Воспитательная деятельность руководителя в детском самодеятельном хореографическом коллективе»
Оценка 5

Воспитательная деятельность руководителя в детском самодеятельном хореографическом коллективе»

Оценка 5
Документация
docx
воспитательная работа
4 кл
17.03.2022
Воспитательная деятельность руководителя в детском самодеятельном хореографическом коллективе»
Воспитательная деятельность руководителя в детском самодеятельном хореографическом коллективе»
даша рефераат НХТ.docx

                                                    Введение

 

Актуальность. На данном современном этапе, когда идет модернизация и инновационное развитие национальной образовательной системы России, воспитание находится в неразрывной связи с процессом обучения и образования. Это две стороны единой педагогической деятельности по формированию личности, в котором важнейшими качествами становятся способность творчески мыслить, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.  Педагог В.А. Сухомлинский писал: «Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитание в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка».[1] В другой работе он подчеркивал: «… Разве можно сформировать мировоззрение без обучения и образования? Разве можно воспитывать человеческую душу, не имея в виду того, что человек видит, узнает, познает. Осмысливает в процессе образования? С другой стороны, разве мыслимо образование вне воспитания мировоззрения?» Эти положения замечательного советского педагога и сейчас имеют прямое отношение всем тем, кто занимается педагогической деятельностью, в том числе и к педагогу хореографического коллектива.

Может ли педагог хореографического коллектива ограничить свою деятельность только обучением определенному количеству занятием хореографии? Конечно, нет. Он обязан, именно профессионально воспитывать в каждом учащемся такие черты, которые помогли бы ему стать в будущем достойным гражданином своей страны.

Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. Последующие их самостоятельные мнение и суждение порой заслуживают уважения. Они воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты.

       В детском хореографическом коллективе наряду с учебным и творческими процессами важнейшее значение приобретает процесс воспитания. Руководитель детского коллектива – это, прежде всего умный, знающий педагог, чуткий и справедливый воспитатель. Он должен быть душой коллектива и в то же время - его совестью.

 Объект изучения: Методы и формы воспитательной работы.

Предмет изучения: Воспитательная работа в детском хореографическом коллективе.

Цель  изучения: рассмотреть процесс воспитательной работы с детьми в хореографическом коллективе.

Задачи:

1.                 Определить понятие воспитательная работа в хореографическом коллективе;

2.                 Изучить методы и формы воспитания;

 

 

 



 

 

 

 

 

Глава I. Воспитательная деятельность руководителя в детском самодеятельном  хореографическом коллективе

 

1.1 Основные направления воспитательной работы в детском самодеятельном хореографическом коллективе

          

            Воспитание - как целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно - воспитательных учреждениях ,специально подготовленными специалистами; (в самом узком, конкретном значении) - составные части целостного воспитательного процесса: умственное, нравственное, физическое, эстетическое, духовное и т.д.

Воспитание существует, пока живет само общество, и является одним из важнейших средств обеспечения его существования и преемственности, а также развития личности. Воспитательная работа в хореографическом коллективе - процесс сложный, многогранный. Воспитательная работа в хореографическом коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное, физическое и эстетическое развитие. Поэтому первый уровень воспитания ребенка в хореографическом коллективе - это образование и обучение его как исполнителя. Второй уровень воспитания - это формирование ребенка как личности, развития в нем гражданских, духовно - нравственных качеств, общей культуры.

Воспитание находится в неразрывной связи с процессом обучения и образования; это две стороны единой педагогической деятельности по формированию гармонично развитой личности. Педагог В.А. Сухомлинский писал: «Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитание в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка». В другой работе он подчеркивал: «… Разве можно сформировать мировоззрение без обучения и образования? Разве можно воспитывать человеческую душу, не имея в виду того, что человек видит, узнает, познает. Осмысливает в процессе образования? С другой стороны, разве мыслимо образование вне воспитания мировоззрения?» Эти положения замечательного советского педагога и сейчас имеют прямое отношение всем тем, кто занимается педагогической деятельностью, в том числе и к педагогу хореографического коллектива.

При обучении хореографии воспитательная деятельность руководителя имеет свою специфику. Если обучение ориентировано на овладение учащимися танцевальными знаниями, умениями, навыками, то воспитание - это формирование мировоззренческих взглядов, моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения, и общения внутри танцевального коллектива и вне его - в местах отдыха, на производстве, в быту. Решая специфические задачи воспитания средствами танца, педагог рассматривает их как составную часть комплексного воспитательного процесса, который ведется в нашем обществе.[2]

Какие основные направления воспитательной работы ведет педагог с танцевальными коллективами?

В процессе обучения руководитель решает разнообразные задачи по эстетическому воспитанию детей. Эстетическое воспитание – выработка и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, создании по законам красоты. Воспитание музыкальной восприимчивости, развитие хорошего музыкального вкуса, хореографической культуры и танцевальной пластики, эстетике поведения при общении с партнером.  Дети, у которых развито эстетическое чувство, получают огромную радость и глубокое удовлетворение от исполнения танцев.

Говоря о необходимости создавать условия для самовыражения человека, Н.К. Крупская отмечала: «Как в процессе речи, устной и письменной, человек лучше осознает свои мысли, так и выражая свои переживания в песне, в танце, в мимике, человек осознает себя». И далее подчеркивала: «Музыка, танец, театр захватывает нас часто, если они созвучны нашим переживаниям, до крайности». [3]

В пластике танца выражаются эстетические переживания танцоров. «Пусть само чувство, - писал К.С. Станиславский,- пластично переливается из одного переживания в другое; пусть пластика также красиво и плавно отражает душу; только такая пластика выполняет свое назначение».

