ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ВСЕХ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ»
Оценка 4.9

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ВСЕХ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ»

Оценка 4.9
docx
06.02.2020
ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ВСЕХ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ»
методическая разработка печать.docx

 

 

КОНКУРС

на присуждение премий

лучшим учителям за достижения

в педагогической деятельности 

В 2019 ГОДУ

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

 

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ВСЕХ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ»

 

Ночевная Елена Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ гимназия «Аврора»

города Анапа

 

 

2019 год

 

 

Аннотация к методической разработке

       В настоящее время перед образовательной школой выдвинута задача совершенствования процесса развивающего обучения. Особенно остро эта задача стоит перед начальной школой, являющейся основой успешного обучения на последующих ступенях. Наиболее ответственным этапом школьного возраста является младший школьный возраст. Одной из существенных психологических характеристик младшего школьника является его умственное развитие. Одна из важных задач современной школы - создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Дорог каждый день жизни детей, начиная с самого рождения, а тем более нельзя упустить время в первые школьные годы. С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Тем самым мышление становится доминирующей функцией. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка. Развитию мышления в этом возрасте принадлежит особая роль. «С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психологического развития ребёнка» (Л.С.Выгодский). В связи с этим особое значение приобретает развитие мышления детей, их способности к активному использованию умственных возможностей при встрече с проблемными ситуациями. Мышление учащихся младшего школьного возраста (7-10 лет) оперирует знаниями, усвоенными главным образом словесно. Ребёнок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. У него преобладает практическое мышление.  При изучении разнообразных учебных предметов - математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира и др. - учащиеся имеют дело не только с фактами, но и с закономерными отношениями, общими связями между ними. Логические упражнения, игры позволяют на доступном детям материале, с опорой на жизненный опыт строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. Под руководством учителя школьники знакомятся с применением законов и правил логики.

На уроках в процессе решения логических заданий дети учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями.

      В младшем школьном возрасте у ребёнка происходит интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, их превращению в произвольные, регулируемые процессы. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы учителя в этом направлении.

     Мысль о том, что работу по формированию и развитию логического мышления надо начинать с младших классов, общепризнанна. Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению.

Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни.

Решая задачу развития детей, учителю следует обращать внимание на формирование не только наглядно-действенного мышления, но также стремиться выработать и развить у младших школьников наглядно-образное и логическое мышления. Развитие логического мышления учащихся на всех уроках – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Аннотация

2. Содержание

3. Актуальность развития логического мышления у детей младшего школьного     возраста

4. Мыслительные операции

5. Особенности логического мышления младших школьников

6. Логические универсальные действия

7. Комплекс педагогических приемов развития логического мышления младших школьников

8. Формы и методы  развития логического мышления у детей младшего школьного возраста  на уроках всех предметных  областей

9. Заключение

10. Список использованной литературы

11. Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность развития логического мышления у детей младшего школьного     возраста

     Почему одни люди легко решают сложные, запутанные проблемы, а других даже простая житейская задачка ставит в тупик? Как научиться правильно оценивать ситуацию, чтобы всегда принимать верное решение? Какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться жизненного успеха?

    Споры о том, в каком возрасте ребенок способен логически мыслить, ведутся уже давно. Например, по мнению швейцарского психолога Ж. Пиаже, дети до 7 лет не способны к построению логического рассуждения, они не в состоянии оценить точку зрения другого человека. Более поздние теоретические исследования и эксперименты во многом опровергают эту точку зрения. Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, педагогические эксперименты убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей, и были найдены пути их развития.

   Уроки математики,  русского языка, литературного чтения, окружающего мира  способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают предпосылки для развития логического мышления учеников, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Работа, направленная на развитие у младших школьников способностей делать самостоятельно выводы, должна осуществляться на различных этапах обучения: на этапе ознакомления с новым материалом, на этапе закрепления вычислительных приемов, при решении задач по математике и орфографических задачах по русскому языку, а также при выполнении логических заданий и упражнений.

 

Мыслительные операции

    Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.

Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.

Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.

Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции.

Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения.

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации.

Конкретизация – мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать – значит привести пример.

 

Особенности логического мышления младших школьников 

    Мышление детей младшего школьного возраста значительно отличается от мышления дошкольников. Для мышления дошкольников характерно такое качество, как непроизвольность, малая управляемость и в постановке мыслительной задачи и в её решении, они чаще и легче задумываются  над тем, что им интересно, что их увлекает. Младшие  школьники, когда возникает необходимость регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда это нужно, а не только тогда, когда интересно, когда нравится то, о чём надо думать.

   Конечно, в 6-7 лет понятийное мышление еще не сформировалось, и все же задатки этого вида мышления уже есть. Логическое мышление, по мнению А.А.Люблинской, обнаруживается, прежде всего, в протекании самого мыслительного процесса. В отличие от практического, логическое мышление осуществляется только словесным путём. Человек должен рассуждать, анализировать и устанавливать нужные связи мысленно, отбирать и применять к данной ему конкретной задаче известные ему подходящие правила, приёмы, действия. Он должен сравнивать и устанавливать искомые связи, группировать разное и различать сходное, и всё это выполняется лишь посредством умственных действий.

   Огромное значение в учебной деятельности младшего школьника имеет операция сравнения. Ведь большая часть материала именно в младших классах построена на сравнении. Эта операция лежит в основе классификации явлений и их систематизации. Для овладения операций сравнения человек должен научиться видеть сходное в разном и разное в сходном.

   Исследования показали также, что для логического мышления младших школьников характерна еще одна особенность – однолинейное сравнение, т.е. они, устанавливают либо только различие, не видя сходства (чаще всего), либо только сходное и общее, не устанавливая различного. К тому же выступает заметная разница между практическим установлением сходства и различия и умением доказывать, обосновать свое суждение, т.е. объяснить, что такое “сравнение” и что означает “сравнить”.

   Если практически в начале года 38% учащихся I класса называли либо 1-2 признака сходства, либо столько же признаков различий, то только 3-9% из числа учащихся могли объяснить, что они делают, когда находят сходные или различительные признаки

   Совершенствование логических умозаключений сохраняется и в других мыслительных процессах: в установлении причинно-следственных связей, в классификации и ответах на поставленные взрослыми вопросы, требующие планирования, догадки, поиска решения.

   Таким образом, говоря об особенностях мышления младшего школьника и, опираясь на всё указанное выше, можно сделать следующие выводы:

1.Особенности логического мышления младших школьников проявляются и в самом протекании мыслительного процесса, и в каждой его отдельной операции (сравнении, классификации, обобщении, совершающихся в разных формах суждения и умозаключения).

2.Для мышления младших школьников характерно однолинейное сравнение (они устанавливают либо только различие, либо только сходное и общее).

3.Для мышления маленького ребенка характерен процесс, идущий путем “короткого замыкания”, минуя развёрнутый этап анализа.

4.Детям 7-10 лет доступны логические суждения, оперирования понятиями, переходы к обобщениям и выводам.

 

Логические универсальные действия

       К логическим универсальным действиям относятся:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

    Из вышесказанного следует, что  уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.

 

 

Комплекс педагогических приемов развития логического мышления младших школьников

Комплекс педагогических приемов,   обеспечивающий реализацию педагогических условий развития логического мышления младших школьников в образовательном процессе начальной школы (без изменения базисных учебных планов и увеличения нагрузки на учащихся), включает в себя:

- введение в структуру урока этапов, позволяющих акцентировать внимание и сосредотачивать усилия преподавателя на развитии логического мышления учащихся

- широкое использование на уроках специально подобранных учебных заданий с учетом возрастных особенностей мышления детей

- активное использование при выполнении логических заданий наглядно-действенных и игровых методов обучения.

      Важнейшим условием успешного обучения является целенаправленное и систематическое формирование у обучаемых навыков осуществления логических приемов (С.Д. Забрамная, И.А. Подгорецкая и др.)

 

Формы и методы  развития логического мышления у детей младшего школьного возраста  на уроках всех предметных  областей

 

В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д.

