Тема: Нидерландская революция
1. Учитель-Павлова Наталья Викторовна
2. Место работы – МБОУ «СОШ №2 «Школа будущего» МОГО г. Ялта РК
3. Должность – учитель истории и обществознания
4. Предмет – история
5. Класс – 7
Цель: выяснить причины, ход и последствия революции в Нидерландах; определить влияние идей Реформации на революцию в Нидерландах; развивать умение анализировать исторические события и факты, а также обрабатывать историческую информацию; воспитывать негативное отношение к любым проявлениям насилия.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся определять термины: штатгальтер, гёзы, иконоборцы, террор, уния, революция.
Получат возможность научиться: использовать типовые планы изучения революций, работать с документами и текстом учебника.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
Личностные УУД:
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий.
Тип урока: комбинированный (с элементами интерактивных технологий и методов критического мышления).
Оборудование: карта «Нидерландская буржуазная революция XVI ст., атлас, доска, маркеры, ватман, иллюстрации.
Основные понятия и термины: инквизиция, буржуазная революция, Утрехтская уния.
Основные даты и события:
- 1556 г. - «иконоборческое восстание» - начало Нидерландской революции;
- 1579 г. – Утрехтская уния;
- 1609 г. – победа Нидерландской революции.
Исторические личности: Карл I, Филипп II, герцог Альба, Вильгельм Оранский.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап урока.
2. Актуализация опорных знаний:
Игра «Герой, дата, событие»
Учитель проходит мимо участников игры (в игре принимает участие весь класс), которые сидят за партами, и просит одного из них назвать героя, другого – дату, связанную с этим героем, а третьего – соответствующее событие.
Примеры ученических ответов:
Жан Кальвин – 1536 год – «Наставления христианской веры»
Жан Кальвин – 1509 – 1564 г.г. – годы жизни идеолога кальвинизма.
Игнасий Лойола – 1534 г. – о снование ордена иезуитов.
Распознавание информации
Учитель предлагает учащимся ряд предложений. Пользуясь сокращениями – «ф» - факт, «м» - мнение (точка зрения), они должны обозначить, какие из приведенных предложений подают факты, а какие освещают мнения или точку зрения.
Примеры ученических ответов:
1. Лютеранская церковь стала главенствующей в Швеции и Дании – «ф»
2. Аугсбургский мир был подписан в 1555г. – «ф»
3. Главное – не соблюдение обрядов, а истинность веры. – «м»
4. Орден иезуитов создал свое государство в Парагвае, которое просуществовало более 150 лет. – «ф»
5. Человек имеет право общаться с Богом не только через церковь, но и непосредственно. – «м»
3. Работа с новым учебным материалом
Дневник парных заметок.
Страница ученической тетради делится на две колонки. Слева школьники записывают отрывок текста учебника, который их заинтересовал, заинтриговал, поразил, а справа – свои комментарии.
Примеры ученических ответов:
Текст |
Комментарий |
Бесконечные войны короля разоряли страну. Охватившее всю Европу движение за реформацию церкви не могло обойти стороной Нидерланды … |
Причина революции |
В 1566г. На севере страны по призву своих проповедников протестанты стали захватывать католические храмы, уничтожать иконы .. |
Начало восстания |
Кубирование
Метод позволяет всесторонне проанализировать историческое событие, факт, явление или процесс. Учитель предлагает учащимся тему для анализа. Рассматривая предложенный вопрос, учащиеся должны последовательно выполнить шесть мыслительных операций: описать – проассоциировать – сравнить – проанализировать – применить – найти аргументы «за» и «против».
В соответствии с этим алгоритмом дети обрабатывают вопросы, данные в учебнике. Целесообразно поделить класс на три подгруппы (каждая работает по двум пунктам алгоритма), в итоге мы получаем полный анализ события после того, как каждая группа представит результаты своей работы.
Примеры ученических ответов:
- Описание. Нидерландская революция – социальная революция, главной задачей которой была ликвидация феодальных отношений и освобождение от гнета Испании, а также установление власти буржуазии и создание буржуазного государства.
- Ассоциирование. Нидерланды, «морские гезы», герцог Альба, Вильгельм Оранский, Утрехтская уния и т.т. д.
- Сравнение. Нидерландская революция – Крестьянская война в Германии 1524 – 1525 г.г.
- Анализ. Вследствие умелых действий голландцев, «морских гезов», удалось одержать ряд побед над испанцами. В 1579 году были созданы Объединенные провинции Нидерландов - первое буржуазное государство в Европе, которое получило признание Испании в 1609 году, а международное – в 1649 году.
- Применение. Нидерландская революция была ускорена быстрым распространением кальвинизма в стране.
- Аргументация.
За |
Против |
Власть получила буржуазия, уничтожены феодальные порядки. |
Не вся территория Нидерландов вошла в независимое государство (южные провинции остались под властью Испании). |
Получена независимость от Испании ( северные провинции) |
Победа кальвинизма привела к ограничению прав католической церкви (нарушен принцип веротерпимости) |
Нидерландское общество перешло от аграрной стадии развития к индустриальной. |
|
Создана большая колониальная империя. |
|
Голландский флот стал самым большим в мире. |
|
Амстердам стал центром мировой торговли. |
|
4. Рефлексия
Переводчик
Учитель называет понятие или термин, объясняет его значение. Ученики должны «перевести» с научного языка на всем доступный. Все желающие высказывают разные варианты.
Примеры ученических ответов:
Термин (научный) |
Перевод (ученический) |
1. Инквизиция – подчиненная папе римскому судебно-карательная организация католической церкви. |
Инквизиция – это организация, которая боролась против выступлений, направленных против католицизма. |
2. Буржуазная революция – социальная революция, главной задачей которой является ликвидация феодального общества, установление власти буржуазии, создание буржуазного государства. |
Буржуазная революция – это вооруженный переворот против феодалов силами буржуазии. |
3. Утрехтская уния – военно-политический союз семи провинций Северных Нидерландов. |
Утрехтская уния – объединении Северных провинций Нидерландов для дальнейшей борьбы против Испании. |
Три предложения.
Учитель предлагает учащимся тремя предложениями выразить свою мысль о Нидерландской революции.
Примеры ученических ответов:
1. Революция началась под знаменем кальвинизма.
2. В результате успешных военных действий в 1559 году были созданы Объединенные провинции Нидерландов.
3. Революция XVI в. превратила Нидерланды в независимое буржуазное государство.
Домашнее задание:
1. Работать с материалами учебника.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.