Тема: Речевой этикет
Оценка 4.6

Тема: Речевой этикет

Оценка 4.6
doc
02.11.2022
Тема: Речевой этикет
Речевой этикет.doc

Тема: Речевой этикет

 

1.            Приветствие

2.            Обращение

3.            Беседа

4.            Комплимент в речи

 

 

Приветствие

Практически вся наша жизнь — это встречи и общение со многими людьми. И от того, как протекают эти встречи, зависит и настроение, и отношение с людьми,  и результаты нашей работы.

Здесь имеет этикетное значение все: кто первым произносит приветствие: сидящий или стоящий, стар­ший или младший и т. д.? какие используются обраще­ния: господин или товарищ, на «ты» или на «вы» и т. д.? какие темы и вопросы считаются запретными или неприличными? темп речи, паузы, интонации и т. д.

Уже тем, как люди здороваются, они показывают свое отношение. Формы приветствия могут быть разны­ми: жесты и позы, приветственные слова. Впрочем, не­редко обе формы приветствия употребляются одновре­менно. Есть короткие простые приветствия, есть утомительные и длинные, составленные из многих от­дельных действий и формул.

Что касается этикетной культуры приветствия у русских, то богатство русского языка позволяет значительно разнообразить выражения приветствий: «здравствуйте», «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер», «спокойной ночи» и другие. Но есть еще и жаргонные словечки: «здорово», «приветик», «салют», «покедова». Нельзя сказать, что некоторые из них были совсем неуместны при определенных обстоятельствах, в определенном кругу людей,  но злоупотреблять ими  не стоит.

Движения, жесты, которыми издавна обме­нивались люди разных стран в момент привет­ствия, еще разнообразнее.

Посмотрите вокруг. Вот про­шли военные - отдали честь. Встретились двое мужчин  -  обменялись рукопожатием. А те из­далека    приветственно   помахали    друг   другу. Женщины, наверное, долго не виделись — обнимаются. А вот девчонки: налетели друг на дружку - чмок-чмок, потараторили и разбежа­лись.         

Да, по-разному отмечают люди самое простое и самое частое событие в своей жизни  -  встречу с другим человеком. И все-таки общее тут есть. Уклониться от приветствия или не  ответить на него во все времена и у всех наро­дов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим.

В странах Европы, в том числе и в России, обычно придерживаются следующих правил приветствия: женщину приветствует мужчина, старшего по возрасту – младший. И в отличие, например, от Индии, где в знак приветствия складываются вместе ладони и прижимаются к груди, в Европе принято рукопожатие, как символ, смысл которого заключается в том, что в руках нет оружия и намерения чисты.

Сейчас рукопожатие стало неотъемлемой частью нашей жизни, но необходимо помнить, что у каждого различная сила, и пожать руку – значит поприветствовать, а не сломать пальцы. Не стоит долго и бурно трясти руку, точно также, как не следует «ронять» ее, не успев пожать. Короткое, энергичное рукопожатие – оптимальный вариант.

Однако не всегда предоставляется возможность пожать руку – допустим в коридоре, где много людей. В таком случае достаточно кивнуть или приподнять шляпу, или слегка поклониться.

Обычно, приветствуя кого-либо, мы произносим и приветственные слова: «Доброе утро», «Здравствуйте», «Рад Вас приветствовать» и т.д. – сколько людей, столько и типов приветствия, каждый волен выбирать сам, в соответствии с тем, кому они адресованы, с местом общения и т.д.

Этикетные правила рекомендуют: встречая знакомого несколько раз в течение дня, можно использовать все вежливые формулировки приветствий или, если все они исчерпаны, можно просто улыбнуться, вежливо кивнуть головой. Но не следует отворачиваться и делать вид, что вы его не заметили. Сервантес справедливо заметил: «По части учтивости лучше пересолить, чем недосолить».

Очень многое зависит еще и от того, как вы поздоровались. Один мальчик жаловался, что с «этими здоровканьями» - одни неприятности. «Я,  - говорит, - уже скоро нервный от них стану. Я на улице только и верчу головой, чтоб кого знакомого не пропустить. Как увижу, «здрасьте!» кричу. И мне же еще выговор делают: «До чего ты, Кеша, некультурный» - просто ужас!»

