Тема: понятие общения. Виды. Функции
Общеизвестен и глубоко справедлив старинный афоризм о трех главных средствах в лечебном арсенале врача: травах (лекарствах), ноже и слове. Слово – самое универсальное средство и, может быть, самое ценное для больного, но безусловно самое трудное для врача. Мастерски владеть врачебным словом вовсе не просто. Этот требует большого «душевного ресурса» врача или прочего медицинского персонала, высочайшей культуры, большой чуткости, знаний и таланта, а также некоторых актерских задатков.
С.И.Ожегов в « Словаре русского языка» указывает на следующую смысловую нагрузку слова «общение»: «Взаимные сношения, деловая или дружеская связь».
В.И.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» пишет: «Общенье…сообщенье, сообщество, взаимное обращенье с кем».
С деонтологических и общежитейских позиций каждый человек обладает индивидуальным талантом общения. Под термином «общение» понимают межличностные отношения, разноплановые взаимные связи людей, доверительность, искренность обмена опытом, информацией, знаниями, помыслами, радостью, огорчением.
Общение в сестринском деле – обмен информацией и (или) знаниями между медицинской сестрой и пациентом.
Типы общения: 1. вербальное (словесное, речевое) общение; 2. невербальное (бессловесное) общение – общение с использованием мимики, жестов, осанки и позы вместо слов; К невербальному типу общения относятся:
ü Внешний вид, манера держать себя, одежда
ü Выражение лица, мимика и жесты («язык тела»)
ü Положение тела в пространстве по отношению к пациенту. Соблюдение дистанции.
ü Время общения (пациент не будет откровенен с медицинской сестрой, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность.)
К невербальном типу общения примыкают так называемые паралингвистические эффекты:
ü паузы
ü интонация
ü возгласы и восклицания
ü тон, тембр голоса
ü дикция
ü скорость речи
Выделяют три уровня общения.
Внутриличностное – мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает какие-то планы, развивает идеи, подготавливается к общению с кем-либо и т.д.
Межличностное – общение между двумя и более людьми или между большими группами. Коммуникация может принимать характер информирования, спрашивания, обучения, инструктажа, приказывания и т.д. Обмен информацией подчинен совместному решению поставленной задачи – получению нужных сведений, усвоению учебного материала и пр.
Общественное – общение человека с большой аудиторией.
Выделяют следующие виды общения (С.И.Самыгин, Л.Д.Столяренко):
1.«Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, учтивости, скромности, участливости и др.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В рамках диагностического и лечебного взаимодействия он проявляется в случаях малой заинтересованности медицинского работника или пациента в результатах взаимодействия. Это может происходить, к примеру, при проведении обязательного профилактического осмотра, в котором пациент чувствует себя несамостоятельным, а врач – не имеющим необходимых данных для проведения объективного и всестороннего обследования и вынесения обоснованного заключения.
2.Примитивное общение, когда оценивают другого человека, как нужный или мешающий объект, если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – отталкивают. Подобный вид общения может встречаться в рамках манипулятивного общения врача и пациента в случаях, когда целью обращения к врачу становится получение каких-либо дивидендов (больничного листа, справки, формального экспертного заключения и пр.). С другой стороны, формирование примитивного вида общения может происходить по желанию врача – в случаях, когда пациент оказывается человеком, от которого может зависеть благополучие врача (к примеру, руководитель). Интерес к участнику контакта в подобных случаях пропадает сразу вслед за получением желаемого результата.
3.Формально-ролевое общение, когда регламентированными оказываются и содержание, и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. Подобный выбор вида общения со стороны врача может быть обусловлен профессиональной перегрузкой (к примеру, у участкового врача на приеме).
4.Деловое общение – это общение, учитывающее особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника при нацеленности на интересы дела, а не на возможные личностные расхождения. При общении врача с пациентом такой вид общения становится неравным. Врач рассматривает проблемы больного с позиции собственных знаний и склонен принимать решения без согласования с другим участником общения и заинтересованным лицом.
5. Духовное межличностное общение редко встречается в системе медик-пациент. Оно подразумевает возможность затронуть в беседе любую тему, поделиться любой интимной проблемой каждому из участников общения. Диагностическое и лечебное взаимодействие не подразумевает столь интимного контакта, по крайней мере, не предусматривает в силу профессиональной направленности исповедание медицинского работника.
6.Манипулятивное общение также как и примитивное направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием специальных приемов. В медицине известен способ, названный «ипохондризацией пациента». Суть его заключается в преподнесении заключения врача о состоянии здоровья пациента в русле явного преувеличения тяжести обнаруженных расстройств. Целью такой манипуляции может быть: а) снижение ожиданий больного успеха лечения в связи с избеганием медицинским работником ответственности в случае неожиданного ухудшения здоровья пациента, б) демонстрация необходимости дополнительных квалифицированных воздействий со стороны медицинского работника с целью получения вознаграждения.
Функции общения. Традиционное общение предусматривает взаимосвязь трех его сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной, которые в реальной действительности, конечно, не реализуются изолированно. Коммуникативная функция общения состоит в обмене информацией между участниками совместной деятельности, например, между медсестрой и пациентом. Медицинской сестре необходима информация о самочувствии пациента, его реакции на лечение, на медперсонал. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о приеме лекарств, о характере подготовки к предстоящему исследованию и другое. Интерактивная функция – взаимодействие между людьми. Обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Перцептивная (лат, perceptio — восприятие) — восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется.
Список используемой литературы и публикаций сети Интернет
1. https://megaobuchalka.ru/1/22609.html
2. https://studopedia.ru/5_84329_tema--psihologiya-obshcheniya.html
3. https://www.samgups.ru/about/struktura_universiteta/samara_tehnikum/1.-лекции-по-психологии-общения.pdf
4. https://dnevnik-znaniy.ru/psixologiya/chto-takoe-obshhenie.html
5. https://zaochnik.com/spravochnik/psihologija/psihologija-i-pedagogika/ponjatie-obschenija-v-psihologii/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.