Если руководитель не уделяет необходимого внимания нравственному воспитанию, то воспитательное влияние эстетики танца может быть сведено на нет. Если танцоры восторгаются красотой танца и одновременно могут быть завистливыми, циничными, равнодушными и бессердечными в отношениях друг к другу, к другим людям, то, следовательно, в танцевальном коллективе были допущены серьезные просчеты в их нравственном воспитании.

Воспитание нравственное – целенаправленное формирование системы нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных моральных требований и норм, прочной системы привычного повседневного морального поведения.

Нравственное воспитание должно органически вплетаться во все линии педагогической деятельности, ибо его задачи - формирование норм и правил поведения детей в коллективе, в местах проведения отдыха, развитие у них чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, честности и правдивости, нравственной чистоты и скромности. Важной задачей является воспитание у детей любви к танцевальному искусству: оно осуществляется посредством знакомства их с историей хореографии, практического овладения танцевальной лексикой, исполнительской деятельности детей по пропаганде танцевального репертуара.[4]

Нравственное воспитание направлено и на формирование у детей стремлений к активной и сознательной борьбе против пошлости, безвкусицы, распущенности в поведении и при исполнении танцев. Одним из наиболее действенных средств такой борьбы является воспитание чувства прекрасного при исполнении лучших танцев. Игорь Моисеев выделяет новые черты в них: «Дух товарищества, доброта и сердечность, динамизм, свободный от механичности, овеянный энергией и жизнерадостностью молодости…».

Как известно, педагог призван каждого учащегося - научить этикету поведения и общения танцем. В процессе обучения он должен выработать у них легкость и свободу походки, грацию и изящество, красивую осанку, хорошие манеры, умение держаться в общественном месте. И воспитать детей так, чтобы они были внимательными, приветливыми, чуткими и тактичными не только со всеми посетителями и участниками коллектива.

Педагоги должны заботиться о том, чтобы участники коллективов, ансамблей, ведущие большую и разнообразную работу по пропаганде лучших достижений хореографии, осознавали общественную значимость своей деятельности, были бы ответственны за состояние и уровень танцевальной культуры в их клубном учреждении, поселке, городе.

Занятия хореографией содействуют гармоничному физическому развитию детей: легкой и красивой становится походка, изящнее фигура, осанка, появляются и развиваются выносливость и координация движений, подвижность.

Воспитание физическое – система физического совершенствования человека, направленная на правильное физическое развитие, укрепления здоровья, обеспечение высокой физической работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.

Физическое воспитание средствами хореографии органично связано с эстетическим и нравственным воспитанием, ибо формирование и развитие двигательных навыков и умений обретает форму танцевальной лексики, неразрывно связанной с танцевальной музыкой, и находит свое выражение во взаимоотношениях танцоров.

Эстетическое, нравственное и физическое воспитание детей в хореографических коллективах ведется педагогом в неразрывной связи с формированием гармоничной личности - профессиональных взглядов и убеждений, как в области хореографии, так и в области культуры и искусства, общественной жизни в целом.

В формировании духовно - воспитательной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим элементом духовного воспитания. Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование -процесс длительный, требующий много времени от детей.[5]

Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах.

Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие,нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.
Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды.

Воспитание этикета является одной из сторон на занятиях по хореографии. Приятно видеть, что дети из хореографического класса никогда не пройдут впереди старшего, мальчики подадут руку при выходе из автобуса, сумки и портфели девочек - в руках у мальчиков. Внимание и забота о других - необходимое качество в характере детей, и занятия хореографией решают эти задачи.[6]

Хореографическое искусство у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников.

Танец является одним из самых любимых детьми видов искусства. Многие тысячи наших ребят с радостью отдают свое свободное время занятиям хореографических коллективах. Активное непосредственное приобщение детей к искусству танца, дает им настоящее творческое удовлетворение и незаметно для ребенка глубоко воздействует на его взгляды, способствует появлению в его характере новых положительных черт.

В детском хореографическом самодеятельном коллективе наряду с учебным и творческими процессами важнейшее значение приобретает процесс воспитания. Руководитель детского коллектива- это прежде всего умный, знающий педагог, чуткий и справедливый воспитатель. Он должен быть душой коллектива и в то же время - его совестью. Тот руководитель, который ставит во главу угла только творческую работу и во имя достижения внешнего сценического эффекта пренебрегает задачами воспитательными и общественными, очень скоро теряет свой авторитет.

В творческой деятельности коллектива заложены огромные возможности воспитательного характера. Воспитывает все, что связано с участием детей в коллективе: художественный уровень репертуара, планомерные и систематические учебные занятия, взаимоотношения с педагогом, окружающим миром. Посещения спектаклей, концертов, художественных выставок, специальные беседы, лекции на этические темы формируют маленького человека, развивают в нем чувство прекрасного.

Воспитание должно проходить так, чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, утомительная, напряженная работа окрашивается радостными чувствами.

Вся деятельность педагога - хореографа, руководителя детского коллектива, неразрывно связана со школой, с ее требованиями и запросами.[7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.  Формы и методы воспитательной работы в детском самодеятельном хореографическом коллективе

 

Воспитательная работа в детском хореографическом коллективе проводится постоянно и опирается на систему различных форм и методов. Руководитель использует для этого либо специально организованное внеурочное время, либо непосредственно учебные занятия.

Формы воспитательной работы - это варианты организации воспитательного процесса, композиционное построение воспитательного дела.

Формы можно условно разделить на основные, дополнительные и формы художественно-эстетического самообразования.

К основным формам относятся: просмотр балетных спектаклей, прослушивание музыки, знакомство с творчеством мастеров хореографии. Такой работой можно охватить весь коллектив во время занятий, репетиций.       Дополнительные формы включают: коллективные или индивидуальные посещения спектаклей, фильмов, дискотек, но их проведение организуется в свободное и удобное для детей время.