Вы бы поняли что к чему, когда увидели, как он здоровается. Бежит Кеша по переулку: руки в карманах, кепка на глаза нахлобучена, воротник поднят, ногой  консервную банку подфутболивает. Навстречу ему школьная медсестра. Он на бегу бодро прокричал не то «дрась», не то «брысь» и помчался вперед. А она только руками развела и тяжело вздохнула: «Учат их, учат, а толку мало».

Для приветствия пользуйтесь не только вербальными (речевыми) средствами (здравствуйте), но и невербальными жестами: поклонами, кивком, взмахом руки и прочее.

Можно равнодушно сказать «Здравствуйте», кивнуть головой и пройти мимо. А лучше поступить иначе – сказать, например, «Здравствуйте, Иван Иванович», тепло улыбнуться ему и остановиться на несколько секунд. Такое приветствие подчеркнет ваши добрые чувства к этому человеку, он поймет, что вы цените его, да и звучание собственного имени – приятная мелодия для любого человека.

И, конечно же, приветствуя друг друга, следует смотреть прямо в глаза, не отводя и не пряча взгляда.

В некоторых случаях женщина должна приветствовать первой: когда она проходит мимо, а остальные стоят; когда мужчина намного старше или является ее начальником.

Мужчина, протягивая на улице руку для рукопожатия другому мужчине, может не снимать перчатку – в таком случае в перчатках остаются оба. Но если приветствуют друг друга мужчина и женщина, то мужчина снимает перчатку в любом случае. Естественно, женскую руку, если она в перчатке, не целуют.

Но коль вы поцеловали руку одной из женщин, находящихся в комнате, вы обязаны сделать это и по отношению ко всем остальным.

Точно также, пожав руку одному мужчине, нельзя игнорировать остальных. Правила хорошего тона требуют, чтобы всех приветствовали одинаково, никого не выделяя и не ставя в особое положение.

Недопустимо, чтобы приветствие было шумным, привлекало всеобщее внимание. Приветствие — часть лич­ных отношений, и не следует афиши­ровать их, крича на всю улицу: «Здо­рово, старик!» или: «Привет, доро­гой, сто лет тебя не видел! Куда ты  пропал?» и т.д.

Как правило, знакомых у каждого из нас достаточно много, особенно, если мы почти всю жизнь проводим в одном городе, где живут и наши родственники, друзья,  коллеги. И каждый из них, в свою очередь, представляет нас своим знакомым. Иногда, случается, трудно  вспомнить:   знаешь   этого   человека или нет? Лучше все же поздоровать­ся, чем пройти мимо, не заметив.

Нет ничего страшного в том, что вы поздороваетесь или произнесете две-три любезные фразы, обращаясь к людям, которым вы не представле­ны, но с которыми вынуждены прове­сти вместе некоторое время - в поез­де, в ресторане, в очереди и т.д.

При встрече двух семейных пар в первую очередь приветствуют друг друга женщины, женщин приветствуют мужчины, и лишь после этого мужчины здороваются друг с другом.

Если вдруг вас кто-либо попривет­ствовал на улице или в ином общест­венном месте, ответьте, даже если не сразу вспомните, кто же это.

Ответить следует и тогда, когда приветствие относилось не к вам, а к со­провождающему вас лицу. Если вы воспитанный человек, то всегда присо­единитесь к приветствию того, рядом с кем в данный момент находитесь.

Сопровождая женщину, нельзя ос­тавлять ее лишь для того, чтобы по­приветствовать своего знакомого. В этом случае достаточно кивнуть или поклониться. Если есть необходи­мость сказать несколько слов знако­мому, следует подойти к нему вместе с женщиной и представить его своей спутнице.

Без особых, из ряда вон выходя­щих причин и обстоятельств не де­лайте вид, что вы не заметили прохо­дящего мимо знакомого. Другое де­ло, если вы сами не желаете поддерживать с ним отношения или в свое время он дал вам понять, что ваше общество его тяготит. Тогда луч­ше всего избежать встречи.

