Комитет образования
администрации Балаковского муниципального района Саратовской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7
имени Героя Социалистического Труда В.Н. Перегудова»
г. Балаково Саратовской области
Тема «Семейные проекты как форма взаимодействия с родителями»
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 7
Осипова Марина Петровна
Балаково-2020.
Тема «Семейные проекты как форма взаимодействия с родителями» (Слайд 1)
Семья — это самое главное, что есть в нашей жизни,
ведь именно в ней мы или растем, или деградируем.
В.А. Сухомлинский (Слайд 2.)
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и школы. Ведущей целью взаимодействия школы с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности школьника, повышение компетентности родителей в области воспитания. За последние годы как никогда отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью школьного образовательного учреждения.
А.С. Макаренко писал, что воспитывает всё: вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. При поступлении ребенка в школу он будет лучше учиться и чувствовать себя более комфортно, если родители и педагоги станут союзниками. Совместная деятельность родителей и педагогов позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Все 33 года работы в школе я всеми силами старалась найти общий язык с родителями. Каждый раз, получая класс, я с надеждой жду встречи с родителями моих будущих воспитанников. Будут ли они помогать мне в работе, станут ли моими единомышленниками? Только вместе с родителями, общими усилиями мы можем добиться того, чтобы ребёнок раскрыл свои способности.
Знакомство с родителями моих будущих учеников происходит задолго до 1 сентября. Посещаю занятия в детском саду, праздники, родительские собрания, веду курсы подготовки к школе, даю рекомендации, как лучше подготовить ребёнка к школе. Бываю в семьях своих будущих первоклассников, где знакомлюсь с укладом жизни родителей и детей. Поэтому считаю целесообразным поиск эффективных путей педагогического руководства воспитанием младших школьников в семье. Один из них сводится к глубокому всестороннему изучению семьи, ее воспитательных условий.
Для изучения семьи в целом, уровня ее социально-педагогической ценности выделены общие критерии эффективности воспитания школьников в семье:
• Понимание родителями целей и задач семейного воспитания.
• Осознание родителями социальной ответственности.
• Положительное отношение родителей к педагогическому руководству со стороны школы.
• Систематическое повышение уровня педагогических знаний родителей, умение применять их в практике семейного воспитания.
• Единство и согласованность школы и семьи в воспитании детей.
На основе этих критериев определяю уровни выполнения родителями воспитательной функции семьи.
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ. Родители понимают требования к воспитанию детей, цели и задачи семейного воспитания положительно воспринимают педагогическую помощь школы, работают над повышением уровня педагогических знаний, согласуют свои требования к ребенку с требованием школы (38% исследуемых семей моего класса).
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ. Родители понимают цели и задачи воспитания, стремятся получать педагогические знания, положительно реагируют на руководство школой воспитанием детей в семье. Однако не всегда правильно применяют педагогические знания в практике семейного воспитания, не всегда согласуют свои воздействия с требованиями школы, не систематически контролируют учебу (50% исследуемых родителей).
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ. Родители не поддерживают должных контактов со школой, нередко безответственно относятся к воспитанию, низкий уровень педагогических знаний. В отдельных случаях родители аморально себя ведут, что накладывает соответствующий отпечаток на формирование личности ребенка (12% исследуемых родителей).
Результаты проведенных исследований убеждают в том, что знание особенностей семей обучающихся, их социального положения может снять целый ряд негативных моментов в сотрудничестве с родителями, более полно учитывать образовательно-воспитательный потенциал семей, найти разнообразные формы взаимодействия со школой, не зависящие от их статуса и материального положения.
На родительском собрании родители были информированы о направлениях внеурочной деятельности. Все дети моего класса посещают занятия в кружках дополнительного образования. Вместе с детьми родители осуществляли выбор направлений внеурочной деятельности, отслеживаю, уровень развития каждого ребёнка, веду мониторинг, провожу анкетирование по различным проблемам. При активном участии родителей ведутся Портфолио учащихся.
Организация проектно-исследовательской работы так же нашла понимание и поддержку со стороны родителей, что очень важно для формирования умения вести исследовательскую работу младших школьников и дальнейшего постижения основ научно- исследовательской деятельности.
В современном обществе метод проектов становится все более актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к данной форме организации образовательного процесса.
Сегодня метод проектов широко используется и в сфере школьного образования. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.