К формам художественно-эстетического самообразования относятся: самостоятельное изучение вопросов теории музыки, балета, чтение книг по хореографии и другим видам искусства с определенной целевой установкой на расширение своих знаний в области хореографии.

Метод обучения (от др.-греч. - путь) - это процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Методы можно разделить на словесные, практические, наглядные.

Словесные методы основываются на объяснении, беседе, рассказе. Практические - на обучении навыкам хореографии. Важным методом воздействия на детей является наглядный метод. Исполнительское мастерство педагога-руководителя, его профессиональный показ порой восхищает детей, вызывает стремление ему подражать. Поэтому преподаватель должен обладать достаточно грамотным и выразительным показом. Этот метод имеет решающее значение в воспитании детей, особенно в младших классах. Они воспроизводят методику исполнения движений своего педагога, впитывают не только грамотный и выразительный показ, но и его возможные ошибки. Дети подражают своему педагогу в манере и характере исполнения движений, порой копируют и постановку рук, корпуса, головы. По исполнению детей можно определить качество знаний педагога, его стиль работы. Поэтому, пользуясь методом наглядного показа, необходимо быть предельно внимательным, чтобы исключить те недочеты, которые проявляются в исполнительстве.

Руководитель применяет в своей работе наиболее целесообразные методы с учетом возраста детей, их специальной подготовки, уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическому искусству. Увлечение и вдохновение - источник интеллектуального роста личности. Интеллектуальное чувство, которое испытывает ребенок в процессе овладения знаниями - это та ниточка, на которой держится желание учиться. Если обучение сопровождается яркими и волнующими впечатлениями, познание становится очень крепким и необходимым. Занятия становятся интересными, и тогда ребенок видит результаты своих усилий в творчестве. Задача педагога - не дать угаснуть творческому интересу ребенка, всячески его развивать и укреплять.

В целях повышения эффективности воспитательной работы важно использовать проблемную методику. В отличие от традиционной методики, когда детям сообщается «готовая» информация обучения, проблемная методика предлагает более активную умственную и эмоциональную деятельность. В процессе занятий можно предложить детям дополнить танцевальную комбинацию или сочинить ее полностью, исполнить то или иное движение, которое не из  их программы обучения. Дети сначала робко, а потом и смело, при поддержке преподавателя, активно включаются в творческую работу. Важно, чтобы ребенок смог применить свои знания, желания в осуществлении задуманного. Необходимо поощрять творческую инициативу детей, так как многие из них впоследствии, становясь старше, помогают своим педагогам в работе с младшими детьми. Разумный педагог доверяет своему ученику, направляет его в учебной и постановочной работе. Таким образом, дети, столь активно включившись в творческую хореографическую атмосферу, выбирают профессию хореографа. Увлекаясь хореографией, они начинают приобретать книги, собирать вырезки и фотографии из газет и журналов с артистами балета, ансамблями, прослушивать аудиокассеты с музыкой различных направлений, просматривать специальные видеокассеты и т.д. Здесь уместно привлечь детей к аналитической работе, организуя различные беседы, диспуты, чтобы дети правильно понимали содержательную сторону хореографического искусства.

Каждый педагог, в зависимости от степени владения теми или иными методами, предпочитает использовать определенный путь воздействия на детей. Чаще всего это метод убеждения. Этот метод используется не от случая к случаю. Он должен быть целенаправленным, систематическим, и тогда он станет действенным. Метод убеждения требует от педагога огромного терпения, образованности и тактичного поведения. Дети порой не сразу понимают педагога. Это бывает от неумения ребенка слушать и слышать, что от него требуется. Это качество характера воспитывается постепенно в культуре общения ребенка. Поэтому педагогу надо проявить максимум педагогического мастерства и любви к детям при использовании этого метода.

В творческом коллективе подготовка крупной формы хореографического произведения или же большой общей программы является одним из хороших методов воспитания детей.

Для повышения нравственного потенциала личности ребенка, развития его активности, важно постоянно обновлять и обогащать используемые формы и методы. Воспитательную функцию берут на себя и органы самоуправления - лидеры в группе, старосты. Наличие у детей в коллективе единой, нравственно-привлекательной цели сплачивает коллектив, настраивает на единый творческий ритм, ставит во главу общий, реально выполнимый интерес.[8]

У начинающих детей не всегда хватает терпения заниматься длительное время, если они не видят результата своего труда. Целесообразно поступают педагоги, которые на начальном этапе работы применяют элементарные знания детей, делая для них небольшую постановочную работу на несложных танцевальных элементах. Это придает стимул детям в учебно-тренировочной работе, приучает их к сценическому поведению, к ответственности за свое исполнение. Конкретные успехи доставляют радость детям. И, наоборот, отсутствие радостной творческой работы делает ее бессистемной, бесперспективной. Не надо ставить перед детьми таких целей, достижение которых требует больших возможностей, чем те, которыми они обладают.[9]

Это делается для того, чтобы отличиться на смотре, фестивале, конкурсе, получить поощрение, выделиться. В связи с этим появляется повышенная притязательность детей, необоснованные планы, что наносит ущерб их нравственному развитию. В таких случаях дети либо покидают коллектив, либо молчаливо со всеми соглашаются, либо выступают против руководителя. Чаще всего это бывает в скрытной форме: невыполнении его требований, формировании противоборствующих групп. Все это способствует нездоровой атмосфере в коллективе. То есть отсутствие или неверное определение творческих задач в коллективе могут стать весьма серьезным тормозом совершенствования учебно-творческой и воспитательной деятельности педагога.

