Тема: особенности работы медицинского работника в различных ЛПУ
Оценка 4.9

Тема: особенности работы медицинского работника в различных ЛПУ

Оценка 4.9
DOC
28.09.2022
Тема: особенности работы медицинского работника в различных ЛПУ
особенности работы медицинского работника в различных ЛПУ.DOC

Тема: особенности работы медицинского работника в различных ЛПУ

 

 

Специфичность медицинской этики и деонтологии в каждой области медицины и в различных по назначе­нию лечебно-профилактических учреждениях должна отражать многообразие методов диагностики, лечения и ухода в разных звеньях системы охранения (стационар, поликлиника, диспансер и т. д.).

Возникает вопрос, какие же критерии определяют особенности требований деонтологии в деятельности средних медицинских работников различных специаль­ностей, как практически подойти к определению этих особенностей Ответ на этот вопрос будет неоднослож­ным. Каждая медицинская специальность уже сформи­ровалась как относительно самостоятельная отрасль медицины, имеет специально подготовленный медицин­ский персонал, оснащена своим особым инструмента­рием и аппаратурой и использует свои методы диагно­стики и лечения. Среди критериев, определяющих специализацию деонтологических правил взаимо­отношений средних медицинских работников и больных, назовем лишь основные, которые помогут среднему медработнику правильно подойти к решению данного вопроса.

Главным критерием является психология больного, его отношение к своему заболеванию, к методам обследования и лечения и к тем специалистам, кото­рые будут участвовать в лечебно-диагностическом про­цессе. Поэтому тщательное изучение психологии больного и строгий ее учет помогут в установлении деонтологически оправданных отношений с ним.

Должны учитываться преимущественный характер и фаза течения заболевания (острое или хроническое), осведомленность больного о своем состоянии, степень трудоспособности и возможный прогноз. Так, большин­ство хирургических заболеваний носят острый характер, терапевтических — преимущественно хронический, что сказывается на психологии больных.

Важное значение в деонтологии общения с больным имеют его пол, возраст, профессия, степень трудо­способности, уровень общего развития и другие индивидуальные черты. К примеру, контингент тера­певтических и неврологических отделений составляют преимущественно больные среднего и пожилого воз­раста, которые нуждаются в специфических формах общения с ними.

Наконец, немаловажную роль играют возможности воздействия заболевшего на окружающих его членов семьи, сослуживцев, а также неизбежность влияния заболевания на профессиональную деятельность человека. Здесь речь идет об инфекционных и других заболеваниях, которые представляют опасность для окружающих и могут вынудить больного к смене своей профессии (работники общественного питания, детских   учреждений,   учреждений   здравоохранения).

Все эти, а возможно, и другие факторы, должны учитываться при формировании деонтологических норм взаимоотношений средних медицинских работников с больными, находящимися на излечении в различных лечебно-профилактических учреждениях, страдающими разными болезнями.  

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С БОЛЬНЫМИ В ОТДЕЛЕНИИ  ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

Большинство заболеваний внутренних органов отли­чаются длительным, хроническим течением. За время болезни такие больные имеют возможность обращаться за медицинской помощью к нескольким врачам, лечатся в различных медицинских учреждениях. Они довольно много знают о своем заболевании, нередко читают специальную литературу, внимательно следят за тема­тическими передачами о здоровье по телевидению и радио, с интересом слушают рассказы других людей, страдающих подобными заболеваниями. Хрони­ческое течение  заболевания   и   не   всегда  достаточная эффективность проводимого лечения порождают у части больных неверие в возможность полного выздоровле­ния. Все это накладывает отпечаток на поведение больного, на его взаимоотношения с медицинскими работниками, формирует его психологию.

Для многих больных с заболеваниями внутренних органов характерно понижение общего настроения, что обусловливается постоянными или частыми болевыми ощущениями, исходящими из больных органов, и безуспешностью длительного лечения. У таких больных нередко нарушаются основные физиологические функ­ции — сон, аппетит, естественные отправления и др. Каждый больной по-своему реагирует на свое забо­левание. Медсестре следует уловить характер этой реакции, чтобы воспользоваться ею в интересах боль­ного.

Так, некоторые больные стараются активно участ­вовать в борьбе со своей болезнью, верят в выздоровле­ние, аккуратно выполняют все диагностические и лечебные назначения. Естественно, что сестра обязана всячески укреплять доверие такого больного к прово­димому лечению и уверенность в выздоровлении, находить и подчеркивать появляющиеся признаки улучшения в состоянии больного, вести с ним довери­тельные беседы.

Другие больные реально воспринимают свое забо­левание, смиряются с возможной длительностью лече­ния, например при язвенной болезни желудка и две­надцатиперстной кишки, аккуратно соблюдают пред­писанные назначения врача не только в условиях стационара, но и дома. Они стараются следить за по­являющимися новыми методами лечения, используют возможность санаторно-курортного лечения, диетпита­ния на производстве и т. д. Медсестра у таких больных должна поддерживать их старание оберегать себя от возможного обострения заболевания, давать рацио­нальные, научно обоснованные рекомендации, подчер­кивать силу компенсаторных возможностей организма.