Приветствовать можно и желатель­но также тех, кому вы не представле­ны, но с кем встречаетесь почти еже­дневно - например, работников ка­фе, в котором вы постоянно обедаете, или библиотекаря, часто обслужива­ющего вас, или почтальона, с кото­рым встречаетесь каждое утро, и т.д.

Мужчина всегда приветствует женщину стоя. Исключение — когда он болен или немощен.

 Решив поцеловать женщине руку, мужчина, встает, одновре­менно немного наклоняет и при­поднимает руку женщины. Не забывайте, что поцелуи в данном случае символичен  - это дань уважения или симпатии, и он -  лишь легкое при­косновение, а не чмоканье.

И, наконец, такой распространен­ный в последнее время знак приветст­вия, как поцелуй в щеку. Он  -  прояв­ление особо близких, нежных или родственных отношений. Не в любой ситуации он уместен. Если дядя и пле­мянник, встретившись на улице, нач­нут целовать друг друга в губы, это может быть не совсем верно истолко­вано. Часто приветственный поцелуй лишь намечается прикосновением щеки к щеке.

В любом случае следует помнить, что приветствие характеризует сте­пень вашей вежливости и учтивости по отношению к другим и соответственно позволяет другим относиться к вам так же, как и вы относитесь к ним.

ИТОГ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4. Обращение

Как мы обращаемся к человеку? Как мы его приветствуем? Очень важно научиться это делать так, чтобы никого не  обидеть.

Согласно правилам этикета, существует не­сколько способов обращения:

ü  официальное («гражданин», уже уходящее «товарищ»,   уже  пришедшее   «господин»);

ü  дружеское (уважаемый коллега, дорогой друг, старина);

ü  фамильярное, которое допустимо только сре­ди самых близких друзей: Шурик, Ленок, Димон или какое-то  безобидное  прозвище.

Сколько переживаний, и радостных, и го­рестных, случается, если кто-то  обидел своим нетактичным обращением. Что греха таить, слова типа «козел», «телка», «баран», «овца» стали в лексиконе подростков настолько частыми, что и за животных как-то неловко, не говоря уже о людях, к которым они обращены.

Многое зависит от того, обращаетесь ли вы к знакомому человеку или к незнакомцу. Если человек незнаком, то допустимо обобщенное обращение – «молодой человек», «девушка», «сударь», «сударыня», «господин», «госпожа». Еще лет 15 назад для обращения использовалось слово «товарищ».

Очень часто в транспорте, в магазине, на улице мы слышим унизительные фразы: «Женщина, сколько время?» или «Эй, мужчина, подвиньтесь», или «Отойдите». Обращение «дядя», «тетя» годится только для ваших настоящих родственников или близких друзей родителей, которые разрешили вам так их называть. Задавая вопрос или прося о помощи, можно обойтись и только местоимением «вы», естественно, в сочетании со словами «извините», «пожалуйста»: «Извините, пожалуйста, не подскажите ли, как мне добраться до вокзала?». Или  - «Здравствуйте, будьте любезны, подскажите, где находится улица Днепропетровская?»

Ты или Вы?

Обращения могут быть официальными  и  неофициальными, деловыми и дружескими, интимными и даже нарочито грубыми, невежливыми. Та или иная тональ­ность общения во многом определяется тем, какие речевые формулы используются, в частности, какие мес­тоимения — «ты» или «вы» — используют партнеры по общению, обращаясь друг к другу.

  С позиций современного речевого этикета выбор той  или иной формы обращения зависит от нескольких условий.

С любым незнакомым человеком, даже если он значительно моложе вас (исключая детей), мы должны быть на «вы» - это элементарное правило.

«Вы» — следует говорить незнакомым и малознако­мым людям; «ты» — хорошо знакомым, близким. Хотя и среди близких людей в некоторых случаях принято «вы-общение», когда это связано с чувством повышенного уважения к собеседнику.

В условиях официального общения предпочтительны обращения на «вы» даже среди хорошо знакомых лю­дей.

Если даже при давнем знакомстве говорящий относится к своему адресату холодно, сдержанно, то обще­ние строится в подчеркнуто вежливой, корректной фор­ме,  и  избирается обращение на «вы».  Если же между партнерами существуют добрые, теплые, дружеские отношения, то ситуация общения характеризуется как раскованная, доверительная,  и потому допускается обращение на «ты».