Русский язык

Предметы и явления окружающего мира имеют сходства и различия. Сходство и различие предметов отражаются в их признаках. Наиболее главные признаки предметов отражаются в понятии. Понятие – это то, что мы понимаем, когда произносим или пишем какое-либо слово.

Между понятиями бывают разные отношения. Во-первых, отношения “вид – род”. Это такие отношения, когда все предметы, входящие в “вид”, входят и в “род”, имеют общие существенные признаки. Например, сандалии – обувь, окунь – рыба.

Подбери родовое понятие к следующим словам:

щука – …

липа – …

ромашка – …

картофель – …

грач – …

глаз – …

осень – …

оса – …

вилка –… 

деление – …

метр – …

серебро –…

озеро – …

скрипка –…

Понятия могут относиться друг к другу и как “часть” – “целое”, например: лист – часть дерева, ноготь – часть пальца.

Укажи целое, частью которого являются:

карман – …

крыло – …

плавник – …

ветка – …

рукав – …

ножка – …

окно – …

кабина – …

лепесток – …

циферблат – …

ступень – …

ручка – …

Понятия могут находиться между собой в отношении рядоположности, когда указывают предметы, вещи, явления, в чем-то сходные, принадлежащие к одной группе, которую можно назвать общим понятием (например, сосна, липа – деревья).

В данных рядах слов подчеркни понятия, которые находятся в отношении рядоположности:

Ясень, ветви, дерево, клен, лист (ясень, клен)

Повар, кастрюля, инженер, человек, чертеж (повар, инженер)

Река, озеро, водоем, вода, берег (река, озеро)

Молоко, бутылка, магазин, масло, продавец (молоко, масло)

Горизонт, север, компас, восток, стрелка (север, восток)

Лев, хищник, охотник, ружье, тигр, жертва (лев, тигр)

Утро, время, день, сутки, солнце (утро, день)

Автобус, самолет, вертолет, транспорт, корабль (самолет, вертолет)

Иногда понятия отражают какие-то явления одного порядка, но являющиеся противоположными по смыслу. Это отношение противоположности. Например, добрый – злой.

Подбери противоположные понятия:

большой – …

свет – …

радость –…

храбрость – …

быстрый – …

тусклый – …

день – …

сладкий – …

печальный – …

начало – …

длинный – …

ложь – …

победа – …

смерть – …

молодость – …

бодрый – …

Назови вероятные причины следующих событий:

насморк – …

синяк – …

авария – …

ошибка – …

наказание – …

наводнение – …

опоздание – …

драка – …

Назови возможные следствия следующих событий:

засуха –…

праздник – …

сражение – …

молния – …

осень – …

опасность – …

переедание – …

болезнь – …

Бывает, что события происходят одно за другим, но не являются причиной и следствием друг друга. Эти понятия находятся в отношении последовательности, например: воскресенье – понедельник.

К следующим словам подбери понятия, которые находятся в отношении последовательности:

февраль – …

вторник – …

первый – …

вечер – …

Отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого, называют функциональными. Например, стол – обедать, стол – дубовый.

К предложенным понятиям подбери еще два, находящиеся с ним в функциональных отношениях:

ложка – …(серебряная, есть)

бумага – …(белая, писать)

врач – … (детский, лечить)

калькулятор – …(электронный, считать)

библиотека – … (городская, книги)

Форма обобщающей деятельности школьников на разной ступени обучения не остается постоянной. Вначале она строится обычно на внешней аналогии, затем основывается на классификации признаков, относящихся к внешним свойствам и качествам предметов, и, наконец, учащиеся переходят к систематизации существенных признаков.

В процессе обучения в школе совершенствуется и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьников развиваются от простых форм к сложным постепенно, по мере овладения знаниями.

Определи закономерность составления среднего слова в верхней строке и вставь вместо точек слова, составленные по тому же принципу:

гараж жаба банан

пирог поле слеза

  утка туча чаща

ливер … кулак

рынок … осада

орел … сажа

В исходном слове меняется одна (любая) буква. Получается новое слово. В этом слове также меняется одна (любая) буква, снова получается новое слово. Таким образом, нужно дойти до заданного нужного слова.

