Тема: «Роль физической культуры в развитие самостоятельности школьников»
Известно, что дети, ведущие малоподвижный образ жизни, хуже усваивают учебный материал по физической культуре. Снижение двигательной активности, причиной которого является недостаточное количество уроков физической культуры, большая наполняемость классов, отсутствие мест занятий, оборудования, инвентаря, недостаточный интерес детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, малый объём знаний о здоровом образе жизни. В настоящее время сокращаются возможности детей для занятий физической культурой и спортом т.к. учащиеся загружены уроками, элективными курсами, подготовкой к ЕГЕ и ГИА. В сочетании с нерациональным образом жизни, это приводит к появлению избыточной массы тела, ухудшению здоровья, снижению умственной и физической работоспособности. Чтобы повлиять на уровень двигательной активности школьников, улучшить функциональное состояние систем организма и сформировать положительное отношение к занятиям физической культурой, разработаны многочисленные концепции и программы физического воспитания с разным уровнем сложности, системы дополнительных занятий физкультурой. Однако реальных достижений в уровне подготовленности учащихся по учебному предмету «Физическая культура» пока не замечено. Дополнительные же физкультурно – оздоровительные мероприятия в общеобразовательной школе, как правило, не проводят из-за нехватки требуемого инвентаря, оборудованных мест для занятий. Одним из простейших и эффективных выходов из создавшегося положения является обучение школьников самостоятельным занятиям физической культурой. В частности, воспитание самостоятельности как свойства личности необходимо формировать начиная с младших классов. Многие поведенческие стереотипы под влиянием социальной среды формируются у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, но могут не проявляться в течение долгого времени, что затрудняет деятельность педагога. Совместные усилия учителя и ученика в создании и реализации мотивации к самостоятельности как свойства личности могут быть успешными только тогда, когда есть общность целей, имеются доверительные межличностные отношения.
В результате исследований последних лет по разработке методики подготовки младших школьников к физическому самосовершенствованию выяснилось, что кроме формирования соответствующих спортивных умений и навыков важно формировать самостоятельность учащихся как свойство личности. Одно дело — просто уметь что-то делать, другое — быть самостоятельным в выборе тех или иных упражнений, в поступках. Начинать работу по воспитанию самостоятельности необходимо уже с первого класса, когда человек только приходит в школу.
К моменту прихода в начальную школу дети уже многое умеют делать сами, без помощи учителя, имеют достаточный потенциал самостоятельности. При этом уже в дошкольном возрасте у большей их части появилась потребность в реализации своих двигательных возможностей. Но получить полное удовлетворение этих потребностей в рамках современного академического урока им удается не всегда. В частности, из-за этого могут возникать определенные сложности с дисциплиной на уроках, так как учащиеся всеми способами стремятся к высокой двигательной активности, часто выходя при этом из-под контроля учителя. В этом случае назревает необходимость в поиске определенных мер и путей организации урока, позволяющих учащимся реализовать свои двигательные потребности, органически вписываясь в структуру урока, не мешая решению поставленных на уроке задач.
Учитель физической культуры на уроках постоянно решает вопросы учебной деятельности учащихся. Как и любая другая деятельность, учебная включает в себя ряд структурных элементов, выбор цели, средств, контроль за правильностью их использования, планирование действий, создание условий для достижения поставленной цели, непосредственное выполнение действия, оценка достигнутого результата и коррекция своих действий.
Зачастую на уроках физической культуры почти всё это учитель берёт на себя. И тогда на долю ученика выпадает, пожалуй, единственное действие – непосредственное выполнение упражнения. При этом мы не говорим о каких – либо элементах самостоятельности, поскольку все основные действия лежат на плечах учителя. Но если один из перечисленных элементов учебной деятельности передать ученику, можно будет говорить об определённом уровне самостоятельного выполнения движения определить правильность положения рук, ног, туловища и т п. подобные поручения – наиболее простой элемент самостоятельной деятельности. Он используется уже в 1 – 3 классах.
В данном случае учитель взаимодействует с классом, строит процесс обучения без жестких правил поведения на уроке. При этом исключаются жесткие команды, а даются распоряжения, вызванные необходимостью. Подобное изменение формы коммуникации учителя и учеников — это не только чисто внешняя сторона учебного процесса: в нем скрыты куда более глубинные процессы, влияющие на отношение детей к учению, к характеру их вовлечения в этот процесс.
