Класс: 1
Тема: М. Пришвин «Ёжик» (отрывок), Ю. Могутин «Убежал», Б. Заходер «Ёжик»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: создание условий на уроке для целостного восприятия произведений М.М. Пришвина «Ёжик», Ю. Могутина «Убежал», Б. Заходера «Ёжик», формирование умений для развития читательской самостоятельности.
Задачи:
Дидактическая: формировать понятие о жанрах “рассказ”, “сказка”, “стихотворение”.
Развивающая: развивать умения составлять схематический план и рассказывать по плану под руководством учителя.
Воспитательная: воспитывать интерес к чтению и книге; обогащение нравственного опыта и развитие нравственных чувств учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
- научится осознанно воспринимать, читать вслух произведения различных жанров (рассказ) и отвечать на вопросы по содержанию;
- умение выделять слова и предложения, характеризующие героев сказки;
- развивать умение выражать отношение к героям сказки и их поступкам.
Метапредметные:
Познавательные:
- умение искать необходимую информацию из учебника;
- умение сравнивать произведения разных жанров, наблюдать и выделять их особенности;
- делать выводы на основе обобщения умозаключений.
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения с классом;
- обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- уметь оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- высказывать свою точку зрения, уметь ее аргументировать;
- слушать других, принимать их точку зрения, быть готовым изменить свою.
Личностные:
- принятие и освоение роли обучающегося;
- готовность к обучению, положительное отношение к чтению;
- проявлять интерес к познавательной деятельности.
Оборудование: экран, компьютер, медиапроектор, учебник по литературному чтению 1 класс, (Л.А. Ефросинина)
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Мотивация к учебной деятельности Прозвенел звонок, Начинается урок. -Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. |
Приветствие учителя
Настраиваются на урок
|
2. Актуализация знаний в пробном учебном действии Постановка правильного речевого дыхания - Представьте, что вы оказались на лугу. Перед вами полянка с уже белыми одуванчиками. Вы сорвали одуванчик. Теперь подуйте на него так, чтобы его семена-парашютики разлетелись далеко-далеко. б) Развитие интонационной выразительности речи. Обратите внимание на доску. На ней написано стихотворение, я прочитаю его вам. Прочитала ли я с интонацией? А как нужно прочитать стихотворение? Какие строчки надо прочитать с вопросом, а какие с восклицанием? Подготовьтесь читать, изменяя громкость своего голоса и настроение. Колкий с головы до ножек - Кто же это? Это ежик! «Что несёте вы, сосед?» «Две салфетки и обед!» Радостно, грустно, удивленно. Просит прочитать по ролям. |
Дети выполняют речевую разминку |
3. Выявление места и причины затруднения - Приходилось ли вам, ребята, гулять по лесу спокойно, без беготни, не кричать? -Тогда вы бы увидели совсем другой лес: зайца, белочку, и то, как работают дятлы или как мыши тащат в свои норки травку, и как паучки плетут паутину, как пчёлы собирают сладкий нектар и многое, многое другое. Давайте представим, что мы в лесу. Итак, приготовились. Кто, как ёлка, весь в иголках, Ловит смело страшных змей, И хотя он очень колкий, Обижать его не смей! Он в лесу живёт, но вхож И в сады отважный … (ёж) - Ребята, вы наверно уже догадались, кто будет героем нашего урока? - Кто мне подскажет тему нашего урока? - Откройте учебник на стр.54, посмотрите, кто автор? |
Ёж Ежик
М.М. Пришвин «Ёжик»
|
4. Построение проекта выхода из затруднения Ребята, а давайте, опираясь на тему нашего урока, попробуем сформулировать цель? Что будем делать на уроке? |
Познакомиться с новым произведением Пришвина «Ёжик».