лес – … – … – … – бор

кошка – … – мышка

 

Приставьте козе рога (рога - коза) рога – роза – коза.

Доведите кота до сыра (кот - сыр) кот – ком – сом – сор – сыр

Доведите мышку до норки (мышка - норка)

Протяните мост через реку (мост - река)

 

Назови одним словом следующие группы слов:

мак, ромашка, роза

чашка, тарелка, миска

рубашка, брюки, платье

морковь, капуста, свекла

кукла, мишка, мячик

 

Подбери нужное слово:

кровать – лежать, стул - …

малина – ягода, девять – …

человек – ребенок, собака - …

овца – стадо, буква - …

воробей – птица, окунь - …

волк – пасть, птица - …

растение – семя, птицы - …

бежать – стоять, кричать - …

 

Скажи одним словом:

обвести вокруг пальца – обмануть

намылить шею - …

развесить уши - …

прикусить язык - …

бить баклуши - …

 

Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово:

автомобиль, тормоз – автор

колос, роза, вата - …

кора, лото, боксер - …

баран, рана, банка - …

 

Составь предложение, в котором бы были эти три слова:

медведь, озеро, карандаш

мальчик, клен, пень

лиса, варенье, лавка

 

Придумай предложение (небольшой рассказ), где бы все слова начинались на одну букву.

Например: Председатель Пахом промчался по пыльному полю.

Одна из важных задач современной школы - создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Таким образом, в процессе формирования логического мышления детей 7-10 лет, пожалуй, самое важное - научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для “умственного прорыва”. Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии.

 

Назови вероятные причины следующих событий:

Насморк –                                             безответственность

Синяк –                                                  отсутствие знаний

Опоздание-                                            простуда

Наказание –                                           ушиб

Ошибка –                                               проступок

Назови возможные следствия следующих событий:

            Сражение-                                          гроза, пожар

 Молния –                                           победа, поражение

 Осень –                                              болезнь  

 Переедание –                                    листопад, зима

"Найди общее слово".

В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним словом. Упражнение направлено на развитие такой функции, как обобщение, а также способность к абстракции.

"Каким общим словом можно назвать следующие слова:

1. Вера, Надежда, Любовь, Елена

2. а, б, с, в, н

3. стол, диван, кресло, стул

4. понедельник, воскресенье, среда, четверг

5. январь, март, июль, сентябрь".

Слова для нахождения обобщающего понятия можно подобрать из любых групп, более или менее конкретных. Например, обобщающим может быть слово "весенние месяцы", а может быть "месяцы года" и т.д.

 

 

   Математика имеет огромные возможности для воспитания привычки к ясному мышлению и четкой, логически совершенной речи. При изучении математики, учащиеся обучаются умению оперировать понятиями, правильно строить и анализировать суждения (предложения, утверждения, высказывания), проводить умозаключения и доказательства. 

   Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи - отличный инструмент для такого развития. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения разных форм работы над задачей. Это:

-Работа над решенной задачей. Многие ученики только после повторного анализа осознают план решения задачи. Это путь к выработке твердых знаний по математике. Конечно, повторение анализа требует времени, но оно окупается.

-Решение задач разными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за недостатка времени. Но это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем. Но я считаю, что это доступно не всем ученикам, а лишь тем, кто любит математику, имеет особенные математические способности. Правильно организован способ анализа задачи - по вопросу или от данных к вопросу. Представление ситуации, описанной в задачи (нарисовать "картинку"). Учитель обращает внимание детей на детали, которых нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Мнимое участие в этой ситуации.

-Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.

-Самостоятельное составление задач учениками. Составить задачу: используя слова: больше на, столько, меньше в, на столько больше, на столько меньше; решаемую в 1, 2, 3 действия; по данном ее плане решения, действиям и ответу; по выражению и так далее.

-Решение задач с отсутствующими или лишними данными.

