Тема: Проступок. Правонарушение. Преступление.
Цели: 1) Дать воспитанникам представление о проступке, правонарушении, преступлении, наказания за них, научить различать эти понятия.
2) Развивать представления о том, что проступок, правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей, совершение подобных действий может караться законом.
3) Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.
Оборудование: красные и зеленые карточки у каждого воспитанника, «Кодекс РФ об административных правонарушениях», «Уголовный кодекс РФ», задания на листах.
Ход занятия.
1. Орг. Момент. Сообщение темы занятия.
2. Основная часть.
- Что общего между проступком, правонарушением, преступлением?
( Все они обозначают нарушение каких- либо правил или законов.)
- Можем ли мы сказать, что эти понятия обозначают одно и то же? Почему?
- наверное, нет. Проступок и преступление не одно и то же. За проступок вряд лт могут посадить в тюрьму или оштрафовать, как за правонарушение или преступление.
- Рассмотрим несколько ситуаций.
Ситуация 1. Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
( Проступок, т.к. Дима ничего противозаконного не совершил).
- Что же он все- таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
( Устав школы).
- Давайте вспомним его вместе.
( Учащиеся в образовательном учреждении обязаны добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий, не пропускать без уважительной причине занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия, бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет родителей, уважать честь и достоинство других учащихся школы и работников школы.)
- Чем же будет считаться нарушение какого- либо пункта устава школы?
( Проступком).
- Предусмотрено какое- либо наказание за проступок? Какое?
( Да. Ученик может получить за него выговор, директор может вызвать в школу родителей.)
- Ситуация 2. Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому- либо расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия мальчиков, как проступок, правонарушение или преступление?
( Проступком действия мальчиков не назовешь, так как они противозаконны. Скорее всего, эти ребята совершили преступление.)
- Вы абсолютно правы. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст.163 УК РФ.
- В « УК РФ» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
- Ситуация 3. Десятиклассники решили пойти на дискотеку. По пути они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?
( Это не преступление. По всей видимости, это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории ДК).
- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное ст.20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях РФ – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах» .
- Итак, мы рассмотрели несколько различных ситуаций. Попробуем теперь дать определение проступку, правонарушению, преступлению.
( Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение).
- Сформулируем определение правонарушения.
( Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с 16-тилетнего возраста).
- Ребята, за административное правонарушение ответственность наступает с 16 лет. Кто же несет ответственность за ваши действия, если вам нет 16-ти лет?
( Родители).
- Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершенное вами административное правонарушение?
( Штраф; подростка могут поставить на учет в полицию).
- Правильно: штраф, предупреждение, могут поставить на учет, а могут за административное правонарушение посадить в тюрьму?
( Нет, в тюрьму сажают за преступление).
- Дайте определение преступлению.
( Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности).
- Со скольки лет наступает уголовная ответственность?
( С 14-ти лет).
- За тяжкие преступления ( грабеж, кража, разбой и другие) ответственность наступает с 14 лет. Какое наказание ждет подростков, достигших 14 возраста за перечисленные преступления?
( Их могут отправить в колонию, либо в какое-нибудь учреждение закрытого типа).
- Суд может лишить подростка свободы и направить его в места отбывания наказания ( воспитательно- трудовые колонии для несовершеннолетних преступников). Суд может приговорить подроска к условной мере наказания и отпустить на свободу, установив ряд ограничений. Если подросток продолжает совершать правонарушения, то суд отменит условное наказание и направит его в места лишения свободы.
2.2. Игра « Верно – неверно».
- Я предлагаю вам поиграть в игру. У каждого из вас на столах лежат красные и зеленые карточки. Я зачитываю ситуации и высказываю свое мнение. Например, говорю, что это проступок. Если вы согласны со мной, поднимаете зеленую карточку, если нет – красную.
- Итак, ситуация 1. Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Я считаю. Что это проступок.
- ( Дети поднимают карточки). Объясните, почему это проступок?
( Мальчики не нарушили закон, то есть не совершили ни правонарушение, ни преступление).
- Есть ли у девочек выбор?
( Да, они могут уйти или поговорить с ребятами).
- Ситуация 2. Татьяна одна после дискотеки возвращалась домой. К ней подошла группа подростков, окружили ее. Один из парней вырвал из рук сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет, то они ее найдут и разберутся с ней. Я считаю, что это правонарушение.
( Дети поднимают карточки).
- Почему вы не согласны со мной?
( Это преступление).
- Назовите, какое именно преступление.
( Кража. / Грабеж).
- Так что же это кража или грабеж? В чем их различие?
( Грабеж – это открытое хищение чужого имущества, а кража – это тайное хищение чужого имущества).
- Татьяна должна рассказать родителям и заявить в полицию.
- Ситуация 3. Маша стала замечать, что у нее в школе пропадают деньги из кошелька. Однажды она увидела, как несколько девочек роются в ее сумке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я всем об этом расскажу?»,- сказала Маша. « Попробуй. Мы сделаем так, что тебе придется уйти из этой школы»,- ответили ей девочки. Я считаю, что это проступок. Вы согласны?
( Нет, это преступление).
- Какое именно?
( Кража- тайное хищение чужого имущества).
- Маша должна рассказать родителям, учителю. Родители могут заявить об этом в полицию.
3. Итог занятия.
- Всем понятно, в чем отличие между понятиями проступок, правонарушение, преступление?
- Что же такое проступок?
- Что такое правонарушение? Преступление?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.