Государственное казённое учреждение социального обслуживания Ярославской области социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росинка»
Конспект занятия
«ОТПРАВЛЯЕМСЯ В ПОХОД, МНОГО НАС ОТКРЫТИЙ ЖДЁТ!»
(для детей младшего школьного возраста)
Автор: Андреева Наталия Ивановна - воспитатель высшей квалификационной категории стационарного отделения ГКУ СО ЯО СРЦ «Росинка»
п. Ишня Ростовского муниципального района
Ярославской области
ЦЕЛЬ: воспитание основ безопасного поведения детей на природе, знакомство с основными правилами заблудившегося в лесу.
ЗАДАЧИ:
- учить правильному поведению в лесу;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- познакомить детей с советами для заблудившегося человека в лесу - «обними дерево», «сигнализируй»;
- развивать внимание, смекалку, ловкость, наблюдательность, логическое мышление;
- воспитывать смелость, чувство взаимопомощи, уверенность в себе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- макеты деревьев, маршрутная карта, рюкзаки, пакетики с конфетами и другими сладостями, термос, бутылки с водой (пластиковые и стеклянные), бутерброды, компас, спички, мазь от комаров, пакет, влажные салфетки;
- игрушки - слон, медведь, кукла, машинка, мяч, скакалка;
- природный материал - шишки, веточки;
- бумажные образцы различных видов одежды, две куклы в зелёной и оранжевой одежде;
- свистки на каждого ребёнка;
- магнитофон с записями песни «Вместе весело шагать», пение птиц, песня «На прогулку в лес пойдём» (на мотив «По малину в лес пойдём»);
- предметы для строительства шалаша.
ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ: дети дошкольного и младшего школьного возраста.
КОЛЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ: 7 - 9 воспитанников.
ФОРМА ЗАНЯТИЯ: игра - путешествие на территории центра или на лесной опушке.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: - Дорогие ребята! На улице стоит чудесная пора, которая называется, как? Конечно же - это лето. Летом можно многое успеть.
- Что можно делать летом? Закончите фразу: Летом можно - играть, загорать, купаться, гулять, ловить рыбу, собирать ягоды, отдыхать, собирать цветы и т.д.)
- А ещё летом можно ходить в походы. Я знаю, вы любите путешествовать. А вот в туристический поход, наверное, ещё ни разу не ходили. Сегодня я приглашаю вас отправиться в лес. Вы хотите? Пусть это будет не совсем по- настоящему, но мы ведь пока учимся. Возможно то, что вы узнаете сегодня, вам пригодится в дальнейшей жизни.
Чтобы много вы узнали
И в походе не пропали,
Всё сейчас запоминайте.
Правила безопасности
Везде и всегда соблюдайте.
В походе нам будет помогать карта, на ней обозначен маршрут нашего путешествия.
Знаки на карте будут соответствовать знакам, которые встретятся нам во время пути.
Вначале, нам предстоит правильно подготовиться к походу, а для этого надо решить – что мы возьмём с собой в лес? Мы подходим к первому знаку, на котором изображён – рюкзак.
- Ребята, посмотрите, сколько разных вещей я приготовила для похода.
Посмотрите, все, что вам пригодиться в пути,
В свой рюкзачок не забудь -положи.
(дети отбирают вещи, аргументируя выбор).
- Ребята, чтоб рюкзак было удобно нести, вещи будем складывать, не как попало, а в определённом порядке: одеяло к спине – почему?; остальные вещи складываем аккуратно, плотно друг к другу, чтоб ничего не мешало нам в пути.
Все преграды мы пройдём
С нашим другом рюкзаком.
Молодцы, теперь вы знаете, что пригодиться в походе.
А сейчас давайте решим, какая одежда подходит для леса, и мы переходим ко второму знаку, на котором изображена - одежда.
- Ребята, подскажите, какая бывает одежда?(нарядная, спортивная, праздничная, верхняя, летняя, рабочая…). Вот сколько различных видов одежды придумал человек!