- Составление разных выражений по данным задачам и объяснение, которое помечает то или другое выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.

-Объяснение готового решения задачи.

-Использование приема сравнения задач и их решений. Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверных.

-Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием. Закончить решение задачи. Какой вопрос и какое действие лишние в решении задачи (или, напротив, возобновить пропущенный вопрос и действие в задаче).

-Составление аналогичной задачи с измененными данными. Решение обратных задач .

      Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятий специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в самых простых закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений.

    Приведу примеры таких задач, ответ на которые необходимо логически обосновать:

1. В коробке лежат 5 карандашей: 2 синих и 3 красных. Сколько карандашей надо взять из коробки, не заглядывая в не, чтобы среди них был хотя бы 1 красный карандаш?

2. Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов?

Использование таких задач расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию и повышает качество математической подготовленности.

    При решении занимательных задач преследуются следующие цели: формирование и развитие мыслительных операций: анализа и синтеза; сравнения, аналогии, обобщения и т.д.; развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности; поддержание интереса к предмету, к учебной деятельности (уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности); развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, усидчивость, упорство в достижении цели, самостоятельность; подготовка учащихся к творческой деятельности (творческое усвоение знаний, способов действий, умение переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации и видеть новые функции объекта).

1 класс

1.  У Оли было орехов больше 3, но меньше 7. Сколько орехов было у Оли? (4,5,6)

2.  Бабушка дала Серёже журнал «Ералаш» со 2 номера по 8. Сколько журналов у него?(7)

2 класс

1.На веревке завязали 4 узла так, что концы веревки остались свободными. На сколько частей разделилась веревка? (на 5)

2.В коробке умещается 10 красных и 6 синих бусинок. Какие бусинки мельче: красные или синие? (красные)

3 класс

1.Незнайка посадил 50 горошин. Из каждого десятка не взошло 2 горошины. Сколько всего семян не взошло? (10 семян)

2.Кусок проволоки 12 см согнули так, что получилась рамка. Какими могут быть стороны рамки? (12 : 2 = 6, значит 3 и 3, 5 и 1, 4 и 2)

4 класс

1.Незнайка решил искупаться. Он разделся, сложил одежды и поплыл. « Сейчас переплыву реку три раза и оденусь, и пойду домой». Как вы думаете, нашел ли Незнайка свою одежду? Объясни ответ. (нет, т.к. три раза это значит оказаться на другом берегу)

2. К числу 5 приписать справа и слева цифру 5. Во сколько раз увеличилось число? (в 111 раз)

    Овладение приёмами умственной деятельности и обобщёнными действиями в начальных классах даёт возможность постепенно вводить детей в мир математических понятий, терминов, символов, т.е. мир теоретических знаний, и способствовать тем самым развитию как эмпирического, так и теоретического мышления. Таким образом, развитие мышления младших школьников в процессе обучения математике является основой для дальнейшего изучения понятий и для осознания закономерностей в различных интерпретациях, т.е. является основой для преемственности между начальной и средней школой. 

Обучение грамоте                            

Систематизация.

      Упражнение направлено на развитие умения систематизировать слова по определенному признаку.

    "Скажите, какие ягоды вы знаете?

     Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, то хлопните в ладоши".
Слова для предъявления - капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.

    "Сейчас я буду называть слова, если услышите слово, относящееся к ягодам, хлопните один раз, если к фруктам - два раза". (Слова можно использовать те же самые, можно придумать другие.)

     В качестве основания для систематизации может быть тема - инструменты, мебель, одежда, цветы и т.д.
"Скажи, чем похожи по вкусу? цвету? величине?
лимон и груша
малина и земляника
яблоко и слива
смородина и крыжовник 
Чем отличаются по вкусу? цвету? величине?"

Раздели на группы.

    "Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова? Саша, Коля, Лена, Оля, Игорь, Наташа.
Какие группы можно составить из этих слов: голубь, воробей, карп, синица, щука, снегирь, судак".

Подбери слова.

