Жанровые особенности повести «Ночь перед Рождеством»
Оценка 4.8

Жанровые особенности повести «Ночь перед Рождеством»

Оценка 4.8
docx
27.07.2023
Жанровые особенности повести «Ночь перед Рождеством»
Жанровые особенности повести «Ночь перед Рождеством».docx

Хвальнова Марина Евгеньевна

 

Жанровые особенности повести «Ночь перед Рождеством» (по статье И. Лежавы).

«Ночь перед Рождеством» одна из лучших повестей раннего Гоголя, с него  открывается вторая часть первого, - светлого и радостного сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Эта повесть интересна тем, что в ней уже тогда отразилось многое из того, что интересовало Гоголя и в зрелом возрасте.

Эта повесть написана в 1830 году. Гоголю чуть больше 20 лет. В это время он поставил цель добиться успеха в Петербурге. Ему осточертело репетиторство, а как раз этим в основном он и зарабатывал в то время на жизнь. Известно, что летом 1830-го Гоголь со своим подопечным и его матерью выехал в Павловск, где и дописывал вторую часть  «Вечеров». Как отметил один из исследователей, ‘Гоголь  - поэт  ночи:  «Ночь  перед  Рождеством»,   «Майская  ночь,   или утопленница».

Гоголю необходимо было признание, и он ясно отдавал себе отчет, что его могло дать только признание его произведений литературной элитой, в первую очередь Пушкиным и его окружением. Но чем он мог заинтересовать таких искушенных в литературном творчестве читателей? В первую очередь живостью слога, новизной сюжетов и тем – в данном случае малороссийских; ассоциациями с популярной в ту эпоху романтической европейской прозой, в первую очередь Гофмана, братьев Гримм. А чем он мог привлечь внимание простого обывателя, которому тоже был адресован его первый сборник? Тем, что было близко и хорошо знакомо любому русскому с детства – традициями празднования Рождества, ряженными, «страшными» святочными «быличками» и легендами.

Основателем жанра европейского рождественского рассказа принято считать Диккенса, который в 1840-х гг. задал основные постулаты «рождественской философии»: ценность человеческой души, тема памяти и забвения, любви к «человеку во грехе», детства. Все исследователи-слависты соотносят появление рождественского рассказа в России с вольным переводом «Рождественской песни в прозе» Диккенса А.С. Хомяковым в начале 1840-х гг. под названием «Светлое Воскресение». Считается, что жанр рождественского   рассказа  в русской литературе  появился значительно позже святочного. К первым русским рассказам с рождественской тематикой некоторые исследователи относят повесть московского писателя и актера К.Баранова  «Ночь на Рождество Христово» (1834 г.).
Диккенсовский образец рождественского рассказа в России был частично переосмыслен. Если у английского писателя непременным финалом была победа света над мраком, добра над злом, то в отечественной литературе не редки и трагические финалы. Среди наиболее значительных произведений русских писателей, написанных в жанре рождественского рассказа, считается «Мальчик у Христа на ёлке»  Ф. М. Достоевского.

Этап становления литературного святочного рассказа связан с творческими поисками эпохи романтизма. При этом обычно называют «Светлану» В.А. Жуковского, а также произведения Н.А.Полевого, М.П.Погодина, А.А.Марлинского, Н.Ф.Павлова, Лажечникова, В.Ф.Одоевского, В.А.Соллогуба, В.И. Даля и др. И снова в этом перечне авторов не сыскать Гоголя с его рождественской повестью, что по меньшей мере странно. Интересно в связи с этим мнение о том, что ‘русскому литературному святочному рассказу сверхъестественные коллизии не свойственны. Сюжет типа «Ночи перед Рождеством» Гоголя встречается достаточно редко. А между тем именно сверхъестественное — главная тема таких рассказов.' (Душечкина, 1995: 7).

Что же такое Рождество? - день рождения Христа. Это всегда радость, веселье и чудеса для верующих. В повести Гоголя чудеса происходят ночью - в самое загадочное время суток. Именно в эту последнюю ночь перед Рождеством нечистые силы пытаются сделать как можно больше зла людям, хотят, чтобы Рождество не наступило. Какие события происходят этой ночью? - Черт украл месяц, ведьма летает на метле, Чуб, Дьяк, Голова оказались в мешках, Вакула ходил к Пацюку и летал в Петербург на черте за черевичками для Оксаны.
Повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством» соответствует всем критериям рождественского рассказа, ибольшинство исследователей настаивают, что именно с него, а не с Диккенса, начинается традиция рождественских рассказов в мировой литературе. 