Очевидно, что у каждого учащегося в конкретный момент урока могут быть свои желания, свои интересы. Возникает вопрос: как же организовать одновременное научение всех 20 учеников? Ответ прост: необходимо соответствующим образом организовать процесс учения. Под этим мы понимаем совершенствование определенных правил общения учителя с учениками, обучение учащихся активно функционировать в учебно-воспитательном процессе. Далее, когда ученик поставлен в определенные рамки, ограниченные правилами поведения на уроке, начинаем постепенно готовить его к тому, чтобы он смог адекватно выйти из рамок этих правил и в какой-то части урока самостоятельно выполнять физические упражнения.
Какие же действия учителя ведут к воспитанию самостоятельности у учащихся? Отвечая на этот вопрос, как правило, перечисляют следующее: учитель на уроках физической культуры обучает учеников самостраховке, взаимостраховке, организует работу в парах, отводит время для самостоятельных занятий и т. д.
Как видим из приведенного примера, учитель постепенно уменьшает степень собственного контроля над учащимися, вплоть до его полного снятия с учетом уровня подготовленности и самостоятельности учащихся.
Таким образом, можно представить упрощенную схему, которой обычно следуют преподаватели, воспитывая у младших школьников самостоятельность. Первое, из чего традиционно исходят: ребенок будет самостоятельным, если он будет уметь быть самостоятельным. Это значит, что его нужно научить быть самостоятельным, например научить самостоятельно разминаться перед выполнением основных и сложных физических упражнений, выполнять относительно несложные в координационном отношении упражнения без страховки и. т. д.
Предоставление школьникам свободы выбора упражнений на уроках физической культуры становится предпосылкой проявления ими активности, инициативы, самостоятельности. Возможность выбора способствует возникновению устойчивого интереса к уроку, обучению с увлечением. А все это в конечном счете пробуждает и развивает познавательную активность, стремление к учению на базе интереса.
Все те навыки и умения, которые обязательны для учащихся начальных классов согласно учебной программе, при таком подходе осваиваются весьма успешно. Самый главный результат заключается в том, что уроки проходят без принуждения, ученики сами хорошо знают, что они умеют делать, а что нет, чему бы они еще хотели научиться, и выбирают вид физических упражнений по душе. Поэтому способствовать формированию данных качеств у младших школьников на уроках физической культуры необходимо на всем протяжении их учебы в школе.
Именно с 1 класса нужно приучать ребят к самостоятельности. в подготовительной части урока прежде, чем выполнить какое – либо упражнение, необходимо объяснить его назначение, группы мышц, на которое оно влияет. В будущем это позволит решить многие задачи: экономия времени, умение самостоятельно выполнить разминку перед определённой работой. А начиная с 4 класса, ребята сами показывают и объясняют упражнения, стараясь придерживаться правильной терминологии. Самостоятельная деятельность требует от воспитанников ясного понимания смысла того, что они делают.
Ошибочно полагают, что на уроках физической культуры дети должны быть в постоянном непрекращающемся движении. Поэтому и сами учителя, зачастую, перестраивая детей, попросту передвигают их руками. Действительно, поначалу это легче, чем втолковать каждому ребёнку его действия по той или иной команде. Но затем подобным образом приходится поступать и объясняя следующий материал, потому что дети привыкают не думать на уроках физической культуры. В результате экономии времени возникают его потери. Именно на строевой подготовке построена работа учителя физической культуры. Если строевым упражнениям не будет уделяться достаточно времени, то в дальнейшем призывы педагога заниматься самостоятельно отнюдь не всегда достигнут цели. Повторяя каждый урок одни и те же команды, ребята начинают их заучивать и выполнять, не дослушав до конца. Чтобы этого избежать, попробуйте умышленно подать неверные команды с целью запутать ребят, после этого понаблюдайте за их реакцией. Этот метод позволяет определить уровень усвоения материала, обдуманности его выполнения, формирования, навыка и самостоятельности.
Самостоятельные занятия могут быть различного содержания. Это и выполнение упражнений, направленных на развитие физических качеств и физкультурно-оздоровительные мероприятия и отработка техники двигательных навыков. Объясняя например, технику выполнения двигательного действия, не всё рассказывайте сами, а выясните вместе с учениками, почему лучше сделать упражнение так, а не иначе, какие еще могут быть варианты его выполнения и т.д. Секундные потери времени на этом этапе позволяют впоследствии избежать десятка вопросов, кроме того, это опосредованно будет готовить детей к самостоятельным занятиям.
