Конспект (технологическая карта) урока
Предмет: литература
Класс: 10
УМК: В.И. Коровин «Литература 10 класс». М.: 2012.
Тема урока: Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина и К. Хетагурова
Планируемые результаты:
Личностные: формирование осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; воспитание российской гражданской идентичности, а также такие базовых национальных ценностей, как искусство и литература; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Метапредметные: формирование умения создавать обобщения, строить логическое рассуждение, умозаключение, умение делать выводы; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Предметные: умение анализировать художественный текст, делать сравнительную характеристику стихотворений; собственная интерпретация изученного литературного произведения; восприятие на слух литературных произведений, осмысленное чтение и адекватное восприятие; представление резвернутого устного или письменного ответа на поставленные вопросы; умение вести учебные дискуссии.
Методы: репродуктивный (конспект лекции учителя), эвристический (эвристическая беседа), исследовательский (анализ лирического произведения, сравнительный анализ произведений).
Оборудование: текст стихотворений А.С. Пушкина и К. Хетагурова, интерактивная доска, проектор, компьютер.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
Организационный. 2 мин. |
Проверяет готовность учеников к уроку. Фиксирует отсутствующих.
«Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим наше знакомство с лирикой Александра Сергеевича Пушкина. Но, кроме того, мы познакомимся еще с одним поэтом, творчество которого вобрало в себя многие традиции А.С. Пушкина. Это Коста Хетагуров.
|
Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе.
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: планирование урока. |
Эвристический метод: эвристическая беседа и самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы в ходе регламентированной дискуссии 5 мин.
Репродуктивный метод: конспект лекции учителя
|
Как вы думаете, ребята, какова цель нашего сегодняшнего урока?
Совершенно верно, ребята.
А как вы думаете, когда поэт задумывается о своей роли в обществе? На каких этапах жизни?
Верно.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока: (тема заранее записана учителем на закрытую доску):. Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина и К. Хетагурова
Коста Хетагуров -- это поэт, прозаик, драматург, художник, публицист, журналист, общественный деятель, основоположник осетинской литературы. Его поэтическое наследие огромно: лирические стихи, романтические и сатирические поэмы, басни, стихи для детей, народные предания и притчи в оригинальной художественной трактовке. Нет сомнения, что великий осетинский поэт в совершенстве знал творчество гения русской литературы. Можно ли сомневаться в том, что Коста правильно понял и оценил значение Пушкина для своего творчества, для всей осетинской литературы? Вот что говорит Коста в письме к Баеву: "А тебя, извини меня, я никак не могу признать ни Пушкиным, ни Гротом осетинского языка..." Это высказывание лишний раз подтверждает мысль о том, что Коста прекрасно понимал и знал, что Пушкин является родоначальником новой русской литературы и языка. Изучение творчества Пушкина, в котором Коста видел своего поэтического наставника, раскрывает перед ним новый мир большого искусства кристальной чистоты и правдивости. Учась у Пушкина, Коста, учитывая национальные особенности осетинского народа, укреплял в осетинской поэзии литературные традиции Пушкина.
|
Примерный ответ: Понять, как воспринимают жизнь, свою судьбу, прошлое, настоящее и будущее Пушкин и Хетагуров, что они думали о теме поэта и поэзии. Что было общего в их творчестве, что различного.
Когда у человека появляется потребность осмыслить свою жизнь, понять ее назначение. Обычно это происходит на этапе зрелости, когда человек видит, как растет поколение после него, когда осознает неизбежность гибели.
Учащиеся записывают в своих рабочих тетрадях, конспектируя важные моменты беседы и анализа произведений.
|
Познавательные: умение искать и выделять необходимую информацию из текста; смысловое чтение; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Регулятивные: целеполагание; коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в ответ в случае расхождения эталона, с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; |
Исследовательский метод: сравнительный анализ стихотворений 20 мин. |
Сейчас мы с вами сравним реализацию темы поэта и поэзии у этих двух поэтов. Сравнительный анализ стихотворений по вопросам: 1. Что объединяет эти стихотворения? Каким чувством и настроением проникнуто каждое из них? 2. Какие чувства испытывают лирические герои стихотворений? С помощью каких художественных средств автор передает их? 3. Какова основная мысль стихотворений? 4. Как реализуется мотив бессмертия поэта в каждом из этих стихотворений?
Итак, после
выразительного чтения стихотворений А.С. Пушкина «Памятник» и К. Хетагурова
«Надежда», мы Коста Хетагуров полностью воспринял все предостережения Пушкина. Он со всей силой своего таланта обрушился на виновников бесправного положения народных масс. В ряде стихотворений осетинский поэт говорит о своем высоком назначении быть защитником обездоленных. В стихотворениях: "Я не пророк", "Не упрекай меня", "Надежда", "У могилы", "Завещание", "Не брани мою музу больную", "Я не поэт", "Перед операцией" и других Коста составил целую программу действий поэта-революционера, демократа, трибуна.
В стихотворении
"Я не пророк" К. Хетагуров заявляет, что удел его "не удаление
в безлюдную пустыню", не бегство от людской клеветы и зла.
С каким произведением Пушкина перекликаются мотивы данного стихотворения? В чем их сходство и различие?
Вопросу о роли поэта и поэзии Коста посвятил более 20 стихотворений. Сравнивая стихи Пушкина и Коста, посвященные этой теме, мы видим не только одинаковое понимание роли поэта и поэзии, но даже одинаковые художественные средства: эпитеты, обращения, метафоры, даже названия стихов созвучны. У Пушкина - "Поэт", "Поэту", "Пророк", а у Коста - "Я не поэт", "Я не пророк" и т.д. |
Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкина «Памятник» и К. Хетагурова «Надежда»
Примерный ответ: Великий русский поэт Пушкин и основоположник осетинской литературы Коста Хетагуров провозглашают воспитание благородных мыслей и чувств высшим назначением поэта на земле. Творчество поэта, по их мнению, должно быть пронизано гуманизмом, будить "чувства добрые" и выращивать на ниве сердец человеческих "светлые всходы".
В стихотворении легко заметить перекличку с основными мыслями "Памятника" Пушкина (мысли о бессмертии, о принадлежности славы поэта народу, о близости поэта к народным массам и т. д.).
В стихотворении «Я
не поэт» Коста говорит о своем труде поэта, трудном, но благородном. Данное стихотворение перекликается по названию и мотивам с «Поэтом» А.С. Пушкина
Со стихотворением «Пророк» А.С. Пушкина
Эти стихотворения объединяет настроение светлой грусти. Эти стихотворения объединяет одна тема – рассуждение лирического героя о судьбе поэта, его роди в обществе. Но в стихотворении Пушкина, в отличие от Хетагурова, мысль автора трансформируется от простого размышления о будущей судьбе до осознания неизбежности скорой смерти.
|
Познавательные: структурирование знаний; смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Регулятивные: планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.