Иначе говоря, на выбор «ты» или «вы» влияет пози­ция равенства-неравенства партнеров по общению (на­чальник - подчиненный, старший - младший, мужчи­на - женщина и т. д.). В тех случаях, когда собеседники равны по своему ролевому статусу, допу­скается (при всех других условиях) использование «ты-форм».  Если же статусы  их существенно  различаются, то предпочтение отдается «вы».

Важнейшим элементом культуры общения является извинение, которое в речевом этикете выражается в сло­вах «извините» и «простите».                    

Как известно, провинности человека могут быть  большими или малыми. При извинении за незначитель­ный проступок и нарушение этикета (кого-то нечаянно толкнул, наступил на ногу и т. п.) принято использо­вать выражение «извини (те)». В соединении со словом «пожалуйста» это будет выражать усиленную вежливую просьбу-извинение. Если же вина человека значитель­ная, то предпочтительнее употреблять «прости(те)».   

Стилистически  усиленными  способами  извинения считаются    выражения:    «Примите    мои    извинения», «Прошу  меня  простить»,   «Должен  извиниться  перед  вами» и т. п.

Формулы  извинений  типа:   «простите»,  «извините», «виноват»,   «прошу  прощения»,   «прошу извинения»  -  возможны и в том случае, когда говорящий собирается  побеспокоить кого-то просьбой, вопросом, действием,

Ответом на извинения предполагаются слова: «пожалуйста», «не стоит», «ничего», «ну что вы», «какие пустяки», «ничего страшного», «это мелочь» и др.

Говоря об отсутствующих, невежливо употреблять только местоимение «он», «она» (она сказала…()на" об отсутствующих, невежливо употреблять только местоимение ") незнакомцу. , не говоря уже о людях, к которым они обращены). Лучше всего использовать имя и отчество отсутствующего: «Ольга Ивановна сказала…».

Молодежь выработала свои правила обращения друг к другу, но и здесь не желательно в отсутствие человека говорить о нем в третьем лице.

О том, как обращаться и называть друг друга на рабочем месте, чаще всего договариваются сами сотрудники, здесь строгой регламентации нет.

По тому, как в разговоре вы заочно называете родственников и знакомых, вполне можно понять ваше отношение к ним. Уважая супругу, вы не позволите в ее отсутствие сказать «моя баба…» или нечто подобное, но точно также не позволите и произносить ласкательные, интимные имена, принятые в ваших друг с другом отношениях – «моя лапочка сказала…».

Обращаясь в семье к пожилым людям – «бабуля», «бабушка», желательно не обращаться так ко всем подряд, особенно на улице. Может быть, женщина считает себя еще молодой, а вы ей вдруг: «Бабуля, как пройти к метро?»

 

Памятка Ты или Вы

Вы

Ты

К незнакомому, малознакомому человеку

К хорошо знакомому адресату

В официальной обстановке общения

В неофициальной обстановке

При подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату

При дружеском, фамильярном, интимном отношении к адресату

К равному и старшему (по положению, по возрасту) адресату

К равному и младшему (по положению, по возрасту) адресату

 

 

Беседа

Казалось бы, нет ничего проще, чем разговаривать   - мы это делаем всю свою жизнь. Почему же беседа с одним человеком нам столь приятна, что не хочется ее завершать, а разговор с другим приводит в уныние? Это важно понять, потому что чаще всего мы, встретившись друг с другом в гостях, дома, на улице, даже в транспорте, именно беседуем – разговариваем, обмениваемся новостями, впечатлениями. 

Наша речь – универсальное средство передачи информации, выработанное человечеством на его пути от животного мира к человеческому обществу.

Для того чтобы информация был принята и переработана собеседником, язык и речь должны быть понятны. Если они непонятны, тогда невозможно общение между людьми – они перестают понимать друг друга.

Умение вести беседу так, чтобы потом ни одна из сторон не сожалела о ней – тоже искусство, и, как всякое искусство, оно тоже имеет свои законы и правила.

Вести беседу с другим желательно, конечно, тогда, когда тема беседы вам интересна и когда вы в ней хорошо ориентируетесь.