Некоторые больные стыдятся своего заболевания, тяжело воспринимают его. В таких случаях говорят о гнете диагноза. Это касается в первую очередь боль­ных с хроническими заболеваниями органов дыхания (хронические пневмонии, туберкулез и др.). У некоторых появляется боязнь заразить членов семьи и окружающих сотрудников, что порождает отчужденность, замкнутость, раздражитель­ность. Такие пациенты нередко сомневаются в компе­тентности медработников и возможностях медицины. Иногда они становятся сверхтребовательными к мед­работникам, проявляют агрессивность, добиваются «нового» в лечении. Такие больные нуждаются в особом внимании и заботе со стороны сестер. Больных следует научить правилам личной гигиены и доказать надеж­ность этих правил при аккуратном их соблюдении. Все лечебные назначения должны выполняться скрупулезно и в срок, а беседы с больным — носить психотерапевтическую направленность.

Реже больные ведут себя пассивно, примиряются с наличием хронического заболевания, иногда впадают в паническое состояние в связи с возникшим подозре­нием на наличие злокачественного новообразования одного из внутренних органов. У них наблюдаются нарушение сна, подавлен­ность настроения в ожидании «будущего». Сестра должна уметь найти контакт с таким больным, проник­нуть в мир его внутренних переживаний и постараться вывести больного из состояния «безнадежности». Хорошо облегчают состояние отчаявшихся больных доверительные, спокойные беседы с использованием примеров благоприятных исходов у пациентов с анало­гичными заболеваниями.

В особом сестринском внимании нуждаются больные с тяжелыми хроническими заболеваниями, которые иногда надолго приковывают пациентов к больничной койке. В общении с такими больными нужны особая выдержанность и большой такт сестры. Все предписан­ные врачом назначения должны выполняться четко, скрупулезно и в срок, без малейшего намека на воз­можное отсутствие эффекта. Все просьбы тяжелого больного должны выполняться или сообщаться врачу, невыполненных назначений не должно быть. Надо всячески поддерживать психическую и, по возможности, физическую активность больных, обеспечивать их максимальную занятость, особенно во второй половине рабочего дня, более свободной от лечебных процедур. Такие больные не должны оставаться наедине со своей болезнью, и в этом хорошими помощниками сестры могут стать удачно подобранная книга, интересная теле- или радиопередача. Больной должен быть огражден от любых психотравмирующих влияний со стороны персонала.

Таким образом, работа сестры отделений внутренних болезней требует хорошей как профессиональной, так и деонтологической подготовки. Тут особенно четко сле­дует помнить о том, что перед нами находится длитель­ное время страдающий человек, и подходить к нему нужно с позиций целостного понимания человеческого организма, когда заболевание одного органа или систе­мы влечет за собой расстройство нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой и даже психической деятельности. Такой подход с пониманием целостной системы чело­веческого организма как нельзя лучше соответствует принципу отечественной медицины — лечить не болезнь, а больного.

 

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С БОЛЬНЫМИ В ХИРУРГИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ

 

Работа медицинской сестры в хирургическом отделе­нии имеет много своих особенностей, что определяется как характером заболеваний хирургического профиля, так и методами их лечения. Хирургия, в представлении многих больных и их родственников, это неизбежность операционной травмы, необходимость удаления пора­женного органа или его части, это раны, кровь и мн. др., что связано с определенной степенью риска не только для нормальной жизнедеятельности организма, но и для жизни. Все это накладывает отпечаток на характер поведения хирургического больного, на его отношения к медицинским работникам, а также влияет на форми­рование его психологии. Большинство хирургических заболеваний, таких как острые воспалительные процессы, неотложные состояния при патологии брюш­ной полости (непроходимость кишечника, перфорация полых органов и др.), травмы, имеют внезапное начало Такие заболевания, как правило, развиваются на фоне полного благополучия, больные оказываются психоло­гически   неподготовленными    к   восприятию   болезни.

Поступая  в  хирургическое  отделение, больной  иногда тут же, в приемном отделении, сталкивается с необходимостью принимать ответствен­ные для своего здоровья решения, соглашаясь на операцию   или   другую   хирургическую   манипуляцию.

Естественно, что наиболее частой психологической реакцией больного на сложившуюся ситуацию являются чувство страха перед возможной операцией, пред­чувствие боли как во время операции, так и в послеопе­рационном периоде, беспокойство за исход хирурги­ческого вмешательства, иногда неуверенность в про­фессиональном мастерстве хирурга, в подготовленности средних медицинских» работников. Другими словами, формируется своеобразная стрессовая ситуация. Отсю­да главным деонтологическим требованием при работе сестры с хирургическими больными является борьба с болью и чувством страха до и во время хирурги­ческого вмешательства, а также в послеоперационном периоде.

Сестра приемного и специализированных отделений должна, с учетом знания психологического настроя больного, проявить по отношению к нему максимум чуткости и внимания, изучить причины и степень нервозности и в доступной форме попытаться успокоить больного, развеять его опасения и вселить уверенность в благоприятный исход заболевания. Это поможет пациенту принять правильное решение и дать согласие на предложенную операцию. Деонтологически обосно­ванный подход сестры к больному благоприятно ска­жется на его поведении и будет способствовать скорей­шему выздоровлению.

Важную роль будут играть спокойная деловая обстановка в отделении, отсутствие суетливости при работе с больными, уверенность и профессиональное мастерство сестер. Все это в глазах больного будет повышать доверие и авторитет медицинских работни­ков.

При хроническом течении хирургического заболева­ния больного тревожат и другие вопросы: возможная длительность заболевания и его опасность для здоровья, степень неизбежности и характер предстоящей опера­ции, возможность осложнений, отдаленные последствия и др. Поэтому медсестре необходимо быть готовой дать ответы на заданные вопросы, в пределах своей компе­тенции.

