Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина
Оценка 4.6

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина

Оценка 4.6
docx
14.07.2022
Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина
Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина.docx

Конспект (технологическая карта) урока

Предмет: литература

Класс: 10

УМК: В.И. Коровин «Литература 10 класс». М.: 2012.  

Тема урока: Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина и К. Хетагурова

Планируемые результаты:

Личностные: формирование осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; воспитание российской гражданской идентичности, а также такие базовых национальных ценностей, как искусство и литература; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Метапредметные: формирование умения создавать обобщения, строить логическое рассуждение, умозаключение, умение делать выводы; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Предметные: умение анализировать художественный текст, делать сравнительную характеристику стихотворений; собственная интерпретация изученного литературного произведения; восприятие на слух литературных произведений, осмысленное чтение и адекватное восприятие; представление резвернутого устного или письменного ответа на поставленные вопросы; умение вести учебные дискуссии.

 

Методы: репродуктивный (конспект лекции учителя), эвристический (эвристическая беседа), исследовательский (анализ лирического произведения, сравнительный анализ произведений).

Оборудование: текст стихотворений А.С. Пушкина и К. Хетагурова, интерактивная доска, проектор, компьютер.  

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный.

2 мин.

Проверяет готовность учеников к уроку. Фиксирует отсутствующих.

 

«Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим наше знакомство с лирикой Александра Сергеевича Пушкина. Но, кроме того, мы познакомимся еще с одним поэтом, творчество которого вобрало в себя многие традиции А.С. Пушкина. Это Коста Хетагуров.

 

Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка  класса  к  работе.

 

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: планирование урока.

Эвристический метод:

эвристическая беседа и самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы в ходе регламентированной дискуссии

5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Репродуктивный метод: конспект лекции учителя

 

 

Как вы думаете, ребята, какова цель нашего сегодняшнего урока? 

 

 

Совершенно верно, ребята.

 

 

А как вы думаете, когда поэт задумывается о своей роли в обществе? На каких этапах жизни?

 

 

Верно.

 

 

Итак, тема нашего сегодняшнего урока: (тема заранее записана учителем на закрытую доску):. Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина и К. Хетагурова

 

 

 

 

 

Коста Хетагуров -- это поэт, прозаик, драматург, художник, публицист, журналист, общественный деятель, основоположник осетинской литературы. Его поэтическое наследие огромно: лирические стихи, романтические и сатирические поэмы, басни, стихи для детей, народные предания и притчи в оригинальной художественной трактовке. 

Нет сомнения, что великий осетинский поэт в совершенстве знал творчество гения русской литературы. Можно ли сомневаться в том, что Коста правильно понял и оценил значение Пушкина для своего творчества, для всей осетинской литературы? Вот что говорит Коста в письме к Баеву: "А тебя, извини меня, я никак не могу признать ни Пушкиным, ни Гротом осетинского языка..." Это высказывание лишний раз подтверждает мысль о том, что Коста прекрасно понимал и знал, что Пушкин является родоначальником новой русской литературы и языка.

Изучение творчества Пушкина, в котором Коста видел своего поэтического наставника, раскрывает перед ним новый мир большого искусства кристальной чистоты и правдивости. Учась у Пушкина, Коста, учитывая национальные особенности осетинского народа, укреплял в осетинской поэзии литературные традиции Пушкина.

 

 

 

Примерный ответ:

Понять, как воспринимают жизнь, свою судьбу, прошлое, настоящее и будущее Пушкин и Хетагуров, что они думали о теме поэта и поэзии. Что было общего в их творчестве, что различного.

 

Когда у человека появляется потребность осмыслить свою жизнь, понять ее назначение. Обычно это происходит на этапе зрелости, когда человек видит, как растет поколение после него, когда осознает неизбежность гибели.

 

 

 

 

Учащиеся записывают в своих рабочих тетрадях, конспектируя важные моменты беседы и анализа произведений.

 

 

Познавательные: умение искать и выделять необходимую информацию из текста; смысловое чтение; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные: целеполагание; коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в ответ в случае расхождения эталона, с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

Исследовательский метод:

сравнительный анализ стихотворений

20 мин.

Сейчас мы с вами сравним реализацию темы поэта и поэзии у этих двух поэтов.

Сравнительный анализ стихотворений по вопросам:

1.       Что объединяет эти стихотворения? Каким чувством и настроением проникнуто каждое из них?

2.       Какие чувства испытывают лирические герои стихотворений? С помощью каких художественных средств автор передает их?

3.       Какова основная мысль стихотворений?

4.       Как реализуется мотив бессмертия поэта в каждом из этих стихотворений?