Иногда собеседник начинает рассказывать историю, которую вы уже слышали от него же. Учитывая, что вежливый и воспитанный человек не станет прерывать другого на полуслове, в данном случае все же есть резон осторожно, но твердо заметить: «Да-да, я об этом знаю» и перевести разговор в другое русло.

Многим не раз доводилось слышать неуемные и неумеренные откровения женщин о своих детях, о кулинарных рецептах, о болезнях и так далее. Такие пространные монологи производят тягостное впечатления. Следовательно, и нам самим без особой на то нужды не надо пускаться в подобные откровения.

Постарайтесь не уподобляться таким «собеседникам» и следите за реакцией окружающих  на вашу речь. Если заметили, что интерес к теме потерян, не поддерживайте его искусственно.

Особое внимание обращайте на юмор. Конечно, веселый, находчивый человек ценится в любой компании. Но не забывайте, что даже один и тот же анекдот не везде воспринимается одинаково. Важны и круг слушателей, и ситуация, и обстановка. Подумайте, в какое неловкое положение вы можете поставить себя и прочих, рассказав банальную шутку о жене, ушедшей к любовнику, если с кем-то из присутствующих произошло нечто подобное. Само собой, что недопустимо сыпать шутками и двусмысленностями о лысых – в присутствии лысых и прочее. Конечно, все сказанное не значит, что шутке нет места в компании, за столом. Она всегда желанна, но к месту.

Излишне напоминать и о том, что надо не только самому воздерживаться, но и всячески уходить от навязывания вам слухов, сплетен, домыслов, «перемывания косточек».

Бестактно задавать вопрос о ее возрасте, о том, почему она до сих пор не замужем или почему разведена.

Не менее некультурно превращать застольную беседу в место консультаций: узнав, что ваш сосед врач, тут же бросаться выяснять симптомы заболевания, способы лечения.

Одним из важнейших правил умения вести беседу является умение слушать.

Слышать – физиологический процесс

Слушать – интеллектуальный процесс

Тот, кто считает себя прекрасным собеседником лишь потому, что может целый час безостановочно говорить – тот ошибается в самооценке. Его можно назвать хорошим оратором, но не собеседником. В результате такой говорун может остаться в полном одиночестве.

Однако следует помнить, что слушать кого-либо – это не значит просто молчать, уставившись в одну точку или занимаясь своими делами, листая журнал и так далее. Можно проявлять заинтересованность к теме разговора и молча. Для этого достаточно  время от времени вставлять небольшие реплики, кивать, выражать эмоции мимикой, жестами, взглядом.

ИТОГ:

Итак, на что же следует обращать особое внимание, а чего надо избе­гать в таком простеньком деле, как разговор?      

Изложить все правила разгово­ра было бы довольно рискованным желанием. Мы ограничимся перечис­лением нескольких принципов.

Тон хорошего разговора должен быть плавным и естественным, но ни­как не игривым; нужно быть ученым, но не педантом, веселым, не произ­водя шума, забавным без плоских и пошлых двусмысленностей. В обществе говорят обо всем, чтобы каждый мог что-нибудь сказать; не углубляются в вопросы, чтобы не наскучить собе­седникам; сжатость, ясность и точ­ность в выражениях ведут к изящест­ву. Нужно выражать свое мнение и поддерживать его логично и в не­многих словах. Никогда не нужно с горячностью и нетерпением напа­дать на чужой взгляд, равно как и собственное свое мнение отнюдь не следует защищать упорно. При со­блюдении этих условий разговор де­лается интересным, собеседники не теряют хорошего расположения ду­ха, не утомляются и как бы забавля­ясь разговором, извлекают из него пользу.

Обыкновенно бывает, что люди, мало знающие, говорят много, а лю­ди, много знающие, наоборот, гово­рят мало.

Можно говорить хорошо, говорить с увлечением и справедливо, но надо говорить кстати: против последнего часто грешат; например, распростра­няясь о великолепном угощении пе­ред людьми, которые имеют возмож­ность поделиться с вами лишь своим насущным хлебом; или говоря о здоровье перед людьми немощными, или, наконец, сообщая о своих богатст­вах, доходах, меблировке и т.д. чело­веку, который терпит недостаток.