Каждое занятие, каждый шаг в овладении детей исполнительским мастерством рассматривается как поступательное звено в единой цепи воспитания. Это облегчает труд педагога в классе, делает его содержательным, осмысленным и радостным. В.Л. Сухомлинский писал: «Влиять на коллектив воспитанников - значит воодушевлять его стремлениями, желаниями. Коллективное стремление - благороднейшее идейное, моральное единство. Там, где есть коллективное стремление к чему-то высокому и благородному, возникает та великая, непобедимая сила воспитательного влияния коллектива на личность, о которой мечтает вдумчивый воспитатель».

К одному из основных факторов, обеспечивающих активность детей на занятиях, относятся строгие морально-этические нормы, которые имеют большое воспитательное воздействие. Открытые отношения между детьми, педагогом и учениками, наличие здорового мнения в коллективе и активного творческого процесса побуждает детей соотносить интересы личные с групповыми, коллективными. У них воспитывается чувство ответственности за других, дисциплинированность, если у каждого есть определенная обязанность, и они знают, что ее никто не выполнит. Это приносит детям большое удовлетворение и, естественно, их активная позиция в коллективе становится выразительнее.[10]

В коллективе возникают неформальные объединения детей. В силу определенных обстоятельств они могут разделиться на группы.Если это произошло, не надо пытаться разобщать эти группы, противопоставлять их друг другу. Нужно умело использовать эти неформальные объединения для улучшения художественного, нравственно-эстетического воспитания. Через группу можно воздействовать на каждого ребенка, формируя его интерес, вкус, поведение. Каждая группа - это часть коллектива, и от того, насколько правильно складываются отношения, зависит общая нравственная атмосфера.

Воспитательный процесс и активность детей обогащаются присутствием традиций в коллективе - посвящения в хореографы, празднования дня рождения, проведения выходных дней, оформления стенгазет, проведения вечеров 8 марта и 23 февраля, новогодних утренников и вечеров, выпускного вечера старших учеников в форме капустника или выпуска балетного спектакля, проведения торжественных концертов в честь коллектива, торжественного перехода из младшей группы в старшую, передачи лучших номеров программы следующему поколению. Эти традиции делают перспективной жизнь коллектива, помогают сплотить детей. У каждого ребенка появляется чувство причастности к важной деятельности, которая поощряется окружающими. Организация, развитие и осуществление традиций - дело педагога-руководителя, всех детей и актива в коллективе. Если они поддерживаются и передаются из поколения в поколение, проводятся систематически - это позволяет оценить социальную значимость деятельности коллектива, важность той роли, которую он играет в городе, районе или области.

Для придания стабильности, общей значимости коллектива необходимо его включение в более широкий круг общения с другими коллективами, обращение к иным жанрам и направлениям в искусстве. Это поможет детям в творческом и человеческом общении. У них укрепляется сознание общественной роли своего творчества, своего авторитета, осознаннее становятся мотивы поведения. Этому поможет установление постоянных и прочных творческих связей между педагогами не только внутри учреждения, но и в городе.

У каждого преподавателя свой стиль работы, своя методика и система требований. От их характера, последовательности и содержания зависит развитие коллектива, его нравственных основ. Практика показывает, что чем выше и обоснованнее требования преподавателя, тем выше организация его работы, нравственный настрой детей. И, наоборот, чем ниже уровень требований, тем ниже показатели в коллективе. Но в любом случае, если педагог правильно формирует свои требования и они отвечают определенным условиям, он должен помнить, что они должны быть: последовательны, понятны, оправданы, посильны для выполнения.[11]

Одним из первых требований преподавателя является соблюдение дисциплины. Дисциплина - это фактор качества организации художественного и учебно-воспитательного процесса. Насколько умело руководитель использует весь комплекс своих профессиональных и педагогических знаний, настолько зависит организация всей воспитательной работы с детьми, их активность на занятиях и других мероприятиях. В коллективе должен быть порядок, которому подчиняются все дети. Отсутствие дисциплины, нарушающее развитие коллектива, - всегда препятствие для творчества. «...Существует одно средство - железная дисциплина. Она необходима при всяком коллективном творчестве» - писал К.С. Станиславский.  Там, где обучение поставлено на профессиональную основу, дисциплина приносит большую пользу в нравственном и моральном воспитании. Педагогу необходимо проявить предельную строгость к самому себе, к своей дисциплинированности, к своей внешности, к своему душевному состоянию перед встречей с детьми в классе.[12]

Для хорошей организации занятий педагог ведет журнал посещаемости. Это другая сторона воспитания, которая дисциплинирует и очень хорошо влияет на детей психологически. При возможных недоразумениях с родителями, кстати, ответом будет журнал посещаемости и успеваемости детей. Журнал поможет педагогу ничего не забыть и разрешить конфликтные ситуации, возникающие из-за пропусков занятий и оценок учеников. Существуют индивидуальные карты детей, в которых ежегодно оценивается успеваемость, дается характеристика профессиональных успехов ребенка, развитие его психофизических возможностей. Это трудоемкая работа преподавателя, но ее результаты в последствии представляют интерес. При анализе записей можно проследить успехи и недочеты детей на занятиях. Может оказаться, что леность и инертность ученика при начальном этапе обучения перерастает в профессиональный интерес, что происходит активное развитие профессиональных данных, изменение в характере ребенка в процессе занятий. Тщательный анализ этих записей поможет преподавателю совершенствовать методы своей работы, придать целенаправленность и определенную перспективу педагогическому воспитательному процессу в коллективе.