- А в лес можно надевать любую одежду? (ответы). Правильно, в лес мы оденем удобную, тёплую одежду, которая защитит нас от непогоды и укусов насекомых. (Воспитатель предлагает детям бумажные образцы различных видов одежды)
- Ребята, выберите одежду, подходящую для леса, мальчики для мальчиков, девочки для девочек (детей выбирают образцы одежды и объясняют свой выбор).
- А как вы думаете, одежда для леса может быть любого цвета? (ответы).
Давайте представим, что наши куклы пошли гулять в лес, пока они гуляют, мы с вами закроем глаза и послушаем звуки природы. Кто что слышит? (ответы).
(Пока дети слушают и отвечают, кукол помещают в траву под дерево).
- Ребята, открывайте глаза. А где же наши куклы?
- Какую куклу, в тёмной или яркой одежде, вы заметили быстрей?
- Ребята, мы убедились, что одежду темного цвета трудно заметить в лесу. Значит, какого цвета одежда больше подходит для похода в лес? (яркая)
(вместо кукол детям можно предложить наложить на зелёный лист бумаги образцы бумажной одежды разных цветов и определить, одежда какого цвета будет заметнее.).
Значит, в лес одеваем не только тёплую и удобную одежду, но и яркую.
К походу мы подготовились, теперь можно отправляться в путь.
Мы пройдём дорог немало,
Ведь огромен белый свет!
Не жалейте ног, ребята,
Ведь похода лучше нет! Итак, отправляемся в поход, Много нас открытий ждёт (звучит песня «Вместе весело шагать» и дети за воспитателем движутся в лес).
- Ребята, вот мы и в лесу, как здесь тихо и спокойно, ласково светит солнышко, слышите, как весело поют птицы, настроение у нас прекрасное, мы рады солнцу и свежему воздуху.
- Ребята, что-то может испортить наше настроение в лесу? (ответы)
- Давайте представим, что мы заблудились. Нам сразу стало как?- неприятно, страшно, невесело, печально …
- Что делать? (ответы детей).
Совет 1. Прежде всего, надо успокоиться. Для этого выберите дерево, обнимите его, поделитесь тем, что с вами произошло, оно поможет вам, ведь дерево - наш надежный друг, оно сильное и крепкое.
Когда заблудишься в лесу,
Не бойся и не трусь,
А лучше оглянись вокруг
И к дереву прижмись.
- Успокоились? Хорошо, теперь можно начинать действовать.
Совет 2. - Ребята, а как обычно подают сигнал те, кто заблудился? (ответы)
Да, обычно кричат «Ау», давайте покричим (кричат). Но если долго кричать, то можно охрипнуть.
- Может, вы знаете, как нужно подавать сигнал, чтобы не потерять голос? (ответы). Загляните в карту, какой знак нам подскажет? Мы же взяли с собой свисток.
Твой свисток поможет тебе,
Скажет всем, что ты в беде.
Давайте просигнализируем, что мы заблудились.
(воспитатель даёт каждому ребёнку свисток, и они свистят).
- Ребята, а можно просто так свистеть в лесу? (ответы) Лес любит тишину.
Пока мы кричали и свистели, очень захотелось пить. Будем пить? Ой, мы забыли кружки, не огорчайтесь, можно легко смастерить своими руками стаканчики из бумаги (дети под руководством воспитателя складывают стаканы способом оригами) (см. приложение 1)
Совет 3. - Ребята, чтобы взрослым было легче нас отыскать, надо им помочь. Вспомните, куда обычно вы смотрите, когда идете по дороге или по лесу? (ответ).
Вы смотрите под ноги. Для того чтобы привлечь внимание спасателей, я предлагаю выложить на тропинке сигналы заблудившегося, они так и называются - сигнальные дорожки.
- Чем в лесу можно выложить сигнальную дорожку? (ответы) Посмотрите на карту и на наш следующий знак, около ёлки выложены полоски из шишек и палочек. Попробуйте сами выложить сигнальные дорожки: мальчики - из шишек, а девочки - из веточек.
Сигнальные дорожки выложить спеши,
Чтоб взрослые заметили
И вас скорей нашли. Молодцы. Это был следующий совет заблудившемуся ребёнку.