Предоперационная подготовка больного, страдаю­щего хроническим хирургическим заболеванием, требу­ет от медицинской сестры не только хорошей профес­сиональной подготовки, но и строгого соблюдения тре­бований медицинской деонтологии. О сущности и примерном  объеме предстоящей операции  больному рас­сказывает   врач.   Определенный   вред   могут   принести попытки медицинских сестер и даже санитарок давать свои не вполне квалифицированные разъяснения относительно предстоящей операции, а также запугивание        возможными осложнениями.

Опыт показывает, что каждый больной испытывает внутреннее беспокойство, тревогу и даже страх перед операцией. Однако внешние проявления этих психо­логических состояний не всегда отчетливы. Сестра должна их не только уловить, но своим ровным поведе­нием, задушевными беседами постараться развеять эти страхи, успокоить больного, вселить уверенность в необходимость оперативного вмешательства и в бла­гоприятный его исход, всячески поддерживая этим мнение, высказанное врачом. Положительное воздей­ствие на готовящегося к операции больного оказывает его совместное пребывание в палате с уже проопери­рованными и выздоравливающими больными. Их хоро­шее самочувствие, физическая активность и бодрость духа укрепляют веру вновь поступившего больного  в необходимость операции и в благоприятный ее исход.

Положительное деонтологическое влияние на боль­ного оказывают хорошая организация лечения и ухода за оперированными, отсутствие избирательного отноше­ния к отдельным пациентам, активное их поведение, быстрое восстановление здоровья после операций. Все предоперационные исследования должны выполняться со знанием дела, бережно и по возможности болезненно.

Успех лечения хирургического больного во многом определяется тремя факторами: оперативным искус­ством врача, умением сестер обеспечить тщательный послеоперационный уход (выхаживание), а также пси­хологическим настроем больного. Еще во времена напо­леоновских войн врач-хирург Ларрей отмечал, что раны заживают быстрее в армии победителей. Поэтому вос­питание у больного положительного настроя на выздо­ровление, уверенности в благоприятный исход заболева­ния, физически активного поведения — важнейшая задача сестры.

Не менее важным элементом послеоперационного ухода является деонтологически грамотный подход се­стры к больному. Тут, наряду с четким выполнением всех врачебных назначений, от сестры требуется душев­ное отношение к больному, не наигранное, а проникну­тое человеческой любовью исполнение своего профес­сионального долга, теплота сестринских слов и легкость ее женских рук, безболезненное выполнение медицин­ских манипуляций. Пациент в лице медицинской сестры хочет и должен видеть самого близкого, душевного, искренне заботящегося о нем человека. Добрые советы сестры, отвлечение внимания больного от трудностей послеоперационного периода, настрой на выздоровление окажутся весьма полезными помощниками на пути восстановления   здоровья   и   трудоспособности   оперированного больного.

Одним из факторов успешного течения послеопе­рационного периода является умелое использование сестрой приемов психотерапии в общении с больным, в процессе выполнения врачебных назначений, при беседах с родственниками. Учитывая, что любые отрицательные эмоции, как правило, снижают компен­саторные возможности организма и усложняют течение послеоперационного периода, сестра не должна допу­скать их появления, а также умеючи гасить их в случае появления. Деонтологически правильное поведение сестры на всех этапах лечения хирургического боль­ного, умение прийти на помощь при наметившемся ухуд­шении его самочувствия, успокаивают, внушают веру в благоприятный исход операции, в выздоровление.

Таким образом, работа сестры в хирургическом отделении требует твердых практических навыков в выполнении врачебных назначений, знания психологии хирургического больного на всех этапах его лечения, умения правильно пользоваться приемами психотера­пии, четкого соблюдения требований деонтологии. Тут чуткость сестры, внимательность, уверенность и обяза­тельность в выполнении назначений и обещаний могут сыграть главную роль в обеспечении гладкого течения послеоперационного периода и выздоровления боль­ного

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В НЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ

Контингент больных неврологического отделения имеет много своих особенностей. По возрасту это в основном люди средних лет и пожилые. Среди больных преобладают лица, страдающие хроническими забо­леваниями центральной и периферической нервной системы с преимущественно неблагоприятными исхо­дами, а нередко приводящими к инвалидизации человека (сосудистые, онкологические, наследственные, инфекционные и другие).

 Многие неврологические больные с острым началом заболевания (нарушения мозгового кровообращения, черепно-мозговые травмы, коматозные состояния различного происхождения и др.) проходят этап лече­ния в блоке интенсивной неврологии или в специали­зированном отделении интенсивной терапии. Тяжесть этой категории больных, их прикованность к постели и неспособность к самообслуживанию, особенно в первые дни после поступления, накладывают на сестер и весь персонал блока большую ответственность за обеспече­ние лечебно-диагностического процесса. Тут требуются особая слаженность в работе сестер, их взаимопо­нимание и взаимопомощь, безукоризненное выполнение врачебных назначений и, наконец, способность выпол­нять большую физическую нагрузку по перекладыванию больных в постели при смене белья и т. д. В период острого течения мозгового инсульта больной находится в полной зависимости от медицинских работников, при наличии речевых расстройств общение с ним крайне затруднено, а нарушения функций тазовых органов требует дополнительного и весьма сложного сестрин­ского ухода.

В этих условиях большую значимость приобретает создание вокруг больного щадящей, благоприятной психологической обстановки. Радостным событием для больного бывают первые признаки начинающегося вос­становления речевых, двигательных или чувствительных нарушений. Наблюдательной медицинской сестре необходимо своевременно заметить это начавшееся вос­становление нарушенных функций, обратить вни­мание больного на положительные сдвиги в его состоянии, порадоваться вместе с ним и всеми этими действиями вселить уверенность в постепенном улучше­нии состояния, а возможно — и в полном выздоровле­нии.

