Учитель начальных классов
3 класс, русский язык
Тема: «Родовые окончания имен прилагательных»
Цели: Сформировать способ согласования имени существительного с именем прилагательным, правильно писать окончания прилагательных.
Задачи урока:
Образовательные: Уметь распознавать род имени прилагательного, правильно писать окончание.
Развивающие: Развивать логическое мышление, творческую мыслительную деятельность, память, речь, орфографическую зоркость, формировать и развивать исследовательские навыки учащихся.
Воспитательные: Воспитывать любовь к природе, интерес к русскому языку, культуре общения, работать в коллективе. (Слайд 2)
Оборудование: Снежинка с заданиями, запись музыки П.И. Чайковского « Времена года», проектор карточки с окончаниями.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Ребята к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их. Пожелайте друг другу успехов и садитесь. А девизом нашего урока послужит пословица «Делу время, потехе час» (Слайд 3)
II. Объявление темы и цели урока.
Тема урока «Родовые окончания имен прилагательных. Мы сегодня будем учиться распознавать и правильно писать родовые окончания прилагательных.
Учитель. Сегодня мы отправимся в гости. А к кому, вы сейчас узнаете отгадав загадку. (Слайд 4)
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра,
И меня прогонят со двора.
Учитель. К кому мы пойдем в гости?
Дети. К зиме. (Слайд 5)
Учитель. А что за серебро она бросила на крышу?
Дети. Снег.
Учитель. А как называется серебро в загадке в переносном смысле?
Дети. Фразеологизм.
Учитель. Вот что говорит зима:
Я приглашаю вас ребята
В зимний лес
Где сказочных чудес.
Где замела метелица дороги
Где косолапый мишка спит в берлоге.
Где в ледяном дворце живет сама
Красавица волшебница – Зима.
Учитель. А какая часть речи делает нашу речь красивой? (Слайд 6)
Дети. Имя прилагательное.
Учитель. А что называется прилагательным?
Дети. Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какие?
Учитель. С какой частью речи связано прилагательное?
Дети. С именем существительным.
Учитель. Назовите прилагательные, связанные с существительными из стихотворения. (Приглашение в зимний лес). (Слайд 7)
Дети. Зимний лес, сказочных чудес, косолапый мишка, ледяном дворце.
Учитель. Как связаны прилагательные с существительным?
Дети. По смыслу.
Учитель. А как называют два слова связанные между собой по смыслу?
Дети. Словосочетанием.
Учитель. Что называется словосочетанием?
Дети. Словосочетание – это два слова, связанные между собой по смыслу. В словосочетании одно слово зависит от другого.
Учитель. Сегодня на уроке эти знания нам будут необходимы.
Учитель. А сейчас как всегда минутся чистописания (Лес.)
На доске: Лл
Учитель. Буква эль, а звук?
Дети. [’]
Учитель. Давайте дадим характеристику этому звуку?
Дети. Согласный, звонкий, мягкий, санорный, не парный.
Учитель. В каких слияниях звук [’]
звучит твёрдо?
Дети. Ла, лу, ло, лы (записываем).
Учитель. В каких слияниях звук [’]
звучит мягко?
Дети. Ле, ля, ли, лё, лю, ль (записываем).
Учитель. Мы пришли куда?
Дети. В лес.
Учитель. Назовите и запишите однокоренные слова к слову лес.
Дети. Лес, лесной, лесник, лесок, перелесок.
Учитель. Какое слово лишнее?
Дети. Лесной.
Учитель. Почему?
Дети. Слово лесной прилагательное, а остальные слова имена существительные.
Учитель. А какую безударную гласную надо проверять?
Дети. Е
Учитель. Какое слово является проверочным?
Дети. Лес.
Учитель. Давайте повторим. Как проверить безударную гласную?
Дети. Чтобы написать слово с безударной гласной в корне, нужно слово изменить так, чтобы безударная стала ударной.
Учитель. Приведите пример.
Дети. Снега – снег
Учитель. Молодцы! Преодолели препятствие.
Учитель.
Вот и пришла к нам зима.
Синеют дальние дали.
Птицы на склоне холма.
Кому-то телеграмму написали.
Телеграмма.
Мы, голода, холода, и, боимся, зимнего (Птицы)
Учитель. Давайте составим из слов предложение.
Дети. Мы боимся зимнего холода и голода.
Учитель. Кому же птицы написали эту телеграмму?
Дети. Нам людям.
Учитель. Зачем они её написали?
Дети. Чтобы мы им помогли.
Учитель. Как мы можем им помочь?
Дети. Кормить зимой, делать кормушки.
Учитель. Птицам надо помогать, но помните: чёрный хлеб вреден птицам, сало надо давать не солёное, семечки лучше жаренные.
Задание: Записать предложение с комментированием.
Мы – местоимение.
Боимся – глагол, безударная гласная О, проверочное слово бойся.
Зимнего – прилагательное, произносится зимнево, а пишем зимнего – окончание -его- .