В разговорах нужно избегать вся­кой серьезной полемики, в особенно­сти о политике и религии; хотя бы вы были тысячу раз правы, уступайте до­бровольно, когда видите, что спор разгорается и может перейти в ссору.

Уметь слушать столь же необходи­мо, как и уметь говорить; по этому уз­нают человека здравомыслящего и из хорошего общества. Если хотите, чтобы вас слушали, слушайте сами других; или, по крайней мере, делай­те вид, что слушаете.

Ничто не может быть более невежливым как прервать того, кто говорит; будет ли это сделано с целью исправить ошибку в факте или подсказать слово. Перебить чью-нибудь речь, чтобы докончить историю, которую он желал рассказать – это уже окончательная грубость.

Хорошо воспитанная особа никогда не начинает говорить иначе, как только в свою очередь; речь ее всегда спокойна, прилична, без высказывания своего превосходства.

Никогда не говорите в обществе о себе; только очень близкие друзья могут действительно интересоваться вашими личными делами. Не говорите с чужими людьми о поступках ваших родных или о своих несчастьях. Они могут вас выслушать, но сочтут невоспитанным и скучным.

Не хвастайтесь знакомством с людьми, стоящими выше вас по положению.

Невежливо во время общего разговора отводить кого-нибудь в сторону, чтобы поговорить с ним отдельно; еще более невежливо было бы под­слушивать, что говорят две личности в стороне; в таких случаях следует скромно отойти от них подальше.

Никогда не шепчитесь в гостях. Не прерывайте говорящего. Если кто другой заговорит одновременно с вами, приостановитесь и дайте ему кончить.

Скромность, благоразумная сдер­жанность  -    это  качества  вообще очень ценные, но особенно они ценятся  в женщине.  Шекспир прав,  говоря, что: «Тихий голос — прекрасная вещь в женщине».

У женщины образованной и бла­говоспитанной голос всегда негро­мок. Она говорит правильно, никогда не употребляет тривиальных выраже­ний.

Самые худшие недостатки в разговоре это ложь, злословие, клевета, злоба и вообще все, что служит не в пользу отсутствующих.  

Хорошо воспитанная молодая особа, находясь в обществе, слушает внимательно и почтительно говоря­щих, никогда не прерывая их.

Когда ее спрашивают, ее долг от­вечать скромно и в конце своего отве­та она должна слегка наклонять голо­ву в знак уважения, особенно если отвечает лицу значительно старше годами.

Когда ее вызовут на разговор, она должна избегать слишком возвышать голос, чрезмерно жестикулировать, слишком пристально смотреть на присутствующих, громко смеяться и говорить резким тоном.

Если в присутствии молодой особы разговор принял неприличное на­правление, она должна скромно уда­литься, уводя с собою детей, если они там находились, из опасения, чтобы они не услышали вещей, могущих внушить им понятия, не соответствую­щие их возрасту.

Такт, подобно учтивости, бывает врожденным качеством, но при ста­рании может быть в значительной степени приобретаем. Говорить с так­том  - это значит никогда не касаться предмета, почему-либо неприятного тому, с кем вы говорите.

Особа с тактом всегда умеет ис­кусно выбрать предметом разговора что-нибудь именно такое, что интере­сует собеседника, умеет заставить его разговориться и затем будет слу­шать внимательно, высказывая свое мнение.

Внимательный и сочувствующий слушатель имеет более шансов нра­виться в обществе, нежели болтливый хвастун, выставляющий напоказ свои собственные познания.

Если вам приходится слушать да­же скучного собеседника, не обнару­живайте скуки или утомления, но все время вежливо показывайте собесед­нику участие к тому, что он говорит.

При выборе темы для разговора, всегда нужно сообразоваться с возрастом, полом, положением тех, с кем вы говорите.

Говорите с молодыми особами о балах, о музыке, литературе, вер­ховой езде и т.п., с матерью  -  о де­тях, с художником  - о  живописной местности, которую вы только что по­сетили; одним словом, применяйте свой разговор как можно больше к уровню вашего собеседника.

Никогда не говорите, что вам стои­ло то или другое, и не спрашивайте  -  сколько вы заплатили у других.

Всякое вмешательство в лич­ные дела других в высшей степе­ни непристойно.