В еще большем внимании сестры нуждаются те больные, у которых наступившие глубокие нарушения нервной  деятельности   не восстанавливаются   или   же состояние которых улучшается очень медленно. Эти­ческим долгом медицинской сестры в подобных ситуациях являются терпеливое, настойчивое и четкое выполнение всех лечебных манипуляций, внимательный и кропотливый уход, теплое человеческое отношение и настойчивое внушение уверенности в неизбежном улучшении состояния здоровья.                   

Важно установить правильные взаимоотношения-сестры с родственниками тяжело больного, особенно при нарушенном болезнью контакте с ним. В этих случаях родственники и близкие становятся единственно воз­можным источником информации о начале и развитии заболевания. Не следует проявлять неоправданного оптимизма в тех случаях, когда нет уверенности в благоприятном исходе заболевания или полном восстановлении нарушенных у больного функций. Очень важно положительное психологическое воздействие родственников на больного. Вовремя принесенные цветы, ободряющая беседа, пожелание выздоровления нередко оказывают на больного не менее эффективное воздействие, чем некоторые медицинские манипуляции.

Большое психотерапевтическое влияние на больных оказывает решение врача о переводе его для долечива­ния из блока интенсивной терапии в общеневроло­гическое отделение. Такое известие больной воспри­нимает как признак предстоящего выздоровления с последующим возвращением в семью, а нередко и на работу. Сестре нужно умело поддерживать появив­шуюся надежду больного.

Лечение, уход и обращение с больным в невро­логическом отделении должны быть последовательным и преемственным продолжением начатого в блоке интенсивной неврологии. Больной должен встретить ту же доброту, заботу и внимание со стороны всего медицинского персонала, и в первую очередь со стороны сестер. Следует рационально размещать больных по палатам, стараясь совмещать более тяжелых с теми, у которых наступает уверенное восстановление нару­шенных функций. Такое размещение нередко оказывает положительное психотерапевтическое воздействие.

Больные, страдающие неврозами или невроти­ческими реакциями на фоне органического заболевания нервной системы, отличаются обостренной чувствитель­ностью ко всем формам общения с ними. Они могут резко реагировать на всякое проявление неискренности, фальши и невнимания со стороны медицинского персо­нала. Вот почему медицинская сестра, общаясь с такими больными, должна быть максимально правди­вой, доброжелательной, стремиться помочь больному в преодолении тех проявлений болезни, которые являются источником его страданий. В этих случаях весьма полез­ной может оказаться рациональная комплексная психо­терапия, с помощью которой можно устранить бессон­ницу, раздражительность, плаксивость, неустойчивость настроения и нацелить больного на активную восста­новительную работу.

На характер деонтологических подходов сестры к больному существенное влияние оказывает возрастной состав больных, и в первую очередь дети и пожилые. Дети, страдающие хроническими заболеваниями нервной системы, кроме теплоты и внимания, нуждаются в педагогическом, воспитательном воздействии, иногда в школьном обучении, а их родители заслуживают особой чуткости и гуманности со стороны медицин­ских работников. Больные пожилые с последствиями мозгового инсульта, кроме психотерапевтических бесед, тщательного ухода и внимания, нуждаются в регуляр­ных встречах с родственниками и близкими, чтобы у них не развивалось чувство безнадежного одиночества и  «ненужности».

Строгое и продуманное соблюдение медицинскими сестрами требований деонтологии может существенно повысить эффективность лечебно-восстановительных мероприятий,   расширить   возможности   реабилитации  больных с поражениями нервной системы. Тут особую  значимость приобретает строго индивидуальный подход   к больному с учетом его психологии, тяжести заболевания и эффективности проводимого лечения.

 

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В ОТДЕЛЕНИИ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ   

Для медицинской сестры, работающей со здоровыми и больными детьми, соблюдение правил деонтологии с учетом присущих детскому контингенту особенностей имеет большое значение. Деонтология в педиатрии определяется своеобразием психики детей в различные возрастные периоды, особенностями диагностических и лечебных манипуляций, а также ролью родителей в лечебно-диагностическом процессе.                                                               

Формирующаяся психика детей заметно отличается от взрослых. Тут медицинские работники встречаются и с большей ранимостью психики своего пациента, впечатлительностью, своеобразием реакции на окру­жающую обстановку и новых людей, робостью, сте­снительностью, нередко с открытой детской шаловли­востью. На ребенка в больнице действует все: и незна­комые люди в белых халатах, и непривычная обста­новка, ограничивающая их активность, и запахи лекарств, и блеск металлических инструментов в шка­фах кабинетов.

Период адаптации к новым условиям проявляется у детей сугубо индивидуально. Одни, оставшись без роди­телей, очень быстро и сравнительно легко приспосабли­ваются   к   больничной   обстановке,   охотно   вступают в контакт с медицинским персоналом, находят общий язык с соседями по палате. Для других новая обста­новка полна переживаний и необычных ощущений. Они бывают подавлены, уединяются, тоскуют по своим роди­телям, со страхом перед возможной болью ожидают диагностическую и лечебную манипуляцию.

Медицинская сестра должна научиться понимать индивидуальные особенности детской психики с тем, чтобы войти в контакт с детьми, заслужить их доверие, помочь в преодолении тревоги и страха перед больнич­ной обстановкой и проводимым лечением.