Чем же все-таки интересен этот рассказ, помимо того, что мы уже назвали его первым рождественским рассказом в русской литературе?
Вспомним сюжет повести Гоголя, и тогда многие сюжетные мотивы и перипетии станут для нас, современных читателей, понятнее и ближе.  «Ночь перед Рождеством» занимает всего 33 страницы. Она начинается с того, как ночью ведьма верхом на метле – Солоха – вылетела из трубы, собирать звезды в рукав своей сорочки (фольклорный мотив «наизнанку» - вместо Елены  Прекрасной звезды в рукав собирает ведьма).  Вслед за ней в небе появился черт – «спереди совершенный немец», похожий на стряпчего, которому «последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей» (рождественский мотив).  Черт хотел похитить с неба месяц («вывернутый» фольклорный мотив, обычно это делает или богатырь или Иванушка…), чтобы заставить богатого казака Чуба остаться дома и не дать кузнецу Вакуле встретиться с красавицей Оксаной, дочкой Чуба. Черт возненавидел кузнеца за то, что тот «намалевал» в церкви картину, на которой св.Петр изгонял «из ада злого духа»: испуганный черт метался во все стороны…, а грешники били и гоняли его кнутами, поленами и всем чем ни попало». За это и пакостил черт Вакуле где и как только мог (мотив распространенный в прозе французских и немецких  романтиков о художнике и его назначении, позже встречается в рассказе у А.Франса «Люцифер»). Украв месяц, бес стал «строить любовные куры» ведьме, матери набожного кузнеца (типично сказочный мотив).  Чуб, тем временем увидев, что месяц исчез и стало темно, хотел было действительно остаться дома, но «наперекор» куму, уговаривавшего его не выходить из дома, решил прогуляться. В это время его дочка Оксана в ожидании подружек наряжалась, чтобы пойти колядовать (рождественский мотив).   За этим занятием ее и застал кузнец, обещавший выковать для нее сундук. А Оксана между тем спросила его – в самом ли деле его мать ведьма. 40-летняя деревенская чаровница Солоха интересовала ее, поскольку Оксана знала, что ее вдовец-отец не прочь жениться. Солохе же очень хотелось стать женой Чуба – ее привлекало его богатство, которое по деревенским меркам было значительным и состояло в наличии живности, огорода, засеянного табаком да сундука с нарядами покойницы-жены (фольклорный мотив – мечта разбогатеть или найти клад).  Между тем черт и Солоха-ведьма прилетели в ее избу обычным для них манером – через трубу.  Черт, завидев приближающегося Чуба и его кума, поднял метель. Непогода завела кума в шинок, а Чуба к собственному дому. Однако неожиданно из его собственной хаты вышел Вакула и прогнал его прочь (фольклорный мотив путаницы, который стал и приемом комедии). 

Чуб решил, что забрел в хату соседа, сообразил, что Солоха одна и отправился к ней. В это время месяц снова водворился на небе, метель улеглась и деревенская молодежь высыпала с мешками колядовать (рождественско-скоморошеский мотив). 
Подруги Оксаны пришли за ней, и она, чтобы поскорее избавиться от влюбленного кузнеца дала ему задание – достать для нее «царские черевички» (типичный сказочный мотив – невыполнимое задание).  Эпизод с царицыными черевичками возник в повести Гоголя не случайно. Известно, что в Петербурге во времена Екатерины II ставилась опера с названием «Черевики». С другой стороны, в гоголевском собрании русских и малороссийских песен найдена украинская народная песня «На рiченьчi та на дощечцi».

Исследователь Виноградов в эпизоде с царскимим черевичками усматривает столичные соблазны, развращающие русский народ, и считает, что они являются объединяющим звеном сюжета этой повести. Затем следует сцена прихода к Солохе всех именитых людей села и упрятывание их, испугавшихся неожиданного появления хозяина-кузнеца, в мешки (прием театра скоморохов и европейского театра-буфф, который был заимствован русской комедией  18 вв.). Вакула, решил вынести мешки с «хламом» вон, по дороге ему попались толпа колядующих, поющих «щедровку».  (Гоголь описывает это рождественское действо с большим знанием дела). 

Решив испробовать последнее средство, чтобы завоевать Оксану, Вакула с чертом за спиной отправился искать помощи у местного знахаря или (как сейчас сказали бы) экстрасенса.  Тот продемонстрировал свою колдовскую силу над галушками, которые сами прыгали ему в рот (фольклорный прием). 
Испуганный Вакула уходит от знахаря, задумывается и тут ему на шею  вскакивает выбравшийся из мешка черт (мотив народной легенды). 
Следует сцена договора с чертом – распространенная в западноевропейской литературе (народные легенды о Фаусте); и заклятия крестом – распространенная в житийной русской литературе.

Следующий эпизод – полет над ночным Питером – опять же заимствован из жития, и из народных легенд, о которых скажем ниже.
В это время Оксана с подругами обнаружили мешки и, думая, что там продукты притащили один из них домой. В них неожиданно оказался Чуб и местный голова. Та же путаница случилась и с другим мешком (снова повторился мотив путаницы).
Вакула тем временем летел на черте и периодически подносил крест к пятачку черта, пугая злого уха и одновременно усмиряя его. Опустившись на улице  Петербурга, черт превратился в коня и провез его по Петербургу. Вспомнив же, что в город приехали к царице запорожцы с челобитной, кузнец приказал черту спрятаться в его карман и привести к землякам (мотив превращения в коня и  уменьшения  - типично  сказочный).