Таким образом, формы и методы воспитательной работы в детском    хореографическом коллективе могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива. Воспитание должно проходить так, чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, утомительная, напряженная работа окрашивается радостными чувствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.   Дополнительная образовательная программа

 

2.2.          Детский хореографический ансамбль   « Тэтим »

   Детский хореографический ансамбль « Тэтим »,  существует в Усть – Алданском улусе с. Бэйдинэ с 2013 года. На сегодняшний день в коллективе ансамбля занимаются дети в возрасте от 3 до 16 лет. Созданы четыре возрастные группы: подготовительная, младшая, средняя и старшая.

- Подготовительная группа: от 3 до 7 лет. ( МБОУ Детский сад «Чэчир» номер 6)

- Старшая группа: с 7 до 11 кл.

- Средняя группа: с 5 до 6 кл.

- Младшая группа: с 1 до 4 кл.

         В программу обучения хореографического коллектива входят занятия по классическому, народно-сценическому, бальному и эстрадному танцу. Приобщение к искусству хореографии включает ознакомление учащихся с классическим балетом, современной музыкой и постановками крупных балетмейстеров, с источниками танцевальной культуры, самобытностью национальных танцев, связанных с жизненным укладом народов, с их красочными  костюмами, музыкально-ритмическим складом мелодий. Из года в год дети овладевают искусством танца, программа осложняется в зависимости от успеха и возраста. Результатом этой программы является ежегодные концертные выступления коллектива. Помимо своей специальной программы хореографического коллектива, ребята принимают участие во всех культурных мероприятиях улуса, республики. Работа ансамбля и работа творческого коллектива неразрывно связаны между собой одной единой творческой линией – это и Новогодняя сказка, и праздник 1 сентября, праздник посвящения в гимназисты, праздник Последнего звонка, концерты ко Дню Учителя и 8 марта и т.д.

В группах занимается по 15-20 человек, занятия проводятся в оборудованном хореографическими станками и зеркалами зале.

                       Учебно – тематический план 1 года обучения

  Содержание и виды работы

     Всего

Количество часов

 

Теоретические

Практические

1. Вводное занятие

2.Азбука музыкального движения

3.Ритмика 4.Партерная гимнастика

5.Основы классического танца 6.Танцевальные импровизации

7.Сюжетно-ролевые и танцевальные игры 8.Итоговые занятия

10. организационная работа

11. Беседы, прослушивание музыки, просмотр видеоматериалов

2

6

12

30

 14

14

 12

4

6

8

1

3

 3

4

4

4

2

 1

4

2

1

3

 9

 26

 10

10

 10

 3

2

6

 Итого

108

  28

80

                      

                          Учебно – тематический план 2 года обучения

Содержание и виды работы

Всего

Теоретические

Практические

1.Вводное занятие

2.Сценическое движение

3.Ритмика

 4.Партерная гимнастика

 5.Основы классического танца

6.Основы народно-сценического танца 7.Сюжетно-ролевые и танцевальные игры 8.Постановочная работа

 9.Репетиционная работа 10.Сценическая практика

 10. Организационная работа

11. Беседы, прослушивание музыки,  просмотр видеоматериалов и.т.д.

2

6

8

16

16

16

 8

 8

12

6 4

6

1

2

 2

 4

4

 4

1

 2

 2

1

 2

 4

1

 4

 6

12

 12

12

7

6

10

5

 2

2

 

Учебно – тематический план 3 года обучения

Содержание и виды работы

Всего

Теоретические

Практические

1.Вводное занятие

2.Народно-сценический танец

 3.Классический танец

4.Партерный станок 5.Основы историко-бытового танца

6.Игровые импровизации

7.Постановочная работа

8.Репетиционная работа

9.Концертная деятельность

10.Организационная работа

11.Беседы об искусстве, прослушивание музыки, просмотр видеоматериалов

2

 20

12

 6

10

10

16

14

12

2

 4

1

4

 3

1

 2

 2

 2

 2

2

1

 2

1

16

 9

5

8

8

14

 12

10

1

 2

Итого

108

 22

86

Учебно – тематический план  4 года обучения

Содержание и виды работы

всего

Теоретические

 Практические

1.Вводное занятие

2.Народно-сценический танец

 3.Классический танец

4.Партерный станок 5.Основы историко-бытового танца

6.Игровые импровизации

7.Постановочная работа

8.Репетиционная работа

9.Концертная деятельность

10.Организационная работа

11.Беседы об искусстве, прослушивание музыки, просмотр видеоматериалы

2

14

 12

 8

 16

 6

 16

12

 16

2

4

1

2

 2

 1

 4

1

 2

 2

 2

1

2

1

12

 10

7

12

5

14

10

14

1

 2

Итого

108

 20

88

 

Содержание программы хореографического ансамбля

I год обучения

Теория

       Мелодия и движение. Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры: 4/4, 2/4, 3/4. Контрастная музыка: быстрая- медленная, веселая- грустная. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика вправо и влево. Соотнесение пространственных построений с музыкой. Такт и затакт.

 Практические занятия

      Музыкально-пространственные упражнения: маршировка в темпе и ритме музыки, шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево. Пространственные музыкальные упражнения: повороты на месте, продвижение на углах, с прыжками. Фигурная маршировка с перестроением: из колонны в шеренгу и обратно, из одного круга в два и обратно. Танцевальные шаги (с носка на пятку) с фигурной маршировкой. Танцевальные шаги в образах, например оленя, журавля, лисы, кошки, мышки. Дирижерский жест – тактирование на 2/4, 3/4,4/4. Выделение сильной доли.

