Тема: Решение показательных уравнений
Цель: Познакомить обучающихся с решением показательных уравнений
Класс:10 общеобразовательный
УМК автор Г.К Муравин, О. В Муравина
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с видом показательного уравнения
2. Объяснить правило решения простейших уравнений и уравнений ПУ
3. Обратить внимание на умения, которые обучающийся должен был приобрести, изучая математику основной школы, необходимые для успешного усвоения темы.
4. Провести обзор по заданиям учебника на уровень обязательный и повышенный
5. Привести примеры заданий ЕГЭ на БУ и ПУ
Планируемые результаты обучения
личностные:
· умение концентрировать внимание
· умение грамотно излагать мысли
· формирование навыков самоконтроля и самодисциплины
метапредметные:
· формирование умения работы с текстом
· формирование умения отбора необходимой для решения проблемы информации
· формирование основ нахождения наиболее рационального решения
· формирование памяти при запоминании способов решения
предметные:
· применение знаний по теме решение линейных, квадратных уравнений
· применение знаний темы степень
· применение знаний по теме способы решения уравнений (введение
новой переменной, разложение на множители)
изучение правила решения показательных уравнений
Ход урока: Фронтальная работа
Метод беседа
На экран выводится таблица из двух столбцов. Третий столбец не выводится. Умения перечисляют обучающиеся самостоятельно. Они выбирают их из таблицы умений, которая имеется у них.
Тема |
Степень |
Линейное уравнение |
Квадратное уравнение |
Умения |
Определять верные формулы Действий со степенью |
Раскрытие скобок |
Раскрытие скобок |
Заменять число степенью с определенным основанием |
Перенос слагаемых |
Перенос слагаемых |
|
|
Приведение подобных слагаемых |
Приведение подобных слагаемых |
|
|
Определение вида уравнения |
Определение вида уравнения |
|
|
Нахождение неизвестного множителя |
Определение а, в, с |
|
|
|
Проблема формул нахождения дискриминанта и корней |
|
|
|
Квадратный Корень извлечение |
|
Вычислительные ошибки |
Вычислительные ошибки |
Вычислительные ошибки |
Вид простейших показательных уравнений Открытие нового |
Операции преобразований Учитель объясняет и просит перечислить умения. Закрепление изученного |
Умения определяют обучающиеся во время урока. Актуализация знаний |
|||
, Решение: 1)ах = ап 2) х=п
|
1)число b представить в виде степени числа a. b = ап 2)приравнять показатели, найти значение х |
1) Замена числа степенью 2) решение линейного, квадратного, дробно-рационального уравнения |
|||
а) Рассмотрим пример: . Теперь перепишем данное уравнение в виде: , 2) поэтому x=2/5. 3) Ответ: x=0,4. |
1) Представим в виде степени числа 13: . 2) Приравниваем показатели
3) запись ответа в бланк |
1) Замена числа степенью 2) решение линейного, уравнения Какое еще умение? Вычислительные навыки и перевод обыкновенной дроби в десятичную |
|||
б) Решим уравнение 49×7-3 =72х
72х= 7-1 2) 2х= -1 х = - 0,5 Ответ: - 0,5
|
1)представим левую часть степенью с основанием 7 49=72 72 × 7-3 =7-1 , так как при умножении степеней с одинаковым основанием показатели складывают 2) ) Приравниваем показатели |
1) Замена числа степенью 2) решение линейного, уравнения 3) деление чисел |
|||
в ) обсуждаем почему не можем применить разобранное правило 1) Введем новую переменную: . . корни t1 = 1 t2 =4 2) 4х=1, 4х=40, х=0; 4х=41, х=1 Ответ:0;1 |
1)Используем метод введения новой переменной, заметив, что 16х =(4х )2 и решаем квадратное уравнение по правилу Д=в2-4ас, Х1=( -в -)/2а , х2 ==( -в +)/2а
2)возвращаемся к замене и решаем простейшее показательное уравнение 3) записываем ответ |
1) формулы для нахождения корней 2)определение коэффициентов а, в, с 3)подстановка в формулы 4) вычислительные |
|||
в) 1) 2) делим на 71 левую и правую часть уравнения , 3) , 4) x-1=0, x=1 5) Ответ: 1 |
1) применим метод разложения на множители (вынесение общего множителя). Общим множителем будет степень с меньшим показателем 2) делим на одинаковый множитель части уравнения 3)заменяем 1 на 60 4)приравняем показатели 5) записываем ответ |
1) действия со степенями с одинаковым основанием (показатели вычитаются) 2)преобразование верного равенства |
|||
Обзор заданий учебника
|
|||||
Бу |
ПУ |
|
|||
143, 151, |
145, 152, 153 |
|
|||
Образцы заданий ЕГЭ |
|||||
БУ 1. Задание 1 № 26650 Найдите корень уравнения 2. Задание 1 № 26651 Найдите корень уравнения 3. Задание 1 № 26652 Найдите корень уравнения 4. Задание 1 № 26653 Найдите корень уравнения 5. Задание 1 № 26654 Найдите корень уравнения 6. Задание 1 № 26655 Найдите корень уравнения 7. Задание 1 № 26666 Найдите корень уравнения: 8. Задание 1 № 26670 Найдите корень уравнения: 9. Задание 1 № 26671 Найдите решение уравнения: 10. Задание 1 № 77378 Решите уравнение 11. Задание 1 № 77379 Решите уравнение 12. Задание 1 № 509413 Найдите корень уравнения 13. Задание 1 № 510382 Найдите корень уравнения
|
|||||
ПУ
8.1 8.2. 8.3. 8.4.
|
|||||
Домашнее задание берем на БУ. При желании ученик может добавить ПУ. Я пока советую БУ. При изучении темы, преобразование выражений содержащих степень, у обучающихся были проблемы. |
|||||
Рефлексия : 1. Во время работы ученик ставит + и - в таблицу умений (раздаточный материал) 2. Выбор дз, тоже показываем уровень владения необходимыми умениями 3. В конце работы можно поставить +, если чувствовал себя комфортно -, если испытывал тревогу. |
|||||
Данная таблица выведена на экран. Обучающиеся могут писать информацию содержащую решение уравнений (столбец 1). Могут делать это дома. Данная информация будет отправлена в электронном виде.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.