В условиях стационара дети, будучи оторванными от родителей, испытывают чувство одиночества среди незнакомых людей, страдают от недостатка ласки, вни­мания, теплоты материнских рук. Медицинская сестра, находясь большую часть времени с больными детьми, должна стараться заменить ребенку отсутствующих родителей, создать атмосферу теплоты и занятости. Она обязана проявлять такие качества, как ласковость, доброта, иметь склонность к шутке, улыбке, быть мягкой по форме обращения с ребенком, но настойчивой в выполнении назначений, уметь быстро завоевать доверие ребенка. Для этого нужно еще знание элементов педагогики, которая поможет объединить лечение ребенка и его воспитание.

У большинства детей разных возрастов одной из основных причин отрицательных эмоциональных реак­ций является чувство страха перед возможной болью и непонятными ему медицинскими манипуляциями. Отсюда проявление резкого негативизма не только к лечебным процедурам, но и к общению с медицин­ской сестрой, особенно если в ее руках находится шприц или другие медицинские инструменты и аппа­раты. Необходимо уметь помочь ребенку в преодоле­нии чувства страха, уговорить его на процедуру и выполнить ее по возможности безболезненно. В этом сестре должно  помочь  профессиональное  мастерство.

Больные дети на какое-то время оказываются оторванными не только от родителей, но и от детских коллективов. Вот почему следует обращать внимание на оформление интерьеров детских отделений и делать их с таким расчетом, чтобы они напоминали детский сад или школу: соответствующая мебель, игрушки, книги и др. Желательно организовать учебу детей по индиви­дуальной программе.      

Взаимоотношения с родственниками — весьма слож­ный и ответственный раздел работы медицинской се­стры. Ведь болезнь ребенка вызывает большую тревогу у всей семьи и особенно у матери. Сестра должна прийти на помощь матери, попытаться успокоить ее, вселить уверенность в том, что ребенку будет сделано все, что в этих случаях необходимо. Даже при тяжелых, хронических заболеваниях, когда возможности излече­ния ограничены, человеческое участие медработников, искреннее сочувствие и теплое внимание вызывают у родственников чувство благодарности и облегчения их горя. Нужно целенаправленно воздействовать на родителей, обеспечивая их активное участие и роди­тельскую помощь в организации лечения ребенка. У родителей никогда не следует отнимать надежду на выздоровление, но нельзя давать и неоправданных обещаний, когда уверенности в скором излечении нет В случаях наличия хронического заболевания у ребенка сестра должна стремиться создавать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи, что способствовало бы успеху лечения и динамическому наблюдению за ним

Таким образом, работа медицинской сестры в отде­лении детских болезней требует четких знаний психо­логии детей, здоровых и больных, в различных возрастных периодах, умения строить с ними пра­вильные взаимоотношения с соблюдением правил деонтологии, умения создавать атмосферу взаимопони­мания и дружбы с родителями и использовать их полезное влияние на ход лечебного процесса.

 

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В ИНФЕКЦИОННЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ

Психология инфекционного больного заметно отличается   от  психологии  других  больных. Это обусловлено заразностью инфекционного заболева­ния,     необходимостью   изоляции   больного   от   членов семьи и трудового коллектива, возможным запретом продолжать работу по своей специальности — на объектах общественного питания, в учреждениях здра­воохранения, детских садах и т. д. (острые кишечные инфекции, дифтерия и др.). Все это нередко вносит элементы страха, стыдливости и какого-то чувства необоснованной вины перед окружающими, родствен­никами, сослуживцами. Заболевший, например дизен­терией, старается не рассказывать о своем заболе­вании сослуживцам, скрывает от окружающих факт болезни, нередко занимается самолечением, чем наносит определенный вред своему здоровью и обществу, ибо люди, продолжающие общаться с ним, подвергаются опасности заражения.

Будучи изолированным в инфекционное отделение больной испытывает опасение перед возможностью заразиться .другим инфекционным заболеванием от соседей по палате, через предметы ухода, в ванной комнате и т. д. Все это обязывает медицинских сестер вести с больными индивидуальные санитарно-просветительные и психотерапевтические беседы, разъяснять сущность инфекционных заболеваний, пути заражения и меры профилактики.

Большое психотерапевтическое воздействие будет иметь четкое соблюдение медицинским персоналом отде­ления правил личной гигиены в процессе ухода, выпол­нения медицинских процедур.  Наряду с этим должен проводиться весь комплекс дезинфекционных меро­приятий, включающий обработку дезраствором дверных ручек, кроватей, тумбочек, посуды больного, предме­тов ухода и др.  

Попытки некоторых инфекционных больных скрыть свое заболевание и возможный источник инфицирова­ния обязывают медработников скрупулезно изучать эпидемиологический анамнез, включая подробный расспрос не только больного, но и его родственников, которые, будучи заинтересованными в его излечении, могут дать  более   полные  и  достоверные  анамнести­ческие сведения.

Родственники больного должны быть достаточно информированы о степени заразности переболевшего, что обеспечит установление пра­вильных взаимоотношений бывшего больного в семье и с окружающими.

Медицинская сестра инфекционного отделения должна учитывать в своей работе эти особенности пси­хологии инфекционных больных. Принимая самое непосредственное участие в диагностике и лечении больных, сестра постоянно находится в контакте с ними, обеспечивает уход и индивидуальное лечебное питание. Своими уверенными профессиональными действиями, вниманием и чуткостью сестра должна внушать боль­ному доверие к медицинскому персоналу и проводи­мому лечению, вселять уверенность в выздоровле­нии.  