II год обучения

Теория

       Материал 1-го года обучения и дополнительно: Чередование сильной и слабой доли такта. Танцевальные марши, вальсы. Медленные хороводные и быстрые плясовые русские и белорусские танцы. Музыка VIII века: «Гавот» Ж. Люли, «Гавот» С. Прокофьева из балета «Ромео и Джульетта». Практические занятия Музыкальная структура движения: Половинный каданс, полный каданс. Вступительные аккорды. Заключительные аккорды. Прослушивание народных мелодий в исполнении оркестра народных инструментов. Оформление урока классической, современной и народной музыкой с ярко '_ выраженным ритмическим рисунком. Марши, польки, вальсы в медленном и среднем темпе.

 III год обучения

Теория

       Динамические оттенки в музыке: форте, меццо форте, фортиссимо, пиано, меццо пиано, пианиссимо, крещендо — усиление, диминуэндо - ослабление. Прослушивание грамзаписи (К. Сен-Санс «Лебедь»). Ритмические рисунки в движении. Синкопированные и не синкопированные ритмы. Практические занятия На развитие музыкальности (осуществляются непосредственно на уроке классики, народного и историко-бытового танца). Прослушивание музыки композиторов-классиков (И. Бах, Л. Бетховен, П. Чайковский, С. Рахманинов).

IV год обучения

 Теория

         Темповые обозначения: адажио - медленно, виво - живо, ленто - протяжно, ларго - широко, анданте - не спеша, аллегро - скоро, применительно к классическому материалу по классическому, народному и историко-бытовому танцу.

Партерная гимнастика

 Выучить комплекс гимнастических упражнений на ковриках:

 1. Упражнения для развития выворотности в тазобедренном суставе.

2. Упражнения для развития исправления асимметрии лопаток.

3. Упражнения для развития выворотности и подвижности в коленных и голеностопных суставах.

 4. Упражнения для поясницы.

Упражнения:

• Растяжка ног и туловища. Ноги натянуты в подъемах, развернуты до упора. Музыкальный размер У4. Наклоны к правой ноге соседа, руками стараемся достать мысочек ноги, тянемся всем корпусом тела к мысочку ноги. Тоже - к левой ноге и вперед.

• «Лягушка». Растяжка мышц ног. Надавливание на раскрытые колени ног, стараемся постепенно положить ноги на пол.

 • Колени подтягиваем к себе и возвращаемся в исходное положение.

 • «Березка» - с подъемом тазобедренного сустава вверх, а также при оставлении на полу.

• Дополнение к «березке» - ноги за головой.

• На животе. «Лодочка» - упражнение выполняется с высоко поднятым корпусом, локти лежат на полу.

• На животе «Колесо».

 • «Ножницы» - упражнение выполняется при амплитуде ног в 30°.

 • Растяжка в прямой и поперечный шпагат.

Ритмика

          Для развития у детей музыкальности и ритмичности на занятиях вводятся специальные ритмические упражнения и игры. Ритмика имеет большое значение для эстетического и физического воспитания детей. В процессе занятия по ритмике дети приобретают хорошую осанку, пластичность движений, легко и красиво двигаются под музыку. Ритмические упражнения и игры способствуют активному восприятию музыки, развивают координацию движений, внимание, память. Они строятся на естественных движениях: шагах, беге, прыжках, движениях с предметами (скакалка, мяч и т.д.).

Упражнения на ориентацию в пространстве

1. Движения в характере и темпе музыки (быстро и медленно).

2. Начало и конец движений одновременно с началом и окончанием музыкальной фразы.

3. Музыкальные игры организующего характера с элементами соревнования.

Танцевальные импровизации

          Для активизации детей и развития у детей художественного вкуса на занятиях вводятся соответствующие упражнения по развитию импровизации и дальнейшей подготовки к исполнению народных, бальных и эстрадно- сценических танцев. Упражнение на середине зала

 1. Марш, построение в линии.

2. Упражнение для головы: наклоны, повороты.

3. Элементы движений и танцевальные этюды.

 4. Движения и танцевальные композиции, запланированные к постановке.                        Сколько бы не говорилось о нынешней акселерации, о все более раннем развитии детей, физическом и умственном, выше природы, как говорится, не прыгнешь: ребёнок все равно остаётся ребёнком. Он тянется к чудесам, сказкам, не признаёт скуки. Так что момент игры в любых занятиях с детьми просто необходим. Он, прежде всего, заинтересовывает и стимулирует

        И потом, игра ведь развивает фантазию, умение изображать. Нельзя, чтобы во время танца глаза у ребят были пустые – они должны быть думающими. Надо, чтобы ребенок понимал, что он делает. Дети подрастают, меняются игры – становятся, как бы, более утонченными. Потом игры эти, конечно, останутся в малышовом детстве, умение же входить в образ сохранится и дальше.

Основы классического танца

           В хореографическом ансамбле учащиеся разучивают основные упражнения классического танца, необходимые для выработки правильного положения ног, рук, головы и корпуса, для развития и укрепления мышц тела, то есть для выработки правильных, легких и четких движений. На каждом уроке изучаются подготовительные танцевальные упражнения. Подготовительные танцевальные упражнения (1-й год обучения)

1. Знакомство с позициями ног и рук.

Позиции ног: I, II, III, IV, У,У1.

Позиции рук: подготовительная, первая, вторая, третья

2. Полуприседание (деми плие) в I, II, V позициях

3. Вытягивание ноги на носок (батман тандю) с паузами, вперед, назад

4. Перегибание корпуса назад, в сторону (пор де бра)

5. Прыжки (соте) на двух ногах с паузами в I, II, III позициях

6. Упражнения для рук, головы и корпуса

Танцевальные элементы

1.     Танцевальный шаг (шаг с носка) 2.