Одним из видов самостоятельной деятельности является выполнение домашних заданий, характерной особенностью которых является отсутствие непосредственной помощи и руководства со стороны учителя. Домашние задания помогают учащимся овладевать программным материалом. Содержание д/з может быть различным: ОРУ, упражнения для развития мышц рук, ног и т.д., в зависимости от темы урока, а также работа по карточкам: например, дать карточку с описанием подвижной игры, проведение которой ученик должен приготовить к следующему уроку. (должен уметь организовать класс, дать небольшой анализ – вырабатываются организационные способности, воспитывается чувство товарищества). Но опять же, лучше начинать эту работу с младших классов, ведь у детей этого возраста повышенная восприимчивость к воздействию физических упражнений. У них легко вырабатывается привычка к ежедневным занятиям, чему способствует естественное тяготение к движениям. Без помощи д/з не может быть решена проблема воспитания у школьников привычки систематически заниматься физическими упражнениями. Первый шаг на этом пути – интерес ребят. Но интерес, который испытывают младшие школьники, в среднем возрасте начинает снижаться. Чаще всего теряют интерес к ФК учащиеся, которые не добиваются успехов в данной деятельности и поэтому не получают подкрепления в виде положительных переживаний. Потребность обычно определяют как необходимость учащегося выполнить какую – либо деятельность. Когда потребность сознаётся учащимися, возникает побудительная сила к действию – мотив. Воспитывая мотивы к занятиям, в конечном итоге формируют потребности учащихся, и наоборот, удовлетворяя потребности, воспитывают положительную мотивацию к занятиям ФК. Ребятам необходимо объяснить всю важность систематических занятий для улучшения здоровья, самосовершенствования, красоты тела и т. д. контроль за выполнением д/з – абсолютно необходимое условие, влияющее на эффективность этой формы занятий. Детям младших классов самоконтроль осуществлять нелегко, поэтому помощь родителей просто необходима. Для этого необходимо вводить дневники самоконтроля, в которых ребята сами отмечают свои достижения. Хочется отметить, что самоконтроль учащихся за состоянием своего здоровья при занятиях физическими упражнениями самого различного плана ( утренняя гимнастика, уроки ФК, занятия в спортивной секции, группе ОФП, самостоятельные занятия дома и т. д.) являются обязательным условием повышения качества физического воспитания. Кроме того, самоконтроль имеет и воспитательное значение, приучая к сознательному отношению к занятиям, соблюдению правил личной гигиены, правильному распорядку дня, проведению закаливания. Рекомендации по ведению дневника самоконтроля на элементарном уровне предложены В.И.Ляхом, авторами учебников по ФК для 1-4, 5-8, 9-11 классов.
Развивая и приучая учащихся к самостоятельности, необходимо выбирать оптимальное сочетание средств, методов и форм обучения, такому сочетанию наиболее приемлем метод круговой тренировки. Использование наглядных пособий – контрольные карточки, карточки для работы по станциям, инструктивные карты. Педагогика утверждает, что нельзя назвать определённые универсальные методы обучения. Каждый метод эффективен, если он наиболее успешно решает намеченную задачу.
Умение самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление, развивать познавательные навыки учащихся, всё это лежит в основе инновационных технологий метода проектов. Данный метод формирует у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, повышению заинтересованности к предмету. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определённого отрезка времени.
Для подготовки учащихся к самостоятельному выполнению физических упражнений была выбрана такая тактика:
· предоставлять детям на уроке больше свободы, создавая тем самым предпосылки проявления самостоятельности, инициативы, активности, творчества;
· предоставлять возможность выбора, создавая условия для занятий разными упражнениями, с разным спортивным инвентарем;
· обращать внимание учащихся на себя, на свои собственные ощущения;
· в сотрудничестве с учителем обучать основам спортивной техники — двигательным действиям в соответствии с учебной программой (по базисной программе 4-го урока физической культуры в неделю).
· Для формирования позитивного отношения учащихся к самостоятельному выполнению физических упражнений необходима постоянная, положительная мотивация к физической культуре, т.к. отношение учащихся к урокам физкультуры, интерес к самостоятельному выполнению упражнений является одним из важных условий эффективности самостоятельной учебной деятельности
· Параллельно с формированием мотивации к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, воспитывается интерес к физической культуре:
· Большое значение в формировании интереса к занятиям физкультуры играет занимаемая позиция семьи учащегося в этом вопросе. Интерес возникает и становится стойким, при условии, когда родители привлекают детей к занятиям физической культуры с младшего школьного возраста
· Каждый ребёнок нуждается в одобрении своей деятельности, в поощрении за достижения, ставшие результатом его собственного труда.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: любая задача, поставленная перед школьниками, должна приобретать для них личностный смысл, т.е. каждый воспитанник должен быть заинтересован в результатах своего труда и самое главное, в этом особенность психологии детей, ощущать эти результаты именно сейчас, сегодня.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.