Тема: Решение задач на увеличение(уменьшение) числа на несколько единиц, выраженные в косвенной форме

  • docx
  • 29.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 01.10.docx

 

Тема: Решение задач на увеличение(уменьшение) числа на несколько единиц, выраженные в косвенной форме

Тип урока: открытие нового знания

Цель: формирование у учащихся умения решать задачи в косвенной форме на увеличение или уменьшение числа в несколько раз.

Планируемые результаты

Предметные:

Будут учиться решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме; сформируются основные представления о способах решения задач.

Формируются представления о способе решения задач с помощью схем, краткой записи, модели задачи.

 

Личностные:

Будут учиться высказывать своё отношение к уроку, выражать свои эмоции, способность к самооценке.

Будут учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявлять способность к контролю своих действий и действий одноклассников.

Метапредметные:

Будут учиться определять и формулировать цели на уроке с помощью учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленными задачами; определять границы своего знания и незнания; умение осуществлять контроль и самооценку своих умений.

Будут учиться искать и выделять необходимую информацию, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания: находить ответы на вопросы.

Ресурсы урока: презентация, проктор, экран.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Мотивация познавательной деятельности

-Здравствуйте ребята, меня зовут Ольга Георгиевна и я сегодня проведу у вас урок математики

Приветствуют учителя

Актуализация необходимых знаний

Устный счёт (1 слайд)

-Начнем урок с устного счета. Вам необходимо решить цепочку примеров.

70*5

-200

:3

-50

?

(350, 150, 50, 0)

 

- Решаем вторую цепочку:

420:6

+70

:10

*100

?

(70, 140, 14, 1400)

 

Итак, мы повторили табличное умножение и деление многозначных чисел, сложение и вычитание, умножение на 100 и деление на 10.

 

 

 

 

 

По цепочке решают примеры.

 

 

 

 

 

 

Организация познавательной деятельности

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом задач. Я вам предлагаю решить задачи.(2 слайд)

На одной полке было 6 книг, а на второй на 2 книги больше. Сколько книг на второй полке? 

Устно составим краткую запись:

-Сколько книг было на первой полке?

-Что нам известно о количестве книг на второй полке?

-Какой вопрос в задаче?

I-6 кн.

II-? кн, на 2 кн. больше

-Можете ли вы мне сразу сказать каким действием вы решите эту задачу? (Да, сложением)

-Почему? (Потому что на 2 книги больше)

-Как решить задачу?

6+2=8 (кн.)

-Кто сможет сформулировать ответ?(Ответ: 8 книг на второй полке)

 

-А теперь я составлю другую задачу. (3 слайд)

На 1 полке 8 книг, их было на 2 больше, чем на второй.  Сколько книг на второй полке?

Устно составим краткую запись:

-Сколько книг было на первой полке?

-Что нам известно о количестве книг на второй полке?

-Какой вопрос в задаче?

I-8 кн., на 2 кн.больше

II-? кн.

Давайте подумаем, если сказано, что на первой полке 8 книг и их на 2 больше, значит на второй полке будет больше или меньше книг? (Меньше)

На сколько меньше? (На 2 книги)

Каким действием мы решим задачу? Почему действием вычитанием?

8-2+6 (к.)

-Кто сможет сформулировать ответ? (Ответ: 6 книг на второй полке)

 

-Посмотрим ещё раз на эти две задачи.

-Сравните условия этих задач. Чем они отличаются? (4 слайд)

-Сравните вопросы задач? Они схожи или отличаются?

-Давайте еще раз обратим внимание на краткую запись, в 1 задаче на 2 книги больше, и во 2 задаче на 2 книги больше, но решили мы задачи разными действиями. Почему? ( в 1 задаче на 2 книги было больше на второй полке, а во 2 задаче на 2 книги было больше на первой полке, а значит на второй полке было на 2 книги меньше)

-При решении какой задачи, у вас возникли трудности?

Это и есть задача нового вида. Задача на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, сформулированные в косвенной форме.

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-Совершенно верно, темой нашего сегодняшнего урока будет решение задач на увеличение(уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме.(5 слайд). 

