Роль географического образования в развитии современной личности.
Почтаренко Наталья Михайловна
Учитель географии
первой квалификационной категории
МОУ «ТСШ №9 им. С.А. Крупко»
«История есть география во времени, а география - история в пространстве»
(Жан Жак Элизе Реклю)
Введение. Современное учебное и цифровое оборудование позволяет проводить уроки так, чтобы процесс постижения новых знаний захватывал учеников, приносил им удовольствие, способствовал выработать неизменный интерес к предмету.
Со времён Эратосфена и Птолемея география, верно служит человечеству, позволяет ему узнать, постигнуть мир, в котором оно живет. География зародилась в глубокой древности в связи с практическим занятием людей была описательной. Понемногу человечество копило и систематизировало знания о планете Земля, благодаря этому мы начинаем понимать все механизмы работы природной и природно-антропогенной системы. В настоящее время география - это комплекс фундаментальных наук, которые занимаются исследованием, прогнозированием и определением географических законов. Географическая наука основана на современных спутниковых, геоинформационных системах, системах зондировании Земли, методах анализа в природной и социальной сферах.
География занимает особенную роль в жизни общества и каждого гражданина. В географической науке особо можно выделить социально-экономическую географию, которая, в свою очередь, включает в себя отраслевые блоки: политический, юридический, исторический и др. Рассматривая выше перечисленные блоки в географии, делаем вывод, что необходимо добавить и управленческую географию, которая является, на наш взгляд, одной из главных блоков социально-экономической географии. Значение и роль управленческой географии целиком не изучено по ряду объективных и субъективных причин.
Управленческая география, находясь на стыке разнообразных дисциплин, обладает взаимосвязью со многими общественными науками, и конечно же в первую очередь – с теорией управления, историей, основами государственного и муниципального управления, региональной экономикой и управлением, туризмом, геополитикой, международным, государственным, муниципальным правом, что сделает её в случае включения в действующую классификацию географических наук, довольно интегрированной в общественную и научную жизнь.
Материалы и методы исследования. В исследования данной темы лег теоретический и сравнительный анализ, анкетирование учащихся, обобщение научной литературы, анализ данных сети Internet.
Во многих странах мира в системе образования прослеживается так называемый «географический ренессанс», сегодня к предмету география повернулись лицом, вспомнили о некогда забытой науке.
Изменения, которые происходят в современном обществе, оказывают влияние на все сферы жизни общества, в том числе, на организацию и содержание образовательного процесса. Основной целью географического образования является воспитание географической культуры личности как нужного качества человека, который проживает в условиях глобализации мира.
Бесспорно, это – фактически один-единственный предмет, который знакомит учащихся с окружающим их миром, заставляет думать, строить цепочки причинно-следственных связей, понимать закономерности природы и общества и т. д. и т. п.
Истинная Концепция формирования географического образования в Приднестровской Молдавской Республики, представляет собой систему взглядов на основные приоритеты, принципы, задачи, цели и существенные направления развития географического образования и просвещения в Приднестровье, а также устанавливает методы ее осуществления.
Современный человек должен понять, что в географии неувядающая романтика путешествий удивительным образом совмещается c особым, глубоко научным видением мира. Едва ли найдется другая наука, которую в равной степени интересовали бы вода и суша, рельеф Земли и атмосферные процессы, живая природа и территориальная организация жизни и деятельности людей.
Споры о модификации структуры и содержания школьного географического образования длится в течение многих лет. Особенно о надобности преодоления разобщенности географии на физическую и социально-экономическую части, подрывающей положение о том, что «школьная география - это единственный естественно-общественный предмет, рассматривающий сложные и многообразные связи между природными и производственными системами во времени и пространстве».
В соответствии с ГОС, личностным результатом обучения географии выражается формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, владеющей системой современных взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Формирование личностных результатов выражает:
• умение сформулировать свой взгляд к актуальным проблемным ситуациям;
• умение снисходительно устанавливать своё отношение к различным народам и их традициям;
• умение применять географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Отсюда делаем вывод, что для воспитания самостоятельной личности необходимо качественное географическое образование.
А в свою очередь географическое образование призвано обеспечивать:
• формирование гражданской идентичности обучающихся;
• сохранение и воспитание культурного многообразия, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Приднестровья;
• духовно-нравственное воспитание обучающихся;
• воспитание любви к своему краю и своему Отечеству, почтения к своему народу, его культуре и духовным традициям;
• формирование патриотизма, социальной ответственности, экологической грамотности;
• развитие расширенного кругозора, формирование пространственного мышления и владение основами научных методов познания окружающего мира;
Также необходимо выделить главные аспекты влияния географического образования на воспитание личности ребенка и кратко рассмотрим каждый из них:
Общеобразовательный аспект – отвечает за предоставления ученику первичных знаний об окружающем мире, которые развивают его мировоззрение и дозволяют найти ответы на характерные вопросы в познании окружающей действительности и почувствовать взаимосвязь большого количества явлений и процессов, влияющих непосредственно на развитие общества.
Социальный аспект – характеризуется тем, что географическое образование разрешает ученику приобщаться к тем социальным процессам и явлениям, которые могут быть растолкованы с точки зрения географии, и помогают обучающемуся воспринимать себя как основной и главной часть социума, который, непосредственно связан с природой.
