Тема: М. Пришвин «Ёжик» (отрывок), Ю. Могутин «Убежал», Б. Заходер «Ёжик»

  • docx
  • 24.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Литературное чтение 3.docx

Класс: 1

Тема: М. Пришвин «Ёжик» (отрывок), Ю. Могутин  «Убежал»,  Б. Заходер  «Ёжик»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: создание условий на уроке для целостного восприятия произведений М.М. Пришвина «Ёжик», Ю. Могутина «Убежал», Б. Заходера «Ёжик», формирование умений для развития читательской самостоятельности.

Задачи:

Дидактическая: формировать понятие о жанрах “рассказ”, “сказка”, “стихотворение”.

Развивающая: развивать умения составлять схематический план и рассказывать по плану под руководством учителя.

Воспитательная: воспитывать интерес к чтению и книге; обогащение нравственного опыта и развитие нравственных чувств учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

-       научится осознанно воспринимать, читать вслух произведения различных жанров (рассказ) и отвечать на вопросы по содержанию;

-       умение выделять слова и предложения, характеризующие героев сказки;

-       развивать умение выражать отношение к героям сказки и их поступкам.

Метапредметные:

Познавательные:

-       умение искать необходимую информацию из учебника;

-       умение сравнивать произведения разных жанров, наблюдать и выделять их особенности;

-       делать выводы на основе обобщения умозаключений.

Регулятивные:

-       самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения с классом;

-       обнаруживать и формулировать учебную проблему;

-       уметь оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные:

-       умение оформлять свои мысли в устной форме;

-       высказывать свою точку зрения, уметь ее аргументировать;

-       слушать других, принимать их точку зрения, быть готовым изменить свою.

Личностные:

-       принятие и освоение роли обучающегося;

-       готовность к обучению, положительное отношение к чтению;

-       проявлять интерес к познавательной деятельности.

Оборудование: экран, компьютер, медиапроектор, учебник по литературному чтению 1 класс, (Л.А. Ефросинина)

 


 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

-Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.

 

 

Приветствие учителя

 

 

Настраиваются на урок

 

2. Актуализация знаний в пробном учебном действии

Постановка правильного речевого дыхания

- Представьте, что вы оказались на лугу. Перед вами полянка с уже белыми одуванчиками. Вы сорвали одуванчик. Теперь подуйте на него так, чтобы его семена-парашютики разлетелись далеко-далеко.

б) Развитие интонационной выразительности речи.

Обратите внимание на доску. На ней написано стихотворение, я прочитаю его вам. Прочитала ли я с интонацией? А как нужно прочитать стихотворение? Какие строчки надо прочитать с вопросом, а какие с восклицанием? Подготовьтесь читать, изменяя громкость своего голоса и настроение.

Колкий с головы до ножек -

Кто же это?

Это ежик!

«Что несёте вы, сосед?»

«Две салфетки и обед!»

Радостно, грустно, удивленно.

Просит прочитать по ролям.

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют речевую разминку

3. Выявление места и причины затруднения

- Приходилось ли вам, ребята, гулять по лесу спокойно, без беготни, не кричать?

-Тогда вы бы увидели совсем другой лес: зайца, белочку, и то, как работают дятлы или как мыши тащат в свои норки травку, и как паучки плетут паутину, как пчёлы собирают сладкий нектар и многое, многое другое. Давайте представим, что мы в лесу. Итак, приготовились.

Кто, как ёлка, весь в иголках,

Ловит смело страшных змей,

И хотя он очень колкий,

Обижать его не смей!

Он в лесу живёт, но вхож

И в сады отважный … (ёж)

- Ребята, вы наверно уже догадались, кто будет героем нашего урока?

- Кто мне подскажет тему нашего урока?

- Откройте учебник на стр.54, посмотрите, кто автор?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ёж

Ежик

 

М.М. Пришвин «Ёжик»

 

 

4. Построение проекта выхода из затруднения

Ребята, а давайте, опираясь на тему нашего урока, попробуем сформулировать цель? Что будем делать на уроке?

 

 

Познакомиться с новым произведением Пришвина «Ёжик».

 

5. Реализация построенного проекта

-Да, вы познакомитесь с произведением русского советского писателя, автора произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей разного возраста М. Пришвина «Ёжик». Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка.

ПРИКОСНУЛСЯ – дотронулся.

- Сейчас я прочу вам это произведение, а вы внимательно следите пальчиком за мной.

- Когда будете слушать, постарайтесь себе представить, что всё, о чём говорится, случилось с вами.

- Чем понравился отрывок?

 -   Какую картинку нарисовало ваше воображение?

