Трансформация мотивов и образов в повести А. И. Приставкина «Ночевала тучка золотая»
Проблема: Как трансформируются мотивы и образы в повести А. И. Приставкина по сравнению с литературой предшественников?
Цель: выявить мотивы и образы в повести А. И. Приставкина «Ночевала тучка золотая» и их трансформацию по сравнению с литературой предшественников.
Объект исследования: повесть А. И. Приставкина «Ночевала тучка золотая».
Предмет исследования: мотивы и образы повести А. И. Приставкина «Ночевала тучка золотая».
Задачи:
1) познакомиться с биографией А. И. Приставкина и его повестью «Ночевала тучка золотая»;
2) дать определение понятиям «мотив» и «образ» на основе различных источников;
3) выявить ключевые образы и мотивы в повести Приставкина «Ночевала тучка золотая»;
4) сопоставить образы Кавказа в творчестве Лермонтова и в книге Приставкина.
1. Анатолий Игнатьевич Приставкин родился 17 октября 1931 года в городе Люберцы Московской области в рабочей семье. Во время войны он остался сиротой (мать умерла от туберкулёза, отец был на фронте), после чего сменил десяток детских домов и колоний, побывал в Сибири, на Кавказе. Учился в ремесленном училище. В 1952 году он окончил Московский авиационный техникум. После службы в армии Приставкин поступил в Литературный институт имени М. Горького, занимался в семинарской группе Льва Ошанина. Сменил несколько профессий – от электрика до рабочего на консервном заводе. После окончания института в 1959 г. уехал на строительство Братской ГЭС, где работал в бригаде бетонщиков на котловане будущей станции, позднее — собственным корреспондентом «Литературной газеты» на строительстве Братской ГЭС; создавал «летопись современности», публикуя очерки о героических буднях молодых комсомольцев, о неистощимых богатствах Сибири. К этому времени относится попытка обращения к прозе, к жанру рассказа. В 1961 г. вступил в Союз писателей. А.И. Приставкин был членом Союза кинематографистов России, членом Киноакадемии «НИКА», членом Попечительского совета Всероссийской федерации самбо, членом исполкома русского ПЕН-центра.
В 1981 году А. Приставкин создаёт свое самое известное произведение, которое дошло до читателя лишь в 1987 году в журнале «Знамя» - повесть «ночевала тучка золотая». Кроме этой повести Приставкин создал ещё ряд других произведений о тяжелом детстве во время войны, в числе которых повести «Солдат и мальчик» (1971), ««Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца» (1989) и роман «Рязанка» (1991).
2. И.В. Силантьев в «Сюжетологических исседованиях» определяет мотив «как повторяющийся (и, как правило, традиционный) элемент фольклорного и литературного повествования» [1, с.3]. Для формирования художественной значимости мотива существенными оказываются его связи именно с героем, через определенные действия оказывающимся в центре таких событий, которые и формируют смысл сюжета и произведения в целом. В повествовании мотив вводится в фабульное действие и сопрягается с системой персонажей, что и выражается в формировании события как такового. «Именно событие является реализацией мотива в повествовании» [1, с.5].
Таким образом, мотив через его варианты репрезентирован в повествовании посредством события. Как таковой мотив находится как бы «за фабулой» и соотносится с ней в плане семантики и синтактики события. Так же и с сюжетом: мотив соотносится с ним не прямым образом, не как часть соотносима с целым, – мотив соотносим с сюжетом в плане прагматики события, т. е. в плане того конкретного смысла, которые событие обретает в сюжете.
3. В «Литературной энциклопедии терминов и понятий» под ред. А. Н. Николюкина мы нашли такое определение образа: «Образ – это обобщенное выражение действительности, неотъемлемое свойство искусства. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса. При этом художественный образ не только отражает, но, прежде всего, обобщает действительность, раскрывает в единичном, преходящем вечное. Художественный образ неотделим от своего объективно-существующего материального прообраза» [2, с.336] . Однако нужно помнить, что художественный образ – это прежде всего образ, картина жизни, а не сама жизнь. Художник стремится отобрать такие явления и так изобразить их, чтобы выразить свое представление о жизни, свое понимание ее тенденций и закономерностей.