-Откройте тетради, запишите дату, классная работа и тему нашего урока.

 

- Откройте учебник на стр. 68 задача №319.

Прочитайте обе задачи.

-В чём их сходство? (В обеих задачах на 3 этажа больше)

 -В чём их различие? (В условии, в вопросе задачи)

-Кто мне скажет, какая из этих задач выражена в косвенной форме? Объясните почему?

 

-Прочитайте условие первой задачи. Сколько этажей в нашем доме?(9 этажей)

-Сколько этажей в соседнем доме? (На 3 этажа больше)

-Прочитайте вопрос задачи.

Устно составим краткую запись.(6 слайд)

I - 9эт.

II - ? эт., на 3 эт. больше

 

Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Каким действием мы решим эту задачу? Почему?

9+3=12 (эт.)

-Кто сможет сформулировать ответ? (Ответ: 12 этажей в соседнем доме)

                    

- Прочитайте вторую задачу.

Что мы знаем о кол-ве этажей в соседнем доме? (В соседнем доме 12 этажей)

-Что ещё о них сказано? (Их на 3 этажа больше, чем в нашем)

Устно составим краткую запись: (7 слайд)

I – 12эт.,  на 3 эт. больше

II - ? эт.

 

-А давайте подумаем, в соседнем доме на 3 этажа больше, чем в нашем доме,  это будет больше или меньше чем в соседнем доме? На сколько? (на 3 меньше)

-Каким действием узнаем сколько этажей в нашем доме?

Почему мы вычитали если в условии сказано, что на 3 этажа больше? (Если в первом доме на 3 этажа больше, значит во втором на 3 меньше)

12-3=9(эт.)

-Кто сможет сформулировать ответ? (Ответ: 9 этажей во втором доме)

 

V.Физкультминутка

Игра «3, 13,  30»

На 3- мы делаем наклоны  головой: вперёд назад, влево, вправо.

На 13- мы поднимаем плечи

На 30 – мы прыгаем

 

 

-Посмотрите на задачи под  №320. Прочитайте обе задачи.

-Какая из задач выражена в косвенной форме? Объясните почему?

 

-О ком говориться в первой задаче?

-Сколько лет брату?

-Что сказано о возрасте сестры?

-Какой вопрос в задаче?

Составим краткую запись:

Брат-17 л.

Сестра-?л., на 3г. младше

 

-Выберите правильное решение к первой задаче (8 слайд). Поднимите руку, кто выбрал первое решение? Объясните свой выбор (так как брат на 3 года младше, значит сестра на три года старше)

-Поднимите руку, кто выбрал второе решение, объясните свой выбор.

1)  1. 17+3=20

   2. 17-3=14

Запишем в тетрадях краткую запись, решение.

-Сформулируйте ответ. (14 лет сестре)

 

-Прочитайте вторую задачу.

-О ком говориться во второй задаче?

-Сколько лет папе?

-Что сказано о возрасте мамы?

-Какой вопрос в задаче?

Составим краткую запись:

Папа-35 л., на 3 года старше

Мама-?л.

-Выберите правильное решение к первой задаче. Поднимите руку, кто выбрал первое решение? Объясните свой выбор.

2)  1. 35+3=38

   2. 35-3=32

 

-Поднимите руку, кто выбрал второе решение? Объясните свой выбор. (Папа на 3 года старше, значит мама на 3 года младше)

Запишем в тетрадях краткую запись, решение.

-Сформулируйте ответ. (32 года маме.)

 

-Повторим действия сложение и вычитание с величинами. Но для начала вспомним алгоритм.(10 слайд)

Алгоритм:

26кг 350г-24кг002г =2343г=2кг 348г

1. Заменяем крупные единицы мелкими (Проговариваем устно, записываем только когда у нас даны единицы времени)

2.Выполняем действие столбиком

 26350

 24002

   2348

3. Переводим мелкие единицы в более крупные

2343г=2кг 348г

 

№321. Задание по вариантам: 1 столбик – I вариант, 2 столбик -II вариант.

2 ученика от каждого варианта выходят к доске и решают с комментированием.