 -   Что удивило?

-От чьего имени идёт рассказ?

-   Каким представляется автор в этом фрагменте?

-Прочитайте самостоятельно это произведение.

-Прочитаем отрывок еще раз. Начинает читать…

– Кого автор встретил в лесу?

– Как произошла встреча?

-Как защищался еж?

-Какие звуки издавал еж? Произнеси.

– В чём автор принёс ежа домой?

- Зачем?

-Какие интересные сведения о еже сообщил автор? Найди и прочитай.

– Подготовьтесь пересказать близко к тексту. (Учащиеся пересказывают текст.)

− Приходилось ли вам приносить домой животных из леса?

-Чем это закончилось?

-Следовало ли это делать?

-Почему?

 

 

 

 

 

Дети слушают учиьеля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы учителя по прочитанному произведению

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Физкультминутка

Поднимает руки класс – это «раз»,

Повернулась голова – это «два»,

Руки вниз, вперёд смотри — это «три»,

Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать — это «пять».

Всем ребятам тихо сесть — это «шесть».

Рассмотрите иллюстрацию

− Чем понравился отрывок? Какую картинку нарисовало ваше воображение? Что удивило?

2.Чтение рассказа уч-ся.

Предлагает учащимся различные виды чтения. Организует работу по проверке понимания прочитанного. Упражняет учащихся в выразительном чтении. Предлагает задания творческого характера.

– Кого автор встретил в лесу?

– Как произошла встреча?

– В чём автор принёс ежа домой? Зачем?

− Найдите в тексте ответы на них и прочитайте.

− Приходилось ли вам приносить домой животных из леса? Чем это закончилось? Следовало ли это делать? Почему?

Выразительное чтение рассказа.

− Прочитайте название (фамилию автора и заглавие).

Юрий Николаевич Могутин (род. 1 декабря 1937) — российский поэт и прозаик. Прославился благодаря сборникам стихотворений для детей. Писал и для взрослых.

- Какое это стихотворение? Объясните свой ответ.

Задание: (в паре) Прочитать стихотворение друг другу, передавая настроение.

− Как автор относится к ёжику? Вызывает ли это стихотворение грусть? В каких словах слышится сожаление?

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Работа в печатной тетради на стр. 31, упр. 1

- Что узнали о еже?

Борис Заходер «Ёж», учебник, стр. 56

Борис Владимирович Заходер – советский и российский детский писатель, свои стихи Борис Заходер сочинял так, что любой, кто брал его книжку, не отложил её после одной сказки, а продолжал дальше и дальше.

Просит прочитать произведение самостоятельно.

Подготовить чтение по ролям.

- Всё ли мы узнали про ёжика?

- Сейчас ребята нам прочитают.

 

 

 

Дети выполняют физкультминутку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Упражняются в четкости произношения и интонировании, разбирают значение непонятных слов.

 

2.Дети слушают выразительное чтение учителя, отвечают на вопросы для восприятия, высказывают отношение к услышанному.

 

Учащиеся читают произведение, используют, предложенные учителем виды деятельности, работают над выразительностью чтения ,паузами, интонацией.

 

Выполняют задания творческого характера.

 

 

 

 

 

- Грустное.

 

Работа в паре.

 

Подчеркивают повторяющиеся слова, объясняя необходимость их использования.

- Ёж – дикое животное, которое не любит жить дома, ему нужна свобода.

Чтение у доски (попарно)

Уч.1 – о внешнем виде ежей

Уч.2 – о питании

Уч.3 –о жилище

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Работа в тетради по изученным произведениям

− Приходилось ли вам приносить домой животных из леса? Чем это закончилось? Следовало ли это делать? Почему?

 

 

Дети самостоятельно выполняют задание в тетради

 

8. Включение в систему знаний и повторение

-Давайте сравним это стихотворение со стихотворением Ю.Могутина «Убежала».

 

-Схожи ли эти стихотворения?

 

-А теперь попытайтесь выучить это стихотворение. Кто сможет справится?

 

 

 

 

 

Дети сравнивают стихотворения

9. Рефлексия (итог урока)

- Скажите, с творчеством, каких писателей сегодня познакомились?

- С каким произведением познакомились?

- Что вам понравилось на уроке?

- Что больше всего запомнилось?

- А что показалось трудным?

- Удалось вам сохранить хорошее настроение?

Оцените свою деятельность на уроке с помощью сигнальных карточек.

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

Оценивают свою д-ть на уроке.

 

 

СК: зеленая – у со всем справился, желтая – у меня возникали трудности, красная – мне было сложно справиться с заданиями.