Если вам вздумается рассказать анекдот, имейте в виду, чтобы он был короток и остроумен.

В обществе не сидите молча и бе­зучастно, хотя лучше молчать, чем го­ворить слишком много.

Никогда не говорите, не подумав; и не говорите другим того, что было бы неприятно выслушать вам самим. Грубые речи, резкие слова больше навлекают врагов и чаще убивают расположение, нежели недобрые по­ступки.

В многолюдных собраниях, где да­леко не все гости знакомы между со­бой, никогда не нужно разбирать критически костюмы и  наружность присутствующих или изощрять на них свое остроумие, так как очень легко может случиться, что тот, кому вы говорите, приходится близким родственником или другом того, о ком вы ему говорите; понятно, что такое недоразумение может привести к очень неприятным последствиям.          

Особам, не обладающим даром слова, вовсе не следует пускаться в длинные повествования; гораздо лучше ограничиваться ролью слушателя. 

Есть люди, которые имеют привыч­ку пересыпать свою речь разными пословицами и поговорками; сама по себе эта привычка не заключает в се­бе ничего дурного; нужно, однако, быть очень осторожным в выборе этих пословиц и поговорок и тща­тельно избегать таких, в которых таится какая-нибудь двусмысленность.

Следует избегать и таких тривиальных выражений, как зажилить, кочевряжиться, лебезить, отправиться на боковую, кислятина, разиня, жительница и т.п. Эти выражения, как и все им подобные, непозволи­тельны в приличном обществе. Говоря о толстом человеке, нужно сказать полный, а не толстый.                                          

Следуя правилу, что с людьми лучше всего говорить о том, что их больше  всего интересует, не впадайте в крайность и всегда остерегайтесь говорить с кем-либо исключительно о той профессии, которой он себя посвятил. 

Длинные споры о политике хотя приятны для спорящих, но чрезвычай­но скучны для остальных. Никогда не следует вести разговор слишком дол­го об одном и том же предмете.

Никогда не касайтесь предметов, которых вовсе не знаете, если только не имеете особой цели приобрести сведения.

 

Комплимент в речи

Комплименты составляют немаловажное подспорье для благоприятного воздействия на общество, они должны быть просты и естественны, и если их говорят нечасто и при­том умно и тонко, они придают беседе желаемую граци­озность. Наоборот, когда в комплиментах слышатся подго­товка, претензия или напыщенность, то они становятся смешными и пошлыми.

Удачным началом разговора и способом создать хорошее настроение у другого человека (да и у себя само­го) является комплимент. Прокомментировать компли­ментом  можно то,  что  человек носит:  «Мне нравится ваш костюм»;  внешность человека: «У вас прекрасная прическа»; умения: «Вы замечательный садовник»; особенности личности:  «Мне  нравится  ваш  смех,  он так     заразителен»; имущество: «У нас потрясающая машина».

Чтобы завязать разговор, можно начать его с комплимента: «У вас потрясающая машина. Давно вы на ней ездите?», «Вы замечательный садовник. Как вам удается вырастить такие цветы?».

За некоторыми исключениями комплименты между мужчинами не только не приняты, но даже считаются неприличными и делают смешными как тех, кто их го­ворит, так и тех, кому они адресованы, по крайней мере, в тех случаях, когда они не сопровождаются легкой иронией.

Молодой человек или девушка, слыша похвалу своим родителям, должны отвечать скромно, подтверждая эту похвалу, но ничего не прибавляя.

Правила хорошего тона рекомендуют с удовольстви­ем принимать комплименты. Никогда не следует отвер­гать комплиментов, например так: «Мне нравится ваш костюм».— «О, что вы! Это старье давно пора выбро­сить». Говоря это, вы ставите другого человека в глупое положение. По крайней мере, поблагодарите за комп­лимент. Наилучшим ответом было бы выразить и ваши собственные положительные чувства: «Мне нравится ваш костюм».— «Спасибо, мне он и самому нравится, он такой удобный».

Желая сделать комплимент, следует избегать таких выражений, как: «Вы сегодня прекрасно выглядите!» Слово «сегодня» надо выпустить, иначе задуманная лю­безность обернется своей противоположностью: получа­ется, что во все другие дни этот человек выглядит плохо. Если комплименты говорятся не часто и притом умно и тонко, то они производят благоприятное дейст­вие и придают беседе грациозность и элегантность.