2.      Бег на полупальцах

3. Прыжки

4. Па галопа 10

 5. Па польки на месте, с прыжком, вперед

Подготовительные и танцевальные упражнения (2-й и 3-й год обучения)    

           Занятия на втором и третьем году обучения значительно усложняются по сравнению с программой первого года. Наиболее существенной частью занятий становится танцевальная подготовка детей. В это время дета уже проявляют достаточную организованность, их движения становятся более точными, более выразительными. Занятия проводятся так, чтобы развить у детей основные танцевальные навыки и помочь им понять и полюбить искусство танца. Воспитательные задачи остаются в центре внимания руководителя, но выполняются они уже не в плане игровых, а в плане подготовки и исполнения танцев.

Упражнения для развития техники танца

1. Покачивание (балансе)

2. Подъем на полупальцы

3. Круговое движение ногой (рон де жамб пар терр)

Основы народно-сценического танца

        Подготовка к исполнению народных танцев осуществляется в процессе изучения упражнений народно-сценического танца, элементов и танцевальных композиций народных танцев, которые входят в репертуар данной группы. Упражнения народно-сценического танца дети изучают в небольшом объеме, для чего отбираются наиболее необходимые, основные, которые помогают четкому и выразительному исполнению того или иного танца.

Упражнения для развития техники танца

1. Подготовка к веревочке (в характере украинского танца).

2. Каблук - носок (батман тандю «носок») в характере русского танца.

3. Голубцы (подготовительное упражнение) - удар ступни одной ноги о другую.

4. Комбинированные движения для ног, корпуса, рук и головы.

5. Элементы движений и танцевальные этюды русского, украинского, белорусского танца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог данной работы, пришла к выводу что, воспитание это - один из важнейших средств развития личности. Воспитательная работа в хореографическом коллективе - процесс сложный, многогранный. Эстетическое, нравственное и физическое воспитание детей в хореографических коллективах ведется педагогом в неразрывной связи с формированием гармоничной личности – профессиональных взглядов и убеждений как в области хореографии, так и в области культуры и искусства, общественной жизни в целом.

Эстетическое воспитание, так как без эстетического воспитания не получаем огромную радость и глубокое удовлетворение от исполнения танцев. Эстетическое воспитание направлена на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, создании по законам красоты. Без нравственного воспитания не сформируется нормы и правила поведения, развития у них чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, честности. Важной задачей является воспитание у детей любви к танцевальному искусству. Нравственное воспитание направлено и на формирование у детей стремлений к активной и сознательной борьбе против пошлости, безвкусицы, распущенности в поведении и при исполнении танцев.

Занятия хореографией содействуют гармоничному физическому развитию детей: легкой и красивой становится походка, изящнее фигура, осанка, появляются и развиваются выносливость и координация движений, подвижность.

Для успешной работы педагог-руководитель должен разбираться в особенностях каждого возраста. Умело, согласно возрастным особенностям распределять физическую нагрузку. А при формировании репертуара и составлении плана воспитательной работы просто невозможно обойтись без учета психологических особенностей каждого возрастного периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.                  Розанова О.И. «Хореографический коллектив в клубе». Л.,  1981;

2.                  Нилов В. Н. «Художественное воспитание школьников средствами хореографического искусства» ­ М.; МГУКИ,1999;

3.                  Нилов В. Н. «Хореография в системе художественного воспитания школьников при взаимодействии общеобразовательных школ и учреждений культуры» - М.; МГУКИ, 1998;

4.                  Попова З. И. « Учимся танцевать» - РС (Я), 1992;

5.                  Ю.Громов «Работа педагога-балетмейстера в детском хореографическом коллективе»  Л.,  1962;

6.                  Захаров Р.В. «Сочинение танца. Страницы педагогического опыта». - М.: Искусство, 1983;

7.                  Г. Я. Янова. «Современная тема в репертуаре хореографической самодеятельности» М., 1985;

8.                  . Е.И.Смирнова. «Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях» Учеб. пособие для студентов культ.-просвет. фак. ин-тов культуры, искусств, пед. вузов и ун-тов.- М.: Просвещение, 1983;

9.                  «Учимся танцевать»: Методическое пособие в помощь учителям и руководителям детских танцевальных коллективов. - Попова З.Н. Министерство образования Республики Саха (Якутия), 1992;

10.               Учебное издание Попова Люция Владимировна; Павлова Алена Гаврильевна. « Методика работы с хореографическим коллективом»  Учебно - методическое пособие в помощь молодым педагогам и руководителям хореографических коллективов.

11.            pedlib.ru/Books/1/0214/1_0214-1.shtml

12.            https://ru.wikipedia.org/wiki/Крупская,_Надежда_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] pedlib.ru/Books/1/0214/1_0214-1.shtml

 

[2] Нилов В. Н. «Хореография в системе художественного воспитания школьников при взаимодействии общеобразовательных школ и учреждений культуры» - М.; МГУКИ, 1998;

 

[3]  https://ru.wikipedia.org/wiki/Крупская,_Надежда_

 

[4] Нилов В. Н. «Хореография в системе художественного воспитания школьников при взаимодействии общеобразовательных школ и учреждений культуры» - М.; МГУКИ, 1998;

 

[5] Г. Я. Янова. «Современная тема в репертуаре хореографической самодеятельности» М., 1985;

 

[6] Ю.Громов «Работа педагога-балетмейстера в детском хореографическом коллективе»  Л.,  1962;

 

[7]   Е.И.Смирнова. «Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях» Учеб. пособие для студентов культ.-просвет. фак. ин-тов культуры, искусств, пед. вузов и ун-тов.- М.: Просвещение, 1983;

 

 [8] Розанова О.И. «Хореографический коллектив в клубе». Л.,  1981;

 

[9] Ю.Громов «Работа педагога-балетмейстера в детском хореографическом коллективе»  Л.,  1962;

 