 

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ

Беременность и роды являются важнейшими и сложными физиологическими функциями женского организма. В этот период неизбежно наступает ряд изменений, которые требуют медицинского наблюдения, а нередко и лечения. Мир внутренних переживаний женщины, готовящейся стать матерью, особенно впер­вые, сложен и своеобразен. Среди этих переживаний встречаются следующие мотивы: боязнь «родовых мук и страданий», большое желание рождения ребенка определенного пола, опасения, а не перепутают ли в род­доме их ребенка с чужим и некоторые другие.

Рождение ребенка для женщины является актом не только желательным, но и чрезвычайно важным. Акушерка родильного дома ближе всех стоит к роженице, она является свидетелем и активным соучастником всех тончайших переживаний, связанных с предстоящими родами. Ей доверяются тревожные мысли и неизведанные чувства, предстоящие трудности родов и радость материнства. Вот почему акушерка должна себя вести так, чтобы роженица почувствовала в ней близкого человека, владеющего высоким профессиональным мастерством, которому можно верить и доверять, на которого можно положиться и ожидать надежной помощи в самых сложных ситуа­циях как родового периода, так и после родов. Акушерке надо уметь проявлять человеческую заботу о матери и новорожденном, внимание и доброту к людям.

В представлении большинства женщин, роды неиз­бежно ассоциируются с болью, страданиями и опре­деленным риском для жизни матери и ребенка. Нередко на этом фоне развиваются эмоциональная неустой­чивость, неуравновешенность, повышенная ранимость, резкое обострение черт характера и другие неврозоподобные явления.

Учитывая все это, акушерке надлежит умеючи успокоить роженицу, настроить ее на благополучный исход родов. Уместно подчеркнуть высокую профес­сиональную эрудицию врачей и акушерок отделения, на опытность которых можно вполне положиться.

Женщина — будущая мать, посещая консульта­цию, родильный дом, ожидает от медицинских работников не только избавления от родовых болей, но и сострадания, соучастия в ее переживаниях, хорошего человеческого отношения и добрых советов на период беременности, родов и после них. Вот почему так важны чуткость со стороны медицинских сестер и акушерок, умение укрепить уверенность роженицы в нормаль­ном течении беременности и благоприятном исходе родов.

На предотвращение и сглаживание предродовых переживаний и подготовку женщины к безболевому течению родов направлен весь комплекс психопрофи­лактики родов, который весьма успешно используется в нашей стране и за рубежом. Средние медицинские работники должны не только владеть приемами психопрофилактики, но и умеючи укреплять уверенность женщины в действенности, безвредности и высокой эффективности советов врача, в необходимости соблю­дения рекомендаций по рациональному питанию, выпол­нению режима труда и отдыха, по занятиям лечебной физкультурой.

Роженица при поступлении в роддом или специализированное отделение нередко испытывает чувство бес­покойства, растерянности и естественного страха перед неизвестностью, прислушивается ко всякого рода посторонним звукам. Ее беспокоит тревожная мысль о том, что ее ждет впереди. Поэтому при размещении ее в предродовой палате должны быть исключены всякие возможности услышать стоны, а может быть и крики рожениц, поступивших без прослушивания цикла занятий по психопрофилактике родов. В этих целях нужно рационально располагать палаты и каби­неты специального предназначения.

Еще    в    приемном   отделении    роженица   должна встретить   доброжелательность   и    профессиональную гостеприимность  персонала,   внимательность   врача   и акушерки, собранность и целеустремленность коллекти­ва   медработников   и   мастерство   тех,    кто   призван    оказать помощь женщине в этот ответственный период ее жизни. Не надо забывать о стыдливости женщин. Обследовать ее следует с соблюдением мер, охраняю­щих достоинство и самолюбие.

От первого контакта с роженицей в приемном отделении во многом зависят ее поведение в предро­довой и во время родов, успех проводимого обезболи­вания, а нередко и исход родов.

После родов женщина с нетерпением ожидает под­робных сообщений о своем ребенке. Важно, чтобы акушерка постаралась успокоить мать, развеять всякие сомнения в отношении возможности подмены ребенка, подбодрить ее и похвалить новорожденного. Надо вся­чески скрасить и придать эффект торжественности моменту первой встречи матери с ребенком.

В течение всего пребывания женщины в родильном доме средний медицинский персонал должен окружать ее заботой и вниманием, лаской и любовью, нежностью и добротой, т. е. неустанно проявлять знаки высокой оценки положения матери и ребенка в нашей стране.

Медицинские сестры гинекологического отделения  во взаимоотношениях с больными должны по-особому проявлять такие качества, как заботливость, вниматель­ность, сердечность, чуткость, сочувствие, т. е. все то, что создает атмосферу взаимной теплоты, доверия и взаимопонимания. Больная женщина должна быть уверенной, что характер перенесенной операции и все сведения, которые она сообщила медицинским работ­никам, останутся тайной не только для заинтересован­ных членов семьи, но и, что особенно важно, для окружающих. В этой связи требуется особое внимание при заполнении медицинских документов, предназна­ченных для администрации по месту работы. Их содер­жание также должно обеспечивать сохранение меди­цинской тайны. С этой целью допустимо в листке нетрудоспособности и медицинской справке выставлять вымышленный диагноз вместо истинного.

В гинекологическое отделение женщины поступают преимущественно для оперативного лечения по поводу различных заболеваний или для прерывания беремен­ности. В связи с этим им приходится принимать решение и давать согласие на операцию.

Иногда последствия операции отрицательно отра­жаются на супружеских взаимоотношениях. Приведем один пример.

