Тема: Наш Ставропольский край

  • docx
  • 21.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значе¬ние в природе и жизни человека. Формируемые УУД: познавательные — осознавать познава¬тельную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника; коммуника¬тивные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, плани¬ровать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необхо¬димые действия; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Иконка файла материала ОМ Наш край.docx

Тема:  Наш Ставропольский  край

Цель: познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значе­ние в природе и жизни человека.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познава­тельную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника; коммуника­тивные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, плани­ровать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необхо­димые действия; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование:  аудио­запись песни «Наш край», политико-административная карта России, карта своего края, толковый словарь В.И. Даля.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний '     Анализ проверочной работы

—  Определите, о какой природной зоне идет речь.

•   Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом полярный день. Почва почти совсем не образуется, суша промер­зает на много метров в глубину. (Арктическая зона.)

•   Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая тем­пература воздуха, сильные ветры — все это препятствует росту больших деревьев. (Тундра.)

•   Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая вес­на, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жар­кое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые. (Зона степей.)

•   Корни растений очень длинные и достают воду с большой глу­бины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров. (Зона пустынь.)

III. Самоопределение к деятельности

(Звучит аудиозапись песни «Наш край»)

—  Как вы думаете, почему сегодня наш урок начался так не­обычно, почему прозвучала эта песня? (Потому что гово­рить сегодня мы будем о Ставропольском крае.)

—  Совершенно верно. Мы начинаем изучение нового разде­ла — «Родной край — часть большой страны».

—  Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

—  Что мы будем делать для достижения этой цели?

—  Что вы хотели бы узнать о родном крае?

IV. Открытие нового знания

1. Работа со словарем

Край — слово многозначное. Посмотрим все его значения в толковом словаре Владимира Даля.

2. Работа с картой

—  Давайте познакомимся с картой Ставропольского края.

V. Первичное закрепление

1. Работа с картой своего края

— Найдите на карте территорию, где мы живем.

Какой город является главным на нашей территории? (Называют и находят на карте.)

Это наш край, наша малая Родина.

Где расположен наш край?

·         Ставропольский край — наша малая родина. Он находится на Юге России  и занимает площадь более 66,2 тыс. кв. км. Расположен в центральной части Предкавказья и на северном склоне Большого Кавказа. Ставропольский край протянулся на 285 км с севера на юг и на 370 км с запада на восток. Большая часть территории Ставропольского края занята Ставропольской возвышенностью, переходящей на востоке в Терско-Кумскую низменность (Ногайская степь). На севере возвышенность сливается с Кумо-Манычской впадиной. В полосе предгорий выделяется район Кавказских Минеральных Вод с горами-лакколитами, высотой до 1401 м (г. Бештау). Наивысшая точка края достигает 1603 метров над уровнем моря.

Кто наши соседи? На западе и юго-западе Ставропольский край граничит с Краснодарским краем, на северо-западе с Ростовской областью, на севере и северо-востоке с Калмыкией, на востоке с Дагестаном, на юго-востоке с Чеченской Республикой, на юге с Северной Осетией-АланиейКарачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республиками.

 В ка­кой природной зоне мы живем?

Природа Ставропольского края очень разнообразна.

 В Ставропольском крае, правда, нет морей и настоящих пустынь, но значительная часть ландшафтов имеет у нас своих представителей:

 - полупустынные степи, лесостепь, смешанные и хвойные леса, горы, альпийские луга, снежные поля, ледники, болота, горные и степные реки – вот самый краткий перечень элементов ландшафтов Ставропольского края.

Основные лесообразующие породы Ставропольского края — сосна, дуб, бук, граб, ясень, тополь.  В степи обитают грызуны (сусликиполёвкихомяки, тушканчики и др.), встречаются ушастые ежиласки, лисицы, волки. В плавнях Кумы — камышовые кошки и кабаны. На озёрах и болотах много водоплавающей птицы.

Что можно сказать о нашей территории, глядя на эту карту? В состав края входят 26 районов, 19 городов, 742 села. Наиболее крупные города — Невинномысск, Пятигорск, Кисловодск, Георгиевск, Буденновск, Минеральные Воды, Ставрополь. В Ставропольском крае проживает около 2 млн. 700 тыс. чел.

 Перечислите  реки.

В высокогорье начинаются Кубань и Терек, в хребтах предгорий - Кума и на Ставропольской возвышенности - Егорлык и Калаус. Ставропольская возвышенность является водоразделом рек, несущих свои воды в Азовское и Каспийское моря..

Река Кубань, длиной 970 км, — самая крупная река края и Северного Кавказа. Берёт своё начало от ледников западного склона Эльбруса, образуется от слияния рек Уллукам и Учкулан, впадает в Азовское море. В пределах края она протекает по территории Кочубеевского района, затем уходит в пределы Краснодарского края и течёт по границе Новоалександровского района с Краснодарским краем.

Река Терек, длиной 623км, берёт начало на склонах Главного Кавказского хребта из ледников на высоте 2713м и впадает в Каспийское море. На территории края протекает по границе Курского района с Чеченской республикой на протяжении 40 км и имеет характер равнинной реки с низкими берегами, большим количеством островов, кос, отмелей.

Река Кума, длиной 809 км, берёт начало на северных отрогах Скалистого хребта на высоте 2100м над уровнем моря и впадает в Каспийское море.

Ставрополье не входит в состав озерных территорий России, но, тем не менее, в крае насчитывается около 40 мелких и крупных озер. Это в основном озера-лиманы. Наиболее привлекательны озера Сергиевское, Озеро Маныч-Гудило – уникальное реликтное соленое озеро, где сохранились места гнездования редких видов птиц. Озеро представляет большой интерес с точки зрения охраны редких видов растений и животных. На его островах гнездятся птицы, занесенные в Красную книгу России: розовый и кудрявый пеликаны, колпица, ходулочник, черноголовный хохотун и др. Озеро Маныч-Гудило с водой, солёность которой превышает почти вдвое солёность Чёрного моря, является одним из крупнейших озер Европы.Ставрополья летом хорошо прогревается и температура в верхних слоях достигает 20—25°С.

Новотроицкое озеро в Ставропольском крае является искусственным водохранилищем. Оно было построено в период основания ГЭС. Водохранилище имеет небольшую глубину и никогда не замерзает. Здесь любят рыбачить местные жители, а в летний период это излюбленное место для купания.

2. Работа в группах

—  Узнаем больше о своем родном крае. Для этого поработаем в группах: 1-я группа узнает и расскажет о растительном мире края; 2-я — о животном мире; 3-я — о до­стопримечательностях нашего края.

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

 1. Сообщения учащихся

—  Узнаем, какие растения есть в нашем крае.

—  А сейчас послушаем рассказы, которые подготовили ребята о животном мире республики

—  Какие достопримечательности есть в нашем крае? Чем он знаменит? Об этом расскажет третья группа.

VIII. Подведение итогов урока

—  Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...»

—  Где могут пригодиться в жизни новые знания?

—  Что на уроке у вас хорошо получалось?

—  Над чем еще надо поработать? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Найти (выучить) стихи о родном крае.

2. Творческая работа

—  Подготовьте рассказ на тему «Что расскажу иностранцам о моем крае». Можете воспользоваться своими записями в тетради.

 (Работа ведется в парах.)