 

1) 35 км 820 м – 7 км 900 м= 27 км 920 м

35км 820 м= 35 820 м

7 км 900 м= 7 900м

Вычисляем:

35820

  7900

27920

27920 м=27 км 920 м

 

2) 1 ч 26 мин +2 ч 34 мин = 4 ч

1ч 26 мин =86 мин

2 ч 34 мин = 154 мин

 

154

  86

 240

240 мин=4ч

 

3) 2 ч 30 мин – 55 мин= 1 ч 35 мин

2 ч 30 мин= 150 мин

 

150

   55

   95

95 мин=1 ч 35 мин

 

4)13 т 255 кг + 820 кг= 14 т 75 кг

13 т 255 кг= 13255 кг

 

13255

    820

14075

14075 кг=14 т 75 кг

 

Решим задачу под №322. Прочитайте первую задачу.

-О чём в ней говорится?

-Сколько собрали моркови?

-Что сказано об урожае свёклы?

-Что требуется узнать в задаче?

-Составим краткую запись:

Моркови-7800ц

Свёклы-?ц., на 1250ц больше

-Запишите краткую запись в тетрадях

-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

-Каким действием? Почему?

7800

1250

9050

-Запишите решение

-Сформулируем ответ. (Ответ: 9050 центнеров свёклы собрали)

-Запишите ответ в тетрадях.

 

-Прочитайте вторую задачу.

-О чём говорится в задаче?

-Сколько тонн картофеля собрали?

-Что сказано об урожае свёклы?

-Что требуется узнать в задаче?

-Составим краткую запись:

Картофеля-356т

Свёклы-?т, на 231т больше

-Запишите краткую запись в тетрадях

-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

-Каким действием? Почему?

356

231

125

-Запишите решение

-Сформулируем ответ. (Ответ: 125 тонн свёклы собрали)

-Запишите ответ в тетрадях.

 

-Кто может сказать, почему мы решали эти задачи разными действиями, если вопросы в обеих задачах были одинаковыми?

 

Совместно с учителем разбирают задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совместно с учителем разбирают задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивают две задачи, выделяют отличия и сходства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомятся с темой урока.

 

 

Читают задачи из задания, сравнивают их.

 

 

 

 

 

Читают первую задачу, совместно с учителем разбирают.

 

 

 

Составляют краткую запись и выполняют решение.

 

 

 

 

 

Формулируют ответ.

 

 

Читают вторую задачу, совместно с учителем разбирают.

 

 

Составляют краткую запись и выполняют решение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют ответ.

 

 

Выполняют упражнения.

 

 

 

 

 

Читают задачи из номера 320.

Выделяют задачу в косвенной форме.

 

Совместно с учителем разбирают первую задачу.

 

 

 

 

Составляют краткую запись.

 

 

Выбирают решение к задаче, объясняют, почему выбрали именно это решение.

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадях краткую запись, решение и ответ.

 

Разбирают вторую задачу.

 

 

 

 

Составляют краткую запись.

 

 

Выбирают решение к задаче, объясняют, почему выбрали именно это решение.

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадях краткую запись, решение и ответ.

 

Повторяют алгоритм сложения и вычитания величин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По вариантам выполняют вычисления столбиком.

(По одному ученику, от каждого варианта у доски)

 

Выполняется проверка совместно с классом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают и анализируют задачу.

Совместно с учителем проводят разбор задачи.

 

 

 

 

Составляют и записывают краткую запись.

 

 

 

 

Выполняют решение задачи и записывают его.

 

 

 

Формулируют ответ.

 

 

Читают и анализируют задачу.

Совместно с учителем проводят разбор задачи.

 

 

 

 

Составляют и записывают краткую запись.

 

 

 

 

Выполняют решение задачи и записывают его.

 

 

 

Формулируют ответ.

 

 

Подводят итог.

 

Подведение итогов урока

Итог урока

С какими задачами мы сегодня познакомились? (С задачами в косвенной форме)

Поднимите правую руку, кто научился решать задачи в косвенной форме?

Поднимите обе руки, кто на уроке испытывал трудности.

Домашнее задание

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют саморефлексию.

 


 

Посмотрите также