Надпись: Памятка
Как говорить комплименты
1.	Нельзя делать комплименты относительно тех качеств, от кото-рых человек хотел бы избавиться
2.	Делая комплимент, не забывайте видеть человека
3.	Комплимент должен отражать только положительные качества без двойного смысла.
4.	Делая комплимент, ни кого, ни с кем  не сравнивайте 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Список используемой литературы и  публикаций сети Интернет

1.            https://wiki.fenix.help/russkij-yazyk/rechevoj-yetiket

2.            https://etiketclub.ru/pravila-rechevogo-etiketa

3.            https://logoprav.ru/o-rechi/rechevoj-etiket

4.            https://studopedia.su/17_77049_vneshniy-vid-delovogo-cheloveka.html

5.            https://calipsyashci.livejournal.com/1174693.html


Скачано с www.znanio.ru

Тема: Речевой этикет 1.

Тема: Речевой этикет 1.

В странах Европы, в том числе и в

В странах Европы, в том числе и в

Такое приветствие подчеркнет ваши добрые чувства к этому человеку, он поймет, что вы цените его, да и звучание собственного имени – приятная мелодия для любого…

Такое приветствие подчеркнет ваши добрые чувства к этому человеку, он поймет, что вы цените его, да и звучание собственного имени – приятная мелодия для любого…

Сопровождая женщину, нельзя ос­тавлять ее лишь для того, чтобы по­приветствовать своего знакомого

Сопровождая женщину, нельзя ос­тавлять ее лишь для того, чтобы по­приветствовать своего знакомого

Обращение Как мы обращаемся к человеку?

Обращение Как мы обращаемся к человеку?

Очень часто в транспорте, в магазине, на улице мы слышим унизительные фразы: «Женщина, сколько время?» или «Эй, мужчина, подвиньтесь», или «Отойдите»

Очень часто в транспорте, в магазине, на улице мы слышим унизительные фразы: «Женщина, сколько время?» или «Эй, мужчина, подвиньтесь», или «Отойдите»

Как известно, провинности человека могут быть большими или малыми

Как известно, провинности человека могут быть большими или малыми

Беседа Казалось бы, нет ничего проще, чем разговаривать - мы это делаем всю свою жизнь

Беседа Казалось бы, нет ничего проще, чем разговаривать - мы это делаем всю свою жизнь

Излишне напоминать и о том, что надо не только самому воздерживаться, но и всячески уходить от навязывания вам слухов, сплетен, домыслов, «перемывания косточек»

Излишне напоминать и о том, что надо не только самому воздерживаться, но и всячески уходить от навязывания вам слухов, сплетен, домыслов, «перемывания косточек»

В разговорах нужно избегать вся­кой серьезной полемики, в особенно­сти о политике и религии; хотя бы вы были тысячу раз правы, уступайте до­бровольно, когда видите, что…

В разговорах нужно избегать вся­кой серьезной полемики, в особенно­сти о политике и религии; хотя бы вы были тысячу раз правы, уступайте до­бровольно, когда видите, что…

Когда ее спрашивают, ее долг от­вечать скромно и в конце своего отве­та она должна слегка наклонять голо­ву в знак уважения, особенно если отвечает лицу значительно…

Когда ее спрашивают, ее долг от­вечать скромно и в конце своего отве­та она должна слегка наклонять голо­ву в знак уважения, особенно если отвечает лицу значительно…

В многолюдных собраниях, где да­леко не все гости знакомы между со­бой, никогда не нужно разбирать критически костюмы и наружность присутствующих или изощрять на них свое…

В многолюдных собраниях, где да­леко не все гости знакомы между со­бой, никогда не нужно разбирать критически костюмы и наружность присутствующих или изощрять на них свое…

Чтобы завязать разговор, можно начать его с комплимента: «У вас потрясающая машина

Чтобы завязать разговор, можно начать его с комплимента: «У вас потрясающая машина

1. https://calipsyashci.livejournal.com/1174693.html

1. https://calipsyashci.livejournal.com/1174693.html
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2022