4. Мотив одиночества, сиротства и его трансформация
Мотив одиночества детей, поруганного детства, как отмечают исследователи творчества Приставкина, характерен для этого писателя.
Кузьмёныши чувствуют ужас одиночества, заброшенности, страх смерти: «Мы, как маленькие зверята, шкурой чувствовали, что загнаны в эту ночь, в эту кукурузу, в эти взрывы и пожары…. А мы, и правда, напоминали зверят, брошенных для какого-то невероятного эксперимента в пустыню:500 ч. Беспризорные» [2, с.151]. Именно поэтому они стараются вырваться из неуютного пристанища в бесплодных поисках лучшей жизни.
Братьев осиротила война, у них нет «на всем белом свете ни одной, ни единой кровинки близкой» [2, с.9]. Война лишила их ребячьих радостей, толкнула на путь преступлений, уничтожила даже то единственное, чем они были богаты – родственную близость; отняла у Кольки брата-близнеца Сашку.
В заглавие повести вынесена строчка из стихотворения "Утес", 1841: "Ночевала тучка золотая". Семантика лермонтовского стихотворения интерпретирована таким образом, что «тучка – это уже не образ жизни, ее движения, а образ брата, который покидает Кольку. С утесом он идентифицирует себя» [3]. В тексте он так прямо и говорит: «Утес сейчас - это Колька, он потому и плачет, что стал каменным, старым, старым, как весь этот Кавказ. А Сашка превратился в тучку... Ху из ху? Тучки мы... Влажный след мы... Были и нет» [2, с.203].
Если у Лермонтова в поэме «Мцыри» ребенок лишен возможности находиться в идеальном для него пространстве гор, то дети у Приставкина лишены дома, защиты, присмотра. Лишены базовых понятий, связанных с образом ребенка. Дети уподобляются зверятам, главная цель которых выжить. «Изгнанники и скитальцы», «Тучки… Вечные странники…» – это социальный статус и экзистенциальное самоощущение приставкинских Кузьменышей.
5. Образ Кавказа и его трансформация
Переселение на Кавказ, куда братьев Кузьминых отправили вместе с сотнями таких же, как и они, детдомовцев, кажется спасением. Ведь их отправили в тёплые, плодородные края. Но на Кавказе, не смирившиеся с решением советских властей о депортации и спрятавшиеся в недоступных районах горцы под покровом ночи совершали страшные набеги, учиняли погромы. Они защищали свои земли, мстили за изгнание с родной земли. Братья Кузьмёныши попадают в самый эпицентр тихой, но беспощадной гражданской войны.
Яркий, экзотический образ кавказской природы, как это было в творчестве М. Ю. Лермонтова, в книге Приставкина уступает место картинам социально-политической катастрофы. Пейзажные зарисовки, навеянные лермонтовским восприятием этого горного края, очень быстро сменяются реальными эпизодами жестокой жизни в горных районах. Для Приставкина Кавказ стал символом бескомпромиссной вражды, жертвами которой становятся люди с обеих сторон.
Рассказывая о войне, автор забывает о красотах гор и полностью концентрируется на внутренних переживаниях героев. «- А мы, жалкие переселенческие сучки, огня не жжём, боимся... Боимся! Это разве жизнь?» [2, с.189].
Кавказ для Кузьменышей поначалу лишь «остроконечное, сверкнувшее блестящей ледяной гранью словцо» [2, с.17]. Прислушиваясь к разговорам о возможной отправке изголодавшихся беспризорников в край изобилия, Кузьменыши скептически предвидят, что «никакому Кавказу от такой встречи несдобровать. Оберут до нитки, объедят до сучочка, по камешкам ихние Казбеки разнесут… В пустыню превратят! В Сахару!» [2, с.21].
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Утес» воспринимается детьми как обычное, не имеющее особого смысла для их жизни. Но образ Кавказа рождает у голодного Сашки фантазию, где горы – это рай, «а между ними повсюду хлеборезки натыканы. И ни одна не заперта» [2, с.15].