   1) "Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе дикие животные (домашние животные, рыбы, цветы, погодные явления, времена года, инструменты и т.д.)". 
  2) Другой вариант этого же задания
Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу

мяч                 мебель
тополь            цветок
шкаф               насекомые
тарелка           дерево
пальто             одежда
муравей          посуда
щука               игрушка
роза                 рыба"

Подобные задания развивают у ребенка способность выделять родовые и видовые понятия, формируют индуктивное речевое мышление.

 

Окружающий мир

Развитие логического мышления младших школьников происходит в рамках изучения разных учебных предметов начальной школы, в том числе при изучении окружающего мира, в частности посредством наблюдений, сравнений и сопоставлений объектов природы, выявления причинноследственных связей, моделирования и прогнозирования.

Например, можно использовать на уроках окружающего мира следующие задания по выявлению причинно-следственных связей природных процессов и явлений:

 Задание 1. На этапе актуализации знаний найти соответствие между словами, записанными в два столбца (одно из них указывает причину, другое – следствие) и объяснить установленную связь (фронтально, в парах, группах). Найдите соответствие между парами слов.

1. Картофель Какао Зерно Крахмал Шоколад Мука

2. Рыбка Гусеница Лягушка Икринка Бабочка Головастик

3. Теленок Лошадь Жеребенок Собака Щенок Корова Задание

Задание 2.  Установить причинно-следственную связь в предложениях.

1. Нельзя раскапывать муравьиные гнезда и губить муравьев. Муравьи помогают сохранить леса.

2. В народе сороку называют белобокой. У сороки по бокам белые крылышки, а сама она черная.

3. Крот живет в норе под землей. Крот не любит свежий ветер и свет.

4. Многие люди выращивают в квартире растения. Растения очищают воздух и улучшают сон.

Задание 3. Из ряда предложенных понятий или утверждений составить иерархическую цепочку, объяснить соподчиненность элементов цепочки.

В какой последовательности появляются части у растений? сухие семена → проклюнувшиеся семена → проросток с корешком → проросток с изогнутым стеблем → проросток с листьями → сформировавшееся растение.

Задание 4. Восстановить причинно-следственные, логические связи.

1. Черноземы степей очень плодородны.

2. Степные растения стали исчезать.

3. Человек распахал степи.

4. Стали исчезать животные.

5. Сокращение площади диких степей.

В начальной школе на уроках окружающего мира развивается логическое мышление школьника, его умение работать самостоятельно, а так же обогащается культура речи. Уроки окружающего мира воспитывают в школьнике такие качества как: любознательность, активность, живость воображения, наблюдательность и т.д. Включение в урок демонстраций моделей природных процессов и явлений, их анализ и обсуждение. Так как наиболее важной задачей предмета «Окружающий мир» в начальной школе является развитие у детей умений выявлять причинно-следственные связи в природе, то объяснение некоторых природных процессов и явлений затруднительно. Ведь посмотреть, как вращается земля вокруг своей оси и вокруг солнца или извержение вулкана, движение ледников на уроках окружающего мира дети не могут. Можно конечно показать учебный фильм, но не всегда у учителя имеется такая возможность. Поэтому идеальным решением в данном случае является использование моделей, выполненных учителем, учениками и их родителями.

Заключение

В процессе написания работы мною была изучена разнообразная литература на предмет содержания в ней логических задач и заданий развивающего характера. Решение логических задач и заданий развивающего характера формирует у учащихся умения высказывать предположения, проверять их достоверность, логически обосновывать. Проговаривание с целью доказательства, способствует развитию речи учащихся, выработке умения делать выводы из посылок, строить умозаключения.

Выполняя творческие задания, учащиеся анализируют условия, выделяют существенное в предложенной ситуации, соотносят данные и искомое, выделяют связи между ними.

С этой целью повышения мотивации учения применяю задания развивающего характера. Это кроссворды, ребусы, головоломки, лабиринты, задачи на смекалку, задачи – шутки, и  т. д.