Две медицинские сестры А. и К. работали в одной больнице  и жили рядом. Сестра А. 2 года назад перенесла операцию по поводу фибромиомы матки. Все обошлось благополучно, муж о характере операции не знал. Но однажды, во время бытовой ссоры, сестра К. высказала мужу соседки, что «у нее все вырезали». Этого было достаточно, чтобы муж оставил семью, в том числе двух малолетних детей. Сестра К. по решению суда была лишена права заниматься медицинской практикой сроком на 3 года. Таков печаль­ный итог разглашения медицинской тайны.

Весьма ответственным является решение женщины об аборте, которое принимается после серьезных колебаний и сопоставления всех «за» и «против».

Крайне противоречивые мысли и чувства женщины, иногда отчаяние в ожидании возможных последствий операции могут привести к развитию невротического или психотического состояния. Это должно послужить основанием для создания вокруг женщины атмосферы сочувствия, доброжелательности, понимания сложности внутренних переживаний и стремления помочь ей выйти из затруднительного положения. Медицинским сестрам нужно проявлять участие в судьбе женщины и, в доступной форме попытаться разъяснить медицинскую сущность и относительную безопасность предстоящей операции. Медицинская сестра обязана сделать все воз­можное, чтобы вывести больную из состояния психи­ческой подавленности, вселить веру в выздоровление, объяснить причины возможных обострений и нежела­тельные последствия нерегулярного лечения. Всем своим поведением ей необходимо создавать обстановку оптимизма, спокойствия, уверенности в благоприятном исходе заболевания. При решении вопроса об аборте необходимо внимательно выслушать мотивы женщины, идущей на эту операцию, и в ряде случаев, возможно, попытаться склонить ее к отказу, добиться победы чувства материнства.

На больных гинекологического отделения полностью распространяются деонтологические требования, отно­сящиеся к больным хирургического профиля, особенно это касается ведения больных в пред- и послеоперацион­ной периоды. Учитывая индивидуальность женщины, отношение средних медицинских работников к таким больным должно быть особенно продуманным, теплым и сердечным.

 

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В ОТДЕЛЕНИИ КОЖНО-ВЕНЕРИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Подавляющее большинство кожных заболеваний характеризуются длительным, хроническим течением и не всегда успешно поддаются лечению (экзема, псориаз, нейродермиты, угри и др.). Локализация проявлений этих болезней на открытых частях тела, в том числе и на лице, привлекает внимание и неоправданное любопытство окружающих, вызывает у больного чувство ложной  стыдливости,  ведет  к определенному душевному страданию и вынуждает к уединению. Такой больной старается избегать встреч с сослуживцами и сверстниками, лишает себя права посещать театры, кино и другие общественные места. Кожные заболева­ния кистей нередко служат помехой в работе, а представителей отдельных профессий (музыкантов, медработников и др.) вынуждают менять род занятий. Все это в комплексе с зачастую недостаточным успехом многократного и длительного лечения может служить причиной развития у таких больных невроти­ческих явлений или ведет в психопатизации личности.

По этой причине больные с кожными заболеваниями нуждаются в особо чутком и внимательном отноше­нии со стороны медицинских сестер, а процесс лечения должен подкрепляться высоким  доверием больного по отношению к медработникам и непререкаемым их авторитетом.

Медицинская сестра обязана сделать все возможное, чтобы вывести больного из состояния психической подавленности, вселить веру в выздоровление, объ­яснить причины возможных обострений и нежелатель­ные последствия нерегулярного лечения. Всем своим поведением необходимо создавать обстановку опти­мизма, спокойствия, уверенности в благоприятном исходе заболевания.

Пациент должен быть информирован о сущности заболевания и настроен на необходимость длительного, многокурсового лечения с обязательным соблюдением мер профилактики рецидивов. Всем комплексом психо­профилактических мероприятий больного следует убедить в том, что его стыдливость перед окружающими носит необоснованный, ложный характер, а неадекват­ные реакции отдельных людей являются показателем низкой общей культуры. Важным является воспитание у больного уверенности в безопасности его заболевания для окружающих, если это не касается чесотки, микозов и некоторых других заразных заболеваний. В послед­них случаях больной, наряду с аккуратным лечением, должен быть обучен мерам предосторожности перед возможностью заражения других.

Медицинская сестра, выполняя большинство лечеб­ных процедур, обрабатывая пораженные болезнью участки кожи больного, не должна проявлять признаков брезгливости и высказывать сомнений в успехе про­водимого лечения. Все процедуры по обработке пораженных участков, несмотря на их обширность, должны выполняться скрупулезно, без торопливости, безболезненно и строго в сроки, определенные лечащим врачом. Хорошо, если сестра заметит начавшееся улучшение в течении заболевания и обратит на это внимание больного. В особом отношении нуждаются больные, у которых очаги поражения кожи локализу­ются на открытых участках тела, особенно на лице. Питание таких больных желательно организовать в палате, чтобы избежать ранящего психику любопытства окружающих, а для прогулок на больничном дворе отводить им малолюдные места.

Общение сестры с такими больными требует высокой профессиональной подготовки, знания элементов меди­цинской психологии и умения найти грамотные, деонтологически обоснованные подходы, которые поло­жительно скажутся на самочувствии больного и течении его заболевания.

Венерические болезни, особенно в ближайшие дни после заражения, являются для больного большой психической травмой. Она обусловлена неизбежностью посещения кожно-венерологического диспансера, же­ланием скрыть свое заболевание в семье и по месту работы и попытками самолечения. Все это, в соединении с необходимостью длительного, курсового лечения, ока­зывает крайне неблагоприятное воздействие на психику больного. Такие больные нуждаются в щадящей психо­терапии на фоне проведения специфического лечения. Медицинская сестра должна успокоить больного и самым настоятельным образом разъяснить его социаль­ную опасность до истечения заразного периода, убедить в необходимости аккуратного проведения курса назна­ченного лечения до полного выздоровления. Больной должен знать о тех последствиях, которые неизбежны при преждевременном прерывании лечения.