Холода – существительное в Родительном падеже мужского рода. Чего? холода, сочетание -оло- проверочное слово холод, холодный.
Голода – существительное родительного падежа мужского рода. Сочетание
-оло- проверочное слово голод, голодный.
И – союз.
Учитель. Выделите словосочетание.
Дети. Зимнего холода.
Учитель. А теперь мы с вами поиграем. (Слайд 8)
Подул сильный ветер и
Все окончания сдул в сугроб.
Вы будете находить
И ставить их на место.
На доске:
Шустрый… заяц бежал от лисы.
Глубок… снег мешал ему.
Боль… ком снега свалился с сосны.
Учитель. Назовите словосочетания.
Дети. Шустрый заяц, глубокий снег, большой ком.
Учитель. Какого рода существительные в этих словосочетаниях?
Дети. Мужского рода.
Учитель. Тогда какого рода будут прилагательные, связанные с этими существительными.
Дети. Тоже мужского рода.
Учитель. Подведём итог.
Какие окончания имеют прилагательные мужского рода.
Дети. -ый- , -ий-, -ой-.
Учитель. Продолжаем работу дальше. (Слайд 9)
Наступила снежн… зима.
Замн… роща сверкает в наряде.
Учитель. Назовите словосочетания.
Дети.
Снежная зима.
Зимняя роща.
Учитель. Какого рода существительные в этих словосочетаниях?
Дети. Женского рода.
Учитель. А прилагательные, связанные с этими существительными какого рода будут?
Дети. Тоже женского рода.
Учитель. Давайте сделаем вывод. Какие окончания имеют прилагательные женского рода.
Дети. -ая-, -яя-.
Учитель. Продолжаем. Назовите словосочетания. (Слайд 10)
Широк… поле перебегает волк.
Под снегом лежит замёрзш… озеро.
Учитель. Какого рода имена существительные в этих словосочетаниях?
Дети. Среднего рода.
Учитель. Что вы можете сказать о прилагательных связанных с этими существительными?
Дети. Они тоже среднего рода.
Учитель. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
Дети. -ое-, -ее-.
Учитель. Прочтите предложения. (Слайд 11)
Дети.
В декабре морозн… дни.
После мороза у рябины сладк… ягоды.
Учитель. Назовите словосочетания.
Дети.
Морозные дни.
Сладкие ягоды.
Учитель. Чем отличаются существительные в эти словосочетаниях?
Дети. Во множественном числе.
Учитель. А прилагательные, связанные с ними?
Дети. Тоже во множественном числе.
Учитель. Какие окончания у прилагательных во множественном числе?
Дети. –ые-, -ие-.
Учитель. И так, давайте повторим. Какие окончания имеют прилагательные в единственном и множественном числе, в мужском, женском и среднем роде? (Слайд 12)
Дети. мужской род женский род средний род множественное число
-ый- -ая- -ое- -ые-
-ий- -яя- -ее- -ие-
-ой-
Учитель. А теперь откройте учебники и посмотрите таблицу. Эта таблица будет вам помощницей.
Учитель. Как определить род прилагательного?
Дети. По роду имени существительного.
III. Отдых. Слушание музыки П.И. Чайковский «Времена года»
В своем произведении П.И. Чайковский посвятил несколько страниц зиме. Сейчас вы будете слушать, и попробуйте представить картины зимней природы.
Дети рассказывают то, что они увидели.
Учитель. Молодцы.
А вот еще один сюрприз от зимы. Зима подарила вам по снежинки с заданиями.
Задание: Дописать окончание прилагательных и указать род. (Слайд 13)
I –в
Зимн… лес
Красив…снежинка
В белоснежн… январе
У хитр… лисы
По голуб… небу
II –в
Храбр… зайцем
Снежн… облака
На пушист…ели
С рыж… хвостом
Красив… село
Учитель. Работу выполните в тетради.
Взаимопроверка.
Учитель. И так, как определить род имён прилагательных?
Дети. По роду существительных.
Учитель. Ребята, посещение зимнего леса заканчивается. Но у нас осталось не выполненным задание на доске.
Зима, мороз, снег, кормушка, птицы, (существительные).
Учитель. Придумайте к существительным прилагательные? Запишите. Проверка и выделение окончаний.
Домашнее задание. Напишите рассказ о нашей прогулке в зимний лес, используя эти словосочетания.
Используемая литература.
1. Учебник «Русский язык» Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова.
2. Поурочные планы по русскому языку 3 класс нач. шк. в 2 ч. М: Просвящение, 2010г.
3. Загадка о зиме: www.chidline.ru/zima.shtml
4. Стихи о зиме www.stihi-rus.ru/deti/zima.htm
5. Энциклопедический словарь юного лингвиста. Сост. М.В.Панов-М:Флинта: Наука, 2006г.
6. Дидактический материал для проведения орфографических разминок и минуток чистописания по русскому языку, Павлова Е.В. 2007г.
7. 95 упражнений на все правила русского языка, 3 класс, Ушакова О.Д. 2008г.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.