В процессе использования этих упражнений на уроках и во внеклассных занятиях выявилась положительная динамика влияния этих упражнений на уровень развития логического мышления учеников и повышения качества знаний по школьным предметам.

 

 

Список использованной литературы

Акимова, М. К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников/. М. К.Акимова, В.Т. Козлова-- Обнинск, 2003.

Божович, Д. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Д. И. Божович -- М., 1968.

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др. -- М., 2004.

Герасимов, С. В. Когда учение становится привлекательным/ С. В.Герасимов. - М., 2003

Давыдов, В. В. Проблема развивающего обучения/ В. В.Давыдов. -- М., 2003.

Запорожец, А.В. Психическое развитие ребенка. Избр. психол. труды в 2-хт. Т.1/ А.В.Запорожец. -- М.: Педагогика, 1986.

Кикоин, Е. И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания/ Е. И.Кикоин. -- М., 2003.

Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи: Методические рекомендации для учителей начальных классов. - Саратов: Лицей, 2000. - 64с.

Мухина, В. С. Возрастная психология/ В. С.Мухина. -- М., 2007.

Немов, Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн/ Р.С.Немов. -- М.: Владос, 2000.

Рубинштейн, С. Я. О воспитании привычек у детей/ С. Л. Рубинштейн.. -- М., 1996.

Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии/ Г. К.Селевко. -- М., 1998.

Соколов, А. Н. Внутренняя речь и мышление/ А. Н.Соколов. -- М.: Просвещение, 1968.

Тихомиров, O.K. Психология мышления/ O.K.Тихомиров. -- М.: Изд-во МГУ, 1984..

Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника/ Д. Б.Эльконин. -- М., 2001.

Якиманская, И. С. Развивающее обучение/ И. С. Якиманская. -- М., 2000.

 





 

КОНКУРС на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности

КОНКУРС на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности

Аннотация к методической разработке

Аннотация к методической разработке

СОДЕРЖАНИЕ 1. Аннотация 2.

СОДЕРЖАНИЕ 1. Аннотация 2.

Актуальность развития логического мышления у детей младшего школьного возраста

Актуальность развития логического мышления у детей младшего школьного возраста

Человек должен рассуждать, анализировать и устанавливать нужные связи мысленно, отбирать и применять к данной ему конкретной задаче известные ему подходящие правила, приёмы, действия

Человек должен рассуждать, анализировать и устанавливать нужные связи мысленно, отбирать и применять к данной ему конкретной задаче известные ему подходящие правила, приёмы, действия

Комплекс педагогических приемов развития логического мышления младших школьников

Комплекс педагогических приемов развития логического мышления младших школьников

Понятия могут находиться между собой в отношении рядоположности , когда указывают предметы, вещи, явления, в чем-то сходные, принадлежащие к одной группе, которую можно назвать общим…

Понятия могут находиться между собой в отношении рядоположности , когда указывают предметы, вещи, явления, в чем-то сходные, принадлежащие к одной группе, которую можно назвать общим…

Отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого, называют функциональными

Отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого, называют функциональными

Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово: автомобиль, тормоз – автор колос, роза, вата - … кора, лото, боксер - … баран,…

Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово: автомобиль, тормоз – автор колос, роза, вата - … кора, лото, боксер - … баран,…

Математика имеет огромные возможности для воспитания привычки к ясному мышлению и четкой, логически совершенной речи

Математика имеет огромные возможности для воспитания привычки к ясному мышлению и четкой, логически совершенной речи

У Оли было орехов больше 3, но меньше 7

У Оли было орехов больше 3, но меньше 7

Какие группы можно составить из этих слов: голубь, воробей, карп, синица, щука, снегирь, судак"

Какие группы можно составить из этих слов: голубь, воробей, карп, синица, щука, снегирь, судак"

В начальной школе на уроках окружающего мира развивается логическое мышление школьника, его умение работать самостоятельно, а так же обогащается культура речи

В начальной школе на уроках окружающего мира развивается логическое мышление школьника, его умение работать самостоятельно, а так же обогащается культура речи

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ВСЕХ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ»

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ВСЕХ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2020