Средние медицинские работники обязаны строго соблюдать медицинскую тайну каждого больного, и тем не менее выявление и привлечение к лечению чело­века, страдающего венерическим заболеванием, являет­ся важной социально-профилактической мерой, огра­ждающей окружающих от возможности заражения, которую надо выполнять неукоснительно. Средние медицинские работники кожно-венерических учрежде­ний и отделений должны обладать исключительным тактом в общении с больными, умением психотерапевтического воздействия на их ранимую психику и настой­чивостью в достижении положительных результатов проводимого лечения. Не последнюю роль играет внеш­ний вид медицинской сестры, она должна быть внешне опрятной, подтянутой,    тактичной  и  приветливой, правдивой и требовательной к себе и больным.

 

Список используемой литературы и  публикаций сети Интернет

1.      http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2011_4_9/nomer/nomer23.php

2.      https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=257617

3.      https://lektsii.org/17-46272.html

4.      http://vmede.org/sait/?page=18&id=Obshesyvennoe_3d_medik_2012&menu=Obshesyvennoe_3d_medik_2012

5.      https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12223

6.      Матвейчик, Т. В. Организация сестринского дела : учеб. пособие / Т. В. Матвейчик, В. И. Иванова - Минск : Выш. шк. , 2006. - 301 с. - ISBN 985-06-1169-3. - Текст : электронный // URL : https://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9850611693.html

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Тема: особенности работы медицинского работника в различных

Тема: особенности работы медицинского работника в различных

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С БОЛЬНЫМИ

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С БОЛЬНЫМИ

У некоторых появляется боязнь заразить членов семьи и окружающих сотрудников, что порождает отчужденность, замкнутость, раздражитель­ность

У некоторых появляется боязнь заразить членов семьи и окружающих сотрудников, что порождает отчужденность, замкнутость, раздражитель­ность

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С БОЛЬНЫМИ В

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С БОЛЬНЫМИ В

Важную роль будут играть спокойная деловая обстановка в отделении, отсутствие суетливости при работе с больными, уверенность и профессиональное мастерство сестер

Важную роль будут играть спокойная деловая обстановка в отделении, отсутствие суетливости при работе с больными, уверенность и профессиональное мастерство сестер

Не менее важным элементом послеоперационного ухода является деонтологически грамотный подход се­стры к больному

Не менее важным элементом послеоперационного ухода является деонтологически грамотный подход се­стры к больному

Многие неврологические больные с острым началом заболевания (нарушения мозгового кровообращения, черепно-мозговые травмы, коматозные состояния различного происхождения и др

Многие неврологические больные с острым началом заболевания (нарушения мозгового кровообращения, черепно-мозговые травмы, коматозные состояния различного происхождения и др

Большое психотерапевтическое влияние на больных оказывает решение врача о переводе его для долечива­ния из блока интенсивной терапии в общеневроло­гическое отделение

Большое психотерапевтическое влияние на больных оказывает решение врача о переводе его для долечива­ния из блока интенсивной терапии в общеневроло­гическое отделение

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В ОТДЕЛЕНИИ

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В ОТДЕЛЕНИИ

Необходимо уметь помочь ребенку в преодоле­нии чувства страха, уговорить его на процедуру и выполнить ее по возможности безболезненно

Необходимо уметь помочь ребенку в преодоле­нии чувства страха, уговорить его на процедуру и выполнить ее по возможности безболезненно

Заболевший, например дизен­терией, старается не рассказывать о своем заболе­вании сослуживцам, скрывает от окружающих факт болезни, нередко занимается самолечением, чем наносит определенный вред своему здоровью и…

Заболевший, например дизен­терией, старается не рассказывать о своем заболе­вании сослуживцам, скрывает от окружающих факт болезни, нередко занимается самолечением, чем наносит определенный вред своему здоровью и…

Рождение ребенка для женщины является актом не только желательным, но и чрезвычайно важным

Рождение ребенка для женщины является актом не только желательным, но и чрезвычайно важным

Поэтому при размещении ее в предродовой палате должны быть исключены всякие возможности услышать стоны, а может быть и крики рожениц, поступивших без прослушивания цикла занятий…

Поэтому при размещении ее в предродовой палате должны быть исключены всякие возможности услышать стоны, а может быть и крики рожениц, поступивших без прослушивания цикла занятий…

Две медицинские сестры А. и К. работали в одной больнице и жили рядом

Две медицинские сестры А. и К. работали в одной больнице и жили рядом

Такой больной старается избегать встреч с сослуживцами и сверстниками, лишает себя права посещать театры, кино и другие общественные места

Такой больной старается избегать встреч с сослуживцами и сверстниками, лишает себя права посещать театры, кино и другие общественные места

Общение сестры с такими больными требует высокой профессиональной подготовки, знания элементов меди­цинской психологии и умения найти грамотные, деонтологически обоснованные подходы, которые поло­жительно скажутся на самочувствии…

Общение сестры с такими больными требует высокой профессиональной подготовки, знания элементов меди­цинской психологии и умения найти грамотные, деонтологически обоснованные подходы, которые поло­жительно скажутся на самочувствии…

Матвейчик, Т. В. Организация сестринского дела : учеб

Матвейчик, Т. В. Организация сестринского дела : учеб
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2022