|
5. Реализация построенного проекта -Да, вы познакомитесь с произведением русского советского писателя, автора произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей разного возраста М. Пришвина «Ёжик». Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. ПРИКОСНУЛСЯ – дотронулся. - Сейчас я прочу вам это произведение, а вы внимательно следите пальчиком за мной. - Когда будете слушать, постарайтесь себе представить, что всё, о чём говорится, случилось с вами. - Чем понравился отрывок? - Какую картинку нарисовало ваше воображение? - Что удивило? -От чьего имени идёт рассказ? - Каким представляется автор в этом фрагменте? -Прочитайте самостоятельно это произведение. -Прочитаем отрывок еще раз. Начинает читать… – Кого автор встретил в лесу? – Как произошла встреча? -Как защищался еж? -Какие звуки издавал еж? Произнеси. – В чём автор принёс ежа домой? - Зачем? -Какие интересные сведения о еже сообщил автор? Найди и прочитай. – Подготовьтесь пересказать близко к тексту. (Учащиеся пересказывают текст.) − Приходилось ли вам приносить домой животных из леса? -Чем это закончилось? -Следовало ли это делать? -Почему? |
Дети слушают учиьеля
Дети отвечают на вопросы учителя по прочитанному произведению |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Физкультминутка Поднимает руки класс – это «раз», Повернулась голова – это «два», Руки вниз, вперёд смотри — это «три», Руки в стороны пошире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать — это «пять». Всем ребятам тихо сесть — это «шесть». Рассмотрите иллюстрацию − Чем понравился отрывок? Какую картинку нарисовало ваше воображение? Что удивило? 2.Чтение рассказа уч-ся. Предлагает учащимся различные виды чтения. Организует работу по проверке понимания прочитанного. Упражняет учащихся в выразительном чтении. Предлагает задания творческого характера. – Кого автор встретил в лесу? – Как произошла встреча? – В чём автор принёс ежа домой? Зачем? − Найдите в тексте ответы на них и прочитайте. − Приходилось ли вам приносить домой животных из леса? Чем это закончилось? Следовало ли это делать? Почему? Выразительное чтение рассказа. − Прочитайте название (фамилию автора и заглавие). Юрий Николаевич Могутин (род. 1 декабря 1937) — российский поэт и прозаик. Прославился благодаря сборникам стихотворений для детей. Писал и для взрослых. - Какое это стихотворение? Объясните свой ответ. Задание: (в паре) Прочитать стихотворение друг другу, передавая настроение. − Как автор относится к ёжику? Вызывает ли это стихотворение грусть? В каких словах слышится сожаление? Выразительное чтение стихотворения учащимися. Работа в печатной тетради на стр. 31, упр. 1 - Что узнали о еже? Борис Заходер «Ёж», учебник, стр. 56 Борис Владимирович Заходер – советский и российский детский писатель, свои стихи Борис Заходер сочинял так, что любой, кто брал его книжку, не отложил её после одной сказки, а продолжал дальше и дальше. Просит прочитать произведение самостоятельно. Подготовить чтение по ролям. - Всё ли мы узнали про ёжика? - Сейчас ребята нам прочитают. |
Дети выполняют физкультминутку
1.Упражняются в четкости произношения и интонировании, разбирают значение непонятных слов.
2.Дети слушают выразительное чтение учителя, отвечают на вопросы для восприятия, высказывают отношение к услышанному.
Учащиеся читают произведение, используют, предложенные учителем виды деятельности, работают над выразительностью чтения ,паузами, интонацией.
Выполняют задания творческого характера.
- Грустное.
Работа в паре.
Подчеркивают повторяющиеся слова, объясняя необходимость их использования. - Ёж – дикое животное, которое не любит жить дома, ему нужна свобода. Чтение у доски (попарно) Уч.1 – о внешнем виде ежей Уч.2 – о питании Уч.3 –о жилище |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону Работа в тетради по изученным произведениям − Приходилось ли вам приносить домой животных из леса? Чем это закончилось? Следовало ли это делать? Почему? |
Дети самостоятельно выполняют задание в тетради
|
8. Включение в систему знаний и повторение -Давайте сравним это стихотворение со стихотворением Ю.Могутина «Убежала». -Схожи ли эти стихотворения?
-А теперь попытайтесь выучить это стихотворение. Кто сможет справится? |
Дети сравнивают стихотворения |
9. Рефлексия (итог урока) - Скажите, с творчеством, каких писателей сегодня познакомились? - С каким произведением познакомились? - Что вам понравилось на уроке? - Что больше всего запомнилось? - А что показалось трудным? - Удалось вам сохранить хорошее настроение? Оцените свою деятельность на уроке с помощью сигнальных карточек. |
Отвечают на вопросы учителя.
Оценивают свою д-ть на уроке.
СК: зеленая – у со всем справился, желтая – у меня возникали трудности, красная – мне было сложно справиться с заданиями. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.