[10] Попова З. И. « Учимся танцевать» - РС (Я), 1992;

 

[11]Захаров Р.В. «Сочинение танца. Страницы педагогического опыта». - М.: Искусство, 1983;

 

[12] «Учимся танцевать»: Методическое пособие в помощь учителям и руководителям детских танцевальных коллективов. - Попова З.Н. Министерство образования Республики Саха (Якутия), 1992;

 

 

Введение Актуальность. На данном современном этапе, когда идет модернизация и инновационное развитие национальной образовательной системы

Введение Актуальность. На данном современном этапе, когда идет модернизация и инновационное развитие национальной образовательной системы

Последующие их самостоятельные мнение и суждение порой заслуживают уважения

Последующие их самостоятельные мнение и суждение порой заслуживают уважения

Глава I. Воспитательная деятельность руководителя в детском самодеятельном хореографическом коллективе 1

Глава I. Воспитательная деятельность руководителя в детском самодеятельном хореографическом коллективе 1

В другой работе он подчеркивал: «…

В другой работе он подчеркивал: «…

Дети, у которых развито эстетическое чувство, получают огромную радость и глубокое удовлетворение от исполнения танцев

Дети, у которых развито эстетическое чувство, получают огромную радость и глубокое удовлетворение от исполнения танцев

Важной задачей является воспитание у детей любви к танцевальному искусству: оно осуществляется посредством знакомства их с историей хореографии, практического овладения танцевальной лексикой, исполнительской деятельности детей…

Важной задачей является воспитание у детей любви к танцевальному искусству: оно осуществляется посредством знакомства их с историей хореографии, практического овладения танцевальной лексикой, исполнительской деятельности детей…

Воспитание физическое – система физического совершенствования человека, направленная на правильное физическое развитие, укрепления здоровья, обеспечение высокой физической работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании

Воспитание физическое – система физического совершенствования человека, направленная на правильное физическое развитие, укрепления здоровья, обеспечение высокой физической работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании

Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе

Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе

В творческой деятельности коллектива заложены огромные возможности воспитательного характера

В творческой деятельности коллектива заложены огромные возможности воспитательного характера

Формы и методы воспитательной работы в детском самодеятельном хореографическом коллективе

Формы и методы воспитательной работы в детском самодеятельном хореографическом коллективе

Поэтому преподаватель должен обладать достаточно грамотным и выразительным показом

Поэтому преподаватель должен обладать достаточно грамотным и выразительным показом

Важно, чтобы ребенок смог применить свои знания, желания в осуществлении задуманного

Важно, чтобы ребенок смог применить свои знания, желания в осуществлении задуманного

Для повышения нравственного потенциала личности ребенка, развития его активности, важно постоянно обновлять и обогащать используемые формы и методы

Для повышения нравственного потенциала личности ребенка, развития его активности, важно постоянно обновлять и обогащать используемые формы и методы

Каждое занятие, каждый шаг в овладении детей исполнительским мастерством рассматривается как поступательное звено в единой цепи воспитания

Каждое занятие, каждый шаг в овладении детей исполнительским мастерством рассматривается как поступательное звено в единой цепи воспитания

Каждая группа - это часть коллектива, и от того, насколько правильно складываются отношения, зависит общая нравственная атмосфера

Каждая группа - это часть коллектива, и от того, насколько правильно складываются отношения, зависит общая нравственная атмосфера

И, наоборот, чем ниже уровень требований, тем ниже показатели в коллективе

И, наоборот, чем ниже уровень требований, тем ниже показатели в коллективе

Существуют индивидуальные карты детей, в которых ежегодно оценивается успеваемость, дается характеристика профессиональных успехов ребенка, развитие его психофизических возможностей

Существуют индивидуальные карты детей, в которых ежегодно оценивается успеваемость, дается характеристика профессиональных успехов ребенка, развитие его психофизических возможностей

Глава II. Дополнительная образовательная программа 1

Глава II. Дополнительная образовательная программа 1

Последнего звонка, концерты ко

Последнего звонка, концерты ко

Организационная работа 11. Беседы, прослушивание музыки, просмотр видеоматериалов и

Организационная работа 11. Беседы, прослушивание музыки, просмотр видеоматериалов и

Вводное занятие 2.Народно-сценический танец 3

Вводное занятие 2.Народно-сценический танец 3

Материал 1-го года обучения и дополнительно:

Материал 1-го года обучения и дополнительно:

Выучить комплекс гимнастических упражнений на ковриках: 1

Выучить комплекс гимнастических упражнений на ковриках: 1

Для развития у детей музыкальности и ритмичности на занятиях вводятся специальные ритмические упражнения и игры

Для развития у детей музыкальности и ритмичности на занятиях вводятся специальные ритмические упражнения и игры

Так что момент игры в любых занятиях с детьми просто необходим

Так что момент игры в любых занятиях с детьми просто необходим

Бег на полупальцах 3. Прыжки 4

Бег на полупальцах 3. Прыжки 4

Упражнения для развития техники танца 1

Упражнения для развития техники танца 1

Заключение Подводя итог данной работы, пришла к выводу что, воспитание это - один из важнейших средств развития личности

Заключение Подводя итог данной работы, пришла к выводу что, воспитание это - один из важнейших средств развития личности

составлении плана воспитательной работы просто невозможно обойтись без учета психологических особенностей каждого возрастного периода.

составлении плана воспитательной работы просто невозможно обойтись без учета психологических особенностей каждого возрастного периода.

Список использованной литературы: 1

Список использованной литературы: 1

Воспитательная деятельность руководителя в детском самодеятельном хореографическом коллективе»

Воспитательная деятельность руководителя в детском самодеятельном хореографическом коллективе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2022