Метод проектной деятельности (Слайд 3.)позволяет объединить содержание образования из различных областей знаний, а также организовать совместную познавательно-поисковую деятельность школьников, педагогов и родителей. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества. Поэтому, в образовательном процессе учителя активно используют метод проектной деятельности.
Детские годы – самые важные в жизни человека и то, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и педагогов. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия.
Я считаю, что положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.
Поскольку родители являются первыми педагогами, а школа оказывает им помощь в воспитании и развитии ребенка, родители играют главную роль в сообществе педагог – родитель – ребенок. Установить «обратную связь» с ними, учесть их пожелания и интересы нам помогли анкеты с различными типами вопросов.
В зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, необходимо применение разнообразных форм работы с родителями воспитанников. Работа должна проводиться систематично, активно, применяется с точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей. Направления по вовлечению родителей в совместную деятельность со школой, различно по своим целям и задачам. (Слайд 4.)
В своей работе использую массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей класса.(Слайды 4-5).Кроме родительских собраний, провожу консультации для родителей в блоге проекта «Инфоурок». Здесь же размещаю памятки по работе с проектом. Родители знакомятся с основными направлениями и темами проектной деятельности. При работе над проектом готовят костюмы и помогают с оформлением класса.
С проектом «Дни воинской славы» обучающиеся знакомятся в 1 классе и ежегодно проходят мероприятия по данной теме. (Слайды 7-9).
Проект «Фольклорные праздники» (Слайд 10.)знакомит ребят с праздником «Масленицы». Родители помогают в организации праздника: готовят костюмы, пекут блины, накрывают праздничный стол.
Проект «Мой город – моя гордость» (Слайд 11.) познакомил ребят с историей города. Наш класс принял участие в муниципальном конкурсе, где за своё выступление-защиту проекта получил диплом победителя. При подготовки проекта оказывали помощь родители Исмаилова И.Ю и Захаров С.В.
Проект «Праздники и традиции народов Саратовской области» (Слайд 12.) сплотил взрослых и детей. Класс был разделён на 6 групп. Ребята вместе с родителями знакомились с национальными традициями одной из национальности, проживающей на территории Саратовской области. На праздник родителями были приготовлены национальные костюмы и блюда национальной кухни.
Проект «Времена года» (Слайд 13-14.) охватывает все 4 года обучения. Самыми любимыми и популярными являются праздник «Золотая осень» и «Новогодняя сказка».
Проект «Традиции моей семьи» (Слайд 15.) учит детей быть отзывчивыми и внимательными. Родители принимают активное участие в организации дня именинника, поздравления ветеранов ВОВ с праздниками. Тугай Т.А. старается разнообразить подарки детям, готовит интересные конкурсы для именинников.
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны» (Слайды 16-17.)
Знакомит ребят с профессиями. На классный час приходят родители и рассказывают о своей профессии. В этом учебном году беседы с ребятами провели Захарова О.В.. Ветренникова В.А., Несёмов С.С. Медработники рассказали о работе медсестры и повторили с детьми правила личной гигиены, провели профилактические по Ковид-19.
Сергей Сергеевич рассказал учащимся 4 «А» класса о профессии спасателя и провёл беседу по правилам личной безопасности на осенние каникулы.
Школа – это не только учёба, а мир общения, игры, творчества. Организация внеурочной деятельности помогает создать условия для творчества, позволяет ребёнку осознать себя как личность, развивать способности и интересы.
Дети моего класса вместе с родителями принимают активное участие во всероссийских, областных, городских, школьных проектах и занимают призовые места. (Слайд 18-19.)
Вывод: Открытые уроки и занятия внеурочной деятельностью, выставка проектов, посещение различных мероприятий вызвали живой интерес у родителей. Они увидели, ак раскрываются творческие и интеллектуальные способности детей. (Слайд 20-21. )
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Использованная литература
1.Байбородова Л.В. Формы взаимодействия педагога, учащихся и родителей.- Ярославль 1992г.
2. Давлетшина А.А. Работа с родителями учащихся./ методические рекомендации для учителя начальной школы.- Ульяновск : УИПКПРО 2008г.
3.Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания 1-4кл.-М. « ВАКО» 2006г.
4. Диалоги о воспитании: Книга для родителей.// Под ред. В.Н. Столетова, сост. О.Г.Свердлова – М. Педагогика 1985г.
5.Иголёк А.К. Нравственное воспитание учащихся.// Нач. шк. -1987г. №8.
6. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями.-М.1990г.
7. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. –изб. соч. в5т.-т.3 М.Просвящение,1981г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.