Следующий эпизод с казаками – написан молодым Гоголем с редким чутьем и глубиной прозрения (мотив реализма). Дело в том, что запорожцы, с которыми Вакула приходит к Екатерине, ведь не просто так приехали из Сечи. Они надеются выговорить какие-то условия, на которых может существовать Украина в составе Российской империи. Только им это не удаётся, потому что Вакула, услышав вопрос императрицы: «Чего же хотите вы?», не дожидаясь просьб запорожцев, валится в ноги императрицы и просит у неё черевички. Черевички он получает, но само собой, второй раз царица своего вопроса не повторит. Запорожцы, взявшие кузнеца Вакулу с собой во дворец, оказываются с носом. Проявивший крестьянскую смётку, Вакула исчезает из дворца с необходимой для всех смекалистых скоростью (типично сказочный мотив).

Итак, получив черевички и смешав карты запорожцам, которые собирались просить «мамо» вовсе не о такой милости, Вакула на черте прилетел обратно домой (снова сказочный мотив). А в селе кумушки уже вовсю сплетничали о самоубийстве кузнеца. А Оксана за ночь успела полюбить Вакулу. Утром все село собралось возле церкви, причем в селе жили не только простые казаки, но и дворянки. На эту деталь редко кто, кстати, обращает, внимание. Однако «дворянок» на селе »заметил» и красочно описал молодой Гоголь (реалистический мотив).
Эпизод расчета Вакулы с чертом: три удара хворостиной, и Гоголь подводит итог – ‘итак, вместо того, чтобы провесть, соблазнить и одурачить других, враг человеческого рода была сам одурачен’ (мотив вертепного театра, разыгрываемого скоморохами, и одновременно мотив древнерусских сказаний и народных легенд – посрамление злого духа).

После этого Вакула отправляется к Чубу с черевичками сватать Оксану, при этом Гоголь описывает народный обычай – сватовство в Малороссии в начале XIXв. (фольклорно-реалистический мотив). 
Заключительная сцена, как и положено в рождественском рассказе, заканчивается счастливо – Оксана дает согласие Вакуле, и в эпилоге глазами проезжавшего по улице архиерея читатель видит новую хату кузнеца и его красавицу-жену с ребенком на руках. А  кузнец-Вакула в знак покаяния, за то что общался с чертом, намалевал в церкви ‘черта в аду, такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо…’ (Гоголь, 1994: 102).  И здесь на рождественский мотив накладывается мотив назначения художника, столь важный для Гоголя в молодости, и особенно в последние годы жизни.

Теперь, когда в эпизодах повести выделены мотивы, можно четко выделить несколько слоев, которые составляют ткань текста. Но стержень, который держит весь сюжет – рождественский праздник, на который нанизываются все остальные мотивы.  Конечно же, с вечера и почти до утра шли веселые игры с ряженьем и колядованием, была и традиция деревенских рождественских посиделок, когда рассказывали о встрече человека с нечистой силой. Жанр этот от самих рассказчиков получил название «быличек» и «бывальщин». То есть устные святочные народные «былички» и стали для Гоголя источником для его рождественской повести. Иными словами, в русскую литературу с гоголевской повестью ворвался новый жанр, в котором  произошло «олитературивание» фольклорного сюжета о встрече человека с нечистой силой. 

Помимо традиции деревенских рождественских посиделок, когда рассказывали о встрече человека с нечистой силой, существовала не менее любимая в народе традиция шумных празднеств с ряженьем и колядованием.  Из рассказов гоголевских сестер известно, что Гоголь принимал участие в святочном ряженье с детских лет. Вероятно, он и колядовал - во всяком случае, он хорошо знал рождественские колядки и в конце жизни  даже записал по памяти несколько таких стихов, опубликованных впоследствии известным собирателем народной поэзии Петром Бессоновым в 1863 г. в сборнике «Калики перехожие», которые с тех пор не переиздавались. 

Итак, ключевые слова сестер Гоголя: «Рождество, святки, колядование, ряженье». Иными словами язычество и христианство в этом празднике слились  воедино, отсюда и традиция рядиться, надевать маски-личины, производить гадания, устраивать катания и пляски, возжигать огни и пр.


 

Хвальнова Марина Евгеньевна

Хвальнова Марина Евгеньевна

Этап становления литературного святочного рассказа связан с творческими поисками эпохи романтизма

Этап становления литературного святочного рассказа связан с творческими поисками эпохи романтизма

В это время его дочка Оксана в ожидании подружек наряжалась, чтобы пойти колядовать (рождественский мотив)

В это время его дочка Оксана в ожидании подружек наряжалась, чтобы пойти колядовать (рождественский мотив)

Следует сцена договора с чертом – распространенная в западноевропейской литературе (народные легенды о

Следует сцена договора с чертом – распространенная в западноевропейской литературе (народные легенды о

Заключительная сцена, как и положено в рождественском рассказе, заканчивается счастливо –

Заключительная сцена, как и положено в рождественском рассказе, заканчивается счастливо –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.07.2023