Экономический аспект – эффектно выражается в том, что географическое образование даёт возможность учащемуся приобретать основные экономические знания, которые относятся не только к его государству, но и к целому мировому сообществу.
Эти знания как нельзя лучше отображают все причины и последствия тех или иных экономических событий, которые непосредственно влияют на поступательное развитие общества.
Политический аспект – предоставляет возможность получить необходимые знания о геополитики, политики, которые находятся в тесной связи с экономическими знаниями и дают возможность реально и многосторонне оценивать все процессы, происходящие в мире, дополняя мировоззрение личности характерными знаниями в данной сфере.
Патриотический аспект – наделяет личность необходимыми знаниями о его стране, которые позволяют учащемуся с почтением относиться к тем природно-культурно-экономическим факторам, которые в своей совокупности создадут культурный код нации и страны. Собственно, этот аспект воспитывает у личности любовь к своей Родине, стремление к сохранению ее уникальных особенностей.
Духовный аспект – позволяет вкладывать в личность обучающегося те ценностные ориентиры, которые содействуют формированию ее осторожного отношения к природе, и влечения к ее охране и сохранению ее уникального разнообразия.
Таким образом, обобщая выше сказанное выделим, что география напрямую связана с предоставлением компетентных и адекватных ответов на современные вызовы техногенного, социально-экономического, политического и экологического характера. Основным предметом географических исследований является окружающая среда во всем ее разнообразии и сложности.
Среди острых проблем современной школьной географии выделяют следующие:
• совершенствование содержания предмета путем наилучшего показа главных и второстепенных направлений географической науки, ее научных методов и подходов, а также усиление роли комплексного страноведения в среднем и общей географии в старшем звене школы;
•создание школьного учебника географии, который отвечал бы повышенным требованиям, предъявляемым к учебнику нового поколения, которые касаются его структуры, содержания и формы изложения;
•повышение методического уровня школьной географии - интенсификация всего процесса обучения географии, предполагающая ориентацию на освоение фундаментальных основ предмета и методов приобретения новых знаний, компьютеризация учебного.
По моему мнению вся система географического образования должна быть построена на основе трех базовых принципов: 1) методологии; 2) традиции; 3) опыта.
Хочу так же выделить некоторые перспективы развития географической науки:
Почти четверть века тому назад, рассматривая перспективы географии, известные отечественные географы писали о возрастании конструктивной, преобразовательной роли науки:
•новая роль географии состоит теперь не столько в дальнейшем познании окружающего нас мира, сколько в целенаправленном его преобразовании в интересах всего человечества. Определив свою роль и место в разработке этой грандиозной задачи, избрав наиболее правильные пути к ее разрешению, наша старая наука обеспечит себе вторую молодость;
• перспективы географии в значительной степени зависят от того, смогут ли географы смело и действенно теоретически осмыслить глобальные и территориальные проявления связи природных и социально-экономических процессов. Получится ли у них предоставить в распоряжение обществу не только полный арсенал фактов и эмпирических закономерностей, выявленных множеством существующих и возникающих географических наук, но и помочь процессу ʼʼгеографизацииʼʼ всех наук, объединив многочисленное число фактов в слаженную теорию? Смогут ли они в наше сложное время понять законы развития своей науки, для того чтобы управлять ее действиями? И получится ли у них использовать объективно развивающиеся интеграционные импульсы в географии?
Вывод: Хочется надеяться, что благодаря совместным усилиям Министерства образования, ученых-методистов, учительской географической общественности Приднестровья, в современной географии произойдут положительные модификации. Необходимо в целях повышения престижа и статуса науки географии стабилизировать учебную нагрузку по географии в школе, вернуть географию в качестве вступительного экзамена на соответствующие специальности в вузах.
При разработке новейшей школьной географии нужно учесть, что образовательные учреждения должны подготовить учащихся к ориентированию в реальной окружающей среде, в которой всегда представлены практические и теоретические знания о ней, использование которых неприемлемо без усвоения учащимися системой должных приёмов самостоятельной работы. Учебный предмет "география" — это не только содержание программ, но и работа мышления учащихся. Для этого необходима новейшая технология организации географического образования. Работая над этой темой мне на ум приходят следующие слова: «Без биологии мы – никто. Без химии мы – никак. Без географии мы – нигде!» А быть нигде – это страшно!
Литература.
1. Буркин, Е. И. Цели географического образования в современной школе / Е. И. Буркин. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2018. — № 3 (13). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3706/ (дата обращения: 27.02.2021).
2. Изотова Н.В. Качество обучения как актуальная педагогическая проблема // Вестник Московского психолого-социального института. - 2003. - № 2.
3. Кукушик В.С. Современные педагогические технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
5. Тимофеева Н.В., Задумина Н.А., Ярославцева Н.А., Ярославцев А.С. ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 9. – С. 63-65;
6. Таможняя, Е. А. Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. А. Таможняя, М. С. Смирнова, И. В. Душина; под общ. ред. Е. А. Таможней. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 321 с.
7. Школьная география: единство в многообразии / География в школе. — 2013. — № 4. — С. 41.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.