

РМО учителей математики Тема: «Конструирование современного урока в контексте

Это потому, что дети Учатся по

Это потому, что дети Учатся по

Современный урок – это деятельностный урок

Современный урок – это деятельностный урок

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА – адаптация общих требований к особенностям конкретного класса (параллели), планирование результатов, способов и условий их достижения, критериев и форм контроля достижения результатов,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА – адаптация общих требований к особенностям конкретного класса (параллели), планирование результатов, способов и условий их достижения, критериев и форм контроля достижения результатов,

Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения

Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения

Урок общеметодологической направленности

Урок общеметодологической направленности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2020