Тема: Сложение и вычитание величин

  • docx
  • 29.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 30.11.docx

Тема:  Сложение и вычитание величин

Цели:Образовательная:

-повторение  изученных единиц;

-обучение складыванию и вычитанию именованные величины;

-решение задач с использованием именованных разных единиц.

Развивающая:

-развитие умений логически анализировать условие задачи и решать её; навыки письменного и устного счёта;

-развитие памяти, речи, внимания.

Воспитывающая:

-воспитание навыка самостоятельной работы, чувства взаимопомощи;

-привитие интереса к математике через игровые моменты.

Планируемые результаты:

Предметные

Учащиеся научатся пользоваться приемами письменного сложения и вычитания величин; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

Метопредметные:

Познавательные универсальные учебные действия:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приемы решения задач; применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; ставить , формулировать и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; осуществлять смысловое чтение; оценка информации.

Регулятивные универсальные учебные действия:

формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в практическую; использовать речь для регуляции своего действия; использовать установленные правила в контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; выделять формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

Коммуникативные  универсальные учебные действия:

ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; строить монологичное высказывание; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; оказывать в сотрудничестве помощь.

Личностные универсальные учебные действия:

осознание своей этнической принадлежности; мотивация учебной деятельности;  самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа у доски

—  Вырази в указанных единицах измерения.

706 кг = □ ц □ кг                       365 см =  □ м □ см

190 мин = □ ч □ мин                 6509 м = □ км □ м

1902 г = □ кг □ г                        658 мм =  □дм  □см □ мм

2. Индивидуальная работа по карточкам

-  Найди:

•  число, если его третья доля равна 23;

•  число, если его восьмая доля равна 80;

•  пятую долю числа 250;

•  четыре шестых доли числа 24;

•  три десятых доли числа 300.

3. Математический диктант

            Н   Е   Ч   Ы   Л  И   В   И

            - Запишите ответы на вопросы по порядку под каждой буквой вашего ряда.

            1. Сколько метров в одном километре? (1000)

            2. 90 центнеров, сколько это тонн? (9)

            3. Сколько минут в одном часе? (60)

            4. Чему равна площадь квадрата со стороной 40 метров? (1600)

            5. Во ск-ко раз больше 15 ц, чем 100кг? (15 )

            6. Сколько лет в 3-х веках? (300)

            7. Что больше 2 часа или 80 минут? (2)

            8. Сколько дней в 4-х неделях? (28)

            - Расположите ответы в порядке возрастания, и узнаем, о чём будем говорить сегодня на уроке.

            В   Е   Л   И   Ч   И       Н       Ы

            2   9   15  28 60 300  1000  1600

            - Молодцы!

 

III. Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока «Сложение и вычитание величин».

Сформулируйте задачи урока.

IV. Самоопределение к деятельности

—  Начертите отрезки длиной 3 см и 5 см.

—  На сколько сантиметров первый отрезок короче второго?

—  Как вы вычисляли? Запишите решение в тетради. (5 3 = = 2 (см).)

—  Ниже начертите отрезок длиной 3 см 5 мм. Как узнать, на сколько сантиметров этот отрезок короче второго от­резка? (Из 5см вычесть 3 см 5мм.)

—  Умеем мы вычитать такие величины? (Нет.)

—  Какой способ вычисления вы предлагаете? (Ответы детей.)

—  Чему будем еще учиться на уроке? (Научиться выполнять сло­жение и вычитание величин, повторить соотношение единиц измерения.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

—  Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 67.

—  Что нужно сделать, чтобы выполнить вычисления? (Пере­вести в одинаковые единицы.)

—  Какой способ из предложенных вами оказался наиболее точным?

—  В каких единицах мы будем выражать величины в нашем примере? (В миллиметрах.)

—  Выполните преобразования и вычислите. (5 см = 50 мм, З см 5 мм — 35 мм; 50 мм 35 мм = 15мм; 15 мм = 1см 5 мм.)

-  Составьте алгоритм решения подобных примеров.

Алгоритм сложения и вычитания величин

1. Заменяем крупные единицы мелкими.

2. Выполняем действие (сложение или вычитание).

3. Переводим мелкие единицы в более крупные.

№313 (с. 67).(Первый столбик — коллективно, с комментированием, вто­рой — самостоятельно. Два ученика работают на откидной доске.). (Взаимопроверка)

№314 (с. 67).(Коллективное выполнение с комментированием у доски.)

№316 (с. 67).Прочитайте задачу.

-  Составим схематический чертеж. Что будет целым? (Все расчетное время 210мин.)

-  Из каких частей оно состоит? (Первый фильм, второй фильм и оставшееся время.)

-  Что нужно сделать, чтобы узнать, войдет ли еще один фильм на кассету? (Найти оставшееся время и сравнить его с 23 мин.)

-  Что нужно сделать, прежде чем вы приступите к решению, задачи? (Все величины привести к единой наименьшей единице.)

-  Решите задачу самостоятельно.

(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, само­оценка.)

Решение

1) 1 ч 27 мин = 87 мин;

2)  1 ч 38 мин = 98 мин;

3) 87 + 98 = 185 (мин) - два фильма;

4) 210 - 185 = 25 (мин) - остается на кассете;

5) 25 мин > 23 мин.

Ответ: записать фильм можно.

V. Физкультминутка

Паучок под лавку

Упал.

Ненароком лапку             (Прыжки на месте.)

Сломал.

В городскую лавку

Сходил(Прыжки на одной ноге.)

И другую лапку

Купил.(Подскок с выставлением ноги на пятку.)

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

№318 (с. 67).(работа в группах)

—  Прочитайте задание.

—  Рассмотрите рисунок и найдите треугольник АСD). Что можно о нем сказать? (Он состоит из двух треугольников: AKD и АСК.)

— Подумайте, как найти площадь треугольника ACD? (Можно найти пло­щади треугольников AKD и АСК и сложить.)

—  Как найти площадь треугольника АСК? (Это половина пло­щади прямоугольника АВСК.)

—  Как найти площадь прямоугольника? (Длину умножить на ширину.)

(Аналогично разбирается, как найти площадь треугольника AKD.)

—  Как найти периметр треугольника? (Измерить длины сторон и сложить их.)

—  Выполните задания самостоятельно. (Проверка.)

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 67). Самопроверка по образцу.) Ответы: 35 км 080 м, 5 м 72 см.

—  Оцените свою работу на уроке:

-Кто понял изученный материал и сделал все правильно?

-Кто допустил ошибки и над этим материалом ему еще надо работать?

-Кто не сделал задания и надо начать ему все сначала?

VIII. Подведение итогов урока, оценивание.

—  Чему вы научились сегодня на уроке?

—  Назовите алгоритм письменного сложения и вычитания величин.

Домашнее задание

Учебник: №317 (1столбик, 2 столбик)-выбрать посильное задание,315 (с. 67).

Знать алгоритм решения сложения и вычитания величин.