 

Итак, после выразительного чтения стихотворений А.С. Пушкина «Памятник» и К. Хетагурова «Надежда», мы
А.С.Пушкин "Памятник"
И долго буду тем любезен я народу, 
Что чувства добрые я лирой пробуждал.

Коста Хетагуров "Надежда" /перевод И.Иринина/ 
Несу я, как семя, поэзию в мир, 
А сердце народа! 
Как нива оно,
Где светлые всходы взрастить мне дано.

Отметим, в чем же близость эстетических идеалов в понимании назначения поэзии Пушкиным и Коста Хетагуровым?

Коста Хетагуров полностью воспринял все предостережения Пушкина. Он со всей силой своего таланта обрушился на виновников бесправного положения народных масс. В ряде стихотворений осетинский поэт говорит о своем высоком назначении быть защитником обездоленных. В стихотворениях: "Я не пророк", "Не упрекай меня", "Надежда", "У могилы", "Завещание", "Не брани мою музу больную", "Я не поэт", "Перед операцией" и других Коста составил целую программу действий поэта-революционера, демократа, трибуна.

 

В стихотворении "Я не пророк" К. Хетагуров заявляет, что удел его "не удаление в безлюдную пустыню", не бегство от людской клеветы и зла.

В этом стихотворении создан образ поэта, готового пожертвовать собой во имя торжества правды и любви. Коста прекрасно понимал, что, слушая стон порабощенных братьев, настоящий поэт, печальник народного горя не может упиваться волшебными грезами, уходить в мир поэтической мечты:


Я не боюсь разлуки и изгнания, 
Предсмертных мук, темницы и цепей. 
Везде для всех я песнь свою слагаю, 
Везде разврат открыто я корю 
И грудью грудь насилия встречаю 
И смело всем о правде говорю..

 

С каким произведением Пушкина перекликаются мотивы данного стихотворения? В чем их сходство и различие?

 


Итак, подведем итоги. Что общего у этих стихотворений? Что различного?

 

Вопросу о роли поэта и поэзии Коста посвятил более 20 стихотворений. Сравнивая стихи Пушкина и Коста, посвященные этой теме, мы видим не только одинаковое понимание роли поэта и поэзии, но даже одинаковые художественные средства: эпитеты, обращения, метафоры, даже названия стихов созвучны. У Пушкина - "Поэт", "Поэту", "Пророк", а у Коста - "Я не поэт", "Я не пророк" и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкина «Памятник» и К. Хетагурова «Надежда»

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерный ответ:

Великий русский поэт Пушкин и основоположник осетинской литературы Коста Хетагуров провозглашают воспитание благородных мыслей и чувств высшим назначением поэта на земле. Творчество поэта, по их мнению, должно быть пронизано гуманизмом, будить "чувства добрые" и выращивать на ниве сердец человеческих "светлые всходы".

 

В стихотворении легко заметить перекличку с основными мыслями "Памятника" Пушкина (мысли о бессмертии, о принадлежности славы поэта народу, о близости поэта к народным массам и т. д.).

 

 

 

 

 

В стихотворении «Я не поэт» Коста говорит о своем труде поэта, трудном, но благородном.
Я не поэт... Обольщенный мечтою, 
Я не играю беспечно стихом...
Смейся!.. Но только я каждое слово 
Прежде, чем им поделиться с тобой, 
Вымолил с болью у счастья былого 
И оросил непритворной слезой...
Вот почему мои песни звучали 
Многим, как звон поминального дня... 
Кто не изведал борьбы и печали, 
Тот за других не страдает, любя.
Не слава нужна поэту, а любовь народа.

Данное стихотворение перекликается по названию и мотивам с «Поэтом» А.С. Пушкина

 

 

Со стихотворением «Пророк» А.С. Пушкина

 

 

 

 

Эти стихотворения объединяет настроение светлой грусти.

Эти стихотворения объединяет одна тема – рассуждение лирического героя о судьбе поэта, его роди в обществе.

Но в стихотворении Пушкина, в отличие от Хетагурова, мысль автора трансформируется от простого размышления о будущей судьбе до осознания неизбежности скорой смерти.

 

Познавательные: структурирование знаний; смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации;  

Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Регулятивные: планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

 

 


 

Конспект (технологическая карта) урока

Конспект (технологическая карта) урока

Репродуктивный метод: конспект лекции учителя

Репродуктивный метод: конспект лекции учителя

Коста в письме к Баеву: "А тебя, извини меня, я никак не могу признать ни

Коста в письме к Баеву: "А тебя, извини меня, я никак не могу признать ни

Коста Хетагуров "Надежда" /перевод

Коста Хетагуров "Надежда" /перевод

Исследовательский метод : сравнительный анализ стихотворений 20 мин

Исследовательский метод : сравнительный анализ стихотворений 20 мин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2022