Совет 4. - Ребята, возможно, нас будут искать не только на земле, но и с воздуха. Для того чтобы нас скорее заметили, можно украсить дерево. Вы спросите чем? Да тем, что есть у вас с собой, что на дереве не растёт, на что обязательно обратят внимание и прохожие и спасатели, которые будут искать нас на вертолете.
- Что это может быть? (полиэтиленовые пакеты, пустые бутылки, носовой платок, носок, кепка, сапоги и другие предметы).
- Попробуйте украсить наше дерево. (Дети украшают)
Если ты украсишь берёзу, ель, сосну,
То поможешь взрослым найти себя в лесу.
Молодцы! Дерево украсили, теперь его видно издалека и нас быстрее найдут.
Совет 5. - Ребята, обычно поиски заблудившихся занимают много времени. Не известно, сколько времени придётся ждать наших спасателей, может день, а может и ночь. А если дождь или ветер?
- Где можно спрятаться от непогоды? (можно построить шалаш).
- Из чего можно в лесу построить шалаш? (из веток, сучьев, лопухов).
- Давайте попробуем построить свой шалаш.
От холода спасаясь,
От ветра и дождя,
Построй себе шалашик –
Укроет он тебя.
(после строительства дети усаживаются около шалаша)
- Это был последний совет для тех, кто заблудился в лесу.
Предлагаю на привале вам, ребята, не скучать,
На вопросы викторины смело, дружно отвечать!
Вопросы: - Как называется укрытие, построенное в лесу? (Шалаш)
- Остановка для отдыха группы туристов. (Привал)
- В чем туристы носят вещи за спиной? (Рюкзак)
- На привале туристы отдыхают, готовят пищу, разжигают … (костер).
- В чем туристы готовят пищу в походе? (Котелок)
- Как можно подать сигнал, если заблудился?
- Что вы посоветуете делать заблудившемуся ребёнку?
Давайте расскажем и покажем руками стихотворение «Советы заблудившемуся» (см. приложение 2).
- Ребята, на этом наш поход заканчивается.
Тропка змейкой под ногами,
Мы домой вернёмся сами.
Я предлагаю вернуться домой с песней «На прогулку в лес пойдем» (на мотив «По малину в сад пойдем».) (см. приложение 3)
Приложение 1
СТАКАНЧИК
1. Сложите лист так, чтобы совпали два его противоположных угла.
2. Верхний угол отогните на себя так, чтобы он совпал с нижним. Наметьте складку и отогните назад.
3. Левый угол соедините с началом намеченной складки.
4. Затем согните правый угол влево таким же образом.
5. Возьмите верхний угол в один лист и заправьте его внутрь, в карман.
6. Оставшийся лист верхнего угла отогните назад.
Приложение 2
Представь: пошел ты в лес с друзьями за ягодами иль грибами.
Насобирав того-другого, вдруг оглянулся - все здесь ново,
Кругом деревья и кусты.
«Я заблудился» - понял ты.
Но не реви, тут горя нету, а лучше выслушай наши советы.
Советы все эти довольно просты.
Надеюсь, что быстро запомнишь их ты!
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
Песня «На прогулку в лес пойдём»
/ на мотив «По малину в сад пойдём»/
На прогулку в лес пойдём, в лес пойдём, в лес пойдём.
На полянке всей семьёй отдохнём, отдохнём, отдохнём.
Припев: Зная «Азбуку «Ау!»,
Хожу по тропинкам.
Чем смогу, тем помогу
Птичкам и травинкам.
В лес одни мы не пойдём, не пойдём, не пойдём.
Маму с папой позовём, позовём, позовём.
Припев.
Лесной мусор соберём, соберём, соберём.
Костерок мы разведём, разведём, разведём.
Припев.
Как картошки напечём, напечём, напечём.
Угольки водой зальём, зальём, зальём.
Припев.
Нам природа лучший друг, лучший друг, лучший друг.
Уберём мы всё вокруг, всё вокруг, всё вокруг.
Припев.
Знаем твёрдо: чистый лес, чистый лес, чистый лес –
Это общий интерес, интерес, интерес.
Припев.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.