Интересен тот факт, что причина, по которой Кузьменыши оказываются на Кавказе, во многом сходна с судьбой романтического героя, который бежит из родного пространства по причине неизвестных событий прошлого. На Кавказе он ищет свободу и лучшую жизнь, лишенную светского лицемерия.
Оказавшись на Кавказе, Кузьмины только частично оправдывают свои ожидания: горы вызывают у них восторг, но счастья дети там не находят. Более того, они попадают в центр традиционных русско-чеченских отношений, с той лишь разницей, что война идет не с горцами, а с немцами.
«У Приставкина сама сюжетная ситуация значительно отличается от произведений Пушкина, Лермонтова, Толстого, что приводит к новому витку развития мифа о Кавказе в русской литературе. Во-первых, главные герои – дети. Именно через их сознание читатель и видит Кавказ. Во-вторых, горы представлены в восприятии ребенка, который не поэтизирует мир, не превращает все в игру. Кузьмины не возносят молитвы богу, не знают сказок и мифов. Их ритуалы связаны с советской идеологией» [3].
Яркий, экзотический образ кавказской природы – как это было в произведениях М. Ю. Лермонтова – в книге Приставкина уступает место картинам социально-политической катастрофы. Пейзажные зарисовки, навеянные лермонтовским восприятием этого горного края, очень быстро сменяются реальными эпизодами жестокой жизни в горных районах. Для А. И. Приставкина Кавказ стал символом бескомпромиссной вражды, жертвами которой становятся люди с обеих сторон. Рассказывая о войне, автор забывает о красотах гор и полностью концентрируется на внутренних переживаниях героев.
Список используемых источников:
Источники, посвященные изучению творческого пути писателя
1. Васильева А. Л. Русские писатели, XX век. Биобиблиографический словарь: В 2 ч. Ч. 2. М-Я. – М.: Просвещение, 1998.
2. Все, что мне дорого (отрывки из дневников и писем писателя, очерки, рецензии. Предисловие Марины Приставкиной), М.: АСТ, 2009.
3. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. – М.: Сов. Энцикл., 1962-1978.
Теоретические труды
1. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук. Ин-т науч. информ. по обществ. наукам; Гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. – М.: Интелвак, 2001.
2. Силантьев И. В. Сюжетологические исследования / И. В. Силантьев; отв. ред. Е. К. Ромодановская; Российская акад. наук, Сибирское отд-ние, Ин-т филологии. – М.: Языки славянский культуры, 2009. – 223 с.
Работы исследователей современной прозы
1. Агеносов В. В. История русской литературы ХХ века.М.: Юрайт. – 2014.
2. Лейдерман Н., Липовецкий М. Русская литература XX века. (1950-1990-е годы): в 2 т., М.: Academia. – 2008. – 688 с.
3. Нефагина Г. Л. Русская проза конца ХХ века. – М., 2003. – 234 с.
4. Русская литература ХХ в.: в 2-х т. Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. Л. П. Кременцова. Изд. 3-е, испр., доп., М.: «Флинта». – 2005.
Статьи и диссертации по автору
1. Жиндеева Е. А., Соболева А. Ю. Специфика пространственно-временной организации повестей А. И. Приставкина «Ночевала тучка золотая» и «Кукушата, или жалобная повесть для успокоения сердца: сравнительно-сопоставительный аспект»\\ Вестник Челябинского гос. ун-та. 2012. – № 2. – Филология. Искусствоведение. Вып. 62. – С. 17–22.
2. Семенова А. Д. Мифологема горы в повести А. И. Приставкина «Ночевала тучка золотая…»: диалог с М. Ю. Лермонтовым. URL: http://www.rusnauka.com/4_SND_2014/Philologia/8_158274.doc.htm (дата обращения: 08.04.2020).
3. Н. Кардин. Нас было двое: брат и я. – "Литературное обозрение", – 1987. – № 9.
4. Поздний папа // Сайт творчества Виктора Пелевина. — URL: http://pelevin.nov.ru/inews/?n=1036507002 (дата обращения: 08.04.2020).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.